БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

плацдармы". В 1917 полевой инспектор инж. части при Ставке Верх, главнокомандующего. В нояб. 1917 перешёл на сторону Сов. власти и в февр. 1918 добровольно вступил в Красную Армию. Был гл. руководителем инж. обороны Петрограда, с марта 1918 пред, коллегии по инж. обороне при Гл. инж. -технич. управлении РККА, с янв. 1919 чл. инж. к-та Гл. воен. -инж. управления. В. много сделал для разработки совр. воен. -инж. принципов и становления советской воен. -инж. школы. С 1923 проф. Воен. -инж. (с 1925 - Военнотехнич. ) академии.

Соч. : Исследование новейших средств осады и обороны сухопутных крепостей, СПБ, 1890: Инженерная оборона государства и устройство крепостей, ч. 1, СПБ, 1903: Маневренная крепость, М., 1914; Крепости до и после мировой войны. 1914-1918 гг.. М., 192?; Русские крепости в связи с операциями полевых армий в мировую войну, Л., 1926.

Лит.: Богатский М., Военный инженер К. И. Величко (1856 - 1927), М., 1957. А. И. Иволгин, А. Г. Кавтаоадзе.

ВЕЛИЧКО Самуил Васильевич (1670 - ок. 1728), украинский летописец. Учился в Киевской академии; знал лат., нем. и польский языки. Отстранён от службы в Генеральной войсковой канцелярии после казни В. Л. Кочубея (1708), к к-рому был близок. Гл. труд - "Летопись событий в Юго-Западной России в XVII в. " (тт. 1-4, 1848-64), в к-ром В., используя сравнительно широкий круг укр. и иностр. источников, излагает историю Украины в связи с историей России, Польши, Молдавии. В. выступал как идеолог казацкой старшины и укр. шляхетства, сторонник воссоединения Украины с Россией. Отрицательно относился к нар. массам и их борьбе против помещиков, но вместе с тем возражал против восстановления на Украине крепостничества в том виде, в каком оно существовало до освободит, войны 1648-54. Достоинства "Летописи" снижают не всег да критич. отношение к источникам, погрешности в датах и фактах, витиеватость изложения.

ВЕЛКОВ Крум (16. 12. 1902, Перник,- 18. 4. 1960, Бедово), болгарский писатель. Чл. Болг. компартии с 1922. Сын рабочего. Активный участник революц. движения, В. подвергался репрессиям. В романе "Село Борово" (1932; Димитровская пр., 1949) изображена героич. борьба народа под руководством коммунистов в сент. 1923. Автор историч. романа "Предводитель" (1940), романа "Жизнь Петра Да-шева" (1946).

Лит.: Драганов Н., Крум Велкоз. Идеен и творчески път, "Е;шк и литература". 1949. № 3.

ВЕЛКОМ, Уэлком (Welkom), город в ЮАР, в пров. Оранжевая Республика. 128 тыс. жит., включая близлежащие прииски (1966). Ж. д. связан с г. Крун-стад. Центр нового золото-, уранодобывающего рна, с развитием к-рого после 2-й мировой войны 1939-45 связано возникновение города. Технология, ин-т и колледж.

ВЕЛЛАНСКИЙ (Кавунник) Дани-ло Михайлович (11. 12. 1774, Борзня Черниговской губ.,- 15. 3. 1847, Петербург), русский учёный-медик и философ-идеалист. Адъюнкт (с 1805) и проф. (1814-37) Петерб. медикохирургич. академии. С 1819 - академик. Сторонник натурфилософии Ф. В. Шеллинга, В. считал, что материя порождена абс. началом и в своём развитии проходит ряд последоват. ступеней, высшей из к-рых является человек. Отвергая агностицизм и эмпиризм, В. был сторонником рационализма. В идеалистич. форме В. высказывал диалектич. тезис о всеобщей связи явлений, об их двойственности и о борьбе полярностей как источнике развития. Идеи В. оказали влияние на М. Павлова, "любомудров*; его натурфилософия подверглась критике со стороны как приверженцев эмпирич. знания (физика Э. X. Ленца, декабриста В. Ф. Раевского и др. ), так и офиц. кругов, видевших в деятельности В. угрозу православной доктрине.

Соч. : Опытная, наблюдательная и умозрительная фи. чика, СПБ, 1831; Пролюзия к медицине как основательной науке, СПБ, 1805; Биологическое исследование природы, СПБ, 1812; Основное начертание общей и частной физиологии или физики органического мира, СПБ, 1836.

Лит.: Коштоянц X. С., Очерки по истории физиологии в России, М. - Л., 1946, гл. 3; История философии в СССР, т. 2, М., 1968 (по имен, указат. ).

3. А. Каменский.

ВЕЛЛЕЙ ПАТЕРКУЛ (Velleius Pater-culus) (ок. 19 до н. э. - ок. 31 н. э. ), римский историк. В правление имп. Тиберия ок. 30 н. э. написал "Римскую историю" (в 2 кн. ), в к-рой излагались события от Троянской войны до 30 н. э., причём наиболее подробно и в апологетич. тонах изложена история времён Августа (в виде биографич. очерков выдающихся деятелей). Соч. В. П. содержат сведения, каких нет в др. сохранившихся источниках.

Соч. : С. Vellei Paterculi ex Historiae romanae libris duobus quae supersunt, ed. C. Stegraann de Pritzwald, Lipsiae, 1933; в рус. пер. : Сокращение греческия и римския истории, пер. Ф. Моисеенкова, СПБ, 1774.

ВЕЛЛЕР (Weller) Фридрих (р. 22. 7. 1889, Маркнёйкирхен), немецкий индолог и буддолог. В 1938-58 проф. и зав. кафедрой санскрита (индологии), а также руководитель Индийского ин-та Лейп-цигского ун-та (с 1953 - Ун-та им. Карла Маркса). Автор многих исследоват. работ в области индологии, истории и культуры Центр. Азии (а также тибетологии), В. внёс значит, вклад в исследование инд., Тибет., кит., монг. и согдийских письм. источников, важных для изучения буддизма. Издал и перевёл ряд буддийских памятников (тибет. текст " Буддхачариты " Ашвагхоши, тибет. и монг. тексты "Брах-маджаласутры", перевод "Кашьяпа-париварты" и др. ). Нац. пр. ГДР (1955).

Соч. : Библиографию работ В. до 1954 ом. в кн. : Asiatica. Festschrift Friedrich Weller zum 65. Geburtstag..., Lpz., 1954. РаботыВ. после 1954: Tibetisch-sanskriti-scher Index zum Bodhicaryavatara, H. 1 - 2, В., 1952 - 55; Versuch einer Kritik der Katho-panisad, B., 1953; Die Fragmente der Jataka-mala in der Turfansammlung der Berliner Akademie, B., 1955; Die Legende von Suna-hsep? im Aitareyabrahmana und Sankhayanas" rautasutra, В., 1936; Zum Kasyapaparivarta, H. 2, В., 1965. П. А. Гринцер, М. Хелъзт.

ВЕЛЛИНГТОН, правильнее Уэллингтон (Wellington) Артур У э л с л и (Welles-ley) (1. 5. 1769, Дублин,-14. 9. 1852, замок Уолмер, Кент), английский полководец, гос. деятель, дипломат, фельдмаршал (1813); тори. Учился в ари-стократич. колледже в Итоне и в военной школе в Анже (Франция). Начал воен. карьеру в англ, войсках в Нидерландах, во время антифранц. похода 1794-95. В 1796 был направлен в Индию, где командовал англ. войсками при завоевании кн-ва Майсур и маратхских кн-в. В 1805 воз-вратилст в Великобританию. В 1807- 1808 гос. секретарь по делам Ирландии. В 1808-13 командовал союзными войсками в войне против наполеоновской Франции на Пиренейском п-ове. В 1814 назначен англ, послом в Париже. В том же году получил титул герцога В. В 1815 В. - командующий англо-голл. союзной армией, вынесшей гл. тяжесть в решающем сражении против Наполеона при Ватерлоо. Участвовал в работе Венского конгресса 1814-15. В 1815-18 возглавлял оккупац. войска во Франции. Англ, представитель на конгрессах Священного союза в Ахене (1818) и Вероне (1822). В 1826 подписал в Петербурге т. н. Греческий протокол, определявший позиции Великобритании и России в отношении Греции. В 1827-52 главнокоманд. англ. армией. В 1828-30 премьер-мин. Под давлением массового движения провёл в жизнь акт об эмансипации католиков (1829). Открыто выступал против проведения парл. реформы, что способствовало падению кабинета В. В 1834-35 мин. иностр. дел, в 1841-46 мин. без портфеля. В 1848 возглавлял воинские части, готовившие вооруж. подавление чартистских выступлений.

Лит.. 'МарксК. иЭнгельсФ., Соч., 2 изд., т. 27, с. 21. 3 - 14, 225; D a v i e s О., Wellington and his army, Oxf., 1954.

A. H. Байкова.

ВЕЛЛИНГТОН, остров у побережья Чили; см. Уэллиттон.

ВЕЛЛИНГТОН, город в Н. Зеландии; см. Уэллиттон.

ВЕЛЛИНГТОНИЯ, род хвойных деревьев; то же, что секвойядендрон.

ВЕЛЛУРУ, город в Юж. Индии, в шт. Тамилнад, на р. Палар. 120,6 тыс. жит. (1969). Крупный трансп. узел. Пищ. пром-сть.

ВЕЛОБОЛ [от вело(сипед) и англ, ball - мяч], спортивная командная игра в мяч на велосипедах. Играют 2 команды по 2 человека в каждой. Задача спортсмена - направить мяч в ворота противника передним или задним колесом велосипеда, туловищем или головой. Проводится на земляной, асфальтиров. или деревянной площадке.

В. развит в ГДР, Чехословакии.

ВЕЛОДРОМ [от вело(сипед) и греч. dromos - бег, место для состязаний], сооружение (открытое или крытое) для тренировок и соревнований по велосипедному спорту, состоящее из трека с трибунами и вспомогательных помещений.

ВЕЛОСИПЕД (франц. velocipede, от лат. velox, род. п. velocis - быстрый и pes, род. п. pedis - нога). Прототипы В. - 4-колёсные повозки-самокаты - строились изобретателями разных стран: Г. Гантшель (Германия, 1649), Р. Ла Рошелли (Франция, 1693), Л. Шамшу-ренков (Россия, 1752), Овенден (Англия, 1761) и др. Первый двухколёсный В. с педалями, большим ведущим передним колесом и малым задним был построен в России крепостным мастером Е. М. Артамоновым. На этом В. он проехал от Верхотурья (под Пермью) до Петербурга (1801). В 1808 в Париже появился двухколёсный В. без рулевого управления. Движение осуществлялось отталкиванием ногами от земли. К. Драйз (Германия) снабдил этот В. рулевым управлением (1815), а в 50-х гг. 19 в. нем. механик Ф. М. Фишер приделал к переднему колесу шатуны и педали. Так сложилась модель В., названная boneshaker ("костотряс"),- тяжёлая жёсткая конструкция с равновеликими деревянными колёсами, усиленными железными обручами. Со временем деревянные колёса были заменены колёсами с тонкими металлич. ободами, проволочными спицами и сплошными резиновыми шинами. Для повышения скорости движения был увеличен диаметр ведущего колеса. Появился В. новой конструкции - "паук", у к-рого диаметр переднего (ведущего) колеса иногда достигал 180 см, а заднего 30 см. Этот тип В. просуществовал ок. 20 лет. В 1893 в Англии был создан В. safety - безопасный, в общих чертах сохранившийся до наст, времени.

В конце 19 в. в конструкцию В. ввели цепную передачу, шарикоподшипники (1877), пневматич. шины (1889), свободный ход (1894) и механизм переключения передач (1899). Началось пром. произ-во В. Тогда же В. начинают применять в воен. деле для связи, перевозки раненых, лёгких орудий и военного имущества; в европ. армиях появились самокатные роты. Первые сов. В. были выпущены в 1924 Харьковским велосипедным з-дом в количестве 2200 шт. ; в 1969 выпуск В. в СССР составил св. 4 млн. шт.

В зависимости от назначения и особенностей конструкции В. подразделяются на дорожные, легко дорожные, подростковые, спортивные, детские и специальные. Дорожные В. имеют прочную раму, широкие шины (1.25" - 1.5"), высоко расположенный руль, масса ок. 16 кг; легкодорожные В. отличаются меньшей массой (14 кг), уменьшенным сечением шин (1,0"-l.25''), обычно оснащаются ручными тормозами. Для спортивных В. характерны облегчённая конструкция (8-11 кг) из легир. сталей и дюралюминия, низко опущенный руль, наличие переключателя скорости и ручных тормозов (у шоссейных) или без тормозов и свободного хода (у трековых). Разновидность спортивных В. - тандем (рис. 1) - двухместный двухколёсный В. с двойной сблокированной передачей. Такая конструкция позволяет экипажу тандема развивать скорость до 70 км/ч. К группе специальных В. относятся цирковые, грузовые, трёхколёсные (для людей пожилого возраста), велоколяски и др.

Получили распространение прицепные устройства, гл. обр. к дорожным В. (рис. 2), для перевозки грузов, а также В. с подвесными моторами.

Лит.: УспенскийИ. А., Теориявелосипеда, М., 1959; Gaunter С. F., The history and development of cycles, pt 1 - 2, L., 1955-58. Л. А. Евсеев, Я. Е. Феликс.

ВЕЛОСИПЕДНЫЙ КРАН, машина для подъёма и горизонтального перемещения грузов, передвигающаяся по однорельсовому наземному пути. На 2- или 4-осной тележке В. к. установлена колонна, несущая вращающуюся укосину. Устойчивость В. к. в поперечном направлении обеспечивают реборды ходовых колёс и верхние ролики на вертик. осях, катящиеся между двумя опорными потолочными балками. В. к. при укосине, повёрнутой в направлении движения, занимает мало места; обслуживает по ширине площадь, равную вылету крана по обе стороны пути. Грузоподъёмность до 10 т, вылет стрелы 3-7 м, привод электрический. В. к. предназначаются для механизации грузоподъёмных и погрузочноразгрузочных работ в производств, цехах и закрытых складах.

Велосппедный кран: 1 - тележка; 2 -колонна; 3 - укосина; 4 - верхние ролики; 5 - потолочные балки.

ВЕЛОСИПЕДНЫЙ СПОРТ, вид спорта, включающий гонки по пересечённой местности, по шоссе, на треке, фигурную езду на велосипедах, велобол.

Первое офиц. соревнование по В. с. состоялось во Франции в 1869 между Руаном и Парижем (120 км) на деревянных велосипедах; победитель гонки достиг средней скорости ок. 11 км/час. Впервые первенство мира проведено на треке в 1893 в Чикаго и на шоссе - в 1921 в Копенгагене. С 1896 В. с. включён в программу Олимпийских игр. Первые гонки велосипедистов в России были проведены на беговом ипподроме в Москве 24 июля 1883; с 1891 начались соревнования на треке, когда в Москве на Хо-дынском поле был построен велодром и разыгран первый всероссийский чемпионат на дистанцию 7,5 версты (8 км). В 1911-13 А. Панкратов (Россия) совершил кругосветное путешествие на велосипеде, за что был удостоен высшей награды Междунар. союза велосипедистов - Бриллиантовой звезды. В 1918 впервые было проведено первенство РСФСР, в 1923 - первенство СССР.

Участники соревнований по В. с. делятся на возрастные группы: детскую (младшая и старшая), молодёжную (юниоры и девушки), взрослую (мужчины и женщины).

Спортсмены в соревнованиях могут участвовать на гоночных, полугоночных и дорожных велосипедах на шоссе и в кроссе и только на гоночных - на треке. Шоссейные гонки могут быть однодневные и многодневные; индивидуальные (когда гонщик уходит со старта один), командные (в составе команд - 3 женщины и 4 мужчины), групповые (общий старт даётся группе спортсменов). Соревнования по кроссу устраиваются на пересечённой местности. На треке проводятся спринтерские гонки на 1 км или на 2-3 круга; гонки на тандемах на 2 км; парные и групповые гонки с промежуточными финишами; гиты на 500 м и 1 км с места, на 200, 500 м с ходу для мужчин и 500 м с места, 200 м с ходу для женщин; индивидуальные гонки преследования на 3 и 4 км для мужчин и на 2, и 3 км для женщин; командные гонки преследования на 2 км (команда 4 чел. ), на 4 км (команда 4 чел. ) для мужчин, на 2 км (команда 2 чел. ) и 3 км (команда 3 чел. ) для женщин; гандикапы, гонки с выбыванием, гонки на 10-30 кругов с промежуточными и др. финишами.

Ежегодно проводятся соревнования на первенство мира: шоссейные и трековые гонки для любителей и профессионалов, кросс - для любителей, Велогонка мира (с 1948) для любителей, велогонка "Тур де Франс" (с 1903) для профессионалов. В программу Олимпийских игр включены шоссейные и трековые гонки.

Среди победителей первенств мира (1958-70) сов. спортсмены А. Бельгард, В. Быков, В. Вуколов, Т. Гаркушина, Г. Ермолаева, И. Кириченко, Л. Колум-бет, М. Колюшев, В. Кузнецов, С. Кусков, Д. Лацис, С. Москвин, Р. Обо-довская, О. Пхакадзе, В. Савина, С. Те-рещенков, Г. Царёва - трек; А. Конк