БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

С. П. Дягилева) вновь пробудился интерес к балету. Были созданы крупные хореографич. коллективы: "Балетный клуб" (1930, позднее "Балле Рам-бер"), "Вик Уэллс балле" (1931; с 1942 "Сэдлерс-Уэллс балле", с 1957 Королевский балет). Деятели англ, балета стремятся сочетать опыт рус. школы с нац. особенностями. В репертуаре неизменно балеты классич. наследия: "Жизель" А. Адана, "Лебединое озеро" и "Спящая красавица" П. И. Чайковского и др. Традиции англ, пантомимы особенно отчётливо видны в ранних постановках балетм. Н. де Валуа ("Иов" Р. Воан-Уильям-са, 1935, и др. ), в трагич. спектаклях балетм. Р. Хелпмена ("Гамлет" на муз. Чайковского, 1942, и др. ), в нек-рых балетах, поставленных балетм. Дж. Кранко ("Дама и шут" на муз. Дж. Верди, 1954). Получили распространение также комедийные балеты, связанные с нац. юмо-ристич. лит-рой, живописью ("Фасад" У. Уолтона, балетм. Ф. Аштон, 1931; "Карьера мота" Г. Гордона, балетм. Н. де Валуа, 1935). Переход англ, балета к большим хореографич. формам осуществил балетм. Ф. Аштон, тяготеющий к классич. танцу. Он поставил ряд балетов на симфонич. музыку: многоактный балет "Ундина" X. В. Хенце (1958), новую редакцию "Тщетной предосторожности" Л. Ф. Герольда (1960). Значительной была деятельность балетм. Дж. Кранко, поставившего в 50-е гг. в труппе Королевский балет многоактный балет "Принц пагод" Б. Бриттена (1957), а также балетм. К. Макмиллана, создавшего свои редакции балета С. С. Прокофьева "Ромео и Джульетта" (1965) и мн. балетов И. Ф. Стравинского. Ведущие артисты балета в 1930-60-е гг. : А. Маркова, А. Долин, М. Фонтейн, М. Соме, С. Бе-рёзова, Н. Нерина, Б. Грей, А. Грант, А. Линден. Отличит, черты исполнительского стиля англ, танцовщиков - лиризм, сочетающийся с юмором, "классичность", строгость, являющиеся резуль-' татом бережного отношения к традициям. В стране имеется неск. балетных школ: Школа королевского балета (с 1931), Школа Мари Рамбер (с 1920), Школа Н. Легата (с 1926; её возглавляет Н. Николаева-Легат) и др. С 1920 существует Королевская академия танца (ранее называлась Ассоциация оперного танца).

В Шотландии с 1944 существует Эдинбургский балетный театр, созданный на базе Эдинбургской балетной школы и клуба, ставящий классич. балеты. В нач. 60-х гг. создана труппа ТТТот-ландский нац. балет, дающая представления с нар. песнями и танцами. С 1969 функционирует новая труппа Шотландский театральный балет (в репертуаре многоактные спектакли).

Лит.: Guest I., The romantic ballet in England, L., 1954; Clarke M., The Sad-ler's Wells ballet, L., 1955; SwinsonC., The Royal ballet to-day, L., 1958; The ballet in Britain, ed. by P. Brinson, L., 1962.

E. Я. Суриц.

XVII. Драматический театр

Как и во мн. странах Зап. Европы, театр В. сначала был церковным и входил как составная часть в религ. ритуал. Церковные представления включали эпизоды Священного писания. Сохраняя ре-лиг, сюжеты, горожане вносили в представления бытовые мотивы, комич. эпизоды. В период расцвета ср. -век. гор. культуры представления приобрели характер общенародных торжеств, происходивших в дни больших церк. праздников; ставились коллективные мистерии: каждый гор. цех исполнял пьесу, инсценировавшую один из эпизодов Священного писания. В представлениях, происходивших на передвижных сценах-повозках (педжент), участвовали любители. В 15 в. появились интерлюдии (комич. сценки, близкие франц. фарсам) и моралите (пьесы аллегорич. характера с персонажами, олицетворяющими добродетель и пороки). Возникли труппы бродячих актёров-профессионалов. В эпоху Возрождения любителей окончательно вытеснили проф. актёры. В этот период высокого расцвета достигла драматургия (К. Марло, У. Шекспир, Б. Джонсон и др., см. раздел Литература). Среди актёров той эпохи известность получил Э. Аллейн, выступавший в пьесах Марло, и Р. Бёрбедж, первый исполнитель ролей Ромео, Гамлета и Лира в пьесах Шекспира. Актёрские труппы были товариществами на паях; пайщики - гл. актёры, к-рые нанимали исполнителей для второстепенных ролей (труппы в Лондоне 16-20 чел., бродячие труппы, игравшие в провинц. городах, 5-8 чел. ). В 1576 в Лондоне было построено первое театр, здание "Театр". Впоследствии появились "Глобус" (1599), где играла труппа Шекспира, "Фортуна" (1600) и др. Театры не имели крыши над помещением для зрителей. Зрители стояли внутри высокой ограды на земле, вдоль внутр. стороны стен располагались галереи. Сцена глубоко вдавалась в зрительный зал. Над нею был навес, стоявший на двух колоннах и упиравшийся в задник, имевший двери для выхода и ухода актёров; 2-й этаж задника составлял небольшой балкон. Занавеса не было. Скудное декоративное убранство восполняли богатые костюмы актёров и реквизит. Наряду с труппами взрослых актёров имелись труппы мальчиков-певчих (играли в закрытых помещениях для избранной публики). В театре времён Шекспира актрис не было. Женские роли исполняли мальчики. В кон. 16 в. труппа, к к-рой принадлежал Шекспир, одновременно с представлениями в общедоступном театре "Глобус" стала давать спектакли в закрытом помещении бывшего монастыря "Блэкфрайерс".

Если в кон. 16 - нач. 17 вв. театр был в осн. нар. зрелищем, то, начиная с 20-х гг. 17 в., он всё больше превращался в аристократич. развлечение. Уже в 16 в. против театра выступали буржуа-пуритане, осуждавшие его за безнравственность. В нач. Англ, революции 17 в. пуритане, придя к власти, запретили театр, представления. Лишь в годы протектората О. Кромвеля при его дворе давались представления типа оперы. В 1660, после восстановления монархии Стюартов, возобновилась деятельность театров, находившихся под покровительством и контролем двора. Была введена театр, монополия; патенты на право представлений получили две вновь созданные труппы-Труппа короля и Труппа герцога (позднее получили назв. "Друри-Лейн" и "Ковент-Гарден"). Театры эти имели закрытые здания, в партере стояли скамьи, на галереях были ложи, на верх, ярусе - раёк для слуг аристократов и буржуа; боковые ложи для царственных особ находились на сцене. В это время появились декорации, к-рые, как правило, не менялись на протяжении всего действия (в пьесах, согласно правилам классицизма, соблюдалось единство места). В кон. 17 в. впервые появились актрисы. Выдающимся актёром был Т. Беттертон, прославившийся в трагич. ролях. После т. н. "Славной революции" (кон. 17 в. ), когда буржуазия стала признанной частью господствующего класса, была введена строгая цензура. Расцвет театра 18 в. связан с просветительством и утверждением реализма в иск-ве и лит-ре. Вершина актёрского иск-ва эпохи - творчество величайшего актёра-реалиста Д. Гаррика, возглавившего театр "Друри-Лейн" в 1747-76. Гаррик обладал универсальным даром и выступал с равным блеском в трагич. и комич. ролях. О реалистич. характере его игры с высокой похвалой писал Д. Дидро.

В кон. 18 - нач. 19 вв. возникает новый стиль исполнения, величественнострогий и возвышенный. Крупнейшими представителями его были Дж. Кембл и его сестра С. Сиддонс. В 19 в. театр оказывается во всё большей зависимости от бурж. предпринимательства и бурж. публики. Наряду с традиционными театрами строятся здания для грандиозных пантомимных представлений, часто с разл. декоративными эффектами (водные бассейны и др. ). В 1843 после отмены монополии "Ковент-Гардена" и "Друри-Лейна" появляются новые театры. В 19 в. утверждается совр. тип театр, помещения, улучшается театр, освещение, появляются рисованные декорации, а в конце века - поворотный круг.

История англ, актёрского иск-ва 19 в. изобилует именами выдающихся исполнителей: Э. Кин, его сын Ч. Кин, У. Мак-реди и др. Ч. Кин ввёл историзм в костюмах и декорациях. Во 2-й пол. 19 в. актёр и реж. Г. Ирвинг создал театр "Лицеум" (партнёршей Ирвинга была Э. Терри), где осуществлял монументальные постановки пьес Шекспира, развивая принципы Ч. Кина. В этом же театре ставились сентиментальномещанские пьесы. Театр сторонился новой драматургии, зарождавшейся в то время. Несмотря на высокий уровень актёрской игры и художеств, устремления Ирвинга и Терри, в их постановках острота обществ, проблем приглушалась. Между тем публика требовала злободневной драматургии с острой проблематикой. Отсутствие такого театра пытались восполнить полупрофессиональные и любительские кружки. В 1891 критик Дж. Грейн создал в Лондоне "Независимый театр". Затем возникли "Театр нового века", "Об-во литературного театра"; "Олд Вик", хотя и существовал с 1818, однако его деятельность для англ, театр, культуры была наиболее значительна, начиная с 1898, когда театр возглавила Л. Бей лис, ставившая преим. пьесы Шекспира. Успех этих театров определялся новым репертуаром, в них создавался исполнительский стиль, соответствующий реалистич. и натуралистич. тенденциям новой драмы. Эту же задачу ставил перед собой театр "Корт" (открыт в 1870, с 1871 -"Ройял Корт тиэтр"), возглавлявшийся в 1904-07 драматургом и актёром X. Гренвилл-Баркером. Режиссёрские методы Гренвилл-Баркера способствовали поднятию художеств, уровня англ, театра. Возникают стационарные театры и в крупных промышленных городах: Манчестере (1908), Ливерпуле (1911), Бирмингеме (1913), из к рых два последних продолжают работать.

Нач. 20 в. было переломным в сценич. иск-ве В. На протяжении 18-19 вв. здесь господствовала система актёров-"звёзд", успех спектакля определяли выдающиеся исполнители. Начиная с Гренвилл-Бар-кера в англ, театре появляется режиссура, строящая спектакль по принципу ансамбля. Новая драматургия воспитала и новых актёров, способных исполнять социальнобытовую и психологич. драму (Д. Эчерч, П. Кэмпбелл, Дж. Александер, Л. Маккарти, Л. Калверт и др. ). Наряду с пышными постановками классики, в частности Шекспира (реж. Г. Бирбо-мом Три), возникает стремление приблизить спектакль к современности, дать психологич. раскрытие образов, что особенно характерно для шекспировских постановок реж. Гренвилл-Баркера.

Театр В. перед 1-й мировой войной имел преим. реалистич., иногда натуралистич. направленность. Поиски форм символистского театра, предпринятые Э. Г. Крэгом, носили чаще теоретич. характер, т. к. антрепренёры не рисковали осуществлять его оригинальные проекты. После 1-й мировой войны англ, режиссура обогатилась опытом рус. иск-ва. Большое значение имела деятельность рус. реж. Ф. Ф. Комиссаржевского, поселившегося в В. и перенёсшего сюда богатый опыт рус. театра, включая систему К. С. Станиславского, творческие поиски Е. Б. Вахтангова и В. Э. Мейерхольда.

20-30-е гг. отмечены появлением на сцене драматургии разных направлений. Пьесы Б. Шоу, Дж. Голсуорси, С. Моэма, Ф. Лонсдейла, Дж. М. Барри, А. А. Милна, Н. Коуарда ставились столичными, провинциальными и гастрольными труппами, разъезжавшими по стране. Театр "Эвримен", расположенный в пригороде Лондона Хэмпстеде, ставил пьесы А. Стриндберга, Б. Шоу, Ю. О'Нила. Театр "Гейети" познакомил англ, публику с драматургией нем. экспрессионизма, театр "Барнес"- с пьесами Чехова, театр "Мер-кьюри" специализировался на совр. по-этич. драме и ставил пьесы Т. С. Элиота, У. X. Одена и К. Ишервуда. В Оксфорде в студенческом театре реж. Дж. Б. Фей-ган оригинально интерпретировал. европ. классиков. В 1926-33 Фестивальный театр в Кембридже создал ряд интересных спектаклей экспериментального характера в новаторском декоративном оформлении. Реж. Б. Джэксон организовал в Малверне ежегодные фестивали (1929-37) пьес Б. Шоу. Значит, для англ. театра этих лет было появление таких драматургов, как Ш. О'Кейси, Дж. Б. Пристли, Дж. Брайди, смело экспериментировавших с драматургич. формой.

На 20-е гг. падает расцвет мастерства выдающихся актрис С. Торндайк и Э. Эванс. В 30-е гг. на англ, сцене появляется новое поколение мастеров театра: Дж. Гилгуд, Л. Оливье, А. Гиннесс, Р. Ричардсон, А. Клуне, Ч. Лотоп, В. Ли, Б. Лемап, Ф. Робсон, П. Эшкрофт, многие из к-рых продолжают деятельность и в 60-е гг. Психологич. правдивость, пластичность создаваемых ими образов, музыкальность речи, полное вживание в характеры персонажей способствовали популярности этих актёров за пределами В.

Во время 2-й мировой войны мп. театры прекратили деятельность, но вместе с тем возникли труппы, обслуживавшие войсковые части и тыловые учреждения. Впервые в истории В. правительство стало субсидировать театры.

В 40 - нач. 50-х гг. продолжалась деятельность драматургов Брайди, Пристли, О'Кейси; приобрели известность драматурги П. Устинов, К. Фрай, Р. Мак-Дугалл, Ю. Мак-Кол. Возникли новые театры с более или менее постоянным актёрским составом, в 1945- театр-студия "Уоркшоп", к-рой руководила прогрессивный реж. Дж. Литлвуд. В 1956 Дж. Девин организовал "Ипглиш стейдж ком-пани"- труппу, к-рая играет в помещении "Ройял Корт тиэтр". Этот коллектив, как и созданный Б. Майлсом театр "Мер-мейд" ("Русалка", 1959), экспериментирует не только в области театр, техники, но смело ставит совр. передовую драматургию В. и др. стран.

Новое поколение актёров, появившееся после 2-й мировой войны, включает такие имена, как П. Скофилд, Р. Бёртон, К. Блум, П. Дейнмен, Б. Джеффорд, Дж. Невилл, П. Роджерс, П. О'Тул, Д. Тьютин, А. Финни, Т. Кортни, А. Бейтс, Н. Уильямсон и др. Послевоен. период отмечен развитием смелой творческой режиссуры, представленной Дж. Литлвуд, Б. Майлсом, П. Бруком, П. Холлом, Дж. Бартоном, К. Уильямсом, Т. Нанном и др.

Появление в 1956 пьесы актёра Дж. Осборна -"Оглянись во гневе" положило начало новому подъёму англ, театра. Появилась драматургия "рассерженных молодых людей", а за нею новая социальнобытовая драма (А. Уэскер, Ш. Дилэни, Б. Копе, Д. Мерсер, Р. Болт, Б. Биэи и др. ). Англ. театр не остался в стороне от возникших на континенте в 50-60 е гг. "экспериментальных" направлений, в частности т. н. "театра абсурда". В В. это направление представлено Н. Ф. Симпсоном, Э. Джеллико, Т. Стоппардом, отчасти X. Пинтером, к-рый пишет также и пси-хологич. драмы.

В совр. В. театр, коллективов с постоянной труппой и собственным зданием мало. Театр, здания находятся во владении предпринимателей, сдающих их в аренду труппам, к-рые обычно формируются для постановки одной пьесы, идущей на сцене до тех пор, пока она делает сборы. Затем труппа распускается и актёры ищут новую работу. Передовые деятели театра В. с давних пор борются за создание нац. театра. Первым шагом к этому было возникновение Шекспировского мемориального театра в Стратфорде-он-Эйвоп во 2-й пол. 19 в. В 1925 этому театру была дана королевская лицензия, утвердившая его существование. В 1961 театр был переименован в Королевский шекспировский театр (филиал в Лондоне в помещении театра "Олдуич"). Начавшееся в 20 в. движение за создание репертуарных театров вызвало появление трупп с более или менее постоянным составом в Бирмингеме, Манчестере, Бристоле и др. Лишь немногие театры существуют на гос. субсидию, остальные - на частные пожертвования и на сборы со спектаклей. С 1964 ежегодно в помещении театра "Олдуич" в летние месяцы проходят междунар. театр, смотры, на к-рых труппы разных стран выступают с лучшими спектаклями прошедшего сезона.

Среди стационарных театров с более или менее постоянной труппой, в т. ч. в Лондоне, где работает ок. 50 театров: "Олд Вик" (с 1963 здесь играет труппа Национального театра под рук. Л. Оливье), "Ройял Корт тиэтр" (с 1956 здесь выступает труппа "Инглиш стейдж ком-пани"), "Мермейд тиэ