БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

колы учащихся на основании тестовых испытаний распределяют по трём неравноценным типам ср. школ: ок. 20% уч-ся попадает в грамматич. школу со сроком обучения 5-7 лет, ок. 70% уч-ся - в современную школу со сроком обучения 4, иногда 5 лет, ок. 5% уч-ся-в техническую со сроком обучения 5, изредка 7 лет. С нач. 50-х гг. создаётся новый тип ср. школы - т. н. единая, объединяющая программы всех 3 типов ср. школ (число учащихся в этих школах не превышает 10%, срок обучения - 4; 5 и 7 лет). Существующие типы школ отличаются друг от друга не только уч. планами и программами, но и правами, предоставляемыми выпускникам. Осн. задача грамматич. школы - подготовка к поступлению в вуз. В старших классах проводится дифференциация уч. курсов; осн. отделения - гуманитарное и естественноматематическое. В ср. технич. школах обще-образоват. подготовка сочетается с общетехнической, а часто и предпрофессиональной. Современная школа в основном тупиковая: лишь небольшая часть учащихся, закончив 5-летний курс обучения, имеет возможность после сдачи особых экзаменов перейти в старшие классы грамматич. школы. В современной школе большое внимание уделяется практич. подготовке. Примерно '12 ср. школ имеет раздельное ооучение для девочек и мальчиков. Наряду с государственными (св. 90% уч-ся) существует большая сеть частных (т. н. "независимых") ср. школ, из к-рых наиболее привилегированные - паблик скулз (Итон, Харроу, Уинчестер и др. ). Всего в 1968169 уч. г. в В. работало 38,1 тыс. гос. школ с 9435 тыс. уч-ся (8158 тыс. в Англии и Уэльсе, 947 тыс. в Шотландии, 330 тыс. в Сев. Ирландии) и 394 тыс. учителей.

Подготовка учителей для начальных и современных школ осуществляется в 3-годичных педагогических колледжах. В 1968169 уч. г. в них обучалось 125,9 тыс. чел. Преподавателей для грамматич. школ готовят в ун-тах на спец. 1-годичных пед. отделениях, куда принимают окончивших основной 3-годичный курс одного из факультетов ун-та. В 1968169 уч. г. на 32 пед. отделениях подготавливалось 6100 студентов.

Ступень т. н. последующего образования включает общеобразоват. и проф. уч. заведения с полным и неполным уч. днём, а также различные курсы, предназначенные гл. обр. для работающей молодёжи. Низшее проф. образование осуществляется в системе фабричнозаводского ученичества (срок - 5 лет) и индивидуального обучения. Ср. проф. образование дают младшие отделения спец. колледжей (с 2-годичным курсом обучения): технич., художественные, коммерческие, домовод-ческие, сельскохозяйственные. Возраст уч-ся обычно св. 16 лет. Многие из колледжей имеют 4-5-годичные курсы- обучения и дают образование, приближающееся к высшему. В 1967168 уч. г. системой "последующего" образования было охвачено 3410 тыс. чел. ; большая часть молодёжи занималась без отрыва от производства. К системе "последующего" образования относятся н учреждения по обслуживанию молодёжи во время досуга.

Высшее образование осуществляется в ун-тах, колледжах и технич. ин-тах (об организации уч. процесса в вузах В. см. в ст. Высшее образование). В 1968169 уч. г. в В. было 44 ун-та (св. 212 тыс. студентов и аспирантов), 8 по-литехнич. ин-тов и 48 колледжей высшего образования (15,6 тыс. студентов). Крупнейшие ун-ты: Лондонский (осн. в 1836), Кембриджский (осн. в 1209), Оксфордский (осн. в 1167), Эдинбургский (осн. в 1583), ун-т Уэльса в Кардиффе (осн. в 1893), ун-т Белфаста (осн. в 1908). В послевоен. годы создан ряд новых ун-тов: Ноттингемский, Эссексский, Стратклайдский и др.

Крупнейшие библиотеки: Библиотека Британского музея в Лондоне (осн. в 1753), бка Оксфордского ун-та (бка Бодли, осн. в 1602; св. 2,8 млн. тт. ), бка Кембриджского ун-та (ок. 3 млн. тт., св. 12 тыс. рукописей), Нац. бка Уэльса в Кардиффе (осн. в 1907; св. 2 млн. тт. ), Публичная бка Ланкашира (осн. в 1924; 3,3 млн. тт. ), Нац. бка Шотландии в Эдинбурге (осн. в 1682; св. 3 млн. тт. ), бка Эдинбургского ун-та (св. 1 млн. тт. ), бка Лондонского ун-та (осн. в 1838; св. 850 тыс. тт. ) и др.

Гл. музеи: Британский музей (основан в 1753), Британский музей естеств. истории, Науч. музей (1857; содержит уникальную коллекцию машин), Лондонский музей (1912), Национальная галерея (1824), Музей Виктории и Альберта (1852), галерея Тейт (1897), Нац. портретная галерея (1857) - все в Лондоне; Нац. музей Уэльса в Кардиффе (1907), мемориальный музей Шекспира в г. Стратфорд-он-Эйвон; Шотландский королевский музей (1854), Нац. музей шотландских редкостей (1780), Нац. галерея Шотландии (1859) - все в Эдинбурге. В. П. Лапчинская.

XI. Наука и научные учреждения

1. ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

В период раннего средневековья в Англии, как и в др. странах Европы, происходило первоначальное накопление сведений в разных областях знания, обусловленное развитием ремёсел, горнорудных промыслов и т. д. Общие представления о мире формировались в рамках церк. воззрений и систематизировались учёными монахами - П. Пилигримом, Бедой Достопочтенным и др.

В 12-13 вв. возникли ун-ты Оксфордский и Кембриджский, первоначально как церковные уч. заведения, в к-рых господствовала схоластика. В 13 в. наметился отход от схоластики. Особую роль в этом сыграли труды философа и алхимика Роджера Бэкона - провозвестника европ. экспериментальной науки. Он изучал свойства селитры, нашёл способ приготовления чёрного пороха, описал ряд хим. соединений.

Важным стимулом науч. прогресса в 15-16 вв. явилось участие Англии в Великих географических открытиях. В 1497-98 Дж. и С. Кабот открыли сев. -вост. побережье Сев. Америки; X. Уиллоби и Р. Ченслер достигли устья Сев. Двины (1553); Ф. Дрейк обследовал зап. побережье Сев. Америки и совершил (вслед за Магелланом) кругосветное путешествие. Стимулом науч. прогресса в этот период было и развитие горнодоб. пром-сти (в особенности каменноугольной), металлургии и мануфактурного произ-ва.

Потребности мореплавания и производства благотворно сказались на развитии науки в Англии, в особенности астрономии и математики. В 1556 появилось руководство по астрономии "Замок знания" Р. Рекорда - врача и математика. Важное значение для развития математики имело изобретение логарифмов Дж. Непером. Первым в защиту теории Коперника в Англии выступил Дж. Ди - консультант по мореходству. В 1600 У. Гильберт впервые показал, что Земля является большим магнитом.

Становление естествознания (17 - нач. 19 вв. ). В 17 в. центр науч. исследований из Италии, а затем Франции и Голландии постепенно перемещается в В., вступившую на путь капиталистич. развития и ставшую к концу века сильнейшей морской державой. Организац. центром науки становится Лондонское королев, об-во (1662). Оно разработало программу исследований, к-рая охватывала проблемы, поставленные, с одной стороны, практикой - мореплаванием (ориентировка в пространстве и времени, в особенности определение долготы; составление карт), воен. делом (изучение движения снаряда в воздухе), металлургией, медициной и т. д. ; с др. стороны - необходимостью выработать науч. взгляд на природу, представшую в новом свете в результате коперниканской революции и Великих гео-графич. открытий. В 1675 создаётся Королев, обсерватория в Гринвиче.

Философскую программу развития естествознания - методологию наук о природе сформулировал Ф. Бэкон, провозгласивший эксперимент и индуктивное обобщение результатов опыта главным методом познания природы. Влияние идей Бэкона на развитие англ, науки было очень велико.

Учёные 2-й пол. 17 в. внесли вклад в разработку основ механики, оптики, химии, физиологии. Важнейшие науч. открытия связаны с именами Р. Бойля, Р. Гука, У. Гарвея, И. Ньютона. В области эксперимент, физики это были прежде всего работы Гука и в особенности фундаментальные труды Ньютона по оптике. Ньютон создал корпускулярную теорию света, основываясь на к-рой, предложил объяснение открытой им дисперсии света. Опыты Бойля с пневматич. насосом, изготовленным при участии Гука, привели к установлению простейшей зависимости объёма газа от сжимающих его сил давления (см. Бойля - Мариот-та закон). В механике Дж. Уоллисом и Ч. Реном были установлены законы удара твёрдых тел (шаров). Открытая Гуком зависимость между деформацией твёрдого тела (стержня) и приложенной к нему силой легла в дальнейшем в основу теории упругости (см. Гука закон).

Существенным шагом в развитии представлений о строении вещества была ато-мистич. концепция Бойля, отбросившего натурфилософское учение древних о 4 первичных элементах материи. Главная заслуга Бойля, родоначальника совр. химии,- введение понятия хим. элемента как химически неразлагаемой далее составной части тела и создание качественного анализа. Бойль разработал экспериментальный подход к изучению физ. и хим. явлений. Развитием работ Бойля явились исследования процессов горения, а также обжига металлов. Его последователь Дж. Мейоу заметил, что воздух содержит вещество, необходимое для горения; это было предвосхищением открытия кислорода.

У. Гарвей - врач, анатом и физиолог, получивший образование в Италии, стал одним из основоположников физиологии животных. Ему принадлежит открытие кровообращения. Современником Гарвея был анатом Т. Уиллис. Гук усовершенствовал микроскоп и в своей "Микрографии" (1665) впервые описал клетки растений. Большое значение имели работы Дж. Рея по систематике животных, он ввёл понятие "вид".

Англ, естествоиспытатели внесли большой вклад в становление науки о Земле. Гук искал объяснение землетрясений и вулканизма, происхождения органич. окаменелостей. Э. Галлей составил карту магнитных склонений и организовал науч. экспедиции к берегам Америки и Африки. Он сделал также астрономич. открытие - обнаружил первую периодич. комету.

Триумф англ, науки 17 в. - создание основ теоретич. механики вообще и небесной механики - теоретич. базы астрономии того времени - в частности. Формулировка осн. законов динамики и открытие закона всемирного тяготения обессмертили имя Ньютона. Создание динамики способствовало одному из величайших открытий в истории - открытию Ньютоном (независимо от Лейбница) дифференциального и интегрального исчислений.

После крутого подъёма механика, физика и математика в В. вступают в период спада. Одной из причин было влияние консервативных сторон ньютонианства (см. Ньютон). Так, англ, математика 18 в., большинство представителей к-рой неотступно придерживалось методов и даже обозначений Ньютона, резко отставала от континентальной; выделялись лишь труды Б. Тейлора и особенно К. Мак-лорена по анализу бесконечно малых. На первый план выдвинулись химия, биология, география, а также наблюдат. астрономия. Это было обусловлено особенностями технич, прогресса периода пром. переворота и условиями, создавшимися при образовании Брит, колон, империи.

В этот период В. становится "родиной машин". В 1733 Дж. Уайет предложил прядильную машину, способную прясть "без помощи пальцев", в том же году Дж. Кей изобрёл механич. ("летающий") ткацкий челнок. Прядильная машина была усовершенствована Дж. Харгривсом и Р. Аркрайтом. Э. Картрайт в 1785 взял патент на сконструированный им ткацкий станок. Важный этап промышленного переворота - использование силы водяного пара в машинах. Начало этому положил ещё Т. Севери, запатентовавший в 1698 паровой насос для откачивания воды из шахт. Однако универсальным двигателем паровой двигатель стал лишь с появлением паровых машин двойного действия с непрерывным вращательным движением (патент Дж. Уатта, 1784). В 1802 СаймингТон построил пароход с кормовым гребным винтом.

В 1803-04 Р. Тревитик построил паровоз, в 1825 Дж. Стефенсон - первую жел. дорогу с паровой тягой. Последовательная замена дерева металлом в конструкциях машин повлекла развитие металлургии и машиностроения. Г. Корт разработал прокатный стан, а Г. Модели - суппорт. Паровой двигатель привлёк внимание исследователей к изучению процесса горения.

Англ, химия 18 в. представлена крупнейшими в Европе учёными Дж. Блэком, Г. Кавендишем, Дж. Пристли. Они внесли важнейший вклад в изучение состава воздуха и процессов, происходящих при горении. Блэк открыл двуокись углерода, его ученик Д. Резерфорд - азот. Пристли и Кавендиш выделили кислород.

Значительны заслуги англ, учёных в развитии химии. В "Новой системе химической философии" (1808) Дж. Дальтон изложил начала атомной теории, основываясь на к-рой, он в 1802-08 открыл закон кратных отношений. Важным вкладом было исследование электрохимических явлений, открытие законов электролиза (X. Дэви, Дж. Даниел, Т. Грэм, М. Фарадей).

В 18 в. продолжался процесс накопления географич., биологич. и геологич. знаний. Экспедиции тщательно снаряжались; значит, результаты дали три кругосветных плавания Дж. Кука.

Становление геологии в В. началось с трудов Дж. Нидхема и Дж. Мичелла, описавшего осадочные формации страны. Родоначальник эдинбургской школы геологов Дж. Геттон дал первый теоретич. синтез геологич. знаний ("Теория Земли", 1788-95) и положил начало плутонич. направлению в геологии.

В В. возникла биостратиграфия (У. Смит). В течение первых десятилетий 19 в. были выделены кембрийская, силурийская, девонская, каменноугольная системы (А. Седжвик, Р. Мурчисон, У. Филлипс, У. Конибир и др. ).

В биологии, наряду с исследованиями по систематике растений и животных, развивались и др. направления - анатомия и физиология. Тесно была связана с биологией деятельность врачей братьев Хантер. Дж. Хантер - один из создателей хирургич. патологии. В медицинской науке большое место заняли способы борьбы с инфекциями (Э. Дженнер, Дж. Прингл и др. ). Актуальной становится проблема изменяемости видов. В защиту эпигенеза и идеи изменяемости видов выступил Дж. Нидхем, ставивший опыты по самозарождению жизни (1743). Несмотря на ошибочность идей самозарождения, взгляды Нидхема о единстве законов природы и о превращении форм материи сыграли положит, роль в борьбе против метафизич. представлений о постоянстве видов.

В последней трети 18 века были достигнуты нек-рые успехи и в физике, преим. в изучении электричества и теплоты. Дж. Блэк, один из основателей калориметрии, ввёл понятие скрытой теплоты плавления и испарения. Он был сторонником взглядов на теплоту, как на проявление особой невесомой субстанции - теплорода. Против этих воззрений выступил Б. Томпсон (граф Румфорд; создатель Королев, ин-та, 1799).

Весьма значительны в 18 в. успехи англ, астрономии. Дж. Брадлей открыл аберрацию света. Крупнейший вклад в астрономию своего времени внёс В. Гер-шель, впервые построивший мощные телескопы; ему принадлежит открытие Урана, его спутников и спутников Сатурна. Труды Гершеля по изучению строения Млечного Пути заложили начало звёздной астрономии.

Усиление дифференциации естествознания обусловило появление науч. об-в: математич. (1707), ботанич. (1721), линнеевского (1788); в бирмингемском "Лунном об-ве" (1775) участвовали крупнейшие англ, учёные (Э. Дарвин, А. Смит, Д. Юм и др. ).

Развитие естественных и технических наук в 30-90-е гг. 19 в. С 30-х гг. 19 в. англ, наука выходит на передовые рубежи в большинстве областей знания. Причина коренилась в том, что в В. в большой степени действовали внешние стимулы развития естеств. и технич. наук - быстрый прогресс пром. и с. -х. произ-ва, изу