| процессе многое определяется творч. активностью субъекта. Но если у Юма этот тезис получил скорее негативное выражение, то Кант сделал важный шаг в раскрытии его позитивного содержания. Положив в основание своей теоретико-познавательной концепции резкое разграничение "вещи в себе" (к-рая недоступна познанию как таковая) и "вещи для нас", т. е. фактически приняв позицию А., Кант использовал это разграничение как отправную точку для анализа внутр. активности познающего мышления. Отсюда возникла его постановка вопроса об условиях познания, в т. ч. и условиях самого опыта. Один ряд этих условий создаётся самим объектом, другой - познающим субъектом. Отсюда, по Канту, следует, что в продукте познания необходимо различать то, что принадлежит самому объекту, и то, что привнесено природой мышления. Анализируя эту последнюю, Кант указывал на существование т. н. априорных (см. Априори) форм чувственности и рассудка. Эти формы, будучи свойственны лишь субъекту, упорядочивают чувственный опыт и т. о. непосредственно участвуют в формировании системы знания. Позицию Канта можно рассматривать как логич. завершение линии А. Показав, что чисто логич. путём невозможно установить соответствие между объективным миром и системой знания и что природа познания не может быть раскрыта без спец. анализа познавательных возможностей субъекта, Кант - и именно в силу свойственного ему А.- фактически остановился на полпути. Настаивая на существовании принципиальной границы между познанием и действительностью, он не смог объяснить, каким образом познание увеличивает мощь человечества в овладении им природой. В нек-рых направлениях и школах послекантовской бурж. философии элементы А. оказываются весьма живучими, особенно в области социального познания. Это прежде всего характерно для различных школ позитивизма и неопозитивизма. Ещё в нач. 20 в. Ленин подверг критике А. махизма и эмпириокритицизма. В наст, время одним из характерных выражений А. является гносеологии, позиция т. н. конвенционализма, согласно к-рой отношение между фактом и относящимся к нему высказыванием - чисто условно, поскольку возможно описание одного и того же факта в различных высказываниях. Отсюда делается вывод о произвольности познания. Но в действительности между различными языками описания обычно могут быть установлены достаточно жёсткие соответствия, не говоря уже о том, что различные описания, если они соответствуют действительности, дают в принципе одинаковый результат при их практич. применении. Другой характерной для неопозитивизма формой А. является отказ от какого бы то ни было решения вопроса об отношении познания и действительности под предлогом того, что этот вопрос относится к числу "метафизических" и не допускает "строгого" решения. Неубедительность этой позиции доказывается уже самой историей неопозитивизма, к-рый, вопреки первоначально провозглашённым тезисам, всё более и более вовлекается в обсуждение "метафизических" проблем. Позицию А. защищает и критический реализм. Один из гл. представителей этого направления, Сантаяна, утверждает, напр., что познание носит принципиально символич. характер и что самое большое, на что можно надеяться,- это окружить объект подходящей символикой, а затем, быть может, посредством удачного проникновения воображения (к-рое само по себе недостоверно), постичь сущность объекта (см. G. Santayana, Scepticism and animal faith, N. Y., 1923, p. 106 и ел.). Согласно Сантаяне, убеждение в истинности познания коренится в конечном счёте в свойственной человеку животной вере. Эта, как и все др. многообразные совр. формы А., основывается на преувеличении отдельных сторон процесса познания, на игнорировании органической взаимосвязи мышления и предметно-практич. деятельности.
Развивая поставленную нем. классич. идеализмом проблему активной природы познания, диалектич. материализм подверг последоват. критике кантовский А. В работах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина было показано, что действенность, "посюсторонность" мышления нельзя установить, оставаясь на точке зрения созерцательного подхода, что для этого необходимо рассмотреть само мышление как момент целостной предметно-чувственной деятельности человека, причём сам человек должен быть понят как исторически-конкретный обществ, субъект.Тем самым обоснование истинности познания, доказательство соответствия между познанием и действительностью было перенесено из сферы умозрения в сферу практики. Если обществ.-историч. практика позволяет человеку всё более увеличивать свою власть над природой, совершенствовать обществ, отношения, развивать методы и средства мыслит, деятельности, то это значит, что познание всё более адекватно отражает действительность. Напр., расшифровка генетического кода обосновывается не только и даже не столько чисто теоретич. соображениями, но прежде всего тем фактом, что она открывает путь к реальному управлению изменением природы живых организмов.
Лит.: Маркс К., Тезисы о Фейербахе, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т.З; Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 18, гл. 2; Спиркин А. Г., Курс марксистской философии, 2 изд., М., 1966, гл. 5; Xилл Т. И., Современные теории познания, пер. с англ., М., 1965. Э. Г. Юдин.
АГОГИКА (от греч. agoge - увод, уне-сение), в муз. исполнении небольшие отклонения (замедления, ускорения) от темпа и метра, подчинённые целям художеств, выразительности.
АГОНИСТИКИ (от греч. agonistikos - способный к борьбе), циркумцел-л и о н ы (от лат. circumcelliones, букв.- бродящие вокруг клетей), демократич. христианская секта в рим. Африке 4- 5 вв., левое крыло донатистов. Для А., состоявших гл. обр. из трудового сельского населения, характерен уход от мирских дел, прежде всего отказ от подневольного труда в сел. х-ве, протест против социального неравенства, непримиримость к врагам "истинной веры", т. е. к официальной церкви, проповедь аскетизма и мученичества. Будучи активными последователями донатизма, А. вели борьбу против ортодоксальных ("католических") клириков, разрушали церк. здания, оказывали вооружённое сопротивление императорским властям, боролись против ростовщиков. Известно также, что А. возглавляли крупные восстания колонов, сельской бедноты и рабов (восстание в Нумидии ок. 340 под рук. Аксидо и Фазира, восстание в нач. 5 в.).
Лит.: Дилигенский Г. Г., Северная Африка в IV -V вв.,_М., 1961.
АГОНИЯ (от греч. agonia - борьба), последние предсмертные моменты жизни. Признаки: затруднённое дыхание, сопровождающееся хрипением, помрачение сознания, угасание деятельности органов чувств, резкий упадок сердечной деятельности, бледность и синевато-багровый оттенок кожи. А. продолжается от неск. мин. до неск. часов. Внешне А. оканчивается последним вздохом, в действительности же - последним сокращением сердца. А. не является необратимым состоянием. В ряде случаев, особенно при кровопотерях, шоке, асфиксии и т. п., своевременно принятые меры могут спасти больного.
АГОНСИЛЬО (Agoncillo) Теодоро (р. 1914), филиппинский историк, проф. Филиппин, ун-та в Маниле. Его труды, посвящ. нац.-освободит, борьбе 1896- 1901, положили начало новому направлению в филиппинской ист. науке, стремящемуся опровергнуть фальсифицированную трактовку прошлого Филиппин в сочинениях реакц. испанских и амер. учёных. А. и его ученики стоят на патрио-
тич. позициях, делают попытку социаль-но-экономич. анализа ист. явлений, подчёркивают решающую роль народных масс в истории.
Соч.: The revolt of the masses; the story of Bonifacio and the Katipunan, Quezon City, 1956; Malolos: the crisis of the republic, Quezon City, 1960. АГОРА (agora), у древних греков название народного собрания (особенно часто встречающееся в "Илиаде" и "Одиссее"), а также места, где оно происходило.
Обычно это была торговая площадь, по сторонам к-рой находились храмы, часто важнейшие гос. учреждения и портики с мастерскими и торговыми лавками. А. являлась средоточием обществ, жизни др.-греч. полисов.
В плане т. н. нижнего города, располагавшегося под холмом акрополя, А. занимала центральное место. Стихийная планировка А., характерная для городов периода архаики, в городах, сложившихся в эпохи классики и эллинизма, сменяется регулярной.
АГОРОТ, разменная монета Израиля, равна 1/100 израильского фунта; введена в 1960 вместо прута, составлявшего 1/1000 фунта.
АГОСТИ (Agosti) Эктор (р. 1911), аргентинский философ, социолог, писатель и лит. критик. Чл. Коммунистич. партии Аргентины. Участник движения Университетской реформы, идеолог его левого крыла. Неоднократно подвергался преследованиям за свои политич. взгляды. Автор книги по истории аргентинской лит-ры: "Инхеньерос, наставник молодёжи" (1945), книг "Э. Золя" (1941) и "Французская литература" (1944), "Защита реализма" (1945). В своих работах пропагандирует идеи социалистич. реализма, марксистского гуманизма.
Соч.: El hombre prisionero, Buenos Aires, [1938]; Cuaderno de bitacora, Buenos Aires, 1949; Jose Ingenieros. Cuidadano de la juyentud, 2 ed.. Buenos Aires, 1950; Echeverria, Buenos Aires, [1951]; Defensa del realismo, [2 ed., Buenos Aires, 1955]; рус. пер.- Нация и культура, М., 1963; Возрожденный Тантал, М., 1969.
И. Р. Григулевич.
АГОШКОВ Михаил Иванович [р. 30. 10 (12.11).1905], советский учёный в области горного дела, чл.-корр. АН СССР (1953). Чл. КПСС с 1943. Окончил Дальневост. политехнич. ин-т в г. Владивостоке (1931). Автор фундаментальных трудов по технике и экономике разработки рудных месторождений, применению экономико-математич. методов в горном деле. А. создал классификацию систем разработки рудных месторождений. Гос. пр. СССР (1951). Награждён 4 орденами.
Соч. Г Подземная разработка рудных месторождений, М., 1966 (соавтор).
Лит.: Новая технология.и системы подземной разработки рудных месторождений. [Сб. ст. к 60-летию со дня рождения чл.-корр. АН СССР М. И. Агошкова], М., 1965.
АГРА, город в Северной Индии в шт. Ут-тар-Прадеш, на р. Джамна, гл. притоке Ганга. 543,4 тыс. жит. (1967). Трансп. узел. Центр кустарной пром-сти. Про-из-во кож.-обув, изделий, хл.-бум. тканей, художеств, изделий из мрамора и металла. Прядильный комбинат. Ун-т. А. как крепость возникла, по-видимому, в 15 в., город - на левом берегу р. Джамна в нач. 16 в. В 1526 А. была захвачена Бабуром, сделавшим её своей столицей. В 60-х гг. Акбар отстроил крепость А. на правом берегу р. Джамна и она стала резиденцией двора Великих Моголов. В 1803 была захвачена англ, колонизаторами. В 1857 А.- один из центров Великого национального восстания. В А. созданы ярчайшие образцы мо-гольской архитектуры Индии: крепость Агра-форт (красный песчаник, 1564-74) с дворцом Джахангири-Махал (красный песчаник, 1570), "Жемчужной мечетью" (белый мрамор, 1646-53), залами Дивани-Ам (начат в 1627) и Дивани-Кхас (1637); мавзолей Тадж-Махал, гробница Итимад-уд-Даула (белый мрамор, 1622-28), Соборная мечеть (красный песчаник, 1648). А.- центр нар. резьбы и инкрустации по мрамору. В 9 км от А. в Си-кандре - мавзолей Акбара (красный песчаник, 1612-13).
АГРАМ (Agram), прежнее (в Австро-Венгрии) назв. города Загреба в Югославии.
АГРАНУЛОЦИТОЗ (от а - отрицат. частица, лат. granulum - зёрнышко и греч. kytos - клетка), агранулоцитарная ангина, отсутствие или резкое уменьшение содержания в крови гранулоцитов. А. может возникнуть при различных инфекц. заболеваниях, авитаминозах, заболеваниях системы крови, вследствие непосредственного воздействия на костный мозг хим. веществ (бензол), медикаментозных средств (амидопирин, сульфаниламидные препараты, антибиотики и др.), ионизирующего излучения. Иногда А. возникает в результате аллергической реакции и образования аутоантител против лейкоцитов крови (см. Аллергия). Острый А. характеризуется общим недомоганием, лихорадкой, язвенными изменениями кожи и слизистых оболочек, гл. обр. полости рта и глотки. В крови уменьшается число нейтрофилов. О хроническом А. см. в ст. Анемия. Рецидивирующий А. чаще всего связан с повторными приёмами к.-л. медикаментов и контактами с определённым хим. веществом; протекает с чередованием периодов обострения и улучшения. Лечение: устранение причин, вызвавших А. Проводят переливание крови; витамины группы В (В2, В6, В12), гормональные препараты (кортикотропные гормоны), антибиотики; местное лечение язвенных процессов. В особо тяжёлых случаях - пересадка костного мозга. Профилактика А.: выявление и устранение контакта с фактором, вызвавшим заболевание.
АГРАНУЛОЦИТЫ, незернистые лейкоциты, белые кровяные клетки (лейкоциты) животных и человека, не содержащие в цитоплазме зёрен (гранул). В крови большинства беспозвоночных содержатся А. одного вида, в крови позвоночных животных и человека - двух видов: лимфоциты и моноциты. Ср. Гранулоциты.
АГРАРНАЯ ПАРТИЯ Чехословакии (Agrarni strana; первоначальное назв. Чешская аграрная партия; с 1922 официально наз. Республиканской партией земледельческого и мелкокрестьянского населения), одна из крупнейших партий бурж. Чехословакии. Осн. в кон. 19 в. группой чеш. бурж. политич. деятелей. До образования Чехословацкой республики (1918) аграрии поддерживали монархию Габсбургов. В бурж. Чехословакии А. п. выражала интересы крупных землевладельцев и капиталистич. монополий. Через орг-ции Домовина, Респ. союз молодёжи, Союз животноводов и др. А. п. распространила своё влияние на значит, массы крестьянства. В 1922-39 лидеры А. п. возглавляли пр-ва бурж. республики. В Исполнит, комитет А. п. входили В. Стоупал, Л. Фейерабенд, Р. Беран, Ф. Малипетр и др. ЦО - газ. "Венков".
Со времени образования Чехословацкой бурж. республики А. п. во внешней политике придерживалась англо-франц. ориентации, а после прихода в 1933 к власти в Германии Гитлера выступала за сближение с фащ. Германией. В нояб. 1938 А. п. самораспустилась. Её лидеры возглавили образовавшуюся в 1938 профашистскую Партию нац. единства.
Лит.: Недорезов А. И., Аграрные преобразования в народно-демократической Чехословакии, М., 1954; J i n d -га V., Rudolf Beran, Dokumenty zrady, Praha, 1946; Kucera E., Kucero-V a Z., О agrarnicky stat, Praha, 1955.
А. И. Недорезов.
АГРАРНАЯ ПРОГРАММА БОЛЬШЕВИЗМА, часть общей программы Коммунистич. партии, определявшая основные задачи партии по агр. вопросу.
В период подготовки бурж.-демокра-тич. революции в России (1903-17) А. п. б. была направлена на ликвидацию всех феод.-крепостнич. пережитков в агр. отношениях России и требовала передачи всех земель в пользование крестьянства с целью создания наиболее благоприятных условий для борьбы за перерастание бурж.-демократич. революции в социалистическую.
Основы А. п. б. были заложены В. И. Лениным в его работе "Что такое „друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?" (1894) и разработаны во многих его дальнейших работах. Ленин, развивая марксистское учение, первым из рус. марксистов выдвинул положение о гегемонии пролетариата в бурж.-демократич. революции и идею революц. союза рабочего класса и крестьянства как гл. условия победы революции в России. В период бурж.-демократич. революции это был союз со всем крестьянством в целом. Ленин считал, что рабочая партия в России должна добиваться полной экспроприации по |