БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

, Ийеш), социалистические (Дарваш, Ш. Ридег, 1903-66) и даже коммунистич. позиции (крупнейший поэт А. Иожеф, 1905-37, шедший через левоавангардистские искания к социалистич. реализму).

Главнейшие этапы лит-ры нар. В. : 1945-49 - время борьбы с декадентскими, модернистскими пережитками и влияниями, за реалистич. эстетику; 1949-56 - период первых успехов социалистич. реализма (хотя и затруднявшихся схематизирующе-упрощенческими, а в 1954-56 нигилистич. тенденциями); с 1957 - совр. период, когда социалистич. венг. лит-pa продолжает созревать и обогащаться в творческом соревновании направлений, сложном процессе переработки лучших нац. традиций и мирового художеств, опыта. В поэзии И. Фодора (р. 1898), Гидаша, Ийеша, И. Ваша (р. 1910), Ш. Веэреша (р. 1913), Л. Бенья-мина (р. 1915), М. Ваци (1924-70), Л. Надя (р. 1925), И. Шимопа (р. 1926), Ф. Юхаса (р. 1928), Маргит Сечи (. р. 1928), Г. Гараи (р. 1929), Ш. Чоори (р. 1930), М. Ладаньи (р. 1934), прозе Т. Дери (р. 1894), И. Лендьеля (р. 1896), Немета, Э. Иллеша (р. 1902), И. Эркеня (р. 1912), Дарваша, Т. Череша (р. 1915), Л. Мештерхази (р. 1916), И. Шаркади (1921-61), Д. Фекете (р. 1922), Ш. Шо-моди Тота (р. 1923), Ф. Шаиты (р. 1927), Л. Галамбоша (р. 1929), Э. Галгоци (р. 1930), К. Сакони (р. 1931) и др. художественно многообразно отражаются конфликты совр. действительности, разные грани формирования человека новой В., его сознания и характера. Из произведений 60-х гг, известных в переводах сов. читателю, выделяются остротой социального анализа, богатством формы, психо-логич. и философской глубиной лирика Ийеша, Шимона, Ваци, Гараи, роман Дарваша "Пьяный дождь" (1963), повести Фекете ("Смерть врача", 1963), Шанты ("Двадцать часов", 1964), Эркеня ("Семейство Тотов", 1966).

Литературоведение возникло в 18 в. (труды по истории ьенг. лит-ры), переживает подъём в 1-й пол. 19 в. (просветит, и ц прогрессивноромантич. лит. критика: И. Байза, Ф. Тольди). После Революции 1848-49 в лит. науке господствует либеральное направление (историк лит-ры П. Дьюлаи, критик Е. Петерфи, эстетик Я. Эрдейи), к-рое постепенно, к концу века приобретает консервативнонационалистич. характер (Ж. Бёти). Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. развивается позитивистская школа (Л. Катона, Ф. Ридль). Критики бурж. -либеральных и бурж. -радикальных взглядов в нач. 20 в. пользовались и интуитивистскими, импрессионистич. приёмами (X. Игнотус, Л. Хатвани, А. Шёпфлин). Тогда же в венг. литературоведение проникают социалистич. идеи (Э. Брестовский, Ж. Кун-фи, И. Погань). В 20-30-х гг., кроме позитивизма (Е. Пинтер), влияние приобрела духовноисторич. школа (Я. Хорват, А. Серб, Т. Тинеман); из "народных" писателей как лит. критик активно выступал Л. Немет. В полемике с бурж. националистич., эстетскими взглядами и течениями 30-40-х гг. крепнут коммунистич. лит. критика и литературоведение. Известностьи в этой борьбе приобрели Д. Лукач, И. Реваи, Д. Бёлёни, Д. Ба-линт. Лит. теорию и историю лит-ры в ВНР разрабатывают М. Альмаши, И. Герман, А. Диосеги, Л. Кардош, Т. Кардош, Б. Кёпеци, И. Кирай, Т. Кланицаи, А. Комлоиш, П. Надь, П. Панди, М. Са-больчи, И. Саудер, Г. Тольнаи, Д. Тот, М. Цине, И. Шётер и др.

Лит.: Артамонов С. Д. и Самарин Р. М., История зарубежной литературы XVII века, 2 изд., М., 1963; Рос-си я н о в О. К., Венгерская литература после 1917 года, М., 1961; его же, Венгерская литература, в кн. ; История зарубежной литературы конца XIX - начала XX в. (1871 - 1917), [М. ], 1968; Кланицаи Т., Саудер И., Сабольчн М., Краткая история венгерской литературы, Будапешт, 1962; A magyar irodalom tortenete. 1849-ig, Bdpst, 1957; A magyar irodalom tortenete. 1849 - 1905, Bdpst, 1963; Magyar irodalmi le-xikon, 1-3. kot., Bdpst, 1963-65; A magyar irodalom tortenete, 1-6. kot., Bdpst, 1964-66; К a t о n a L. und Szinnyei Fr., Ge-schichte der ungarischen Literatur, В., 1911. О. К. Россиянов.

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

На терр. В. сохранились неолитич. глиняная скульптура, памятники иск-ва скифов и кельтов. В рим. поселениях (Аквинк, Скарбанция и др. ) обнаружены остатки вилл и амфитеатров, фресок и мозаик, статуи, вазы, изделия из стекла. К эпохе переселения народов относятся ювелирные изделия гуннов и аваров, следы слав, поселений. Венгры, появившиеся на территории В. в 9 в., принесли с собой традиции обработки металла.

От построек 10-11 вв. в В. сохранились "нижние храмы" в Фельдебрё и Тихани с низкими сводами на массивных столбах из грубых квадров камня. В 11 - нач. 13 вв. появились церкви в романском стиле (базилики с мощными зап. башнями и перспективными порталами, нередко украшенные скульптурной резьбой, - в Пене, Жамбеке, Лебени). Богатством скульптурного декора выделяется храм в Яке. Утончённостью и изяществом, идущими из Франции раннеготич. веяниями отличается дворцовая капелла в Эстергоме, полукруглая в плане, с нервюрами свода, опирающимися на хрупкие спаренные колонки. В ряде памятников изобразит, иск-ва 11 в. сказываются визант. влияния (резной кам. саркофаг короля Иштвана I, фрагменты фресок в "нижнем храме" в Фельдебрё). В 12 в. переживает расцвет скульпт. мастерская г. Печ. Украшавший церковь в Пече рельеф со сценами из жизни Самсона выделяется живостью наблюдений, мягкой обобщённостью и сочностью форм. Декоративное иск-во 11 -12 вв. представлено ювелирными изделиями, эмалями, тканями. В кон. 13 -15 вв. сооружаются готич. церкви (в Шопроне и Пеште), многочисл. замки с высокими стенами и башнями, имеющие как регулярный план (Диошдьёр), так и нерегулярный (Вишеград). Станковая живопись В. кон. 14 - нач. 15 вв. типична для ср. -европ. круга. В скульптуре братья Мартон и Дьёрдь Коложвари (2-я пол. 14 в. ) создали ряд уникальных для того времени бронзовых статуй венг. королей и святых. Получила развитие и дерев, скульптура.

Эпизод из жизни Самсона. Рельеф „нижней церкви" в Пече. Ок. 1140.

Высокого расцвета достигло иск-во во 2-й пол. 15 в. при короле Матьяше Хунья-ди (Корвине). Привлечение в В. итал. архитекторов и художников способствовало распространению культуры Возрождения. Оживлённое стр-во велось в Буде и Више-граде, где были сооружены королевские резиденции с галереями и лоджиями, внутр. дворами и террасами, украшенными статуями и фонтанами. Светский дух был свойствен и церковным постройкам (капелла Бакоца с ордерным декором при соборе в Эстергоме, однонефные церкви с сетчатыми сводами в Ньирбаторе и Сегеде). Реалистич. ренессансные тенденции проявлялись наиболее полно в скульптуре (т. н. "Мадонна Батори" и др. ). В алтарной живописи мастера "MS" поэтич. одухотворённость ландшафта сочетается с взволнованным линейным ритмом. Расцвет переживает иск-во украшения книги (рукописи с пышным ренессансным орнаментом из б. б-ки Матьяша Корвина). Декоративное иск-во Возрождения представлено ювелирными изделиями, стеклом, майоликой. Тур. нашествие надолго задержало и осложнило развитие венг. культуры. Мн. города и памятники были разрушены. С кон. 17 в. в иск-ве В. утверждаются австр. влияния, выразившиеся в распространении стиля барокко. Строятся гл. обр. церкви и дворцы магнатов (дворец в Рацкеве, 1700-02, арх. Я. Л. Хильдебрандт; церкви в Пеште, Эгере, Эстергоме). В нач. 18 в., в период подъёма нац. -освободит, движения, живописец А. Маньоки, работавший при дворе Ференца II Ракоци, положил начало развитию венг. портретного иск-ва. В сер. 18 в. архитектура барокко в В. переживает период расцвета, обретая более сдержанные формы (дворцы арх. А. Майерхоффера в Гёдёллё и Пеште; дворец Эстерхази в фертёде, 1760-72). В творчестве арх. Я. Фельнера намечается переход к классицизму (лицей в Эгере, 1765-85). Позднебарочные черты характерны для жилой застройки венг. городов (2-3-этажные дома с пластически выделенным порталом и балконом в центре - в Буде, Эстергоме, Дьёре и других городах). В барочной стенной живописи, изобиловавшей иллюзио-нистич. эффектами, выделяются исполненные манерного изящества работы австрийца ф. А. Маульберча.

С нач. 19 в. в растущих городах начинается широкое стр-во. В 1808 в Пеште создаётся Комиссия по украшению и благоустройству города. В архитектуре и скульптуре В. 1-й пол. 19 в. преобладает классицизм (Нац. музей в Пеште, 1837-47, арх. М. Поллак; портреты и статуи работы И. Ференци). В живописи 1830-40-х гг. классицистич. черты сочетаются с тенденциями романтизма, а также с влиянием бидермейера (пейзажи К. Марко Старшего; портреты, пейзажи и жанровые сцены М. Барабаша; портреты И. Боршоша). В 1850-60-е гг. на первый план выдвигается историч. живопись, пронизанная нац. -освободит, идеями и ге-роикоромантич. пафосом (полотна В. Ма-дараса, Б. Секея). В развитии венг. графики 19 в. важное место принадлежит М. Зичи. В статуэтках крестьян работы скульптора М. Ижо проявляется стремление отразить черты нац. характера. Романтич. движение в архитектуре отражает творчество Ф. Фее ля, сочетавшего в своих постройках формы визант. и вост. зодчества.

Капелла Бакоца в соборе в Эстергоме. 1506-07.

С кон. 1860-х гг. ведущую роль начинает играть реалистич. жанровая живопись, откликающаяся на социальные конфликты эпохи. Произведениям крупнейшего венг. художника-демократа М. Мункачи свойственны психологизм и драматизм образов, эмоциональная напряжённость цветовой гаммы. Социальнокритические тенденции проявляются также в картинах ТТТ. Бихари и И. Ре-веса. Реалистич. искания характерны и для пейзажа (близкие к живописи барбизонской школы работы Л. Паала, Г. Месёя: произв. Л. Меднянского; пленэрные жанрово-пейзажные композиции П. Синьеи-Мерше).

В кон. 19 в. развёртывается стр-во Будапешта, складываются характерные черты его планировки и архит. облика - широкие магистрали и импозантные здания в духе неоготики, необарокко и неоренессанса (парламент, 1884-1904, арх. И. Штейндль; Оперный театр, 1875-84, арх. М. Ибль). На рубеже 19-20 вв. появляются тенденции стиля "модерн" (Музей прикладного иск-ва в Будапеште, 1893-96, арх. Э. Лехнер). На площадях и скверах Будапешта сооружаются парадные монументы (архит. -скульптурный ансамбль памятника 1000-летию Венгрии, скульптор Д. Зала; памятники в_ академии, духе А. Штробля, И. Роны, И. Фад-руса и др. ).

Мастер "MS". "Встреча Марии с Елизаветой". 1506. Музей изобразительных искусств. Будапешт.

Демократии, традиции нац. культуры продолжает венг. иск-во 1900- 1910-х гг. - использующие приёмы пленэрной живописи художники группы Надьбаньи (Ш. Холлоши, К. Ференци, Я. Торма, И. Рети и др. ), опирающиеся на наследие Мункачи мастера альфёльдской школы (Я. Торняи, И. Коста, И. Надь, Д. Руднаи), к-рым свойственно вместе с тем стремление к повышенной живописной экспрессии. Глубокое внимание к внутр. миру человека из народа отличает жанровые композиции А. Феньеша и Л. Меднян-ского. Социальная острота видения присуща и близкому к франц. группе "Наби" портретисту и жанристу И. Риплю-Ронаи. Особняком стоит творчество живописца Т. Костки-Чонтвари, красочные примитивистские пейзажные композиции к-рого проникнуты атмосферой таинственной сказочности. Художники авангардистской группы "Восемь" в поисках эмоциональной остроты и действенности иск-ва обращаются к приёмам экспрессионизма и сезашшзма (К. Керншток, Б. Пор, Р. Берень). В 1915-16 начинает свою деятельность группа художников-антимилитаристов - "венгерских активистов" (Б. Уитц, Ш. Бортник, И. Немеш-Ламперт, Я. Кметти и др. ). Мастера обеих групп в период Венг. сов. республики (1919) участвовали в оформлении нар. празднеств, создавали революц. плакаты. Сов. республика сыграла важную роль в художеств, жизни В., укрепив связь прогрессивных художников с демократии, массами.

После установления в В. фаш. диктатуры многие венг. художники работают в эмиграции (Б. Уитц, Ш. Бортник, Ш. Эк, Л. Мохойнадь и др. ). Оставшийся в В. живописец и график Д. Дер-кович, отразивший в своих беспощадно правдивых, экспрессивных, гротескноострых произведениях драматич. противоречия эпохи, подвергался преследованиям и умер в нищете. Традиции социально заострённого иск-ва развивали в этот период также живописец И. Деши-Хубер, скульпторы Д. Гольдман, Л. Месарош, а также созданная в 1934 "Группа социалистических художников" (А. Э. Феньё, А. Шугар и др. ). Официально господствовавшими направлениями в венгерском искусстве были натурализм, академизм и необарокко. Прогрессивное направление в архитектуре было представлено функционалистскими постройками Б. Лайты. В скульптуре выделялись работы Ф. Меддьеши, Б. Ференци и Д. Бок-роша-Бирмана, отличавшиеся реалистич. выразительностью обобщ. форм и живописной свободой лепки, в живописи - композиции В. Абановака с красочным, порой гротескным изображением харчевен, ярмарок и балаганов, а также исполненные внутр. экспрессии пейзажи и жанровые сцены А. Берната, И. Эгри, И. Сёньи.

Л. Меднянский. "В Сербии". 1914, Венгерская национальная галерея. Будапешт.

После установления в В. нар. -демократии, строя иск-во вошло в повседневную жизнь народа. В связи с размахом стр-ва получило развитие монументальное иск-во. Для совр. архитектуры В. характерны целесообразность планировки, сочетание простых, ясных объёмов, многообразная ритмич. организация оконных проёмов и лоджий, высокое качество декоративной отделки. Применение фресок, мозаик, росписей, сграффито, скульптуры малых форм повышает художеств, выразительность зданий. Среди лучших построек: Нар. стадион (1948-53, арх. К. Давид и др. ), поликлиника на ул. Фе-хервари (1949, арх. Е. Сендрёи, А. Ле-ваи), Дом профсоюза работников строит, пром-сти (1948-49, арх. Л. Гадорош и др. ), мост Эржебет (1965, арх. П. Шали) - в Будапеште; пром. здания в Ньиредьхазе, Береттьоуйфалу и др. ; гостиницы в Дебрецене, Шальготарья-не, Кечкемете, Хайдусобосло и др. Значит, стр-во ведётся в старых (Мишкольц, Дьёр) и новых (Дунауйварош, Комло, Ти-сапальконья и др. ) городах, на курортах оз. Балатон. На индустр. базе развивается типовое проектирование. Новые города имеют рациональную свободную планировку; жилую застройку отлипает выразительное ритмии. сочетание многоэтажных башенных домов со зданиями горизонт, протяжённости. Совр. постройки в старых городах удачно сочетаются с ист. ансамблями. Осуществляются реконструкция Будапешта, благоустройство старых и стр-во новых рнов города (р-н Атилла Йожеф и др. ).

В развитии изобразит, иск-ва ВНР значит, роль сыграли мастера старшего поколения - хранители нац. реалистич. традиций (группа альфёльдских художников; живописцы И. Сёньи, А. Бернат, скульпторы Ф. Меддьеши, Ж. Кишфа-луди-Штробль, П. Пацаи, Ш. Микуш, Б. Ференци и др. ). Широкое распространение в кон. 40 - нач. 50-х гг. получила живопись на историкореволюц. сюжеты и темы социалистич. индустриализации. Заметные успехи были достигнуты в монументальном иск-ве (монумент Освобождения на горе Геллерт в Будапеште, 1947, Ж. Кишфалуди-Штробль; фрески Э. Домановского в металлургии, комбинате г. Дунауйварош, 1955). Для иск-ва 60-х гг. характерно многообразие художеств, исканий при общности идейных устремлений, направленных на создание произведений, близких народу. Для живописцев ходмезёвашархейской группы и близких к ним мастеров (И. Д. Куруц, И. Немет, М. Шомош, Я. Суриик) свойственно стремление к обобщению реальных впечатлений. Их картинам на темы жизни совр. деревни присущи лаконизм языка, чёткая построенность, сдержанная гамма. К этому направлению в граф