БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

истской крупной зем. собственности, но сохранила крупную капиталистич. зем. собственность. За 1950-62 всего 113 тыс. крест, семей получили ок. 1200 тыс. га земли. Проблема наделения итал. крестьян землёй, однако, не была решена полностью. А. р. проводилась в основном в интересах гос.-монополистич. и крупного агр. капитала.

После 2-й мировой войны в нек-рых странах Зап. Европы предпринимались попытки ограничения крупного землевладения в пользу крестьянства. В Зап. Германии (ФРГ) А. р., предусмотренная Потсдамскими соглашениями, была практически сорвана. Правящие круги ФРГ проводят А. р., направленную на сокращение числа мелких фермерских х-в с последующим переходом их земли к крупным аграриям.

На осуществление А. р. были вынуждены пойти и правящие круги Греции. Закон об А. р. был издан в 1952. Но она имела ограниченный характер. Экспроприации на основе выкупа подлежали владения размером пашни более 50 га. В других странах Зап. Европы, в США А. р. не проводились. Но правящие круги Испании, Франции, Швеции, Голландии, Дании и др. европ. капиталистич. стран проводят отдельные мероприятия, направленные гл. обр. на "модернизацию аграрной структуры", путём концентрации землевладения, создания рентабельных х-в. Поскольку в странах Зап. Европы феод, пережитки занимают в целом незначительное место в агр. структуре, цель этих мероприятий - ускорение развития земледельч. капитализма за счёт крестьянского, мелкотоварного сектора. А. р. в развивающихся странах. К моменту завоевания независимости в этих странах имелись 3 осн. формы собственности в с. х-ве, сохранение к-рых препятствовало развитию земледельческого капитализма: 1) феодальные отношения; 2) патриархально-родовые отношения; 3) колониальная зем. собственность (гос., плантаторов, фермеров-капиталистов). Эти уклады играли различную роль в экономике разных стран. Феодальные и полуфеодальные отношения получили наибольшее распространение в Азии и Лат. Америке, а патриархально-родовые отношения характерны для стран Тропич. Африки. Различное соотношение этих форм х-ва в агр. структуре отд. стран влияет на формы и методы проведения А. р. Но, несмотря на нек-рые различия, они преследуют в конечном счете одну и ту же цель - расчистить путь для создания бурж. строя в с. х-ве.

Под нажимом крест, движения за землю, постоянного социального и политического брожения, правящие круги ряда стран Лат. Америки (Мексики, Венесуэлы, Гватемалы, Боливии, Колумбии) вынуждены были пойти на проведение А. р. Все они носят бурж.-помещичий характер, направленный на ослабление тяжёлых последствий латифундизма и смягчение острых социальных противоречий в деревне. Стали осуществляться в 50-60-е гг., за исключением Мексики, где А. р. имеет длительную историю.

Закон об А. р. в Мексике был издан в 1915, когда в стране сложилась революц. ситуация. По этому закону латифундии ликвидировались, а их земля подлежала распределению между безземельными и малоземельными крестьянами. Экспроприированная у помещиков земля передавалась крест, общинам (эхидос). Постепенно А. р. проводилась всё больше в интересах крупных зем. собственников. Уже декретом 1921 предусматривалось увеличение размеров землевладений. А. р. осуществлялась медленно, поэтапно. Наиболее результативным был период 1935-40, когда число крупных х-в размером в 1 тыс. га и более сократилось с 15,5 тыс. до 9,7 тыс., а их зем. площадь с 108,9 млн. га до 79,9 млн. га. А. р. не ликвидировала крупное землевладение. Позиции его по-прежнему сильны. Крупные зем. собственники (размер владений более 1 тыс. га) концентрируют в своих руках примерно 75% всей земли.

В Боливии декрет об А. р. издан в авг. 1953, осуществление началось в 1955. А. р. имела цель ликвидировать латифундии и наиболее отсталые формы в сфере арендных отношений (отработки и т. п.). К июлю 1964 среди 158 тыс. крест, семей было распределено (на основе выкупа) 5,6 млн. га земли. В руках помещиков осталась большая и лучшая часть земель (28,5 млн. га).

В Колумбии закон об А. р. был принят в дек. 1961. Осуществляется в условиях свободного захвата земли крестьянами, виоленсии (произвола). Правящие классы - латифундисты и нац. буржуазия вынуждены признать право крестьян владеть занятыми ими землями.

В Гватемале закон об А. р. был принят в июне 1952 в условиях подъёма нац.-освободит, и демократич. движения и носил относительно радикальный характер. Военная интервенция США (июнь 1954) и последовавший за ней гос. переворот прервали проведение этой А. р. и вызвали "контрреформу" (агр. декрет в февр. 1956).

А. р. вЧилии нек-рых др. странах Лат. Америки (50-60-е гг.) закрепляли "колонизацию" земель, т. е. распределение среди безземельных и малоземельных крестьян пустующих и необрабатываемых земель гос. фонда, т. н. ничейных земель. Это по преимуществу худшие земли.

В Венесуэле закон об А. р. был принят в марте 1960 и имел сравнительно демократич. характер. В нём предусматривалось наделение крестьян землёй без компенсации, запрещение феод, форм аренды. Реакц. силам удалось направить его также по пути колонизации земель, а не на ликвидацию латифундистской крупной зем. собственности. Крупные землевладельцы добились высоких компенсационных платежей за отчуждённые у них малоплодородные земли. А. р. в странах Лат. Америки лишь несколько ограничили феод, пережитки и не устранили высокой степени концентрации земли в руках латифундистов.

А. р. в развивающихся странах Азии и Сев. Африки имели относительно более радикальный характер. В этих странах, за исключением Турции и Филиппин, произошло значит, ограничение феод.-поме-щичьего землевладения. В результате перераспределения земли мелкотоварный уклад, базирующийся на крест, собственности, занял осн. место в агр. структуре. Феодальные и патриархально-родовые отношения уже не занимают в этих странах господств, положения. В тех странах Востока, где А. р. по существу не проводились (кроме частичных мероприятий), докапиталистич. и переходные отношения по-прежнему преобладают в агр. структуре (Ливия, Саудовская Аравия, Йемен, Афганистан, Непал, Лаос, Камбоджа, "внешние провинции" Индонезии, автономные гос-ва Бирмы). В Марокко, на Цейлоне и в Малайзии, где не было проведено изменение системы землевладения, сложился сектор крупного капи-талистич. земледелия (плантации иностр. и нац. капитала), играющий ведущую роль в с. х-ве этих стран. Сходный характер имеет и многоукладная агр. экономика Судана и Ливана. Несмотря на различия, обусловленные экономич. и социально-политич. факторами, А. р. во всех этих странах направлены на постепенное превращение феод. агр. строя в буржуазный. Их сущность заключается в медленной трансформации полуфеод, помещиков и крест, верхушки в капита-листич. предпринимателей в с. х-ве при постепенной пролетаризации большинства крестьянства. Особенность этого типа агр. эволюции в развивающихся странах Азии и Сев. Африки заключается в том, что при сохранении помещиков как класса, большая часть быв. помещичьей земли отчуждается обычно за выкуп, а масса бывших феод.-зависимых арендаторов превращается в мелких зем. собственников. Происходит формирование мелкотоварного уклада, что составляет исходный пункт изменений, происходящих в деревне стран Востока.

В результате проведённых А. р. феод, аренда перестала быть гл. формой крест, землепользования в большинстве стран Востока. Окрепли бурж. элементы в с. х-ве этих стран.

В ОАР А. р. имеют демокра-тич. характер. 1-й закон об А. р. был принят в 1952, 2-й закон - в 1961. В том же году был издан декрет о ликвидации иностр. землевладения. В марте 1964 принят новый закон о безвозмездной экспроприации помещичьих земель и сокращении на 3/4 выкупных платежей за землю, розданную крестьянам на основе закона об А. р. 1952 и об освобождении крестьян от уплаты процентов. Аграрная политика правительства ОАР направлена на полную ликвидацию феод, землевладения. Большое внимание уделяется кооперированию крестьянства.

В Индии законы об А. р. были изданы в 1950-51. Осуществление их относится к 1952-61 (в 1952-58 - А. р.

в области землепользования и аренды, в 1959-61 - по ограничению помещичье-феод. землевладения путём установления "максимальных размеров" отдельных владений). Наиболее важной частью А. р. в Индии явилось законодательство по ликвидации системы заминдари, предоставлявшей особые права помещикам-за-миндарам. В результате А. р., земли, принадлежавшие заминдарам и отданные ими в аренду, перешли гос-ву за выкуп. Материальный ущерб был нанесён при этом лишь верхушке заминдаров. Ещё более ограниченный характер имела А. р. в области арендных отношений. Т. о., А. р. в Индии также не разрешила агр. вопроса, нанесла удар только крупным заминдарам, а мелкие и средние укрепили свои позиции. Она упрочила капита-листич. сектор в с. х-ве.

В Пакистане А. р. была проведена раздельно в Вост. и Зап. Пакистане. В Вост. Пакистане (1950-58) закон 1950 установил максимум зем. владений (не более 100 бигхов земли на одну семью, или 13,5 га). За отчуждаемые земли была назначена огромная компенсация. В апр. 1956 правительство вынуждено было принять дополнительно постановление об ускорении сроков проведения А. р. В Зап. Пакистане закон об А. р. был принят в янв. 1959. Земля отчуждалась на основе выкупа. А. р. затронула только верхушку помещичьего класса - крупных абсентеистов.

На Филиппинах 1-й закон об А. р. издан в сент. 1955. У помещиков выкупались "излишки" земли сверх установленного максимума (300 га - для индивидуальных владений и 600 га - для корпораций). В авг. 1963 правительство издало более радикальный закон об А. р. Осуществление его рассчитано на 30-40 лет. Максимум землевладения значительно снижен (до 75 га). Предусмотрено наделение землёй около 1 млн. крестьян. Выкуп земли будет осуществляться поэтапно.

Закону об А. р. в Индонезии предшествовал ряд законов, направленных на увеличение с.-х. произ-ва в стране и решение зем. проблемы путём переселения семей из густонаселённых р-нов (о. Ява) в малонаселённые. В сент. 1960 принят "Основной аграрный закон", к-рый признавал 2 формы зем. собственности: гос. и частную. Право частной собственности было объявлено основным ин-том зем. права. Спец. постановлением в 1960 был ликвидирован заклад (залог) земли (по истечении 7-го срока залога земли она возвращается земледельцу без выкупа). В янв. 1961 были определены размеры землевладений (15 га поливных рисовых полей и 20 га неорошаемых земель). Намечалось закончить проведение А. р к 1966. После гос. переворота 30 сент. 1965 её осуществление приостановлено.

В Бирме в 1948 был издан закон о национализации земли и создании мелкой крест, собственности. Но он имел чисто номинальный характер. Земли помещиков подлежали отчуждению за выкуп. Был установлен максимум зем. владения. Закон 1953 предусматривал свёртывание А. р. Количество земли, подлежащее отчуждению, было уменьшено с 10 млн. до 6,2 млн. акров (1 акр"0,4 га). В марте 1962 начался новый этап агр. преобразований, предопределённый вступлением страны на некапиталистич. путь развития. В марте 1963 в интересах трудящихся арендаторов изданы "Закон о защите прав крестьян-арендаторов" и "Об аренде земли". Важное значение имел декрет от 5 апр. 1965, отменивший арендную плату за землю и нанёсший серьёзный удар по феодальной собственности на землю. В руки арендаторов практически перешло 2,8 млн. га земли. Большое внимание уделяется кооперированию с. х-ва, механизации, ирригации, демократизации с.-х. кредитования.

В принятом Международным совещанием коммунистических и рабочих партий (июнь 1969) документе "Задачи борьбы против империализма на современном этапе и единство действий коммунистических и рабочих партий, всех антиимпериалистических сил" подчёркивается большое значение А. р. в развивающихся странах.

"В большинстве независимых государств Азии и Африки центральными проблемами общественного развития, наряду с задачей упрочения и защиты политической независимости, суверенитета, стали преодоление экономической отсталости, создание независимой национальной экономики, включая собственную промышленность, повышение жизненного уровня народа. Решение этих проблем предполагает глубокие социально-экономические преобразования, проведение демократических аграрных реформ в интересах трудового крестьянства и при его участии, уничтожение отживших феодальных и дофеодальных отношений, ликвидацию засилья иностранных монополий, радикальную демократизацию общественной и политической жизни, государственного аппарата, возрождение национальной культуры и развитие ее прогрессивных традиций, укрепление революционных партий и создание таких партий там, где их нет. Актуальные проблемы общественного развития этих государств ныне являются объектом не только острой борьбы между их народами и неоколонизаторами, но и внутренних социальных столкновений. Важное значение для независимых государств Азии и Африки имеет установление отношений дружбы и действенного сотрудничества со странами социализма" (Международное совещание коммунистических и рабочих партий, 1969, с. 312).

Лит.: Аграрные реформы в развивающихся странах и странах высокоразвитого капитализма, М., 1965; Основные законодательные акты по аграрным преобразованиям в зарубежных социалистических странах, в. 1 - 5, М., 1957-60; Петру-шов А., Социалистическое строительство в сельском хозяйстве европейских страа народной демократии, М., 1951 (раздел об аграрных реформах); Недорезов А. И., Аграрные преобразования в народно-демократической Чехословакии. М., 1954; Котов Г. Г., Аграрные отношения и земельная реформа в Германии, М., 1956; Социально-экономические последствия аграрных реформ и социальная структура деревни в развивающихся странах Азии и Северной Африки, М., 1966.

Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы. Москва, 5-17 июня 1969 г., М., 1969.

Б. П. Кузнецов, В. Н. Стародубровская.

АГРАРНЫЙ (от лат. agrarius), 1) земельный, относящийся к землевладению, землепользованию (напр., агр. кризис, агр. реформа); 2) характеризующийся преобладанием с.-х. производства над пром-стью (А. страна).

АГРАРНЫЙ ВОПРОС, в широком смысле - вопрос о законах развития капитализма в с. х-ве, возникающих на этой основе отношениях между классами и связанной с этим классовой борьбе.

В развитых капиталистич. странах А. в.- это вопрос о классах капиталистич. с. х-ва в условиях господства гос.-монополистич. капитализма, вопрос о путях развития крупного с.-х. произ-ва на базе современной техники. В более узком смысле - это вопрос о путях и методах устранения докапиталистических (т. е. феодальных, а в нек-рых отсталых странах также и дофеодальных) производственных отношений в с. х-ве. В этом смысле решение А. в. становится одной из основных задач бурж.-демократич. революции и связано с конфискацией всей помещичьей зем. собственности. Однако буржуазия, в силу своей классовой ограниченности, не может разрешить до конца А. в., что доказано историч. опытом. Полное разрешение А. в. возможно только в результате социалистич. революции, к-рая не только решает проблему экспроприации крупной зем. собственности и наделения крестьян землёй, но и создаёт условия для социалистического преобразования сельского хозяйства.