БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

мперии и утраты страной её прежнего положения в мировой экономике и политике. Реакц., антикомму-нистич. позиции занял Дж. Оруэлл, автор "антиутопий" "Звероферма" (1945), "1984 год" (1949). Экзистенциалистские мотивы характерны для У. Голдинга, мрачно оценивающего в произв. "Повелитель мух" (1954) перспективы развития человечества. Хотя экзистенциализм составляет филос. основу романов Айрис Мёрдок ("Под сетью", 1954; "Алое и зелёное", 1965, и др. ), творчество писательницы шире доктрины и примыкает к реализму. Ирония характерна для бытовых психологич. романов Э. Уилсона ("Англосаксонские позы", 1956, и др. ). Социальные и психологич. мотивы отличают творчество Дж. Кэри ("Сама себе удивляюсь", 1941: "Из любви к ближнему", 1952). В творчестве Г. Грина сочетаются социальная критика, изощрённый психологизм и авантюрные мотивы ("Власть и слава", 1940; "Суть дела", 1948; "Тихий американец", 1955; "Комедианты", 1966). Хронику социальной и интеллектуальной жизни В. создал Ч. П. Сноу в серии романов "Чужие и братья", из к-рых наиболее интересны: "Пора надежд" (1949), "Новые люди" (1954), "Коридоры власти" (1964). Жизнь демократич. слоев общества получила отражение в романах Дж. Линдсея ("Весна, которую предали", 1953), Дж. Лэмберта ("Так надо жить", 1956), Г. Томаса ("Мир не может вас услышать", 1951). В сер. 50-х гг. возникает литература "рассерженных молодых людей", гл. представители к-рой в романе: К. Эмис ("Счастливчик Джим", 1954), Дж. Уэйн ("Спеши вниз", 1953), Дж. Брейн ("Путь наверх", 1957). Сатирические и социальнообличительные мотивы этого направления сочетаются с глубоким разочарованием в социальных и духовных возможностях капитализма, но наряду с этим нигилизм "рассерженных" распространяется и на стремления прогрессивных элементов преобразовать общество. Яркими явлениями новейшего "рабочего" романа стали книги А. Силлитоу ("Субботний вечер и воскресное утро", 1958), С. Чаплина ("День сардины", 1961), С. Барстоу ("Любовь... любовь?", 1960). Политич. мотивами наполнены романы Дж. Олдриджа ("Дипломат", 1949; "Герои пустынных горизонтов", 1954), обличающие брит, империализм. Антиколониалистич. мотивы составляют основу творчества Б. Дэвидсона ("Речные пороги", 1956), Д. Стюарта ("Неподходящий англичанин", 1954), Н. Льюиса ("Зримый мрак", 1960). Наиболее значит, представителем модернистской поэзии был Д. Томас (1914-53). Своеобразное явление в лит-ре В. 60-х гг. - художеств, проза на филос. и естественнонаучные темы (напр., романы К. Уилсона "Паразиты мозга", '1967, "Философский камень", 1969).

Появление в 1956 пьесы Дж. Осборна "Оглянись во гневе" послужило началом серьёзного оживления англ, драмы, прошедшего под знаком движения "рассерженных молодых людей". Пьесы Осборна, Шинлы Дилэни ("Вкус мёда", 1958), А. Уэскера, Р. Болта, Б. Биэна, X. Пин-тера, Дж. Ардена, Н. Ф. Симпсона поставили ряд острых социальных проблем и возродили общественное значение театра. Уже в 60-е гг. появляется новое поколение драматургов - Д. Мерсер, Г. Ли-вингс, Дж. Ортон, Дж. Мортимер, Д. Руд-кин. Л. А. Аникст.

Литературоведение. Первые литературоведческие соч. созданы в ср. века под влиянием идей античности. В 8 в. монах Беда Достопочтенный (ок. 673-735) пишет труд о стихосложении, комментирует Новый и Ветхий заветы. В эпоху Возрождения гуманисты выступают против нападок пуритан на иск-во. В "Защите поэзии" (1583, изд. 1595) Ф. Сидни (1554-86) прославляет свободу фантазии поэта. Теоретиком классицизма 17 в. выступил Дж. Драйден в соч. чОпыт о драматической поэзии" (1668), "Опыт о героических пьесах" (1672). Ранний просветительский классицизм связан с именем А. Попа (1688- 1744), автора "Опыта о критике" (1711). Рационализм, защита нормативной эстетики заявили о себе и в предисловии, С. Джонсона (1709-84) к соч. Шекспира (1765), в "Жизнеописаниях наиболее выдающихся английских поэтов" (1779 - 1781), в его очерках. Развитие сентиментализма сопровождается обращением к памятникам средневековья и к фольклору (сб-ки Р. Додели и Т. Перси). Р. Хёрд издаёт "Письма о рыцарстве и романах" (1762), Т. Уортон - первую "Историю английской поэзии" (1774-81). Реакцию на эстетику классицизма представляет соч. Э. Юнга "Характеристика оригинальных произведений" (1759). Осн. направления англ, консервативного и рево-люц. романтизма представлены трудами С. Т. Колриджа "Литературная биография" (1817), "Лекция о Шекспире" (1809-19, отд. изд. 1849) и П. Б. Шелли "О возрождении литературы" (1815) и "Защита поэзии" (1821).

Возникновение литературоведения как самостоят, науки происходит в сер. 19 в. На рубеже 19-20 вв. развивается позитивистское литературоведение (работы А. У. Уорда, Дж. Сейнтсбери, 15-томная "Кембриджская история английской литературы"). Органом сравнительноис-торич. направления стал журнал "Journal of Comparative Literature" (осн. в 1903 Дж. Э. Вудбери). Антипозитивистские течения связаны с М. Арнолдом и теоретиками эстетизма (Дж. Рескин, У. Пейтер, А. Ч. Суинберн, О. Уайльд). После 1-й мировой войны идеалистич. направление в англ, литературоведении представлено Т. С. Элиотом (сб. "Священный лес", 1920) с его теорией "деперсонализации художника" (статья "Традиция и индивидуальный талант"), требованием кастовой замкнутости культуры и отказа от обществ, звучания поэзии. Вместе с А. Ри-чардсом и Т. Хьюмом Элиот заложил основы "новой критики", формалистически рассматривающей лит. произведение как автономную структуру. Неокритицизм получил распространение в 50- 60-х гг. (Ф. Р. Ливис).

В 30-е гг. развивается марксистское литературоведение, представленное работами Р. Фокса "Роман и народ" (1937), К. Кодуэлла "Иллюзия и действительность" (1937), А. Уэста "Кризис и критика" (1937), Т. Джэксона "Чарлз Диккенс. Развитие радикала" (1937), Дж. Линд-сея "После 30-х годов. Роман в Британии и его будущее" (1956), А. Кеттла "Введение в английский роман" (т. 1-2, 1951-53). Среди работ общего характера выделяется труд историка-марксиста А. Мортона "Суть Британии" (1966).

Для разработки проблемы романа имеют важное значение труды У. Аллена "Английский роман" (1954) и "Традиция и мечта" (1964). Вопросам драматич. иск-ва и философ, содержания совр. зап. драмы посвящены работы Э. Бентли "Жизнь драмы" (1967) и Р. Уильямса "Современная трагедия" (1966).

Н. П. Михальская.

Лит.: История английской литературы, т. 1-3, М. -Л., 1943-58; Ж а н т и е-ва Д. Г., Английский роман XX века. 1918-1939, М., 1965; Ивашева В. В., Английская литература. XX век, М., 1967; АлленУ., Традицияимечта, М., 1970; МортонА., ОтМэлоридоЭлиота, М., 1970; Oxford history of English literature, ed. by F. P. Wilson and B. Dobree, in 12 vols (вышли v. 2, pt 1 - 2, v. 3, 5, 7, 9, 10, 12), Oxf., 1948-64; The Pelican guide to English literature, ed. by B. Ford, v. 1 - 7, L., 1954-63; Daiches D.,A critical history of English literature, v. 1 - 2, L., 1963; W. at son G., The concise Cambridge bibliography of English literature, 2 ed., Camb.. 1965.

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

В результате многовекового развития сложились характерные особенности иск-ва В. - устойчивость его традиций, практичность и тесная связь с бытом и жилищем, пристальное внимание к окружающей жизни и природе, своеобразно сочетающееся с изощрённостью образной и декоративной фантазии. В В. сохранились крупнейшие, необычно сложные и цельные по композиции мегалитич. комплексы энеолита и бронз, века (Стон-хендж, Эйвбери), остатки рим. построек 1-5 вв., резьба по камню и металлмч. изделия кельтов, пиктов, англо-саксов; к 7-10 вв. относятся церкви (в Эрлс-Бартоне, 10 в. ), происходящие от нар. каркасных построек, и миниатюры со сложным криволинейным узором. Англонорманские храмы (в Норидже, Уинче-стере, Или) с узкими, длинным-и нефом, хором и трансептом и мощными квадратными башнями, башнеобразные замки (Тауэр в Лондоне, начат ок. 1078), красочные миниатюры уинчестерской школы характерны для романского стиля 11 - 12 вв. Развивавшаяся с 12 в. англ, готика (первая в Европе готич. конструкция - в соборе в Дареме, ок. ИЗО-33) представлена соборами в Кентербери, Линкольне, Солсбери, Йорке, Уэлсе, Эксетере, Вестминстерским аббатством в Лондоне; характерно для них сочетание простоты и массивности вытянутых приземистых объёмов с нарастающим обилием декора, всё усложнявшимся узором широких фасадов и нервюрных сводов; декоративное изящество отличает готич. росписи, миниатюру, скульптуру, надгробия с кам. или гравиров. на медных листах фигурами. Поздняя готика ("перпендикулярный стиль", со 2-й пол. 14 в. ) отмечена богатством резной отделки светлых просторных интерьеров церк. и светских зданий (капеллы - Сент-Джордж в Виндзоре, 1474-1528, Генриха VII в Вестминстере в Лондоне, 1503-19; банкетные залы, колледжи), появлением станковой, в т. ч. портретной, живописи. Необычайно изысканны ср. -век. памятники ткачества, вышивки, ковроделия, резьбы, ювелирного дела.

Западная башня церкви в Эрлс-Бартоне. Ок. 980-1000.

Реформация (началась в 1534) придала англ, культуре чисто светский характер, а после Англ, революции 17 в. в стр-ве и бытовом укладе В. усилилось стремление к рациональности и комфортабельности. В эпоху Возрождения сложился тип дома-усадьбы, сохранившийся поныне благодаря удобству центрич. плана с двусветным холлом и галереей, живописной свободе композиции, органической связи с природой, искусному применению дерева, камня, фахверка. Эти черты восприняли и строители замков-дворцов, многое заимствовавшие также от итал. и нидерл. зодчества.

В живописи 16-17 вв. гл. место занял портрет: традиции X. Хольбейна, приезжавшего в В., развивали англ, миниатюристы Н. Хиллиард, А. Оливер, С. Купер, соединявшие традиц. тонкость миниатюрной техники с вдумчивой индивидуальной характеристикой; тип эффектного аристократич. портрета 17 в., введённый переселившимися в В. иностранцами - А. ван Дейком, П. Лели, Г. Неллером, приобрёл у их англ, продолжателей - У. Добсона и Дж. Райли, большую простоту, строгость и объективность.

Классически ясные постройки И. Джонса (Банкетный зал в Лондоне, 1619-22), опиравшегося на наследие Палладио, послужили отправной точкой для развития англ, классицизма 17-18 вв., отличавшегося сдержанной, строгой торжественностью, чёткой логикой композиции гор. ансамблей (Гринвичский госпиталь, 1616- 1728, арх. К. Рен и др., Фицрой-сквер, ок. 1790-1800, арх. Р. и Дж. Адам,- в Лондоне; пл. Шарлотты в Эдинбурге, 1792-1807, арх. Р. Адам; раскрытые на природу регулярные гор. ансамбли в Бате, 1729-75, арх. Дж. Вуд и Дж. Вуд Младший), церквей (собор св. Павла, 1675-1710, и 52 церкви в Лондоне, построенные К. Реном после пожара 1666), обществ, зданий (бка Рэдклиффа в Оксфорде, 1737-49, арх. Дж. Гиббс), усадебных и секционных (с 2-3-ярусными квартирами) гор. домов, сел. коттеджей. Высокой была культура планировки и убранства интерьера. В 18 в. нек-рое развитие получило и пышное драматичное зодчество барокко (Дж. Ванбру, Н. Хоксмор). В. явилась родиной роман-тич. течения псевдоготики и пейзажных "английских" парков (У. Кент, У. Чейм-берс), живописность к-рых отвечала характерному для сентиментализма культу естеств. чувств и тяге к природе.

Мегалитический комплекс Стонхендж, близ Солсбери. До 1500 до н. э.

Дворец Уоллатон-холл близ Ноттингема. Ок. 1580-88.

Расцвет англ, иск-ва 18 в. открывается творчеством У. Хогарта, демократически целеустремлённым и в жизнерадостных портретах, и в циклах едких сатирич. картин и гравюр. Плеяда блестящих портретистов - А. Рэмзи, Дж. Рейнолдс, Т. Гейнсборо, X. Ребёрн, Дж. Опи-умело сочетала парадную импозантность композиции с интимной естественностью, одухотворённостью образа, глубиной и точностью социальной и индивидуальной характеристики, уверенным свободным письмом. Авторами виртуозных эффектных портретов были Дж. Ромни, Дж. Хопнер, Т. Лоренс. Сложились нац. школы пейзажа (Гейнсборо, Р. Уилсон, Дж. Кром; акварелисты Дж. Р. Козенс, Т. Гёртин) и жанровой живописи (Дж. Морленд, Дж. Райт). В культуре 18 - 1-й пол. 19 вв. важную роль играли политическая и бытовая карикатура (Дж. Гил-рей, Т. Роулендсон, Дж. Крукшанк) и репродукц. гравюра (меццо-тинто, пунктир); Т. Бьюик изобрёл торцовую ксилографию. Успехи декоративного иск-ва 17-18 вв. связаны с изящной и удобной мебелью Т. Чиппендейла, Дж. Хеплуайта и Т. Шератона, изобретением и произ-вом хрусталя и фаянса (строгим изяществом выделяются фаянсовые изделия мануфактуры Дж. Уэджвуда с рельефами Дж. Флаксмена в античном духе), деятельностью шпалерной мануфактуры в Мортлейке и фарфоровых з-дов в Боу, Челси, Вустере, Дерби, изготовлением серебряных изделий с тонкой чеканкой и гравировкой.

У. Кент. План парка Стоу (Бакингемшир). 1738.

Пром. переворот кон. 18 - нач. 19 вв. превратил города центр. Англии (Манчестер, Бирмингем, Шеффилд) и юж. Шотландии (Глазго) и порты зап. побережья (Бристоль, Плимут) в огромные индустр. -торг, центры с однообразными коробками фабрик, доками и трущобами. Пром. и трансп. объекты оказались беспорядочно разбросанными среди жилых массивов. Массовая застройка городов определялась длинными рядами предельно экономичных, но угнетающе мрачных и перенаселённых кирпичных домов с 2-ярусными квартирами. Разработка сложных металлич. конструкций для мостов и перекрытий (инж. Т. Телфорд, Р. Стивенсон), сборный металлич. каркас со стекл. заполнением в построенном Дж. Пакстоном "Хрустальном дворце" (1851) подготовляли рациональные методы новейшей архитектуры. Но гл. усилия были направлены на парадную застройку гор. центров и бурж. кварталов. Классицизм и романтич, увлечение экзотикой нач. 19 в. (Дж. Нэш) вскоре сменились двумя осн. стилизаторскими направлениями, претендующими на археологическую точность,- неоклассикой (Брит, музей в Лондоне, 1823-57, арх. Р. и С. Смёрк; гор. зал в Ливерпуле, 1842-54, арх. X. Элмс, Ч. Коккерелл) и неоготикой (парламент в Лондоне, 1840-68, арх. Ч. и Э. Бэрри, О. Пьюджин; церкви по проектам Дж. Г. Скотта), а затем и откровенной эклектикой.

В 1-й пол. 19 в. наряду с романтикамифантастами - графиком У. Б лейком и смелым колористом пейзажистом У. Тёр-нером - выдвигаются родоначальник полного жизненной свежести пленэрного реа-листич. пейзажа Дж. Констебл, тонкий пейзажист и историч. живописец Р. П. Бо-нингтон, мастера акварельного пейзажа Дж. С. Котмен и Д. Кокс, мастер демокра-тич. жанровой живописи Д. Уилки. В сер. 19 в. на фоне господства салонноакадемич. иск-ва (Ф. Лейтон, Л. Алма-Тадема) выделяется попытка Ф. М. Брауна и "Братства прерафаэлитов* (возникло в 1848- Д. Г. Россетти, Дж. Э. Миллес, X. Хант) вернуться к искренности и социальной значимости ср. -век. и раннеренессансного иск-ва. Характерное для прерафаэлитов стилизаторство приобрело декадентский характер у их эпигонов (график О. Бёрд-сли). Вместе с тем поздние прерафаэлиты (У. Моррис, Э. Берн-Джонс, У. Крейн) стремились внести зстетич. начала в быт, противопоставить обезличенной машинной пром-сти ручное ремесло (художеств. -пром. мастерские, оформление книги). Параллельно шли поиски рациональности, простоты и уюта в архитектуре индивидуального жилища, гл. обр. загородных и усадебных домов (Б. Скотт, Н. Шо, Ч. Ф. Войзи). Англ. жанровая живопись 2-й пол. 19 в. несёт печать литературной занимательности и сентиментальности (У. Фрит, X. Херкомер); больше живого ощущения современности в офортах С. Хейдена,