| творчестве шотл. художников - жанриста У. Мак-Таг-гарта и натюрмортиста У. Макгрегора. Дж. М. Уистлер принёс в живопись В. острую наблюдательность и изысканную-цветовую гармонию импрессионизма, принципы к-рого развивали основатели, "Нового англ, художеств, клуба" (возник в 1885-86) - У. Сиккерт и У. Стир.
В 20 в. хаотич. рост городов, обилие трущоб и безудержное расползание пригородов с малоэтажной застройкой вызвали появление многочисл. предложений в. области градостроительства: Э. Хоуард. и Р. Ануин впервые выступили с проектами городов-садов (Лечуорт, начат в. 1902) и городов-спутников, а П. Геддес и Л. П. Аберкромби выдвинули идею комплексной планировки целых пром. рнов. В нач. 20 в., наряду с крупными продолжателями традиций неоклассики (Э. Ла-ченс) и неоготики (Дж. Г. Скотт Младший), выступили инициаторы стиля "модерн" и рационализма - Ч. Р. Макинтош и Ч. Холден, а в 1920-30-е гг. - функционалисты М. Фрай и О. Уильяме. После 2-й мировой войны реконструировались разруш. в воен. годы гор. районы (разделённый на зоны, различные по назначению, центр г. Ковентри, с 1946, арх. Д. Гибсон, А. Линг; район собора св. Павла в Лондоне, с 1956, арх. У. Холфорд). Принцип микрорайонирования использовался до сер. 60-х гг. при создании сво- бодных и разнообразных по планировке крупных жилых комплексов (Холлфилд в Лондоне, 1949-56, арх. Л. Дрейк, Д. Лэсден, и др. ) и городов-спутников (с 1946 - Харлоу близ Лондона, арх. Ф. Гибберд и др. ), для к-рых характерны разреженность застройки, тесная связь с природой. Выстроен ряд рациональных по композиции пром. и транспортных сооружений, комплексных обществ. -торг, и деловых центров, гор. и сельских домов, лабораторий, библиотек, колледжей, оригинальных и удобных школьных комплексов (арх. Ч. Аслин, А. и П. Смитсон). Среди крупных построек - Королев, концертный зал в Лондоне (1949-51, арх. Р. Мэтью, Л. Мартин), собор в Ковентри (1954-62, арх. Б. Спенс). Однако развитие совр. архитектуры В. тормозится экономич. затруднениями страны, а реализации градостроит. проектов (в т. ч. предложенного Л. П. Аберкромби плана реконструкции и развития Лондона, ограничения его роста с помощью городов-спутников) препятствуют частное землевладение, стихийный рост городов и анархия капиталистич. предпринимательства. Исторически сложившийся облик городов нарушают высотные конторские здания. В иск-ве 20 в. расцвет ярко темпераментной реалистич. портретной и жанровой живописи и графики (О. Джон, У. Орпен, Ф. Брэнгвин, С. Пепло) сочетался с рождением новых течений, идущих от фо-визма (М. Смит, А. Хитченс), футуризма и кубизма (У. Льюис), тяготеющих к изощрённой фантастике (С. Спенсер, Г. Сазерленд, П. Нэш, Ф. Бейкон) или абстракционизму (Б. Николсон, скульптор Б. Хепуорт); к сюрреализму и абстракции склоняется скульптор X. Мур, создавший и ряд выразит., пластически мощных образов. В 30-е гг. возникли группы художников, связавших своё творчество с пролетариатом и антифашистской борьбой, а в 50-х гг. сформировалась группа "социальных реалистов". Графики П. Хо-гарт, Э. Ардизон, живописцы Л. Лаури, К. Ро, Д. Гриве, П. де Франсиа, скульпторы Л. Брэдшо, Б. Ри, Б. Шоц создали ряд реалистич. произведений, многие из к-рых посвящены борьбе за мир, жизни народа, в т. ч. рабочего класса, В. Трудные, неприглядные стороны жизни простых англичан отражены в ряде картин Э. Мидлдича, Дж. Смита, Дж. Брэтби.
Т. Роулендсон. "Блюстители порядка. Судьи". Раскрашенный офорт. 1796.
Стул работы Т. Чиппендейла. 1-я пол. 18 в. Музей Виктории и Альберта. Лондон.
X. Беннет, Р. Мэтью, Л. Мартин, У. Льюис. Жилой комплекс Олтон в Роухэмптоне в Лондоне. 1951 - 59.
Нар. иск-во В. пережило расцвет в 18 в. В Англии издавна распространены гончарное дело (фигурные или гравированные сосуды, юмористич. "стаффордширские фигурки"), резьба и роспись по дереву (на сел. домах, на судах и лодках, на конях для каруселей), лубочные картинки. Шотландия славится клетчатыми тканями ("тартан"), кожаными сумками, кинжалами, Уэльс - резной дубовой мебелью и ярко раскрашенной декоративной керамикой.
Илл. см. на вклейках - к стр. 448- 449 и табл. XXXV-XXXVH (стр. 432- 433).
Лит.: В и п п е р Б. Р., Английское искусство. Краткий исторический очерк, М., 1945; Иконников А. В., Современная архитектура Англии. Планировкагородовижилищноестроительство, Л., 1958; The Oxford history of English art, ed. by T. S. R. Boase, v. 1 - 11, Oxf., 1949 - 62 (вышло 7 тт. ); Buildings of England series, Harmondsworth, 1951 - ; Atkinson T. D., English architecture, L., 1958; Short Е. H., A history of British painting, L., 1953,
XV. Музыка
Истоки музыки В. восходят к муз. культуре кельтских племён. Носителями древних устных нар. -песенных традиций были барды - нар. певцы и создатели эпич. и героич. песен. После установления в Англии христианства (2-я пол. 7 в. ) на основе нар. и религ. музыки, вошедшей в обиход церк. богослужения, начало развиваться проф. муз. иск-во. Оно проявлялось сначала в форме унисонного пения без регулярного метра (plainsong). С 10 в. культовое пение становится двухголосным. В 12 в. под воздействием нар. музыки начинает развиваться многоголосие: вводятся т. н. гимель и фобурдон.
В ср. века в англ. церк. музыке господствовал католич. (григорианский) хорал. Литургия сопровождалась игрой на органе (первый орган установлен в Уинчестерском соборе в 10 в., к 13 в. органы имелись во всех крупных церквах, что способствовало дальнейшему развитию многоголосия).
Под влиянием нормандских завоевателей в Англии развивается муз. -поэтич. иск-во менестрелей, к-рые исполняли баллады и песни историч., а также сатирич. содержания, аккомпанируя на арфе, лютне, трубе и др. инструментах; для сопровождения танцев употреблялись волынки, деревянные духовые, в т. ч. род свирели (pipe), флейта с мундштуком (recorder), барабан (tabor) и др.
В кон. 14 - нач. 15 вв. с ростом гор. бурж. культуры происходит профессионализация музыкантов. При дворе короля и в замках крупных феодалов организуются вокальные и инструм. капеллы. В 1-й пол. 15 в. выдвигается англ, школа полифонистов, возглавляемая Дж. Дан-стейблом. Ведущая роль в зап. -европ. полифонич. иск-ве переходит от франц. мастеров контрапункта к композиторам Англии.
В эпоху Возрождения музыка стала занимать важное место в обществ, жизни и быту аристократии и горожан; становится модным домашнее музицирование, для к-рого характерны консорты ("содружество" групп, играющих на разл. инструментах). Количество исполнителей, входящих в консорт, постепенно увеличивалось, доходя до 30-40. Так возникли пер-вонач. формы оркестров. С их появлением связано выдвижение мастеров инструм. жанров, среди них - Дж. Дауленд, автор пьес для лютни и многоголосных песен с аккомпанементом лютни. В кон. 16 в., кроме лютни, виолы и портатива (малый орган), получает распространение вёрджинел (небольшой клавесин). Для вёрджпнела создаиаднсь вариации на темы нар. песен, фантазии, танцевальные пьесы и др. Становится популярным мадригал. Основоположник англ. нац. школы мадригала - У. Бёрд. Его последователи - Дж. Булл, О. Гиббоне, позже Дж. Блоу, положившие начало зап. -европ. клавирной музыке, писали также мадригалы и полифонические хоровые культовые соч. - католич. мессы и англиканские гимны. Другая линия развития светского многоголосия - творчество Т. Мор ли, Т. Уилкса и Дж. Уилби, писавших, кроме мадригалов, "балеты" и музыку к пьесам У. Шекспира, К. Мар-ло и др. Для англ, театра 16-17 вв. стало традицией вводить музыку в виде интермедий "в постановки сказок-феерий или бытовых комедий, а также масок.
"Стаффорцширские фигурки". Каменная Масса, соляная глазурь. Конец 18 в. Музей Виктории и Альберта. Лондон.
С утверждением пуританизма, тормозившего развитие музыки запрещением многоголосия и муз. инструментов, в богослужении получили распространение лишь антемы (энсземы) - форма вокальной полифонии, близкая нар. хоровому стилю. В быту были разрешены одноголосные гимны и псалмы, исполнявшиеся на родном яз., по мелодич. складу также сходные с нар. песенностью.
Муз. жизнь, замершая в эпоху Реформации, возобновляется вскоре после реставрации Стюартов при дворе Карла II и в крупных центрах В. В 1672 скрипач Дж. Банистер организовал в Лондоне первые публичные концерты.
Ф. Брэнгвин. "Пильщики". Офорт. 1904.
Создателем нац. англ. муз. театра стал крупнейший композитор 17 в. Г. Пёрселл (опера "Дидона и Эней"). Однако интерес к нац. опере вскоре после его смерти упал, особенно в связи с выступлениями в Лондоне итал. оперной труппы.
Освобождению оперной культуры В. от влияния итал. оперы способствовали основанные на античных, историч. и библейских сюжетах оратории и оперы Г. Ф. Генделя (прожил в Лондоне ок. 50 лет), к-рые явились обобщением традиций англ, старинной хоровой культуры. В своём героич. монументальном иск-ве, опиравшемся на демократич. художеств, традиции, Гендель воплотил нац. народные идеалы. В 1728 в Лондоне была поставлена "Опера нищих" Дж. Гея и композитора Дж. Пепуша, представляющая собой пародию на этот жанр и одновременно сатиру на нравы англ. бурж. общества. Являясь выражением вкусов нац. демократич. оппозиции, она возродила традиции представлений менестрелей и дала начало новому жанру - т. н. "балладной опере >, построенной по принципу песенного монтажа.
В кон. 18 в. в Лондоне работали И. К. Бах ("лондонский" Бах, сын И. С. Баха), И. Гайдн, написавший здесь 12 "Лондонских симфоний" и сделавший ок. 100 обработок шотл. песен, композитор, пианист и педагог итальянец М. Клементи, ставший главой англ, пианистич. школы, и др. Возникло много муз. учреждений, хоровые объединения и общества: "Кэтч-клуб", состоявший из любителей многоголосного пения (1761), Королев, муз. общество (1762); организованы муз. изд-ва (1778), осн. старейшая в мире фирма клавишных инструментов "Дж. Бродвуд" (с 1773 производит рояли).
В сер. 18 в. начала формироваться англ, школа музыковедов, среди к-рых наиболее известен историк музыки Ч. Бёр-ни, автор "Всеобщей истории музыки" (изд. 1776-89), очерков муз. жизни зап. -европ. стран и др.
В сер. 19 в. композиторы В. работали гл. обр. в оперном жанре (Г. Бишоп, М. Балф), но их иск-во было эклектичным; эпигонство типично и для таких композиторов, как У. С. Беннетт, позднее Ч. X. Пэрри (зачинатель обществ, движения за возрождение англ. нац. муз. культуры) и Ч. Станфорд (все они известны как педагоги). Англ. муз. вкусам кон. 19 в. во многом отвечали оперетты А. Салливена ("Микадо", 1885), С. Джонса ("Гейша", 1896).
В 19 в. одним из центров европ. муз. культуры стал Лондон. Здесь выступали крупнейшие композиторы и исполнители того времени. С 1855 проводятся большие муз. фестивали. В Лондоне были открыты: в 1822 - Королев, академия музыки, в 1872-"Тринити-колледж", в 1883 - Королев, муз. колледж. В 1878 создано Нар. концертное об-во, возникают много-числ. хоровые об-ва и любит, коллективы, муз. науч. об-во, изучающее историю старинной музыки, об-во, занимающееся исследованием музыки средневековья, и др.
Утверждению нац. композиторской школы положил начало Э. Элгар, автор оратории "Сновидение Геронтиуса" (1900). В опере "Сельские Ромео и Джульетта" Ф. Дилиуса, соч. Г. Холста и Г. Бантока используются англ, фольклорные мотивы. Важное значение имели исследования музыковеда-фольклориста С. Шарпа и его школы. В 1898 Шарп основал в Лондоне Об-во нар. песни, занимавшееся пропагандой муз. фольклора В. Главой англ. нац. школы ("англ. муз. ренессанс") стал Р. Воан-Уильямс. Его стиль характеризуется сочетанием разработки фольклорных тем с новаторскими приёмами гармонич. языка и совр. инструментовки. Мн. др. композиторы нач. 20 в. стремились к обновлению содержания и стиля музыки В. через развитие нац. традиций: Дж. Айрленд, А. Бакс, Р. Боутон.
В нач. 20 в. муз. жизнь В. интенсивно развивается, охватывая всё новые города, в к-рых создаются муз. школы, оркестры, хоровые об-ва, проводятся муз. фестивали и конкурсы (Бирмингем, Лидс, Норидж и Шеффилд и др. ).
Творчество совр. композиторов В. свидетельствует о наличии значит, нац. композиторской школы, в основном опирающейся на принципы тонального письма. Однако мн. авторы стремятся к применению новых тембро-гармонич. средств, использованию методов конструктивизма и др. авангардистских муз. течений. Особое место в муз. иск-ве В. занимает получившее междунар. признание творчество Б. Бриттена. Среди прогрессивных музыкантов В. проявляется стремление приблизить муз. иск-во к запросам нар. масс. Во главе этого демократич. движения - нац. муз. обществ, деятель композитор А. Буш.
Большой вклад в муз. культуру В. внесли историки музыки Дж. Гров ("Словарь музыки и музыкантов", 1-е изд. 1879), П. А. Сколе, Г. К. Коллес и Э. Блом. Среди исполнительских коллективов выделяются: лондонские филармонич. и симф. оркестры, симф. оркестр Би-Би-Си (гл. дирижёр М. Сарджент), оркестр Манчестера. Среди дирижёров: Дж. Барби-ролли, А. С. Боулт и др. Крупные пианисты - Дж. Мур, М. Лимпани, Дж. Огдон, Дж. Лилл; скрипач А. Камполи. Популяризации старинной инструм. музыки способствовала семья Долмеч. Среди певцов - У. Хайд, Дж. Мак-Кормак, П. Пирс; певицы - К. Новелло, Дж. Ви-виен, Дж. Хаммонд, К. Шеклок. Большое значение для пропаганды оперного иск-ва В. имела деятельность Т. Бичема, гл. дирижёра "Ковент-Гардена". В 1930-е гг. оперы и балеты композиторов В. ставились на сцене театра "Сэдлерс-Уэллс" (Лондон). В 1934 меценатом Дж. Кристи в его поместье Глайндборн (Суссекс) был построен театр, где стали проходить летние фестивали опер ("Глайндборнские фестивали"). С 1940- 1950-х гг. традиционные ежегодные фестивали проводятся в Эдинбурге, Олдбо-ро, Бате, междунар. муз. конкурсы - в Лидсе.
Широкое развитие получила в 60-х гг. муз. эстрада, т. н. "поп-музыка"; особенно популярен был "Битлз" (The Beatls)- вок. -инструм. квартет молодых певцов, исполняющий характерные мелодии (сочетание элементов негритянского джаза и блюза), к-рый вызвал подражания среди зап. -европ. и амер. молодёжи.
Среди совр. муз. учебных заведений; Королев, академия музыки и колледж в Лондоне, муз. колледжи в Манчестере, Ливерпуле, Бирмингеме, Глазго, Эдинбурге и др. городах; музыкозна-ние преподаётся в ун-тах (Оксфорд, Кембридж, Бирмингем и др. ).
Лит.: Материалы и документы по истории музыки, пер. с нем., франц., итал., англ, яз., под ред. М. В. Иванова-Борецкого, т. 2, М., 1934; Кабалевский Дм., Заметки о музыкальной жизни современной Англии,, "Советская музыка", 1950, № 2; Ш н е е р-сон Г. М.. Современная английская музыка, М., 1945; Mason С., Music in Britain. 1951 - 1962, L., 1963; Mackerness E. D., A social history of English music, L., 1964.
XVI. Балет
Сценич. традиции, на основе к-рых формировался англ, балет, восходят к дворцовым представлениям масок 16 в. Распространение пуританизма (16-17 вв. ) приостановило формирование балетного иск-ва. Нац. хореографич. формы развивались в дальнейшем в драме, танц. -дра-матич. представлениях Дж. Уивера и особенно в пантомиме. В 18-19 вв. в Лондоне балеты ставили иностранные балетм. Ш. Дидло, Ж. Перро. В кон. 19 в. балеты шли в мюзик-холлах. В 1920-30-х гг. под влиянием рус. артистов (А. П. Павлова, труппа |