БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

тр", рабочий театр "Юнити" (с 1936), театр "Уоркшоп" (с 1953 работал в помещении театра "Тиэтр Ройял") и др. В большинстве крупных городов имеются репертуарные театры (ок. 40), в т. ч. Бристольский "Олд Вик" (с 1946, в помещении театров "Ройял" и "Литл"), "Белгрейд тиэтр" (с 1958, Ковентри), "Данди репертори тиэтр" (с 1939), "Эдинбург сивик тиэтр" (с 1965, в помещении "Ройял Лицеум"), "Ситизенс тиэтр" (с 1943, Глазго), "Лайбрери тиэтр" (с 1947, Манчестер), "Мэдоу плейере" (с 1956, Оксфорд, в помещении "Плей-хаус"), Репертуарный театр в Ливерпуле (с 1911 в помещении "Плейхаус") и др.

В кон. 60-х гг. в Лондоне возникают небольшие театры (на 100-200 мест), связанные с авангардистской драматургией: "Пустое пространство", "Театр наверху", "Новая художеств, лаборатория" и др.

По вопросам театра издаются журн. "Drama" (с 1919), "Place and Players" (с 1954). Среди ведущих театр, критиков: М. Бирбом, Дж. Эйгет, Э. Дьюкс, К. Тайней, А. Браун, Э. Бентли, Д. Р. Тейлор и др.

Крупнейшие театр, учебные заведения В. : Королевская академия драматич. иск-ва (с 1904), Центральная школа дикции и драматического иск-ва ("Драма сентр Лондон лимитед"; трёхгодичный курс обучения актёрскому мастерству), "Гилд-холл-скул" (отделения музыки и театра), "Веббер - Дуглас-скул" (отделения вокального и драматич. иск-ва), учебное отделение при Британской драматич. лиге (все в Лондоне), Бирмингемская школа дикции и драматич. иск-ва, Театр, школа Бристольского "Олд Вик", театр, ф-т при Бристольском ун-те.

Илл. см. на вклейке, табл. XXXVIII (стр. 432-433).

Лит.: История западноевропейского театра, т. 1 - 4, М., 1956 - 64; Минц Н., Эдмунд Кин, М., 1957; Современный английский театр, [Сб. сост. Ф. Крымко], М. Д1963]; Зннгерман Б., Английские перемены, в его кн. : Жан Вилар и другие, М., 1964; Ступников И., Дэвид Гаррик, Л., 1969; А н и к с т А., Театр эпохи Шекспира, [М., 1965]; N i с о 1 1 A., A history of English drama, 1660-1900, v. 1 - 6, Camb., 1952 - 59; M a n d e r R. and Mitchenson J., A picture history of the British theatre, L., 1957; The Oxford companion to the theatre, ed. by Ph. Harthole, 3 ed., L. [a. o. ], 1967.

А. А. Аникст.

Цирк. Зачатки циркового искусства в Англии существовали в 16 в. С кон. 17 в. приобретают большую популярность наездники, конные акробаты. Первым цирковым предприятием в В. была Школа верховой езды Ф. Астлея (1772, Лондон). Построенный Астлеем амфитеатр у Вестминстерского моста (1780) положил начало стационарному цирку в В. Здесь демонстрировался конный цирк, позже и др. жанры - конноакробатич. упражнения с гимнастикой, эквилибристика и пр. С сер. 19 в. видное место стала занимать дрессировка животных. Получил развитие жанр пантомимы со множеством зрелищных, муз., шумовых и др. эффектов.

Среди преемников Астлея были Э. Дю-коро и Дж. Санджер. Дж. Санджер (по арене "Лорд Санджер"), создавший ряд передвижных цирков, стал инициатором и организатором т. н. зоологич. пантомим, в к-рых участвовали большие группы разл. животных, и рождественских пантомим для детей. С 1913 пантомимы демонстрировались в лондонском зале "Олимпия", после 1-й мировой войны - под рук. цирковых деятелей Бертрама, У. Милса, бр. Смарт. Другие цирковые стационары В. - Ярмутский и Блэкпулский цирки работают, как и "Олимпия", только в зимние месяцы. Цирки не имеют постоянных трупп. В летние месяцы действуют передвижные цирки.

Лит. . 'КузнецовЕ., Цирк, Л. - М., 1931; Drake H. D. Т., The English circus and fair ground, L., 1946; Thetard H., La merveilleuse histoire du cirque, v. 1 - 3, [P. ], 1947; Sanders R. M., The English circus, L., 1952. А.Я.Шнеер.

XVIII. Кино

В 1889 в В. был продемонстрирован фильм длительностью в неск. секунд. В 1896 У. Пол организовал первый показ англ, фильма, положивший начало нац. кинопроизводству. Пионер англ, кино Пол, а также режиссёры т. н. брайтонской школы Э. Коллинз, Дж. Уильямсон, Дж. А. Смит выпускали экранизации, бытовые и эксцентрич. комедии, трюковые и уголовные фильмы, применяли новые выразит, средства кино (монтаж, крупный план, двойная экспозиция и др. ). Большой популярностью пользовались хроника, документальные фильмы. С 1906 из-за конкуренции с киномонополиями США и Франции в англ, кинематографии начался кризис (в 1909 фильмы отечеств, произ-ва составляли лишь 15% экранного времени). В 20-е гг. 95% проката занимали голливудские фильмы. В 1927 в результате борьбы англ, общественности парламент принял закон, направленный на поддержку нац. кинематографии. Произ-во фильмов возросло (26 фильмов в 1926, 129 - в 1929), но выпускались гл. обр. экранизации популярных пьес, муз. спектаклей. В 1929 поставлен первый звуковой фильм "Шантаж" (реж. А. Хичкок, по пьесе Ч. Бен-тона).

В 30 е гг. реорганизации англ, кинопроизводства, повышению художеств, и технич. уровня фильмов способствовала деятельность реж. А. Корды, основавшего в 1932 фирму "Лондон филмс". Здесь работали мн. иностр. кинодеятели (Р. Клер, Ж. Фейдер, К. Фейдт, Р. Мате, Ж. Периналь), талантливые англ. актёры (Ч. Лотон, Р. Донат, В. Ли, Л. Хоуард, Л. Оливье). Лучшие ленты "Лондон филмс": комедия "Призрак едет на Запад" (1935, реж. Клер), ис-торикобиографич. фильм "Рембрандт" (1936, реж. Корда), экранизация романа Г. Уэллса "Облик грядущего" (1936, реж. У. К. Мензис). Популярностью пользовались детективные фильмы А. Хичкока ("Человек, который слишком много знал", 1933, "39 шагов", 1935, "Леди исчезает", 1938). В 30-е гг. сформировалось творчество англ, режиссёров А. Асквита ("Скажите Англии", 1931, "Пигмалион", 1938, по Б, Шоу) и К. Рида ("Праздник банковских служащих", 1937, "Звёзды смотрят вниз", 1939, по А. Кронину). Важную роль в становлении нац. киноискусства сыграли режиссёры-документалисты, работавшие под рук. Дж. Грир-сона. Их фильмы, разнообразные по жанрам и тематике ("Рыбачьи суда", 1929, реж. Грирсон, "Человек из Арана", 1934, реж. Р. Флаэрти, "Ночная почта", 1935, реж. X. Уотт и Б. Райт), реалистически изображали жизнь В., они отличались поисками новых выразит, средств. В годы 2-й мировой войны в англ, кино усилились прогрессивные тенденции. Под влиянием школы документального кино ставились фильмы, сочетающие достоверность и публицистичность документального киноочерка с элементами игрового кино. Художественнодокументальные фильмы "В котором мы служим" (1942), "Сан Де-метрио -Лондон" (1943) определили известность реж. Н. Коуарда, Д. Лина, Ч. Френ-да. После войны производство фильмов вновь сокращается. Несмотря на успех лучших фильмов Д. Лина ("Короткая встреча", 1945, "Большие ожидания", 1946. "Оливер Твист", 1947, по Ч. Диккенсу), К. Рида ("Выбывший из игры", 1947. "Павший идол", 1948, "Третий человек", 1949) и Л. Оливье ("Генрих V", 1944, "Гамлет", 1948 - экранизация трагедий У. Шекспира), англ, кинематография вновь переживает кризис. В 50-е гг. реалистич. традиции англ, кино возрождаются в кинокомедиях реж. Г. Корне-лиуса ("Женевьева", 1952), А. Маккенд-рика ("Человек в белом костюме", 1952), бр. Боултинг ("Карлтон Браун - дипломат", 1959) и в деятельности режиссёров-документалистов группы "Свободное кино" ("О, страна мечты", 1954, "Мамочка не позволяет", 1956, "Марш на Олдермастон", 1958). В кон. 50-х гг. появляются фильмы, выражающие разочарование в оурж. образе жизни ("Путь в высшее общество", 1958, режиссёр Дж. Клейтон, по Дж. Брейну). Кинорежиссёры, связанные с лит. течением "рассерженных молодых людей", показали анар-хич. бунт молодёжи против сословных ограничений, идеалов мещанского благополучия и обывательского конформизма ("Оглянись во гневе", 1958, реж. Т. Ричардсон, по пьесе Дж. Осборна, "В субботу вечером, в воскресенье утром", 1960, реж. К. Рейс, по роману А. Силли-тоу, "Эта спортивная жизнь", 1963, реж. Л. Андерсон, по роману Д. Стори). С сер. 60-х гг. англ, кинематография всё больше утрачивает свою независимость из-за экономич. экспансии Голливуда (в 1969 выпущено 84 художеств, фильма, 70 из них- на средства США). В фильмах реж. П. Брука ("Повелитель мух", 1963, "Марат-Сад", 1967) и Дж. Лози ("Слуга", 1963, "Несчастный случай", 1967) проповедуются абсурдность действительности, неизбежность деградации личности. Нек-рые фильмы Р. Лестера ("Как я выиграл войну", 1968) проникнуты отрицанием бурж. морали и мировосприятия. Значит, социальным проблемам поев, фильмы П. Уоткинса ("Игра в войну", "Привилегия", оба в 1967), Л. Андерсона ("Если... ", 1968), К. Лоача ("Кети, приди домой", 1967, "Бедная корова", 1968). Среди актёров англ, кино - Л. Оливье, М. Редгрев, А. Гиннесс, Д. Бо-гард, Р. Харрис, А. Финни, П. Финч, В. Редгрев, Р.. Ташингем.

В Лондоне работает Брит, киноинститут (осн. в 1933) - центр н. -и. и пропагандистской работы в области кино. Ежегодно проводятся кинофестивали в Эдинбурге (входит в фестиваль иск-в) и в Лондоне.

Илл. см. на вклейке, табл. XXXVIII (стр. 432-433).

Лит.: С а д у л ь Ж.. История киноискусства, М., 1957; Кино Великобритании, М., 1970; Oakley С., Where we came in, L., 1964. В. Л.Утилов.

ВЕЛИКОДВОРСКИЙ, посёлок гор. типа в Гусь-Хрустальном р-не Владимирской обл. РСФСР. Ж. -д. ст. (Великодворье) в 45 км к Ю. от г. Гусь-Хрустальный. 3 тыс. жит. (1969). Стекольный з-д; добыча песка.

ВЕЛИКОДЕРЖАВНЫЙ ШОВИНИЗМ, разновидность шовинизма, национализма, идеология и политика господствующих эксплуататорских классов нации, занимающей главенствующее (державное) положение в гос-ве, объявляющих свою нацию "высшей" нацией. В. ш. возник в эпоху образования бурж. наций, нац. и многонац. гос-в и колониальных империй. Политика буржуазии господствующих "великих" наций направлена на порабощение др. наций, их дискриминацию в экономич., политич. и культурной областях жизни, лишение их самостоятельности. В. ш., как и шовинизм вообще, характеризуется разжиганием вражды и ненависти между народами, преследованием и травлей лиц иных национальностей. Напр., в бывших Австро-Венгерской, Российской империях, султанской Турции господствующие классы австр., венг., рус., турец. наций проводили политику В. ш. по отношению к др. многочисленным народам, населявшим территории этих гос-в. Российский царизм превратил страну в "тюрьму народов".

Идеология и политика В. ш. расцветают в эпоху империализма. Под лозунгами В. ш. империалисты развязывают войны за передел уже поделённого мира. Воинствующим носителем В. ш. во время второй мировой войны 1939-45 был герм, фашизм, к-рый объявил немцев "высшей" расой, якобы призванной главенствовать над всеми народами мира, и пытался поработить и истребить мн. народы. В. ш. осуществляется господствующими классами ряда стран и в послевоен. период: расовая война против негритянского населения в США, расистские законы в ЮАР, возрождение реваншизма и активизация партии неофашизма (НДП) в ФРГ, националистический угар, нагнетаемый сионистскими правителями Израиля и т. п.

В. ш., как и др. формам бурж. национализма, марксистские партии противопоставляют последовательный интернационализм пролетарский. Социалистич. революция ликвидирует социальные причины В. ш., национализма. В ходе социа-листич. строительства между народами возникают, развиваются равенство, дружба, братская взаимопомощь. При решении нац. вопроса в СССР в переходный период к социализму имели место проявления уклона к В. ш. Егосоциальной базой были остатки эксплуататорских классов, нек-рое оживление капиталистич. элементов в период нэпа. Выражался В. ш. в игнорировании нац. особенностей, непризнании на практике принципа нац. равноправия и т. п. На 10-м (1921), 12-м (1923), 16-м (1930) съездах партии этот уклон был разоблачён и преодолен. Идеология и политика В. ш. чужды сов. обществу. По Конституции СССР (ст. 123) какое бы то ни было прямое или косвенное их проявление караются законом. Коммунистич. и рабочие партии, выступающие под знаменем марксизма-ленинизма, ведут решительную, бескомпромиссную борьбу против всех проявлений В. ш., воспитывают трудящихся в духе пролетарского интернационализма и социалистич. патриотизма.

Лит.: Ленин В. И., Рабочий класс и национальный вопрос, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23; его же, Критические заметки по национальному вопросу, там же, т. 24; его же, О борьбе с социал-шовинизмом, там же, т. 26; его же, Прикрытие социал-шовинистической политики интернационалистическими фразами, там же, т. 27; Марксизм-ленинизм о пролетарском интернационализме, М., 1969. Л. В. Метелица.

ВЕЛИКОДОЛИНСКОЕ, посёлок гор. типа в Овидиопольском р-не Одесской обл. УССР, в 2 км от ж. -д. ст. Аккаржа (на линии Одесса - Белгород-Днестровский). 7,6 тыс. жит. (1969). 2 з-да железобетонных изделий, кирпичный.

ВЕЛИКОЕ, название неск. озёр в СССР: 1) озеро в Калининской обл., к С. -В. от г. Калинин, в группе Петровских озёр, лежащих среди торфяного массива "Оршинский мох". Пл. ок. 86 км2, имеет сток в Волгу через р. Созь; 2) озеро в Рязанской обл., к С. -В. от г. Рязань, в системе р. Пра. Пл. 20,4 км2.

ВЕЛИКОЕ, посёлок гор. типа в Гаври-лов-Ямском районе Ярославской обл. РСФСР, в 5 км к С. -З. от ж. -д. ст. Гаврилов-Ям. 4 тыс. жителей (1969). Произ-во швейных изделий, обуви. Зоовет. техникум.

"ВЕЛИКОЕ ЗЕРЦАЛО", сборник ср. -век. нравоучит. рассказов; впервые переведён в сокращённом виде с польского на русский яз. в Москве в 1677. Дополнен рус. повестью о Тимофее Владимирском. Польский оригинал сбка является переводом с лат. сбка 1605. "В. 3. " вобрало материал житийной и апокрифи-ческолегендарной лит-ры, а также светской лит-ры - повествовательной и анекдотической, вост. -визант. и зап. -европ. происхождения. Темы "В. 3. " отразились в лубочных картинках, духовных стихах, легендах, в "Синодике".

Лит.: Державина О. А., "Великое Зерцало" и его судьба на русской почве, М., 1965.,

ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ, феод, гос-во, существовавшее в 13-16 вв. на терр. части совр. Литвы и Белоруссии. Осн. занятием населения было земледелие и скотоводство. Охота и промыслы играли подсобную роль в х-ве. Развитие ремесла, основанного на железоделат. произ-ве, внутр. и внеш. торговля (с Русью, Польшей и др. ) содействовали росту городов (Вильнюс, Тракай, Каунас и др. ). В 9-12 вв. на терр. Литвы развивались феод, отношения, складывались сословия феодалов и зависимых людей. Отдельные литов. политич. объединения - земли (Аукш-тайтия, Жемайтия, Делтува и др. ) - имели неодинаковый уровень обществ. -экономич. развития. Разложение первобытнообщинных отношений и возникновение феод, строя привели к образованию гос-ва у литовцев. По сообщению Галиц-коВолынской летописи, в рус. -литов. договоре 1219 упоминается союз литов. князей во главе со "старейшими" князьями, владевшими землями в Аукштайтии. Это свидетельствует о наличии гос-ва в Литве. Усиление великокняж. власти привело к объединению осн. литов. земель в В. к. Л. под властью Миндовга (сер. 30-х гг. 13 в. -1263), захватившего также нек-рые белорус, земли (Чёрную Русь). Образование В. к. Л. было ускорено необходимостью объединиться для борьбы с агрессией нем. крестоносцев, усилившейся с нач. 13 в. Литов. войска одержали крупные победы над рыцарями в сражениях при Шяуляе (1236) и Дурбе (1260).

В 14 в., в княжение Гедимина (1316- 1341), Олъгерда (1345-77) и Кей-стута (1345-82), В. к. Л. значительно расширило свои владения, присоединив все белорус., часть укр. и рус. зем