БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

язи с агитацией находится пропаганда. Отличие их Г. В. Плеханов определял так: ;... пропагандист дает много идей одному лицу или нескольким лицам, а агитатор дает только одну или только несколько идей, зато он дает их целой массе ли ц...; (Соч., т. 3, 1928, с. 400).

Идеи, проводимые коммунистич. партийной А., находят среди масс сочувствие и поддержку потому, что они выражают кровные интересы народа. Коммунистическая А. отличается высокой идейностью. ;... Без ясного, продуманного идейного содержания, - указывал В. И. Ленин,- агитация вырождается в фразерство; (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 47, с. 74). С важнейшим принципом коммунистич. А.- высокой идейностью тесно связан другой её принцип - правдивость. ;...Мы должны ставить дело во всей нашей пропаганде и агитации начистоту,- учил Ленин.- Люди, которые под политикой понимают мелкие приемы, сводящиеся иногда чуть ли не к обману, должны встречать в нашей среде самое решительное осуждение; (там же, т. 43, с. 58).

А. предполагает дифференцированный подход к различным слоям населения, с учётом его классового состава, культурного уровня, рода занятий. А. строится на учёте настроений и запросов людей, на терпеливом разъяснении и убеждении. Она должна вестись доходчиво, конкретно, наглядно, в тесной связи с жизнью, задачами, к-рые ставит партия. А. целеустремлённа, носит боевой, наступат. характер, разоблачает тех, кто противится проведению генеральной линии партии, вскрывает и бичует недостатки в работе, критикует виновников этих недостатков, не избегает острых вопросов. М. И. Калинин говорил агитаторам: ;...Никогда не увиливайте от постановки острых вопросов ... Ни в коем случае к этому не прибегайте, не уклоняйтесь от ответа, не смазывайте поставленных вопросов; (;О политической агитации;, 1948, с. 8-9).

А. имеет различные формы. Устная А. не только средство завоевания масс, но также средство общения с массами, тесного взаимодействия между партиен, рабочим классом и всеми трудящимися. Важнейшими формами устной А. являются митинги и собрания, к-рым В. И. Ленин, непревзойдённый агитатор, придавал огромное значение. Он считал непременным долгом агитатора-коммуниста повседневно вести разъяснительную работу среди масс, самому улавливать их настроения и одновременно учиться у масс. ;Личное воздействие и выступление на собраниях в политике страшно много значит. Без них нет политической деятельности, и даже само писанье становится менее политическим; (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 47, с. 54). Многие деятели КПСС были выдающимися агитаторами: М. И. Калинин, С. М. Киров, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, Г. К. Орджоникидзе, Г. И. Петровский, Я. М. Свердлов и др.

В совр. условиях огромное агитационное значение наряду с газетами приобрели радио и телевидение, при помощи к-рых миллионы людей одновременно получают информацию о текущих событиях. Возрастает и роль кино как одного из сильнейших средств политич. А. Однако печатная А. имеет свои особенности и нек-рые преимущества по сравнению с устной. Газета, журнал проникают в самые отдалённые уголки страны, они представляют возможность читателю черпать информацию в любое удобное для него время, в любом месте, сосредоточиваться на заинтересовавшем его материале, сохранить его. В 1969 общий разовый тираж советских газет и журналов составил более 260 млн. экз., что превышает численность населения СССР. Оперативной формой печатной А. являются листовки, к-рые выпускаются быстро и большими тиражами, а также стенные газеты, ;молнии;. Они с успехом используются для популяризации передовых методов труда, передовиков социа-листич. соревнования, ценной инициативы рабочих, инженерно-технич. работников, служащих.

Распространённым видом наглядной А. является плакат. Язык его должен быть ярким, лаконичным и убедительным. Текст плаката - краткий, целеустремлённый, запоминающийся. Большое распространение получил сов. агитац. плакат, особенно в период Гражданской войны 1918-20, Великой Отечеств, войны 1941-45. Плакаты отличались политич. остротой, злободневностью, разнообразием художеств, приёмов.

Для проведения А. партия использует всю сеть культурно-просветит. учреждений: дома и дворцы культуры, клубы, агитпункты, библиотеки, дома политич. просвещения, агитпоезда, агнтмашины и др.

Большое внимание уделил вопросам агитационно-массовой работы 23-й съезд КПСС. В резолюции съезда указывается: ;Необходимо глубоко и доходчиво разъяснять политику партии, не уходить от острых проблем, быть чуткими к запросам и духовным потребностям народных масс, учитывать выросший культурный и образовательный уровень советских людей. Вся политическая агитация должна строиться на базе широко и систематически поставленной информации населения о политической, экономической, культурной жизни страны и международном положении; (Материалы XXIII съезда КПСС, 1966, с. 199).

В зависимости от историч. условий коммунисты видоизменяют формы и методы своей А. Коммунистич. партии, находящиеся в подполье, не могут практиковать многолюдные митинги, там упор делается на групповую и индивидуальную А. В тех случаях, когда отсутствуют возможности широко использовать такое мощное средство печатной А., как газета, партия прибегает к листовкам. В. И. Ленин учил, что коммунисты должны работать во всех учреждениях и орг-циях, дающих возможность легального общения с трудящимися, а значит и широкой А. ;... Обязательно работать там, где есть масс а,- писал Ленин.- Надо уметь приносить всякие жертвы, преодолевать величайшие препятствия, чтобы систематически, упорно, настойчиво, терпеливо пропагандировать и агитировать как раз в тех учреждениях, обществах, союзах, хотя бы самых что ни на есть реакционных, где только есть пролетарская или полупролетарская масса; (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 41, с.36 - 37). Когда большевики вышли из подполья, масштабы их агитац. деятельности значительно расширились, а формы и методы стали более разнообразными. Митинги, собрания, демонстрации, газеты, листовки и плакаты партия использовала для широкого охвата масс своей А.

Партия считает, что агитац. работу обязан вести каждый коммунист. После победы Великой Окт. революции, когда на первый план вышли созидат. задачи, агитац. и пропагандистское значение приобрёл пример коммунистов в труде. ;Если в прежнее время, - говорил Ленин,- мы пропагандировали общими истинами, то теперь мы пропагандируем работой; (там же, т. 38, с. 198).

В практич. деятельности КПСС накоплен большой опыт проведения агитац. кампаний, связанных со знаменательными датами, решением конкретных по-литич. и хоз. задач. Революц. праздники (годовщины Окт. революции, Сов. Армии, 1-е Мая и др.), дни печати, радио и т. п., дни работников различных отраслей нар. х-ва (шахтёров, нефтяников, строителей, рыбаков и др.) служат и агитац. кампаниями, проводимыми регулярно и приуроченными к определённым датам.

Широко проводились единовременные агитац. кампании - по выборам в Советы, в нар. суды, по созданию фонда обороны (в период Великой Отечеств, войны), по призыву молодёжи на освоение целинных и залежных земель, на крупнейшие новостройки и т. п., а также кампании, вызванные междунар. событиями, напр, в защиту Вьетнама от амер. агрессии.

С ростом общеобразоват. и культурного уровня трудящихся повысились требования к парт. А. Она стала глубже по содержанию, многообразнее по средствам и формам, шире по охвату аудитории. Внимание парт, орг-ций сосредоточивается на качественной стороне А. Партия требует вести А. на такой информационной базе, к-рая активно способствовала бы коммунистич. воспитанию людей, формированию обществ, мнения, правильной ориентации сов. людей в вопросах внутр. и внеш. политики партии и государства, в борьбе против враждебной идеологии. Информац. база А. должна быть теоретически верной, основана на достоверных источниках, на данных науки, доказательной, хорошо аргументированной, убедительной, целеустремлённой, построенной на живых примерах и фактах.

Коммунистич. А. ведёт борьбу с враждебной, буржуазной А., к-рая выступает в защиту капиталистич. строя. В А. находит выражение борьба двух идеологий, как проявление борьбы классов. Реакционные партии, используя современные средства массовой информации, ведут антинародную, лживую и провокационную А. Коммунистич. А. зовёт на борьбу против капиталистич. строя, разоблачает клевету и фальсификации буржуазных идеологов, мобилизует массы на решение революц. задач.

Лит.: Ленин В. И, О пропаганде и агитации, 2 изд., М., 1962; Крупская Н.К., Ленин как пропагандист и агитатор, М., 1957; Калинин М. И., О некоторых вопросах агитации и пропаганды, М., 1958; Вопросы идеологической работы. Сб. важнейших решений КПСС. (1954 Л 1961 гг.), М., 1961. В. М. Щербак,

АГИТБРИГАДА, агитколлектив, агиттеатр, в СССР небольшой профессиональный или самодеятельный театральный коллектив. А. возникли в первые годы после Октябрьской революции для обслуживания фронтов Гражданской войны. С конца 20-х гг. получили массовое распространение на стройках, предприятиях, позже в вузах в студенческой сфере. А. пропагандируют передовой опыт, критикуют недостатки. Репертуар А. строится на остро современном, злободневном материале; его составляют драматические, музыкальные и хореографические миниатюры. В 1967 в Москве состоялся смотр лучших А.

"АГИТПЛАКАТ", серия сатирических плакатов Союза художников СССР и Московского отделения Союза художников РСФСР, выпускаемая с 1956 в Москве (около 200 номеров в год) коллективом художников и поэтов (Б. Е. Ефимов, Кукрыниксы, Н. Ф. Денисовский, А. А. Жаров, С. А. Васильев и др.). Авторы плакатов, продолжая традиции "Окон РОСТА" и "Окон ТАСС", откликаются на злободневные политические события, содействуют повышению культуры производства и быта. Плакаты (тираж до 7000) размножаются способом шёлкотрафаретной печати (шелкографии).

АГИТПУНКТ, политико-просветительское учреждение; А. были созданы в городах и на железнодорожных станциях постановлением Совета рабочей и крестьянской обороны от 13 мая 1919 как центры массово-политической работы. А. были призваны посредством литературы, газет, плакатов, грампластинок, кино, живого партийного слова разъяснять красноармейцам и трудящимся массам смысл происходящей борьбы, цели и задачи Советской власти, вовлекать их в борьбу за торжество дела Великого Октября, сплачивать их вокруг Коммунистической партии. С первых выборов в Верховный Совет СССР (1937) А. стали центрами политической работы во время избирательных кампаний. Большую роль в коммунистическом воспитании трудящихся А. играли в годы довоенных пятилеток и в период Великой Отечественной войны 1941-45. На А. проводятся доклады, лекции, беседы, встречи избирателей с кандидатами в депутаты Советов, в народные судьи и заседатели, организуются консультации, выставки, показ кинокартин, выступления художестенной самодеятельности, выпускаются стенгазеты. Наряду с А. большое распространение получили клубы избирателей.

АГИТФИЛЬМ, короткометражный фильм-плакат, публицистически заострён- HI ное кинопроизведение на злободневную тему. Получил распространение в СССР в период Гражданской войны и военной интервенции. А. отражали важные моменты борьбы Красной Армии, хоз. строительства молодой Советской республики, разъясняли актуальные политич. задачи современности. В 1918-20 было выпущено 80 А. Среди наиболее значит. А.: ч Уплотнение; (1918, режиссёры А. П. Пантелеев, Д. X. Пашковский, А. Долинов), ;На красном фронте; (1920, режиссёр Л. В. Кулешов), ;Серп и молот; (1921, режиссёр В. Р. Гардин).

Лит.: Очерки истории советского кино, т. 1, М., 1956.

АГИШ Сагит (Сагит Ишмухаметович Агишев) [р. 7(20).1.1905), деревня Исянгильды, ныне Оренбургская область], башкирский советский писатель. Член КПСС с 1944. Печататься начал в 1925. В сборнике стихов "Наш смех" (1928) сказалось влияние В. В. Маяковского. В книгах рассказов и повестей "Применительно к условиям" (1933), "Подхалим" (1935), "В доме муэдзина" (1940), "Махмудов" (1940) и др. А. выступил как юморист и сатирик. Новая жизнь колхозного села показана в повести "Джигиты" (1939). В годы войны опубликованы книги "Всадник Ильмурза" (1942), "На фронт" (1943), "Ахмадулла" (1944). Автор романа "Фундамент" (1950), повести "Земляки" (1964), рисующей юношеские годы М. Джалиля. Пишет и для детей.

С. Г. Сафуанов.


АГИЯ-ТРИАДА, Айия-Триас (Hagia Trias), древнее поселение на острове Крит, один из центров эгейской культуры. Названо по современной деревне А.-Т. Древнейшие остатки поселения относятся к неолиту, расцвет - к 1-й пол. 2-го тыс. до н. э. Дома в А.-Т. группировались вокруг дворца, сев.-зап. часть к-рого хорошо сохранилась. Обнаружены залы, кладовые, помещение архива (судя по глиняным табличкам с письменами). Найдено много произв. иск-ва и ремесла. Упадок А.-Т. связан с нападением ахейцев на о. Крит (сер. 15 в. до н. э.).

Лит.: Пендлбери Д., Археология Крита, пер. с англ., М., 1950.

Т. Д. Златковская.

АГЛАБИДЫ, династия араб, эмиров [800-909] в Ифрикии, вассалов Халифата. Основатель - наместник Харун ар-Рашида Ибрахим ибн аль-Аглаб [800-812]. А. вели борьбу с племенами, выступавшими под знаменем ха-риджизма (см. Хариджиты), с созданным ими имаматом Тахерт {юж. часть Ифрикии); Адм. и культурным центром А. был г. Кайруан; укреплённой резиденцией эмиров А.- построенная ими близ Кайруана - Каср аль-Кадим. Государство А. пало в 909 под ударами шиитов.

АГЛИКОН, гении, несахарный компонент гликозида, носитель его биологич. активности.

АГЛИПАЯНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, реформаторское религ. течение на Филиппинах. Её основатель Г. Аглипай (G. Aglipay, 1860-1940) был отлучён от католич. церкви за участие в восстании против исп. колониального гнёта и во время войны против амер. захватчиков (1899- 1901) стал генеральным викарием армии Филиппинской республики. В 1902 он основал Независимую, или Национальную, филиппинскую церковь протестантского толка, более известную под назв. А. ц., и стал её главой в сане епископа. А. ц. обличала алчность католич. церковников и канонизировала как святых героев нац.-освободит, борьбы, что привлекло в её ряды много сторонников (к 1939 - св. 1,5 млн. чел.), в основном из крестьян и гор. мелкой буржуазии. В 30-х гг. А. ц. и созданная ею Респ. партия участвовали в движении за единый антиимпериалистич. фронт. После 2-й мировой войны А. ц. стала утрачивать характер демократич. патриотич. движения, сблизилась с епископальной церковью США и её влияние среди трудящихся значительно уменьшилось.

Г. И. Левинсон.

АГЛОМЕРАТ (от лат. agglomero - присоединяю, накопляю) в петрограф и и, рыхлые скопления неправильных очертаний обломков горных пород. При цементации А. образуются брекчии, туфы и т. д. А. лавовый - скопление глыб очень вязкой лавы, образовавшейся при движении лавового потока.

АГЛОМЕРАТ в металлургии, спекшаяся в куски мелкая (часто пылевидная) руда размерами 5-100 мм с незначит. содержанием мелочи. См. Агломерация.

Рис. 1. Технологическая схема агломерационной фабрики: 1 - конвейер для подачи шихтовых материалов со склада или из приёмных бункеров; 2 - бункера шихтового отделения; 3 - конвейер; 4 - весы; 5 - смесительный барабан; 6 - бункера шихты спекательного отделения;