БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

богословские труды, летописи. После завоевания Англии норманнами в 11-13 вв. развивается трёхъязычная лит-pa феод, мира: церк. соч. на лат. яз., рыцарские стихи и поэмы - на франц., англ, предания - на англо-саксонском. К сер. 14 в. складывается общенац. англ. язык. Рождается поэзия, отражающая жизнь и быт разных сословий. Поэтом дворянских идеалов был Джон Гауэр, Идеологию крестьянства 80-х гг. 14 в. выразил У. Ленг-ленд в поэме "Видение о Петре-пахаре". Синтез культуры эпохи зрелого феодализма и предвосхищение раннего Возрождения характерны для "Кентерберийских рассказов" (кон. 14 в. ) - собрания стихотворных повестей и новелл Дж. Чосера. В прологе к этому соч. дано описание людей всех сословий и профессий, отправляющихся в паломничество в Кентербери. Ср. -век. романтика рыцарства сочетается здесь с прозаич. юмором горожан, в оценках жизненных явлений ощущается зарождение раннего гуманизма. Столетняя война с Францией, затем война Алой и Белой розы затормозили развитие лит-ры. Среди немногих памятников - изложение в прозе легенд о рыцарях Круглого стола - "Смерть Артура" Томаса Мэло-ри (15 в. ). Зато получает развитие нар. поэзия - баллады легендарного, исто-рич., драматич. характера.

Конец разрушит, феод, распри и установление абсолютизма Тюдоров способствовали возрождению лит. деятельности. Растут связи англ, писателей с представителями гуманизма др. стран. В нач. 16 в. выступает Томас Мор, автор "Утопии", содержавшей не только критику феод, системы, но и картину идеального гос-ва, осн. на коммунистич. общности имущества. Во 2-й пол. 16 в. после воцарения Елизаветы I гуманизм становится господствующим идейным течением. Ли-рич. поэзию создают авторы сонетов Т. Уайет, X. X. Сарри и др. Высшим достижением эпич. поэзии была поэма Э. Спенсера "Королева фей" (1590). Возникают приключенч. и плутовские романы, пасторальная лит-pa. В нач. 17 в. появляется жанр эссе (Ф. Бэкон) и характеристик (Т. Овербери). Прозаич. повесть о быте ремесленников создаёт Т. Делони. Но наибольшей художеств, высоты достигла драматургия зрелого англ. Возрождения. Англ, драма прошла церк. стадию, потом перешла к уличным представлениям мистерий, носивших характер циклов, к-рые исполнялись неск. дней. В 15 в. в гор. театре появляются жанры моралите и интерлюдии. В начале 16 в. гуманисты использовали их для пропаганды своих идей. Во время реформации церкви драма включается в борьбу против католицизма. В этих условиях появляется "Король Джон" (1548) епископа Дж. Бейла - первая историческая драма, ещё содержавшая значит, элементы моралите. В сер. 16 в. в академич. кругах ставят первые англ, драмы, написанные в подражание античным, преим. лат. образцам: трагедия "Горбодук" (1561) Т. Нортона и Т. Сэк-вилла, комедии "Ральф Ройстер Дойстер" (ок. 1551) Н. Юдалла и "Иголка кумушки Гаммер Гертол" (1556) неизв. автора. Приёмы итал. "учёной" комедии перенёс на англ, почву Дж. Гаскойн в своей переделке "Подменённых" (1566) Л. Ариосто. В нар. театре, переживающем бурное развитие во 2-й пол. 16 в., возникает самобытная нац. драматургия: К. Марло (1564-93), Р. Грин (1560-92), Т. Кид (1558-94)' и др., известные под именем "университетских умов". К зачинателям гуманистич. драмы принадлежит и Дж. Лили (1554-1606). Их деятельность подготовила почву для великого драматурга У. Шекспира (1564-1616). В своих комедиях он выразил жизнерадостный дух Возрождения и оптимизм гуманистов; в пьесах-хрониках из истории Англии ("Ричард III", "Генрих IV" и др. ) с большим реализмом показал борьбу между феод, сепаратизмом и стремлением к созданию централизованной монархич. власти. Вершиной творчества Шекспира были его трагедии ("Гамлет", "Отелло", "Король Лир", "Макбет", "Антоний и Клеопатра" и др. ). Выражая горестное сознание того, что для гуманистич. идеалов нет места в действительности, Шекспир с небывалой силой показал сложный душевный мир людей Возрождения. К плеяде талантливых драматургов относятся Б. Джонсон (ок. 1573-1637), создатель сатирич. комедий из совр. быта; Т. Хейвуд (ок. 1574-1641) и Т. Деккер (1609-66); Ф. Бомонт (ок. 1584-1616) и Дж. Флетчер (1579-1625). Англ, бурж. революция положила конец развитию гуманистич. драмы; по требованию пуритан в 1642 были закрыты все театры. Революц. период был сравнительно мало продуктивен в лит-ре. Активный деятель бурж. революции Дж. Мильтон (1608- 1674) в период Реставрации создал эпич. поэму на библейский сюжет "Потерянный рай" (1667), отразившую в библейских образах титанич. борьбу социальных сил эпохи. Пуританский проповедник Дж. Беньян (1628-88) в аллегорич. романе "Путь паломника" (1678-84) показал, как трудно быть добродетельным и честным в мире социального неравенства и бурж. корысти. Дух реставрации монархии Стюартов отличает поэзию и драматургию Дж. Драйдена (1631-1700), колебавшегося между стилями барокко и классицизма. В кон. 17 - нач. 18 вв. У. Уичер-ли (1640-1715) и У. Конгрив (ок. 1670-1729) создали фривольные комедии из аристократич. быта.

Т. н. "Славная революция" 1688-89 положила начало новому периоду англ, лит-ры, в центре внимания к-рой стал рядовой человек нового бурж. общества. Ведущим идейным течением 18 в. становится просветительство. Первенство в литературе переходит от поэзии к прозе; возникает бурж. роман, создателем которого был Д. Дефо (1661-1731); в его произв. "Робинзон Крузо" (1719) дан идеализированный образ энергичного труженика, покорителя природы. Сатира Дж. Свифта (1667-1745) "Путешествия Гулливера" (1726) содержит уничтожающую характеристику Англии, переживавшей переход от феодализма к бурж. строю. Идеализацией бурж. добродетелей полны сентимент. романы С. Ричардсона (1689- 1761), написанные в эпистолярной форме. Г. Филдинг (1707-54) в "Истории Тома Джонса, найдёныша" (1749) создал эпич. повествование, отразившее отчасти в сатирич. духе все стороны аристократич. и бурж. быта. Элементы социальной сатиры ещё сильнее в романах Т. Смоллет-та (1721-71). Англ, социальнореалис-тич. роман оказал влияние на всю европ. лит-ру. Несмотря на эксцентричную форму своих романов "Жизнь и мнения Три-страма Шенди" (1759-67) и "Сентиментальное путешествие" (1768), Л. Стерн (1713-68) открывал противоречия человеч, характера, ранее недоступные просветительскому рационализму.

В драматургии просветительский классицизм получил наивысшее выражение в трагедиях Дж. Аддисона "Катон" (1713) и С. Джонсона "Ирена" (1749). Новые пути намечала сентиментальная комедия Р. Стила "Совестливые любовники" (1722), но подлинный переворот в драме произвёл Дж. Лилло (1693-1739), создатель первой бурж. трагедии "Лондонский купец" (1731). Очень сильной была сатирич. струя в англ, театре. Балладная "Опера нищих" (1728) Дж. Гея (1685- 1732), комедии Филдинга (1730-е гг. ) смело критиковали правительств, коррупцию. Правящие круги ответили на критику введением театр, цензуры (1737). Тем не менее сатирич. линия в социальнобытовой комедии продолжала развиваться и достигла кульминации в творчестве Р. Б. Шеридана (1751-1816), автора сатирич. комедии"Школа злословия" (1777).

В кон. 18 в. реакция на просветительство находит выражение в преромантич. культе старины, в смене оптимизма мотивами меланхолии. Наиболее типичные проявления этого: "Поэмы Оссиана" (1762-63) Дж. Макферсона (1736-96), стихи Т. Чаттертона (1752-70); романы "ужасов и тайн" ("готические") X. Уол-пола (1717-97) и А. Радклиф (1764- 1823). Возрождение интереса к нар. поэзии обусловило популярность шотл. поэта Р. Бёрнса (1759-96). Как реакция на коллизии бурж. прогресса, капиталистич. индустриализацию страны и разочарование в итогах Великой франц. революции возникает в 90-е гг. 18 в. романтизм. У. Вордсворт (1770-1850), С. Т. Кол-ридж (1772-1834), Р. Саути (1774- 1843), иногда объединяемые понятием "озёрная школа", культивировали мотивы возврата к природе, патриархальности, простоте нравов; окружали обыденные факты ореолом романтич. таинственности. Эти поэты приблизили поэтич. речь к живому звучанию языка. Второе поколение англ. романтиков - Дж. Г. Байрон (1788-1824), П. Б. Шелли (1792-1822), Дж. Ките (1795-1821) резко отвергало политич. консерватизм "озёрной школы". Байрон выступал с сатирами на реакц. политику Священного союза, а Шелли проповедовал идеи утопич. социализма. Социальный утопизм свойствен также поэзии У. Блейка (1757-1827). Разочарованный меланхолич. Чайльд Гарольд Байрона, его богоборец Каин и др. герои выражали решительный отказ от идеалов бурж. -аристократич. общества и анархич. индивидуализм. У Шелли появляются образы борцов за свободу человечества - Лаон ("Лаон и Цитна"), Прометей ("Освобождённый Прометей"). В. Скотт (1771 - 1832) создаёт жанр историч. романа. В двадцати романах, начиная с "Уэверли" (1814), Скотт отразил осн. периоды истории Англии и Шотландии, отчасти Франции и Германии - от крестовых пох'одов до сер. 18 в.

Новый период англ, лит-ры начался в 30-е гг. 19 в. в обстановке напряжённых социальных конфликтов, подъёма рабочего движения чартистов. Критику капитализма с романтич. позиций продолжал романист и публицист Т. Кар-лейль (1795-1881). Переходным от романтизма к реализму было творчество романиста и драматурга Э. Дж. Булвер-Литтона (1803-73). 30-60-е гг. - период расцвета критич. реализма: в романах Ч. Диккенса (1812-70), У. М. Теккерея (1811-63), HI. Бронхе (1816-55), Э. Гаскелл (1810-65) красочно изображены все слои буржуазии и, что было внове, показан рабочий класс, ведущий борьбу за свои права ("Шерли" Ш. Бронте, 1849; "Мери Бартон" Э. Гаскелл, 1848; "Тяжёлые времена" Ч. Диккенса, 1854).. Если Диккенс всегда имел любимых героев (Оливер Твист, Давид Копперфильд и др. ), то Теккерей ироничен в своей сатире и создаёт "роман без героя" ("Ярмарка тщеславия", 1847-48). Дж. Элиот (1819-80), Дж. Мередит (1828-1909) сочетают обычные мотивы социальнобытового романа с тонким психология, анализом. В кон. 19 в. в англ, романе обозначается резкий контраст между неоромантизмом Р. Л. Стивенсона (1850-94) и суровым реализмом Т. Харди (1840- 1928) и С. Батлера (1835-1902). Представители англ, натурализма Дж. Мур (1852-1933) и Дж. Гиссинг (1857-1903) были последователями Э. Золя. Хотя жанр романа занял господств, положение в лит-ре 19 в. -"викторианской эпохи" (периода, к-рый бурж. историки идеализируют как эру благополучия), но развивалась и поэзия позднеромантич. типа. Её корифеями были лирик и автор по-вествоват. поэм А. Теннисон (1809-92), мастер драматич. лирики Р. Браунинг (1812-89) и его жена Э. Б. Браунинг (1806-61), поэтесса тонких душевных переживаний. Во 2-й пол. 19 в. началась реакция против "викторианского" духа в поэзии. Э. Фицджеральд выступил с переводами из Омара Хайяма, гедони-стич. мотивы к-рых были вызовом бурж. идеологии пользы и мещанских добродетелей. Мрачную картину совр. капита-листич. города рисует Дж. Томсон ("Город ужасной ночи", 1874). Движение эсте-тич. критики капитализма, возглавляемое теоретиками иск-ва Дж. Рескином и У. Моррисом, привело к созданию "Братства прерафаэлитов"- содружества поэтов и художников, противопоставлявших уродству бурж. мира эстетич. идеал позднего средневековья и раннего Ренессанса. Это движение выдвинуло поэтов Д. Г. Рос-сетти (1828-82), Кристину Россетти (1830-94). Близок к прерафаэлитам был поздний романтик А. Ч. Суинберн (1837-1909).

Драма 19 в. значительно уступала роману в жизненной правдивости и социальной остроте. Потоку развлекательных пьес противостояли отдельные произв., обладавшие нек-рыми художеств, и идейными достоинствами, - "Деньги" (1840) Бул-вер-Литтона, "Каста" (1867) Т. У. Ро-бертсона (1829-71). Первыми попытками ввести мотивы социальнонравств. критики были пьесы А. У. Пинеро "Вторая жена Тэнкери" (1893, опубл. 1895) и "Знаменитая г-жа Эбсмит" (1895).

В 90-е гг. начинается период новейшей англ, литературы. У её порога стоит краткая пора декаданса и символизма, представленная О. Уайльдом (1854-1900), продолжавшим линию эстетич. критики капитализма. Корифей англ, символизма-ирландец У. Б. Иитс (1865-1939), чьё творчество, однако, не укладывается в узкие стилевые определения. Связь с нар. поэтич. традициями сочетается у него с тончайшей поэтич. культурой. Последнее десятилетие 19 в. и годы, предшествовавшие 1-й мировой войне, отмечены мощным развитием критич. реализма. В пьесах Б. Шоу (1856-1950) показаны нелепости капиталистич. системы и выдвигается идея преобразования общества на основах социализма. Реалистич. бытовая драма представлена пьесами Дж. Голсуорси ("Серебряный портсигар", 1906, опубл. 1909, и др. ), X. Гренвилл-Баркера (1877- 1946) и др. В социальнофантастич. и фи-лос. романах Г. Дж. Уэллса (1866-1946) обнажены процессы капиталистич. индустриализации, ведущие к полному обесче-ловечению пролетария. В трилогиях "Сага о Форсайтах" и "Современная комедия" Дж. Голсуорси (1867-1933), изображая историю одной бурж. семьи, отразил упадок всего класса. По тому же пути традиц. реалистич. романа и новеллы шли У. Сомерсет Моэм (1874-1965; "Бремя страстей человеческих", 1915), Э. М. Форстер (1879-1970), новеллисты А. Э. Коп-пард (1878-1957), Кэтрин Мэнсфилд (1888-1923) и др. Особняком стоит Дж. Конрад (1857-1924), сочетавший романтику мор. путешествий и описания"экзотич. " стран с тонким психологизмом. Поэзия кон. 19 - нач. 20 вв. оригинальнее всего представлена бардом брит, империализма Р. Киплингом (1865-1936); вместе с тем Киплинг ввёл в стихи прозаич. и деловую тональность, плебейские солдатские мотивы ("Казарменные баллады", 1892). Рядом с новейшей имитацией стиля рококо в "Рифмованных виньетках" О. Добсона звучит меланхолич. поэзия А. Э. Хаус-мена, поэзия моря Дж. Мейсфилда, фи-лос. и пейзажная лирика Р. Бриджеса.

1-я мировая война и послевоен. кризис привели к заметным изменениям в англ, лит-ре, вступающей в новую полосу развития. Поэзия решительно порывает с традиц. формами стихосложения и поэтич. образности. Модернистское направление возглавили в В. американцы Т. С. Элиот и Э. Паунд. Они, а также имажисты (см. Имажиэм) преобразовали язык поэзии, сочетая точность слова со свободой стихосложения. Этой поэзии присущи тёмная символика и тенденция к созданию новых "мифов". Поэты У. X. Оден, С. Спендер, С. Дей-Льюис усвоили приёмы модернизма. В 30-е гг., составляя т. н. "Оксфордскую группу", они занимали радикальные политич. позиции, но вскоре повернули резко вправо. В драматургии периода между двумя войнами наиболее популярны - Н. Коуард, Дж. Барри, С. Моэм, Дж. Б. Пристли. Осн. место в лит-ре этого времени остаётся за романом, в к-ром также возникает модернистское экспериментаторство. Ирландец Дж. Джойс (1882-1941) в романе "Улисс" (1922) применил метод ".потока сознания* в лит-ре, регистрирующий мельчайшие детали внутр. жизни персонажей. Др. представители модернистского романа - Д. Ричардсон, В. Вулф шли по стопам Джойса. Утончённый психологич. анализ, сближающийся с фрейдизмом, характерен для Д. Г. Лоренса (1885-1930). Между модернизмом и реализмом колебалось творчество О. Хаксли (1894-1963). Более последователен реализм Р. Олдингтона (1892- 1962), А. Кронина (р. 1896), Дж. Б. Пристли (р. 1894), отразивших совр. социальную жизнь страны. Мастер сатирического романа Э. Во (1903-66) насмешливо изображал аристократич. и бурж. верхушку общества, хотя и с консервативных позиций.

После 2-й мировой войны появляется новое поколение романистов, отражающих кризис англ. бурж. общества, углубившийся в результате распада брит, колониальной и