БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ике близки Д. Феледи и 3. Макрис. Вместе с тем в иск-ве последних лет усилился интерес к эмоциональноэкспрессивным решениям (живопись Т. Дураиь Ф. Са-лаи, И. Кокаша; скульптура И. Шомо-дьи, А. Макриса, Т. Вильта; графика Б. Кондора, А. Вюрца), часто осложнённым иертами символизма и сюрреализма (живопись Т. Чернуша; скульптура И. Варги; графика А. Гроша, Д. Хин-ца). Декоративноабстрактные и конструктивистские искания характерны для живописи Ф. Мартина, монументальных мозаик И. Барчаи. Успешно развивается скульптура (исполненные динамики и жизнерадостной романтики, юношески угловатые образы И. Кереньи; обобщённые, пластически выразительные портреты М. Боршоша; полные мужеств. героики монументальные памятники И. Киша). Большие успехи достигнуты в декоративном иск-ве (керамика М. Ковача и И. Гадора, гобелены Н. Ференци, Д. Хинца и др. ).

Илл. см. на вклейках - к стр. 480- 481 и табл. XLIII (стр. 496-497).

Лит.: Гараш К., Живопись Венгрии в XVIII веке, Будапешт, 1957; Погань Г. Э., Венгерская живопись XIX века. [Альбом. Будапешт, 1957]; его же, Венгерская живопись XX века. [Альбом], Будапешт, 1959; Г у-бер А. А. [Вступит. ст. ], Изобрази- тельное искусство Венгрии. [Альбом], М., 1961; Тихомиров А., Искусство Венгрии IX-XX вв., М., 1961; Народное искусство Венгрии, Будапешт, 1964; Светлов И., Современная венгерская _ скульптура, М., 1968; Magyarorszag muveszeti emlekei, 1 - 3 kot, Bdpst, 1959 - 61; Rados J., Magyar epiteszettortenet, Bdpst. 1961; Magyarorszag muveszet tortenete, 1 - 2 kot., Skiad., Bdpst, 1964; Клтр i s A., The history of art in Hungary, Bdpst, 1966; Nemeth L., Modern magyar muveszet (навенг., англ, инем. яз., Bdpst, 1969), Л. С. Алешина.

Д. Зала. Памятник 1000-летию Венгрии в Будапеште. 1894-1929.

Р. Берень. Плакат "К оружию! ". 191У.

XV. Музыка

Истоки муз. культуры В. - в её богатом муз. фольклоре. Развитие венг. муз. иск-ьа определила противоречивая взаимосвязь древней вост. основы и позднейших зап. влияний. Первые сведения о венг. нар. музыкантах-сказителях, т. н. игрицах, относятся к 10 в. Они исполняли эпич. песни и баллады под аккомпанемент кобоза (нар. струнный щипковый инструмент) и лютни. В 10 в., когда христианство стало офиц. религией, определ. влияние на развитие венг. музыки оказали григорианский хорал и поэзия лат. гимнов.

В 13 в. стало развиваться проф. муз. иск-во, носителями к-рого были придворные музыканты. В 15 в. в Буде и при наиболее крупных епископских дворах существовали капеллы, привлекавшие музыкантов из др. стран. Развитию нац. муз. культуры В. препятствовало османское завоевание, тем не менее в этот период появились первые светские муз. произведения - сборники с венг. текстами (сказания и историч. песни), изданные в 1536-38 А. Фаркашем, в 1554 - лютнистом и певцом ТТТ. Тиноди, в 1553 и 1565 - композитором и лютнистом Б. Бакфарком. Песни на венг. яз. получили распространение и в церк. богослужении, когда в период Реформации, санкционировавшей пение на родном яз., под влиянием зап. религ. песенной культуры сформировалась венг. духовная нар. песня.

В кон. 16 - нач. 17 вв. появилась любовная лирич. песня, т. н. цветочная, отличавшаяся более утончённой мелодикой и гибкими ритмами, чем эпич. песни. Исполнение "цветочных" песен требовало более совершенного сопровождения; распространение этого жанра способствовало развитию инструментальной музыки, что связано также с проникновением в В. вёрджинела (англ, клавесин небольшого размера). В домах венг. знати создаются оркестры и ансамбли различного состава. В 17-18 вв. многие венг. аристократы содержали домашние инструментальные и хоровые капеллы. Знаменита капелла князя П. Эстерхази, к-рой ок. 30 лет (1761-90) руководил крупнейший австр. композитор И. Гайдн. В кон. 18 в. с усилением нем. влияний в аристократии. среде стало модным увлечение венской и нем. музыкой. В оперных театрах в По-жони (ныне Братислава, Словакия) и Кишмартоне (ныне Эйзенштадт, Австрия) ставились гл. обр. оперы В. А. Моцарта и Л. Бетховена, позднее - К. М. Вебе-ра в исполнении нем. артистов. Если зап. -европ. влияния отрицательно сказывались на распространении венг. нар. музыки, то они же способствовали развитию гор. муз. жизни. Создатель первого венг. муз. -сценич. произведения - Г. Матраи ("Дьёрдь Черни", 1812).

В конце 18 в. в гор. среде возник стиль танц. инструментальной музыки, т. н. вер-бункош, расцвет к-рого связан с творчеством виртуозов-скрипачей и композиторов, возглавивших цыганские капеллы,- Я. Бихари, Я. Лавотты и А. Чермака. Утвердившись в качестве нац. венг. муз. стиля, вербункош в сер. 19 в. стал осн. стилем венг. романтизма. На основе разработки характерных элементов вербун-коша И. Рузичка создал первую венг. оперу "Бегство Белы" (1822). Вербункош сыграл важную роль в зап. -европ. музыке: он использован в произведениях крупнейших зап. -европ. композиторов - Гайдна, Моцарта, Бетховена, Ве-бера, позднее - Г. Берлиоза, И. Брамса, а также Ф. Листа.

С 18 - нач. 19 вв., с усилением движения либерального дворянства за реформы, в музыке В. стали проявляться нац. тенденции; их стремились развивать обучавшиеся музыке в протестантских колле-гиумах мелкопоместные дворяне. В собирании нар. венг. песен, создании проф. песен в нар. духе, использовании в музыке крест, муз. фольклора и элементов песен куруцев выражался протест студентов коллегиумов против увлечения зап. музыкой и подражательности творчества композиторов зап. ориентации (Л. Ама-де, Ф. Вершеги), отказывавшихся от нац. истоков. Однако более значит, выражение нац. тенденции получили в нац. романтич. опере, основоположником которой стал Ф. Эркель, автор 9 опер на ге-роикопатриотич. сюжеты из истории нац. -освободит. борьбы венг. народа ("Банк-бан", "Дьёрдь Дожа" и др. )' Развитию проф. муз. иск-ва В. способствовала организация ряда муз. учреждений. В 1834 была основана первая т. н. Нац. муз. школа, на базе к-рой в 1875 Ф. Листом создана Муз. академия (президент - Лист, директор - Ф. Эркель; с 1918 наз. Высшая школа муз. иск-ва им. Листа). В 1837 в Пеште осн. оперный театр, в 1840 - Нац. консерватория, в 1853 - Филармонич. об-во. Важнейшую роль в развитии венг. нац. муз. культуры сыграла творческая и обществ, деятельность крупнейшего композитора и пианиста 19 в. Ф. Листа. В своих произв. он постоянно возвращался к воплощению венг. нац. материала, используя венг. муз. фольклор ("Героический марш", 19 "Венгерских рапсодий" для фп., симф. поэма "Венгрия", "Венгерская коронационная месса", "Венгерские исторические портреты" для фп. и др. ). Видным мастером, развивавшим нац. муз. традиции, был М. Мошоньи, автор двух опер и вокальносимфонических произведений.

В кон. 19 в. выдвигаются крупнейшие исполнители, особенно прославившие венг. скрипичную школу,- Э. Ре-меньи, Е. Хубаи и др. ; в В. родились и начали выступать знаменитые скрипачи И. Иоахим, Т. Наше, М. Хаузер, Л. Ауэр; пианисты А. Секей, А. Сенди; дирижёры Г. Рихтер, А. Никиш. В 1-й пол. 20 в. мировую популярность приобрели оперетты венг. композиторов Ф. Легара и И. Кальмана.

Новая венг. музыка, возникшая в нач. 20 в., связана с композиторской и муз. -этнографич. деятельностью Б. Бартока и 3. Кодая. Новаторское творчество Бар-тока, виднейшего композитора, пианиста и исследователя нар. музыки стран юго-вост. Европы, оказало огромное воздействие на формирование музыки В. и на развитие композиторских школ юго-вост. Европы в сер. 20 в. Большое значение для обогащения нац. венг. иск-ва имели соч. Кодая, а также его муз. -пед. и исследоват. деятельность фольклориста, получившая междунар. признание.

Муз. жизнь В. после 1945 характеризуется общим подъёмом нац. -демократич. культуры, развитием самодеят. иск-ва (хоры, духовые и симф. оркестры, танц. коллективы) и муз. образования. Новое поколение композиторов в большей или меньшей степени обращается в своём творчестве к старинным нар. мелодиям. Среди совр. венг. композиторов - П. Ка-доша, Р. Марош, А. Михай, Д. Ранки, Э. Серванский, Ф. Фаркаш, П. Ярданьи, Ш. Соколаи, Э. Петрович, Д. Куртага, Ж. Дурко, Ф. Сабо. Центр муз. культуры В. - Будапешт. Здесь находятся: Нац. венг. муз. академия им. Ф. Листа, консерватория им. Белы Бартока (в 1942 реорганизована из Нац. консерватории). Имеются Венгерский оперный театр и Столичный театр оперетты. Среди симф. оркестров Будапешта выделяются Венг. гос. симф. оркестр, оркестр Венг. филармонии, симф. оркестр НАО (железнодорожников). Популярны Гос. ансамбль нар. танца, танц. ансамбль "Будапешт" и др. проф. и самодеят. коллективы. Получила развитие деятельность хоров на предприятиях, в школах и др. В Будапеште созданы: в 1949 - Ассоциация венг. музыкантов (с 1969 - ген. сек. Тибор ТТТя-раи); в 1953 - отделение нар. музыки при Венг. АН (в его ведении собирание и публикация фольклора); в 1961 - об-во "Архив Бартока"; в 1969 - Ин-т музыки. Среди науч. изданий-"Сокровищница венгерской народной музыки", Docu-menta Bartokiana, Studia Musicologia. Муз. журналы: "Muzsika", "A Magyar Zene". Кроме Будапешта, значит, центры муз. культуры - Печ, Сегед, Дебрецен, Мишкольц (постоянная оперная труппа). Симф. оркестры имеются в гг. Дьёр, Сомбатхей, Веспрем, Сегед, Дебрецен, Мишкольц. В областных центрах работают ансамбли народного танца и музыки.

Выдающиеся совр. венг. исполнители - дирижёр Я. Ференчик, пианистка А. Фишер, скрипачи Д. Ковач и В. Татраи и др. ; певцы и певицы оперы- А. Фара-го, Р. Илошфальви, Д. Мелиш, И. Рети, Э. Хази, М. Ласло, Ю. Орос, О. Сени; оперетты-Р. Ратоньи, А. Бакшаи, П. Кер-тес, X. Хонти, Э. Галамбош и др. ; музыковеды и,муз. икритики - Б. Сабольчи, А. Мольнар, И. Уйфалушши и др.

Ж. Кишфалуди-Штробль. "Странствующий Петёфи". Бронза. 1949.

Венгерская национальная галерея. Будапешт.

Илл. см. на вклейке, табл. XLIV (стр. 496-497).

Лит.: Ко дай 3., Венгерская народная музыка, Будапешт, 1961; Музыка Венгрии. Сб. ст., пер. с венг., 1968; Rajeczky В., Musikforschung inUngarn. 1936-1960. "Studia Musicologica Academiae Scientiarum Hungariaca", 1961, № 3-4; Sandог F., Musical education in Hungary, Bdpst, 1966.

XVI. Балет

Балетные спектакли начали ставиться с 1839 силами иностранцев. Первой венг. артисткой балета была Э. Араньвари. С 90-х гг. 19 в. исполнялись балеты на нац. сюжеты. В нач. 20 в. значит, постановки осуществил балетмейстер Н. Гуэрра, воспитавший многих венг. танцовщиков. Важным рубежом для развития балета явились 1920-30-е гг., когда композиторы Б. Барток, 3. Кодай начали создавать балетную музыку. Тогда же появились первые спектакли Д. Харанго-зо - ведущего современного венг. балетмейстера. Хореографич. иск-во В. после 1945 характеризуется освоением классич. и совр. репертуара, поисками новых средств выразительности. Созданы значит, нац. балеты, в числе к-рых первый многоактный балет "Платочек невесты" Е. Кенешшеи (1951). Популярностью пользуются балеты Бартока. Большое внимание уделяется развитию нар. танца. Самая крупная балетная труппа работает в Венг. оперном театре в Будапеште. С 1960 в Пече функционирует труппа под рук. И. Экка, к-рая ставит балеты совр. композиторов. Ведущие венг. артисты балета 1930-60-х гг. : Б. Борди, И. Оттрубаи, К. Салаи, Ф. Кёсеги, Ж. Кун, Г. Лакатош, А. Орос, К. Ургаи, В. Рона, В. Фюлёп.

В 1950 открыт Ин-т балетного иск-ва в Будапеште.

Лит.: A magyar balett tortenetebol, B_dpst, 1956; D a 1 1 о s A., A pecsi balett tortenete, Bdpst, 1969; Челомбитько Г., Встреча с венгерским балетом, "Театральная жизнь", 1968, № 23, с. 17 - 18. Е. Я. Суриц.

XVII. Драматический театр

Венг. театр, культура корнями связана с языч. обрядами венгров-кочевников, завоевавших в кон. 9 в. терр. совр. В. Носителями первонач. форм театр, нар. культуры в В. были сказители (регёши), скоморохи (йокулаторы). После принятия в 10 в. христианства элементы древней культуры усиленно искоренялись като-лич. церковью, безуспешно пытавшейся насадить в стране литургич. драму. Зарождение новой драмы на венг. яз. и латыни относится к эпохе Реформации. Крупнейшим представителем протестантской драмы был П. Борнемисса. В 17 в. и особенно в 18 в. многие католич. ордена вводят в церк. школах постановку спектаклей на венг. яз. не только религиозного, но и светского содержания (вольные переводы Мольера, интермедия "Женитьба Михая Кочоня" неизвестного автора и др. ).

В период движения венг. дворянства и передовой интеллигенции за освобождение страны от феодализма и габсбургского засилья (нач. 90-х гг. 18 в. ) в В. в 1790 был организован первый проф. театр. Актёр и театр, деятель Л. Келе-мен создал из энтузиастов-любителей театр, труппу в Пеште, к-рая просуществовала до 1796, показав, помимо произв. нем. мещанской драмы (А. Коцебу, Ф. Шредер и др. ), классику (Г. Э. Лессинг, У. Шекспир, Мольер) и пьесы венг. драматургов ("философ" Д. Бешшеньеи, и др. ). В 1792 начал свою деятельность театр под рук. братьев Фейер в Клуже (Трансильвания). Иск-во первого поколения венг. проф. актёров, основавших нац. театр, школу, - Я. Кочи-Патко, П. Янчо, А. Моор, Л. Келемен и др. - отличалось естественностью и простотой исполнения, страстностью в выражении чувств. С деятельностью первых венг. театров связано творчество одного из ранних комедиографов В. - поэта М. Чо-конаи-Витеза. В конце 18 в. после роспуска по распоряжению властей труппы Л. Келемена и особенно в нач. 19 в. распространение получил театр, носивший назв. "бродячий". Небольшие труппы выступали в сёлах, в степных городах; они ставили перед собой просветительские цели, боролись за признание венг. яз., подъём венг. нац. культуры, возрождение патриотич. традиций прошлого. Передовые политич. устремления венг. народа нашли выражение в историч. драме крупнейшего драматурга И. Ка-тоны "Банк-бан" (1820), в к-рой проводилась мысль о необходимости сочетания социальной и нац. -освободит, борьбы. Выдающимися актёрами этого времени были Р. Дерине-Сеппатаки, Ж. Сентпете-ри, К. Медьери, выступавшие как в драматических, так и в музыкальных спектаклях.

В 1-й пол. 19 в. получила распространение романтич. драматургия нац. -освободит, направленности. Драмы К. Кишфалуди, произв. крупнейшего венг. романтика М. Вёрёшмарти, социальные историч. пьесы Э. Сиглигети, создавшего особый вид т. н. народной пьесы ("Беглый солдат" и др. ), характеризовали осн. направления развития нац. драмы. Особое место в драматургии венг. романтизма занимает историч. драма "Тигр и гиена" (1846) поэта-революционера Ш. Петёфи.

Открытие в 1837 в Пеште постоянного театра, носившего назв. Пештский венг. театр ("Пешти мадьяр синхаз", с 1840 - Венгерский национальный театр), ускорило развитие нац. театр, культуры. В этом театре (до 1884) ставились драма-тич. и оперные спектакли. Иск-во венг. актёров этого периода отличалось многообразием идейных и художеств, исканий. Наиболее крупные прогрессивные актёры Нац. театра - Г. Эгрешши, М. Лендваи, актриса Р. Лаборфальви и др. - выражали в своём творчестве идеи нац. -освободит, борьбы периода подготовки бурж. Революции 1848-49. После поражения революции идеи борьбы за свободу нашли отражение в филос. драме "Трагедия человека" И. Мадача (1861). Быстрое развитие капитализма в В. после австро-венг. компромисса 1867 усилило влияние бурж. культуры в венг. театре. Хранителем нац. демократич.