БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

картины, утверждающей за побеждённым право на уважение, а за победителем - на великодушие.

И. Н. Векуа.

С. А. Векшинский.

Д. Веласкес. Автопортрет. Фрагмент картины "Лас Ме-нинас" (1656. Прадо. Мадрид).

Одновременно с картинами В. написал много портретов, составивших необычайно разнообразную галерею представителей исп. общества: конные парадные портреты (герцога Оливареса, инфанта Бальтасара Карлоса; оба - 1634-35, Прадо), поясные или погрудные изображения придворных, друзей, учеников (Хуана Матеоса, ок. 1632, Карт, галерея, Дрезден; герцога Оливареса, ок. 1638, Эрмитаж; дамы с веером, ок. 1648, собр. Уоллес, Лондон; Хуана Парехи, 1650, собр. Раднор, Солсбери), серия портретов инфант (Художественноист. музей, Вена; Прадо; Лувр, Париж). Жизнь при дворе научила В. проникать в глубины человеч. характера, скрытые под маской высокомерия и холодной любезности, улавливать затаённые движения души. Он скуп в выборе изобразит, средств, предельно сдержан в выражении эмоций. Художник накапливает и синтезирует в портрете свои наблюдения, ничего не утрируя, словно предоставляя другим судить об изображённом. Он почти не пишет аксессуаров, редко изображает жесты, движение. Чаще всего нейтральный фон, приобретающий особую глубину и воздушность благодаря соотношению валёров, тёмные тона одежд направляют осн. внимание зрителя на ровно освещённые лица. Но за кажущимся внешним бесстрастием В. таится глубоко человечное отношение к окружающему. Поэтому портреты В. так же не однозначны и так же не похожи друг на друга, как и живые люди. При общей сдержанности цветовой гаммы В, для каждого портрета находит неповторимые изысканные сочетания тончайших оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого, придающих образам индивидуальный эмоциональный строй.

В ряду портретных образов В. привлекают особое внимание изображения придворных шутов и карликов (портреты т. н. Хуана Австрийского, Эль Бобо из Корин, Эль Примо, мальчика из Вальескаса, Себастьяна Мора и др. ; все - 1631-48, Прадо). Мудрая непредвзятость в подходе к жизни позволяет ему в этих людях, часто обиженных природой, обнаружить присущие им человеческие качества. Необычайно тонко и точно разработанная цветовая гамма красных и розовых оттенков в портрете папы Иннокентия X (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим)- эмоциональный ключ образа, жестокой правдивости к-рого устрашился сам папа. Этот портрет был написан В. вовремя его второй поездки в Италию (кон. 1648 - сер. 1651). Там же (или вскоре по возвращении в Испанию) В. исполнил "Венеру с зеркалом" (1651, Нац. гал., Лондон). Необычный композиц. приём (лицо Венеры видно только в зеркале) придаёт особую свежесть и остроту изображению обнажённого женского тела - гибкого, стройного, полного прелести и жизненного обаяния. К этому же периоду относятся и два пейзажа В. (оба - * Вилла Медичи", 1650-51, Прадо), в к-рых художник при необычных для того времени свежести и кажущейся этюдности письма создал целостные образы природы.

В последние годы жизни В. написал две самые знаменитые свои картины: "Лае Менинас" ("Фрейлины", 1656) и "Пряхи" (первонач. назв. - "Миф об Арахне", 1657) - обе в Прадо. В "Лас Менинас" художник изобразил на первом плане инфанту Маргариту в сопровождении фрейлин и карликов, а рядом - себя за мольбертом в момент исполнения им портрета королевской четы, отражение к-рой видно в зеркале в глубине зала. В. смело раздвинул пространство композиции: король и королева воспринимаются как бы находящимися перед картиной, в среде её зрителей, к-рые становятся, в свою очередь, участниками изображённой сцены. Частный эпизод придворного быта предстаёт здесь как один из моментов общего течения жизни со всей сложностью её взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Всё пронизано трепетным движением серебристого воздуха. Пленительная красота и живописное многообразие реальности воплотились в общем серо-жемчужном колорите картины с нанесёнными свободными ударами кисти голубыми, розовыми, тёмносерыми, коричневатыми прозрачными мазками. В ином, более мажорном живописном ключе написаны "Пряхи" - сцена в королевской мастерской ковров с фигурами прях на первом плане. Придворные дамы в глубине ярко освещённой комнаты любуются ковром, изображающим миф об Арахне - ткачихе, превзошедшей в мастерстве богиню Афину. Окутанные золотистой пылью фигуры прях воспринимаются по контрасту со светлым фоном особенно рельефно, в частности - фигура молодой пряхи справа, полная живой подвижности и энергии. Красота народа, его созидат. сила - лейтмотив картины.

В поздних произв. В. с наибольшей полнотой сказались особенности его творч. метода: глубочайшее постижение действительности во всём её богатстве и противоречивости, целостность её образнопла-стич. воплощения, при к-ром все элементы художеств, формы выступают в нерасторжимом единстве. В. писал без предварит, набросков, прямо на холсте, сливая воедино непосредств. впечатления от натуры, строгую продуманность композиции, свободу кисти и органичность всей живописной системы, достигая впечатления, казалось бы, вольной импровизации и вместе с тем широкого обобщения. Творчество В. - вершина исп. живописи 17 в. и одно из ярчайших явлений мирового реалистич. иск-ва.

Илл. ем. на вклейке к стр. 368-369.

Лит.: Малицкая К. М., Веласкес (1599 - 1660), М. - Л., 1939; Каптерева Т. П., Веласкес, М., 1961 (библ. ); К е-менон В. С., Картины Веласкеса, М.. 1969: Lopez-Rey. J., Velasquez. A catalogue raisonne of his oeuvre, L., 1963; Camon Aznar J., Velazquez, Madrid, 1964. Т. П. Каптерева.

ВЕЛАСКО ИБАРРА (Velasco Ibarra) Хосе Мария (р. 19. 3. 1893, Кито), государственный и политич. деятель Экуадо-ра. По образованию юрист, окончил ун-ты в Кито и Париже. Занимал ряд гос. постов (гос. советник, прокурор г. Кито). Был президентом Экуадора в 1934-35, 1944-47 и 1960-61; неоднократно отстранялся от власти в результате гос. переворотов, связанных с его попытками установить личную диктатуру. Более 20 лет В. И. провёл в эмиграции. В 1952 сторонники В. И. из различных слоев населения объединились в "Нац. федерацию веласкистов" (с 1968 оформлена в партию). В. И. неоднократно выступал с антиимпериалистич. заявлениями, обещаниями провести социальноэкономич. реформы, установить и нормализовать отношения со всеми странами, включая социалистические. Это обеспечило ему популярность и, в частности, победу на выборах 1968, в результате к-рых он в 5-й раз стал президентом Экуадора. В июне 1970 при поддержке армии отменил конституцию, распустил конгресс и установил диктаторский режим.

ВЕЛАУСКИЙ ДОГОВОР 1657, между Польшей и Бранденбургом в ходе польскошведской войны 1655-60. Заключён в форме двух отд. актов 19 сент. в Ве-ляве (нем. Велау) и 6 нояб. в Быдгоще; см. Велявско-Быдгащский трактат 1657.

ВЕЛД (от голл. veld - поле), название засушливых плато, покрытых ксерофит-ными злаками и кустарниками, в Юж. Африке, к 3. от Драконовых гор. В. образуют серию ступеней, понижающихся к впадине Калахари и долине р. Лимпопо. Высокий В., между р. Оранжевой и р. Вааль, опускается с вые. 2000 м на С. -В. до 1200 м на Ю. -З., сложен горизонтально залегающими песчаниками и сланцами системы Карру. Поверхность покрыта сплошным злаковым покровом вые. ок. 1 л. В хр. Витва-терсранд на С. Высокого В. - важнейшие в ЮАР месторождения золота и урана. Между р. Вааль и верховьями р. Олифантс находится Средний В. (вые. 1500-1000 м), имеющий сходное с Высоким В. геол. строение. Покрыт на 3. ксерофитными кустарниками, на В. - злаками. В р-не Кимберли - месторождения и добыча алмазов. К С. от г. Претории лежит Кустарниковый В. (Бушвелд) (вые. ок. 900 м), сложенный вулканич. породами и покрытый зарослями колючих кустарников (виды акаций). От Кустарникового В. к р. Лимпопо простирается Низкий В. (вые. 800-300 м)-выровненная поверхность докембрийского кристаллич. фундамента. Покрыт саванной с баобабом и деревом "мопане".

ВЕЛДЕ (van de Velde) Хенри (Анри) Клеменс ван де (3. 4. 1863, Антверпен,- 25. 10. 1957, Цюрих), бельгийский архитектор и мастер декоративного иск-ва. Учился в АХ в Антверпене (1881-83), занимался живописью и графикой. Один из основателей Немецкого Веркбунда (1907). В проектах мебели (с 1894), оформлении интерьера (Фолькванг-музей в Хагене, Германия, 1901-02) и постройках (дом Блуменверф в Брюсселе, 1895) раннего периода выступал как инициатор стиля "модерн", используя криволинейные формы и декор. Позже как архитектор (Художеств, школа в Веймаре, 1904; театр Веркбунда в Кёльне, 1914) и теоретик стал одним из основоположников и лидеров рационализма. В 1902-14 руководил художеств. -пром. школой в Веймаре, с 1926 - Нац. высшей школой декоративных иск-в в Брюсселе. В поздних работах (бка в Генте, 1935-40; Музей Крёллер-Мюллер в Оттерло, Нидерланды, 1938-54) использовал принципы функционализма. Илл. см. т. 3, вклейка к стр. 185.

Соч. : Der neue Stil, Weimar, 1906.

Лит.: Teirlinck H., Henry van de Velde, Brux., 1959; Huter K. -H., Henry van de Velde, В., 1967 (библ., с. 270 - 273).

ВЕЛДE (van de Velde), семья голландских живописцев 17 в. Наиболее известны: Э с а и а с ван де В. (ок. 1590-91, Амстердам,- похоронен 18. 11. 1630, Гаага). Работал с 1610 в Харлеме, с 1618 в Гааге. Один из создателей нац. голл. пейзажа ("Пейзаж с всадниками", 1623, Эрмитаж, Ленинград; "Дюнный пейзаж", 1629, Гос. музей, Амстердам), добившийся со временем простоты и естественности образов, целостного эмоц. ощущения жизни природы, связанной с жизнью простых людей, тонального единства, обогащённого контрастами света и тени; острота жизненных наблюдений отличает и его жанровые ("Общество на террасе", 1622, Эрмитаж) и батальные ("Нападение на фургон", 1626, Музей изобразит, иск-в им. А. С. Пушкина, Москва) картины. Биллем ван де В. (крещён 18. 12. 1633, Лейден,-6. 4. 1707, Лондон). Работал в Амстердаме и с 1673 в Лондоне. Автор звучных по цвету мор. пейзажей. Изображая спокойное или слегка волнующееся море с крупными силуэтами кораблей, высокое небо с клубящимися оолаками, придавал своим картинам оттенок торжеств, героики ("Штиль", 1657, Нац. гал., Лондон; "Залп салюта", 1666, Карт, гал., Берлин-Далем). Адриан ван де В. (крещён 30. 11. 1636, Амстердам,-похоронен 21. 1. 1672, там же). Брат Виллема. Работал почти во всех жанрах голл. живописи и графики (портреты, религ., мифоло-гич., аллегорич. картины), но прославился пейзажами с фигурами людей и животных ("Берег в Схевенингене", 1658, Карт, гал., Кассель; "Ферма", 1666, Карт, гал., Берлин-Далем). Пейзажи Адриана ван де В. привлекают светлой праздничностью восприятия природы, прозрачной свежестью и чистотой нежных оттенков цвета; вместе с тем демократич. традиции постепенно уступают в них место созерцательности, изысканной нарядности, идилличности образов, а затем и увлечению итал. мотивами и пасторальными сценами.

Лит.: Zoege von Manteuf-fel K., Die Kunstlerfamilie van de Velde, Bielefeld - Lpz., 1927.

ВЕЛЕБИТ, горный хребет в Динарском нагорье, в Югославии. Протягивается вдоль берега Адриатич. м. прибл. на 150 км. Вые. до 1758 м (г. Ваганьски-Врх). Сложен гл. обр. известняками. Карст. Зап. отвесные склоны безлесны, пологие восточные склоны до вые. 1300 м покрыты широколиста. лесами, выше - хвойными.

ВЕЛЕДА(УеЫа, Velleda)(l в. н. э. ), одна из пророчиц древних германцев. Согласно рим. историку Тациту, происходила из племени бруктеров, жила затворницей в высокой башне, окружённая почтением и тайной. Через особых посредников В. посылала свои пророчества и ответы на заданные ей вопросы. Играла видную роль в восстании Цивилиса, призывая герм. племена к войне против Рима и обещая победу. Умерла в рим. плену.

ВЕЛЕНЕ (Velenje), город в Югославии, в Словении, в предгорьях Альп. 7,5 тыс. жит. (1967). Первый социалистич. шахтёрский город страны (строящийся с 1948). В районе - залежи лигнита (добыча ок. 3,5 млн. т, 1965, оценка); на его базе работает ТЭС Шоштань (135 тыс. кет).

ВЕЛЕПОЛЬСКИЙ (Wielopolski) Александр (13. 3. 1803, дер. Сендзеёвице, Буский повят,- 30. 12. 1877, Дрезден), маркиз, польский гос. деятель. В 1861-63 занимал руководящие должности в администрации Королевства Польского. Участвовал в подготовке и проведении частичных реформ 1861-62 [замена барщины оброком, обязат. очиншевание(см. Уннш)]. Безуспешно пытался репрессиями подавить нац. -освободит, движение. Объявленный по инициативе В. в янв. 1863 рекрутский набор, имевший целью ликвидировать кадры повстанч. орг-ции, ускорил начало Польского восстания 1863-64. Крах политики В. привёл к его отставке (12 сент. 1863) с занимаемых постов.

ВЁЛЕР (Wohler) Фридрих (31.7.1800, Эшерсхейм,-23.9.1882, Гёттинген), немецкий химик, по образованию врач. Изучал химию у Л. Гмелина в Гейдельберге и И. Берцелиуса в Стокгольме. С 1831 проф. технич. школы в Касселе; с 1836 до конца жизни проф. ун-та в Гёттингене; с 1853 иностр. чл.-корр. Петерб. АН. В 1822 В. открыл циановую к-ту HOCN.
В 1824, желая приготовить цианово-кислый аммоний NH4CNO, В. получил бесцветное кристаллич. вещество, к-рое не давало ни одной из реакций на аммоний и циановую к-ту. В 1828 установил, что оно по составу и свойствам тождественно с мочевиной. Таким образом, В. впервые синтезировал из неорганич. веществ органич. соединение и тем самым нанёс удар распространённому витали-стич. учению о т. н. жизненной силе (см. Витализм). Однако синтез мочевины долгое время оставался единичным фактом и не мог поколебать веру в жизненную силу. Окончат, падение учения о жизненной силе в химии произошло только в 1860-х гг. благодаря синтезам франц. химика П. Э. М. Бертло.
В 1832 В. и Ю. Либих, изучая производные "горькоминдального" масла, показали, что радикал бензоил C7H5O без изменений переходит из одного соединения в другое, чем сильно укрепили теорию радикалов (см. Радикалов теория). В. принадлежат и др. работы в области органич. химии: исследование мочевой к-ты и её производных (совместно с Ли-бихом, 1838), получение диэтилтеллура (1840) и гидрохинона (1844), исследование алкалоидов опия (1844). Из работ В. в области неорганич. химии известны: получение алюминия нагреванием хлористого алюминия с калием (1827), получение подобным же путём бериллия я иттрия (1828), получение фосфора накаливанием смеси фосфорно-кислого кальция с углём и песком (1829), получение кремния и его соединений с водородом и с хлором (1856-58), нитридов кремния и титана (1857-58), карбида кальция и действием на него воды ацетилена (1862). В. создал большую научную школу и написал уч. руководства, пользовавшиеся широким распространением.
Соч.: Ober kiinstliche Bildung des Harn-stoffes, "Annalen der Physik und Chemie", 1828, Bd 12; Grundriss der unorganischen Chemie, 15 Aufl., Lpz., 1873; Grundriss der organischen Chemie, 10 Aufl., Lpz., 1877: Mineral-Analyse in Beispielen, 2 Aufl., Gottingen, 1861.
Лит.: Мусабеков Ю. С., Ф. Вёлер и значение его трудов в развитии химии, "Тр. Ин-та истории естествознания и техники", 1960, т. 30, История химических наук, с. 71 - 96.

ВЕЛЕС, Волос, др. -слав, языческое божество, считавшееся покровителем скота ("скотий бог". ) Культ В. был известен в 10 в. в Киеве, Новгороде, позже - в Ростовской земле. В чеш. памятниках 15-16 вв. упоминается в ином значении - в смысле нечистой силы. После принятия христианства