| др., организовывались театр, труппы. Лишь в 1853 в Маракайбо была поставлена пьеса первого венесуэльского автора - комедия "Бессовестный, скупец и ленивец" М. М. Фернандеса. В 19 в. к драматургии обратились видные писатели В. : представители просветительского классицизма А. Бельо, ф. Торо, X. В. Гонсалес, романтики X. А. Майтин, X. Кальканьо, Э. Мартин де ла Гуардия и др. В 1-й пол. 20 в. нек-рая активизация театр, жизни В. связана с появлением жанра муз. комедии - сайнете, с творчеством драматургов Л. А. Мичелены, В. М. Риваса, позднее А. Элоя Бланко, X. Падрона, А. Сертада, с деятельностью Об-ва друзей театра (орг. в 1942). В 50-е гг. открыто неск. театр, школ, в т. ч. Нац. школа сценич. иск-ва (1954). В Каракасе работают небольшие театр, труппы, организуемые для постановки одного спектакля. Среди театров столицы: "Театро мунисипаль", "Театро нась-ональ", "Полиэдре", "Атенео", Театр комедии. Театры имеются также в Маракайбо, Баркисимето, Мериде и др. городах. Ставятся пьесы И. Грамко, Р. Пинеды, С. Ренхифо, В. Франко, Р. Чальбауда, И. Чокрона и др. В числе театр, деятелей В. : А. де Пас-и-Ма-теос, К. Ортис, А. Лопес, Н. Куриель, X. Торрес, К. У. Саморано, М. Гарсиа, К. Пальма, К. Маркес. С 1959 проводится Фестиваль венесуэльского театра.
XVI. Кино
Нац. кинопроизводство возникло в В. в нач. 30-х гг. 20 в. Выпускались преим. документальные и хроникальные фильмы. Во время 2-й мировой войны 80- 90% кинопроката составляли амер. фильмы. В 1948-54 в Каракасе работала киностудия "Боливар фильм", деятельность к-рой имела значение для формирования нац. кинематографии. Сюжеты нек-рых фильмов связаны с борьбой против режима Переса Хименеса (президент страны в 1952-58), с событиями из жизни нац. героя 19 в. С. Боливара. Междунар. известность получил документальный фильм "Арайя" (1959, реж. М. Бенасер-раф). Большинство фильмов имеет развлекательный, коммерческий характер. В среднем выпускается 2-3 полнометражных фильма в год, регулярно снимаются кинохроника, документальные и рекламные фильмы. Имеются производственнопрокатные фирмы "Продук-тора Авила фильме", "Христиан ван дер Ре", "Синематографика Орбе". Среди деятелей кино В. - С. Энрикес, У. Пе-терсен, М. Лара, Р. Чальбауд, А. Рохас, Э. Фернани, Э. Монтехо. В. Н. Кислое.
ВЕНЕСУЭЛЬСКИЙ ЗАЛИВ (Golfo de Venezuela), залив Маракайбо, залив Карибского м. у берегов Венесуэлы, между п-овами Гуахира и Парагуана. Дл. 231 км, шир. у входа 98 км, глуб. 18-71 м. Берега б. ч. низменные, песчаные. Приливы смешанные, их высота менее 1 м. На Ю. проливом шир. от 6,5 до 22 км соединяется с оз. Маракайбо.
ВЕНЕСУЭЛЬСКИЙ КРИЗИС 1902-03, междунар. кризис, явившийся следствием обострения империалистич. противоречий в басе. Карибского м. Возник в связи со стремлением капиталистов Великобритании, Германии, Италии и США получить с Венесуэлы долги и возмещение ущерба, будто бы причинённого им в ходе гражд. войны в Венесуэле в 1899-1902. В дек. 1902-февр. 1903 Германия и Великобритания, предъявившие Венесуэле ультиматум о немедленной уплате долгов, а также Италия потопили 3 венесуэльские канонерки (из 4) и высадили десант. США, стремившиеся к установлению монопольного господства в Карибском бассейне, добивались снятия блокады Венесуэлы, но в то же время требовали от неё уплаты долгов европ. державам, с тем чтобы создать прецедент, согласно к-рому лат. -амер. гос-ва не имели бы права отвергать претензии иностр. монополий. В результате дипломатич. нажима США на блокирующие державы в февр. 1903 ими были подписаны соглашения с Венесуэлой об использовании 30% та-мож. доходов от венесуэльских портов Пуэртокабельо и Ла-Гуайра для удовлетворения их претензий. В. к. свидетельствовал об усилении экспансии США в лат. -амер. странах. Он был отмечен В. И. Лениным в "Тетрадях по империализму" в числе главнейших междунар. кризисов в период подготовки 1-й мировой войны. М. А. Окуневя.
ВЕНЕСУЭЛЬЦЫ, нация, осн. население Венесуэлы. Числ. ок. 8,7 млн. чел. (1968, оценка). Говорят на испанском языке. Религия - католицизм. Осн. ядро В. сложилось в результате смешения разнообразных этнич. групп: испанских и баскских переселенцев; аборигенов-индейцев (араваков, чибча, карибов и др. ); негров-рабов, ввезённых из Африки либо из Вест-Индии. Т. о., В. - один из наиболее метисированных народов Лат. Америки: осн. масса - испаноиндейские метисы (на С. - часто с негритянской примесью); ок. 10% - негры, мулаты и самбо; 12- 15% - белое население. Среди самодеят. населения преобладают с. -х. пролетариат и малоземельное крестьянство. Значит, число рабочих занято на нефтепромыслах. См. также Венесуэла, раздел Население.
Лит.: Народы Америки, т. 2, М., 1959 (библ. ). Э. В. Зиберт.
ВЕНЕТО, область в Италии; см. Венеция.
ВЕНЕТСКИЙ ЯЗЫК, см. в ст. Венеты.
ВЕНЕТЫ (лат. Veneti), 1) группа племён, населявших в древности сев. берег Адриатич. м., к С. -В. от р. По. Согласно археол. данным, В. появились здесь в 12-11 вв. до н. э. ; сначала занимали приальпийские долины, затем распространились к Ю. -В. Осн. занятие - земледелие и скотоводство, в особенности разведение коней (многочисл. находки удил в погребениях, изображений лошадей). Гл. предметы торговли - рабы, скот, кожи и янтарь, доставлявшийся с берегов Балтики через альп. перевалы. Гл. города - Атесте (совр. Эсте), Пата-виум (совр. Падуя). В. были союзниками римлян в их борьбе с кельтскими племенами (4 в. до н. э. ), во время 2-й Пунической войны (218-201 до н. э. ) поддерживали Рим против карфагенского полководца Ганнибала. В нач. 2 в. до н. э. началась рим. колонизация области расселения В. Со 183 до н. э. терр. расселения В. входила в состав рим. провинции Цизальпинская Галлия (в 89 до н. э. В. получили права лат. гражданства, в 49 - рим. гражданства). О языке В. позволяют судить ок. 200 посвятительных и надгробных надписей, выполненных алфавитом греч. происхождения (5-1 вв. до н. э. ) и найденных в основном в Атесте (совр. Эсте). Язык В. считается в совр. науке самостоят, ветвью индо-европ. языков, имеющей ряд общих черт с германскими и италийскими языками. Существует также точка зрения, относящая В. к племенам иллирийского происхождения. 2) В. наз. также кельтское племя, жившее на берегах Атлантич. ок. и подчинённое Юлием Цезарем во время галльских походов 58-51 до н. э. 3) В. (чаще венедами) обозначалась у древних авторов зап. ветвь славянских племён.
Лит.: Немировский А. И., История раннего Рима и Италии. Воронеж. 1962; Модестов В.. Венеты, "Журнал Министерства народного просвещения", новая серия, 1906, № 1, 2, 3; Gеогgiev V., Illyrier, Veneter und Urslawen, "Балканско езикознание", София, 1968, [т. 13, № 1]. Л. И. Немировский.
ВЕНЕТЫ И ПРАСИНЫ, главные цирковые партии (димы) в городах Византии, где (как ранее в антич. Риме) организовывались состязания (преим. конные) и представления в цирке и на ипподроме. Вокруг зрелищ складывались партии "болельщиков", получавшие назв. по цвету одежды возниц (так, венеты - "голубые", а прасины - "зелёные"). Димы имели своё выборное руководство, штат прислуги, возниц, артистов, а также дома, лошадей, ден. средства, к-рые каждая партия собирала со своих сторонников. Первоначально димы были чисто спортивными орг-циями. После закона имп. Константина (правившего в 306-337) об "аккламациях" (праве гор. населения выражать возгласами одобрение или неодобрение зачитываемым в цирке постановлениям властей) димы стали превращаться к кон. 4 в. в своеобразные политич. партии с нек-рой социальной окраской. Всего димов было 4, но политич. значение приобрели лишь враждующие между собой В. и п. Венеты возглавлялись сановной знатью, стояли за централизацию, бюрократич. управление, православие, а прасины - с тор-гово-ремесл. верхушкой во главе - выступали за усиление органов местного самоуправления, проявляли симпатии к монофиситам. С нач. 5 в. В. и п. стали привлекаться к обороне города, были обязаны выставлять определ. число вооружённых людей; т. о. В. и п. получили право организации своей милиции и участия в местном самоуправлении (иногда пр-во лишало к. -л. партию этих прав). В кон. 5 и в 6 вв. борьба между В. и п. обострилась: особенно буйно вели себя отряды молодёжи, т. н. стасиоты, устраивавшие побоища. Иногда социальные противоречия приводили к объединению рядовых В. и п., они выходили из повиновения своему руководству и совместно выступали против пр-ва (восстание в 532 "Нггкя"). К 8 в. В. и п. утратили политич. значение, роль В. и п. ограничилась участием их представителей в торжеств, празднествах.
И с т о ч н. З Прокопи и, Тайная история, "Вестник древней истории", 1938, № 4.
Лит.: Дьяконов А., Византийские димы и факции, р, кн. : Византийский сборник, М. -Л., 1945; Сюзюмов М., Политическая борьба вокруг зрелищ в Восточной Римской империи 4 века, "Уч. зап. Уральского государственного ун-та", 1952, № 11; Курбатов Г., Ранневизантийский город (Антиохия в IV в. ). Л., 1962: Ма-г i с q A., Factions du cirque et partis po-pulaires, "Bulletin de la classe des lettres et des sciences morales et politiques de 1'Acade-mie royale de Belgique", 1950, 5 ser., t. 36, № 7, p. 396 - 421. М. Я. Сюзюмов.
0431.htm
ВЕКУА Илья Несторович [р. 23. 4(6. 5). 1907, с. Шешелеты, Грузия], советский математик и механик, академик АН СССР (1958; чл. -корр. 1946) и АН Груз. ССР (1946), Герой Социалистич. Труда (1969). Чл. КПСС с 1943. Окончил Тбилисский ун-т (1930), работал в АН СССР, АН Груз. ССР и в высших уч. заведениях. В 1959-64 ректор Новосибирского ун-та, с 1965 ректор Тбилисского ун-та. Осн. труды относятся к новым науч. направлениям в совр. ма-тем. физике. Работы в области дифференциальных ур-ний с частными производными в основном посвящены созданию аналитич. теории обширного класса ур-ний эллиптич. типа. В. внёс крупный вклад в теорию одномерных сингулярных интегральных ур-ний, открыл и исследовал новый класс нефредгольмовых эллиптич. краевых задач. В области механики В. предложил новый вариант матем. теории упругих оболочек. Им решены трудные проблемы малых изгибаний поверхностей и тесно с ними связанные задачи безмоментной теории оболочек. Деп. Верх. Совета СССР 7-го и 8-го созывов. Гос. пр. СССР (1950). Ленинская пр. (1963). Награждён 3 орденами Ленина, орденом "Знак Почёта" и медалями.
Соч. : Новые методы решения эллиптических уравнений, М. - Л., 1948; Обобщенные аналитические функции, М., 1959; Теория тонких пологих оболочек переменной толщины, Тб., 1965.
Лит.: Бицадзе А. В., Илья Несторович Векуа, Тб., 1967. А. В. Бицадзе.
ВЕКША, старорусское название белки.
ВЕКША, белка, веверица, самая мелкая ден. единица Др. Руси (9 - 13 вв. ). Впервые упоминается в "Повести временных лет" в записи под 853-58, встречается в Русской правде - памятнике рус. раннефеод. права. Равнялась Ve куны. Серебряная В. весила ок. '1з г.
ВЕКШЁ(Vaxjo), город в Юж. Швеции. Адм. центр лена Крунуберг. 34,3 тыс. жит. (1969). Трансп. узел. Машиностроение, трикотажная и швейная пром-сть. Возник в 1342. Вблизи - руины замка Крунуберг (16 в. ).
ВЕКШИНСКИЙ Сергей Аркадьевич [р. 15(27). 10. 1896, Псков], советский учёный, специалист в области электровакуумной техники, акад. АН СССР (1953; чл. -корр. 1946), Герой Социалистич. Труда (1956). Чл. КПСС с 1940. В 1922-28 работал гл. инженером электровакуумного завода в Ленинграде. В 1928-36 зав. вакуумной лабораторией, в 1936-39 главный инженер, в 1939-41 консультант завода "Светлана" в Ленинграде. С 1947 директор н. -и. института. В 1941-44 разработал новый метод получения и исследования сплавов (Гос. пр. СССР, 1946). Создал ряд электронных приборов. Награждён 3 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
Соч. : Новый метод металлографического исследования сплавов, М. - Л., 1944.
Лит.: Гу рви ч Е. Б., С. А. Векшинский, "Радиотехника и электроника", 1956, т. 1, № 12.
ВЕКШНЯЙ, посёлок гор. типа в Акмянском р-не Литов. ССР. Расположен на р. Вянта. Ж. -д. ст. на линии Шяуляй- Лиепая. 3 тыс. жит. (1969). Произ-во кафеля и керамич. изделий.
ВЕЛАСКЕС, Веласкес де К у э л ь я р (Velazquez de Cuellar) Диего (1464-1524), испанский конкистадор. Род. в г. Куэльяр (пров. Сеговия) в знатной богатой семье. Во время 2-й экспедиции X. Колумба прибыл вместе с ним на Гаити (1493). В 1511 начал завоевание Кубы и был назначен губернатором острова (оставался им до конца жизни). В 1512 основал гг. Асунсьон-де-Баракоа и Сантьяго-де-Куба, в 1513 - Сан-Сальвадор-де-Баямо, в 1514 - Пуэрто-Прин-сипе, Санкти-Спиритус и Ремедьос, в 1515 - Гавану. Снарядил ряд завоеват. экспедиций на Юкатан, во Флориду и Мексику. Умер от лихорадки; похоронен в Сантьяго-де-Куба.
ВЕЛАСКЕС, собств. Родригес де Сильва Веласкес (Rodriguez de Silva Velasquez) Диего (4 или 5. 6. 1599, Севилья,-6. 8. 1660, Мадрид), испанский живописец. Сын небогатого дворянина. Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и у Ф. Пачеко (1610-16). В 1617 получил звание мастера. До 1623 работал в Севилье, писал "бодегонес" (исп. bodegon - харчевня) - сцены из нар. быта ("Завтрак", ок. 1617, Эрмитаж, Ленинград; "Водонос", ок. 1620, Музей Уэллингтона, Лондон). Живопись плотным слоем непросвечивающих красок, контрастное освещение фигур, придвинутых к переднему плану композиции, интерес к точной фиксации внешних особенностей натуры сближают эти работы с традициями М. Караваджо. Порой В. вводит в бытовую сцену религ. сюжет как самостоят, мотив ("Христос в доме Марфы и Марии", ок. 1622, Нац. гал., Лондон). Уже в этих ранних произв. В., обратившись к кругу явлений, новых для исп. живописи, создал меткие характеристики нар. типов.
В сер. 1623 В. переехал в Мадрид и в том же году стал королевским живописцем. Совершенствованию мастерства В. во многом содействовали знакомство с королевскими собраниями, богатыми итальянской живописью (в частности, картинами Тициана), а также встречи с прибывшим в Испанию П. П. Рубенсом (кон. 1628 - нач. 1629) и поездка по Италии (кон. 1629 - нач. 1631). Вместе с тем и взгляд В. на мир становился всё более проницательным. Художник смело порывал с присущими искусству его времени условностями, постигая жизнь с её реальными связями. В то же время он искал пути к созданию полотен широкого обобщающего смысла. В картине "Вакх" (до 1630, Прадо, Мадрид) В. изобразил на фоне пейзажа бродяг, пирующих в обществе Вакха и фавнов. Между образами огрублённых жизнью бродяг и антич. божества нет непреодолимой дистанции. Их объединяют общая атмосфера приподнятости, близость к силам природы. "Кузница Вулкана" (1630, Прадо) полна ощущения реальной жизни благодаря колориту, близкому к натуре, и естественности поведения её несколько простодушных героев. Картиной "Сдача Бреды" (1634, Прадо) В. закладывает основы всей европ. историч. живописи на тему совр. действительности. Реальный эпизод испанонидерл. войны даёт повод В. показать воюющие стороны во всей сложности их взаимоотношений. Ритмич. строй композиции, группировка фигур, лес копий над йен. войском указывают соотношение сил, решившее исход битвы. Высокая мера объективности, с к-рой охарактеризованы участники события, позволяет остро ощутить контраст между изысканными испанцами и грубоватыми голландцами - представителями молодой страны и новых социальных сил. Сцена передачи ключей от г. Бреды - смысловой узел |