БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

сов. Укр. фронта и 1-й болг. армии. После окончания войны и победы диктатуры пролетариата ВНА стала классовой армией пролетариата. Ошибки, допущенные в 1-й пол. 50-х гг., и контр-революц. мятеж 1956 нарушили непрерывность в развитии армии. После подавления контрреволюции вооруж. силы были созданы заново. Они имеют на вооружении совр. танки, ракеты различных классов, артиллерию, реактивную авиацию и др. воен. технику.

Вооружённые силы комплектуются в соответствии с "Законом о защите Родины", принятым в 1960; призывной возраст- 18 лет, срок действит. воен. службы - 2 года. Офицерские кадры готовятся в воен. уч-щах и в Воен. академии им. Миклоша Зриньи.

Со времени создания организации Варшавского договора (1955) вооруж. силы ВНР активно участвуют в пр'оведении совместных мероприятий по укреплению мощи Объединённых вооружённых сил для обеспечения мира и безопасности в Европе. 29 сентября - день победы нар. революц. армии Кошута над армией хорватского бана И. Елачича под Па-коздом в 1848 - отмечается с 1961 как День вооруж. сил ВНР (до 1961 отмечался как День ВНА).

IX. Медико-географическая характеристика

Медико-санитарное состояние и здравоохранение. В 1969 на 1000 жит. рождаемость составляла 15,0, смертность - 11,3, детская смертность - 35,5 на 1000 живорождённых (в 1950 соответственно 20,9, 11,4 и 85,7). Ср. продолжительность жизни (1969): мужчин - 67 лет и женщин - 72 года.

Преобладает неинфекц. патология: сердечнососудистые болезни, злокачеств. новообразования, заболевания органов дыхания нетуберкулёзного происхождения. Большие успехи достигнуты в борьбе с туберкулёзом; снизилась заболеваемость сифилисом, дифтерией, коклюшем, столбняком, малярией, полиомиелитом и др. В 1969 наиболее распространёнными инфекц. болезнями были дизентерия и вирусный гепатит. На Венгерской низменности регистрируются единичные заболевания зобом.

Высший орган здравоохранения - Мин-во здравоохранения. Под его управлением функционируют также мед. вузы и научномед. учреждения, входящие в систему Венг. АН. На местах руководство здравоохранением осуществляют отделы здравоохранения исполкомов местных советов. В районах и городах действуют группы здравоохранения под руководством главного врача района или города.

К 1970 в В. функционировало 184 больничных учреждения на 83,6 тыс. коек (8,1 койки на 1000 жит. против 52,3 тыс. коек, т. е. 5,6 койки на 1000 жит. в 1950), 4,3 тыс. районных амбулаторий, 151 поликлиника, 190 туберкулёзных, 123 кожновенерологич., 63 онкологич. и 47 психиатрич. диспансеров. К 1970 насчитывалось 1032 постоянных детских яслей на 39,8 тыс. мест и 44 дома младенца на 4,4 тыс. мест. Население обслуживали 154 станции скорой помощи. К 1970 работали 22,7 тыс. врачей, т. е. 1 врач на 454 жит. (против 10,2 тыс. врачей, т. е. 1 врач на 909 жит. в 1950) и 58,5 тыс. лиц ср. мед. персонала.

Подготовка врачей в В. осуществляется в 4 мед. вузах (в Будапеште, Сегеде, Дебрецене и Пече). В 1969 дипломы врачей получили 1016 чел., зубных врачей - 193 и фармацевтов - 193. Подготовка ср. мед. персонала ведётся в 37 мед. уч-щах. Повышение квалификации врачей осуществляется в Ин-те усовершенствования врачей, а также в мед. вузах и в ведущих гос. спец. учреждениях и обл. больницах. Усовершенствование ср. мед. персонала ведётся на центр, месячных курсах и по месту работы. Ассигнования на здравоохранение в 1969 составляли 4,7% государственного бюджета.

На терр. В. расположены бальнеологические (Будапешт, Балатонфюред, Шиофик, Бюкксек, Харкань, Хайдусо-босло, Парад, Хевиз и др. ), бальнео-климатич. и климатические (Шиконда, Кекештетё, Лиллафюред, Тихань и др. ) курорты.

Лит.: Geographia medica hungarica, Bdpst, 1966-68. Л. Н. Захарова, Я. Д. Погорелое.

Ветеринарное дело. Терр. В. в основном благополучна по болезням с. -х. животных. Среди рогатого скота, свиней и с. -х. птицы не отмечается массовых опасных заболеваний. Продолжают регистрироваться туберкулёз и бруцеллёз рогатого скота, лептоспироз свиней и лошадей, листериоз и нек-рые гельмин-тозы. Отмечены лейкозы рогатого скота и птицы и болезни, связанные с недостатком микроэлементов в почве и кормах. Среди диких животных, гл. обр. в горах Бюкк, установлены чума свиней, трихинеллёз и некоторые паразитарные болезни.

В В. ок. 2500 вет. врачей (1970). Специалистов высшей квалификации готовят в Будапештском зоовет. ин-те. Ветеринарная служба находится в ведении Мин-ва с. х-ва, вет. сеть охватывает всю страну.

X. Народное образование

Начало просвещения в В. связано с возникновением лат. церк., а затем и городских школ (12-13 вв. ). С 1367 до сер. 15 в. в Пече существовал университет. В течение мн. веков просвещение находилось под безраздельным влиянием церкви. В 16-19 вв. значит, роль играли реформатские коллегиумы в Дебрецене, Шарошпатаке, Папе, Коложваре (Клуже) и Надвенеде, где обучение проводилось также и на венг. яз. Здесь работали такие выдающиеся педагоги, как Я. А. Коменский, Я. Апацаи-Чере, Д. Мароти и др. В 1635 был основан университет (см. Будапештский университет). В период подъёма нац. -освободит, движения венг. народа был принят закон (1844), по которому обучение в нач. и ср. школах стало вестись на венг. яз. Закон о введении всеобщего обязат. обучения, принятый в 1868, практически слабо осуществлялся. В нач. 20 в. школьная система включала 6-летние нар. школы, 4-летние "промежуточные" гражданские школы, 8-летние гимназии и реальные школы. Церковь продолжала играть ведущую роль в области школьного обучения (содержала 80% школ). В 1919, в короткий период существования Венг. сов. республики, были национализированы все школы и разработан проект единой 8-летней народной школы. При режиме Хорти была восстановлена прежняя школьная система и усилен её ан-тинар. характер. В 1937138 уч. г. в нар. школах обучалось 1,1 млн. уч-ся, в гимназиях -30,6 тыс. уч-ся, в ср. проф. школах - 21,7 тыс. уч-ся, в вузах - 11,7 тыс. студентов. В ср. школах дети рабочих составляли 3,4%, дети крестьян- 0,6%, в вузах соответственно - 2,7% и 0,8%.

После установления нар. -демократич. строя коренным образом изменились цели и задачи образования и воспитания, создана единая, подлинно народная система образования. В 1948 все школы стали государственными.

Совр. система нар. образования, построенная на основе Закона № 3 от 1961, имеет след. вид. Для детей в возрасте от 3 до 6 лет существует сеть детских садов, в к-рых в 1969 воспитывалось ок. 213 тыс. детей (более половины всех детей соответств. возраста). В возрасте 6 лет все дети поступают в обязат. бесплатную 8-летнюю основную школу, в 4 старших классах к-рой ведётся расширенное обучение математике, иностр. языку, музыке и пению. Общеобразоват. ср. школа - гимназия с 4-летним сроком обучения, даёт аттестат зрелости, предоставляющий право поступления в любой вуз. В гимназиях имеются специализированные классы с расширенным обучением иностр. языкам, математике, естеств. наукам.

На базе основной школы работают ср. проф. уч. заведения с 4-летним сроком обучения (к-рые дают профессию и одновременно готовят на аттестат зрелости) и 3-летние ремесл. школы (окончившие их получают диплом квалифициров. рабочего и могут поступить на 3-й курс проф. школ). Окончание проф. школы дчёт право поступить в высшее уч. заведение. 80% окончивших основную школу продолжают занятия в гимназии, проф. или ремесл. школе, остальные проходят обучение в 2-годичных дополнит, школах, где, помимо общеобразоват. предметов, они изучают основы ремесла или нек-рых с. -х. профессий. Т. о., возраст обязат. обучения в ВНР - от 6 до 16 лет. В 1969170 уч. г. в основных школах обучалось 1,2 млн. уч-ся, в гимназиях - 124,2 тыс. уч-ся, в ср. проф. уч. заведениях - 106,6 тыс. уч-ся, в ремесл. школах - 223,7 тыс. уч-ся, в дополнит, школах - 12,4 тыс. уч-ся.

В систему высшего образования входят университеты, институты, приравненные к университетам, полувысшие и неполные высшие уч. заведения. Срок обучения в ун-тах 4-5 лет, в высших мед. уч. заведениях 6 лет, в полувысших уч. заведениях 3-4 года, в неполных высших уч. заведениях (высшие проф. школы и спец. школы, пед. уч-ща и уч-ща по подготовке воспитателей детских садов) 2-3 года. Пед. кадры для старших классов основных школ готовят в пед. уч-щах (4 года обучения), педагогов для ср. школ - ин-ты. При высших уч. заведениях существуют вечерние и заочные отделения, срок обучения на к-рых на 1 год больше, чем на дневных. В 1969170 уч. г. имелось 87 высших и полувысших уч. заведений, в к-рых обучалось на дневных отделениях - 52,2 тыс. студентов, на вечерних и заочных отделениях - 25,7 тыс. студентов. Крупнейшие вузы: в Будапеште-ун-т им. Л. Эт-веша, ин-ты - мед. им. Земмельвейса, политехнич., экономич. наук им. К. Маркса; в Дебрецене - ун-т им. Л. Кошута и мед. ин-т; в Сегеде - ун-т им. А. Йо-жефа и мед. ин-т; в Мишкольце - политехнич. ин-т тяжёлой пром-сти; в Гё-дёллё - ин-т с. -х. наук; в Пече - мед. ин-т.

Крупнейшие библиотеки: Гос. бка им. Сеченьи (осн. в 1802; св. 5 млн. единиц хранения), бка ун-та им. Л. Этвеша (св. 1,2 млн. единиц хранения), бка Венг. АН (1826; св. 1 млн. единиц хранения), Гос. технич. бка и документальный центр (1883; 666 тыс. тт., несколько млн. патентов), Гор. бка им. Э. Сабо (672 тыс. единиц хранения) - в Будапеште; бка Дебреценского ун-та (св. 2 млн. единиц хранения); бка ун-та им. А. Йожефа в Сегеде (563 тыс. единиц хранения).

Крупнейшие музеи находятся в Будапеште: Нац. музей (осн. в 1802), Нац. галерея (1957), Нац. музей естеств. истории (1802), Музей изобразит, иск-в (1896), Нац. музей прикладных иск-в (1872) и др. Значительны музеи короля Ишт-вана в Секешфехерваре (1873) и Ференца Листа в Шопроне (1867).

Лит.: Simon G-. Szarka J.,A magyar nepi democracia nevelesugyenek tortenete. Rovid attekintes, Bdpst, 1965; Buti. E., Das Bildungswesen der Volksrepublik Ungarn [Bdpst, 1968]; A Nepmuveles 10 eves fejlodese (1958 - 1967), Bdpst, 1969. В. З. Клепиков.

XI. Наука и научные учреждения

1. ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

В истории науки В. различают 3 периода: 1) От основания венг. гос-ва (с 10-11 вв. ) до сер. 19 в. Даже к концу этого периода, вследствие наличия в В. полуфеод, строя и отставания в развитии пром-сти и с. х-ва, естеств. науки в целом сохраняли натурфилософский характер; лишь отд. крупные учёные внесли вклад в естествознание. 2) С сер. 19 в. до освобождения страны от фашистского режима. В связи с подъёмом капиталистич. про-из-ва началось широкое развитие естеств. наук; однако господство Габсбургов, 1-я мировая война 1914-18 и фаш. режим Хорти (1920-44) тормозили рост венг. науки. Несмотря на трудные условия, отд. учёные добились значит, успехов. 3) Совр. период. С установлением в В. в 1945 нар. -демократич. строя во всех областях науки наступил перелом, к-рый нашёл отражение в орг-ции наук в стране (реорганизация Венг. АН, создание системы новых научноисследовательских ин-тов, ун-тов и других вузов) и в индивидуальной деятельности учёных.

Развитие науки до сер. 19 в. Первым выдающимся науч. трудом, содержащим общую картину состояния наук и популяризацию идей Коперника, явилась "Венгерская Энциклопедия", составленная в сер. 17 в. последователем Декарта Я. Апацаи-Чере. В 18 в. развернулось преподавание естеств. наук в высших школах, а также в коллегиумах. Нек-рые профессора завоевали известность: П. Ма-ко (руководство по дифференциальному и интегральному исчислению), М. Хелль (астрономич. наблюдения), И. Хатвани (статистич. исследования), И. Веспреми (история медицины), Я. А. Сегнер (переселившийся в Германию, создал прибор, названный его именем,- "Сегнерово колесо"; ему принадлежат также исследования по алгебре). Пионером в агротехнике и с. -х. образовании в В. был ТТТ. Теш-шедик, по инициативе к-рого была основана в 1797 с. -х. высшая школа в Кест-хее - "Георгиконк 18 в. отмечен успехами в области техники: в 1738 И. Хелль и Ш. Миковинь построили одну из первых машин для откачки воды из рудников, в 40-х гг. под руководством Миковиня создана для нужд горнорудной промышленности водноэнергетич. система; нек-рые успехи достигнуты в химии, в 1782 Ф. Мюллер открыл теллур.

В 1825 основана Венгерская академия наук. В 1-й пол. 19 в., отчасти в связи с развитием с. х-ва, наблюдается прогресс в области ботаники. П. Китаибель - первый крупный венг. исследователь отечеств, флоры; ему принадлежат также труды по географии и метеорологии. Известность получили работы П. Вашар-хейи по регулированию рек. Разносторонним математиком был Ф. Больяй. Его сын Я. Больяй одновременно с Н. И. Лобачевским и независимо от него разработал неевклидову геометрию. 1-я пол. 19 в. ознаменовалась достижениями в области медицины. И. Земмельвейс открыл инфекционное начало послеродовой горячки, разработал метод её предупреждения и основал в Пеште первую в мире асептическую акушерскую клинику.

Развитие естественных и технических наук с середины 19 в. до установления народно-демократического строя. Во 2-й пол. 19 в. (особенно в последней трети века) в В. возникла крупная пром-сть, что стимулировало развитие связанных с пром-стью естеств. и технич. наук. К этому периоду относится деятельность физика А. Йедлика, сконструировавшего в 1861 (за 6 лет до В. Сименса, Германия) электрич. генератор. Его ученик - крупнейший венг. физик 19 в. Л. Этвеш - исследовал поверхностное натяжение, изобрёл геофизич. маятник (носящий его имя) и создал сеть геофизических станций в В. Точнейшие измерения Этвеша доказали равенство тяжёлой и инертной массы, что явилось в дальнейшем исходным пунктом общей теории относительности. Из физиков 1-й половины 20 в. следует назвать прежде всего И. Броди, выполнившего исследования по квантовой теории твёрдого тела и физич. статистике; с его именем связано создание криптоновой лампы и разработка технологии её произ-ва. П. Ше-леньи принадлежат исследования интерференции света, очень важные с точки зрения квантовой электродинамики, и объяснение свойств селеновых выпрямителей.

На рубеже 19-20 вв. значительными были достижения в области математики: работы Д. Кёнига по алгебре и теории множеств, исследования Л. Фейера о суммировании рядов Фурье, фундамент, работы Ф. Риса по теории функциональных пространств и топологии, а также труды М. Фекете, Д. Пойя, Г. Сегё, Дж. Неймана и др. Важные исследования выполнены А. Хааром в теории ортогональных систем функций, в вариац. исчислении и прежде всего в теории меры (его именем названа т. н. мера иХаара). Следует упомянуть работы К. Иордана по теории вероятностей и математич. статистике. Получила развитие астрономия, гл. обр. благодаря трудам М. Кон-кой-Теге.

В области геологии выдвигается И. Сабо (исследования по петрографии и тектонике), а также X. Бёк (работы по нефти и подземному газу). В 1869 организован геологич. ин-т, в к-ром работал специалист по стратиграфии и палеонтологии М. Ханткен. Известны труды географа Л. Лочи, геоморфолога Е. Чольноки. В 1896 опубликована первая геологич. карта В.

Конец 19 в. знаменуется рядом технич. открытий. Д. Банки и Я. Чонка изобрели карбюратор; О. Бальти, К. Циперновский и М. Дери - трансформатор; К. Кандо доказал возможность применения электроэнергии на ж. -д. транспорте, создав элек