| BR>
1938
1950
1960
1965
1969
Кр. рог. скот
2022
2022
1965
1920
1915
Свиньи
5317
4782
6388
6590
5700
Лошади
840
690
490
307
236
Овцы
1685
990
2250
2460
2250
В специализации с. х-ва имеются терр. различия, хотя осн. фон образует полеводство с посевами кукурузы и пшеницы. В степных чернозёмных сильно распаханных р-нах большей частью преобладает зерновое х-во, а товарную специализацию образует мясо-сальное и сальное свиноводство или птицеводство, а также свекловодство; Кишальфёльд, богатый лугами, выделяется молочным животноводством и беконным свиноводством, в посевах здесь значит, место занимают кормовые травы и сах. свёкла. Междуречье Дуная и Тисы - один из гл. центров садоводства, виноградарства и отчасти овощеводства; Ньиршега (С.-В. Альфельда) - важный р-н садоводства, картофелеводства, табаководства и отчасти масличных культур (подсолнечник). Садоводство и виноградарство весьма характерны для юж. склонов Сев. средне-горья и Дунантульских массивов Ба-конь, Мечек и др.
Транспорт. Грузооборот всех видов транспорта общего пользования увеличился за 1950-70 более чем в 4 раза за счёт перевозок массовых грузов (на железных дорогах 20% грузов приходится на уголь), расширения межрайонного и
Табл. 8. - Динамика и структура грузовых перевозок и грузооборота транспорта общего пользования
1950
1955
1960
1965
1969
Всего перевезено грузов, млн. т
51,0
120,4
194,5
251,7
264,4
вт. ч. по железным дорогам
40,9
67,9
92,9
112,3
111,2
Весь грузооборот, млрд. т. км
6,1
10,2
15,6
21,0
24,0
В том числе доля, в %
железных дорог
88,9
85,7
85,1
81,8
76.1.
автомоб. транспорта
1,6
5,7
5,7
8,0
10.0
речного
7,9
7,4
6,9
6,4
5,8
морского
1,0
0,8
1,5
1,6
4,7
нефтепроводов
0,5
0,4
2,1
3,2
межгос. разделения труда (см. табл. 8). На импортные товары приходится св. 1/5 ж.-д. грузооборота, а на все внешние грузы, включая транзит, до 2/5. Протяжённость внутренних водных путей 1,7 тыс. км (1969). Речной транспорт обслуживает гл. обр. внешние экономия, связи. Порты на Дунае - Будапешт, Комаром, Дьёр, Альмашфюзитё, Дуна-уйварош, Мохач и др. Судоходство на Тисе незначительное; порты - Сольнок, Сегед.
В. обладает густой сетью железных дорог - ок. 9,3 тыс. км (св. 10 км на 100 км2), имеющей радиальный характер с центром в Будапеште. Переведены на электротягу магистрали Будапешт - Хедьешхалом, Будапешт - Миш-кольц, Будапешт - Ньиредьхаза - государственная граница с СССР, всего 8,4% (1969) эксплуатац. длины железных дорог общего пользования.
Автомоб. транспорт по размеру пас-сажирооборота составляет 40% железнодорожного; развито между гор. автобусное движение. Общая длина автомоб. дорог 29,4 тыс. км (1969), в т. ч. св. 1/2 автомагистралей.
Внешние экономические связи. Внешний товарооборот растёт много быстрее, чем развивается нац. доход (соответственно в 7,1 раза и 3,5 раза за 1949-69). Это отражает резко возрастающую степень участия В. в международном, особенно социалистич., разделении труда.
Продовольствие и пищ. сырьё составляют 1/5 (в 30-е гг. почти 3/5) вывоза. Основа экспорта - готовые фабричные изделия (их доля в 2 раза превышает уровень 1938), прежде всего машины, св. 90% к-рых вывозится в социалистич. страны. В. экспортирует на мировой социалистич. рынок суда, краны, дизельные поезда, тепловозы, ж.-д. вагоны, турбины, генераторы, автобусы, грузовые автомашины, радиоаппаратуру, телевизоры и др. Всё больше вывозится медикаментов (5% всего экспорта), одежды, трикотажа и обуви; в вывозе минер, сырья и полуфабрикатов особенно выделяются бокситы и глинозём. Св. 1/2 импорта составляют сырьё и полуфабрикаты вместе с топливом (см. табл. 9). Доля социалистич. стран (1969) в экспорте В. со-
Табл. 9. - Структура внешней торговли, 1969, в %
Отдельные группы товаров
Экспорт
Импорт
Машины и оборудование
31,4
29,6
Топливо, сырьё, материалы
14,1
25,8
Сырьё с. х-ва и прод. товары
27,4
24,5
Пром. товары нар. потребления
22,5
6,6
Прочие
4,6
13,5
ставила 68%, в импорте - 67,7%. Сов. Союз играет существенную роль в снабжении В. жел. рудой, апатитовыми концентратами, лесоматериалами, хлопком, нефтью, металлургич. коксом, электроэнергией; на топливо и электроэнергию, сырьё и полуфабрикаты падает св. 2/3(73% по соглашению на 1966-70) сов. вывоза в В. Венг. поставки в СССР складываются более чем на 4/5 из готовых изделий, в т. ч. свыше 50% из машин. В 1970 подписано долгосрочное торг, соглашение между СССР и ВНР на пять лет. Доля СССР в общем объёме внеш. торговли В. составляет ок. 34% (1970). Значителен и разносторонен обмен с ГДР и ЧССР (на к-рые приходится ок. 1/5 венг. товарооборота), а также с Польшей и др. социалистич. странами. Растёт значение иностр. туризма; в 1969 В. посетило 6 млн. иностр. туристов, из них 3 млн. транзитом.
Внешние экономические связи. Внешний товарооборот растёт много быстрее, чем развивается нац. доход (соответственно в 7,1 раза и 3,5 раза за 1949-69). Это отражает резко возрастающую степень участия В. в международном, особенно социалистич., разделении труда.
Продовольствие и пищ. сырьё составляют 415 (в 30-е гг. почти 31s) вывоза. Основа экспорта - готовые фабричные изделия (их доля в 2 раза превышает уровень 1938), прежде всего машины, св. 90% к-рых вывозится в социалистич. страны. В. экспортирует на мировой социалистич. рынок суда, краны, дизельные поезда, тепловозы, ж. -д. вагоны, турбины, генераторы, автобусы, грузовые автомашины, радиоаппаратуру, телевизоры и др. Всё больше вывозится медикаментов (5% всего экспорта), одежды, трикотажа и обуви; в вывозе минер, сырья и полуфабрикатов особенно выделяются бокситы и глинозём. Св. 1/3 импорта составляют сырьё и полуфабрикаты вместе с топливом (см. табл. 9). Доля социалистич. стран (1969) в экспорте В. со- ставила 68%, в импорте - 67,7%. Сов. Союз играет существенную роль в снабжении В. жел. рудой, апатитовыми концентратами, лесоматериалами, хлопком, нефтью, металлургич. коксом, электроэнергией; на топливо и электроэнергию, сырьё и полуфабрикаты падает св. 213 (73% по соглашению на 1966-70) сов. вывоза в В. Венг. поставки в СССР складываются более чем на 41з из готовых изделий, в т. ч. свыше 50% из машин. В 1970 подписано долгосрочное торг, соглашение между СССР и ВНР на пять лет. Доля СССР в общем объёме внеш. торговли В. составляет ок. 34% (1970). Значителен и разносторонен обмен с ГДР и ЧССР (на к-рые приходится ок. 415 венг. товарооборота), а также с Польшей и др. социалистич. странами. Растёт значение иностр. туризма; в 1969 В. посетило 6 млн. иностр. туристов, из них 3 млн. транзитом.
Экономико-географические районы. В. делят на районы: Центральный, или Будапештский, р-н, Северный р-н (Прикарпатье), Альфельд (Левобережье Дуная) и Дунантуль (Правобережье Дуная).
Центральный, или Будапештский, р-н (110 территории и ок. 1/3населения В. ) включает Будапешт и его ближайшую пригородную зону (радиусом 25-30 км) и более отдалённые местности (от Дунауйвароша на Ю. до границы с Чехословакией на С. ). На этот р-н приходится 49,5% пром. произ-ва страны. Здесь сочетаются отрасли будапештской пром-сти (гл. обр. машиностроение и текст, пром-сть) с первичными произ-вами, снабжающими столицу бурым. углём, чугуном, сталью в слитках и стальным прокатом. С. х-во (10% всех занятых в этой отрасли В. ) частично носит пригородный характер и выделяется овощеводством, ягодниками и садами. Посевы зерновых, гл. обр. пшеницы; свиноводство.
1. Сев кукурузы на полях госхоза Бабольна. 2. Сбор винограда в Токае.
Таблицица. 7. - Поголовье скота, тыс. голов: на конец года.
1938
1950
1960
1965
1969
Кр. рог.скот
2022
2022
1965
1920
1915
Свиньи
5317
4782
6388
6590
5700
Лошади
840
690
490
307
236
Овцы...
1685
990
2250
2460
2250
Табл. 8. - Динамика и структура грузовых перевозок и грузооборота транспорта общего пользования
1950
1955
I960
1965
1969
Всего перевезено грузов, млн. m..
51,0
120,4
194,5
251,7
264,4
в т. ч. по железным дорогам..
40,9
67,9
92,9
112,3
111,2
Весь грузооборот, млрд. т-км.
6,1
10,2
15,6
21,0
24,0
В том числе доля, в %:
железных дорог
88,9
85,7
85,1
81.8
76. 1.
автомобильного тр.
1,6
5,7
5,7
8,0
10. 0
речного
7,9
7,4
6,9
6,4
5,8
морского
1,0
0.8
1,5
1,6
4,7
нефтерподуктов
0,5
0,4
2,1
3.2
Табл. 9. - Структура внешней торговли, 1969, в %
Отдельные группы товаров
Экспорт
Импорт
Машины и оборудование
31,4
29,6
Топливо, сырьё, материалы
14,1
25,8
Сырье с. х-ва и прод. товары
27,4
24,5
Пром. товары нар. потребления
22,5
6,6
Прочие
4,6
13, 5
Северный район (*11 территории и населения, ок. Ча пром. рабочих В. ) включает большую часть Сев. средне-горья (Бёржёнь, Матра, Бюкк, массив Земплен и др. ) и сев. окраинные местности Альфельда. Имеет ярко выраженный пром. характер. Гл. хоз. центр - Миш-кольц. Р-н даёт св. 215 бурого угля и почти столько же электроэнергии (значение рна возрастает в связи с пуском лигни-тового карьера у Вишонта и электростанции "Гагарин"), здесь создано самое крупное в В. произ-во азотных удобрений и пластмасс (комбинаты в Ленинва-роше и Казинцбарцике) на базе использования природного газа. Ок. 21s пром. продукции приходится на чёрную металлургию (комбинаты в Озде и Мишколь-це, а также передельные з-ды в Боршоднадашде и Шальготорьяне); с ней связано тяжёлое машиностроение. В с. х-ве рна выделяется товарное растениеводство в полосе низких юж. предгорий с посевами сах. свёклы, пивоваренного ячменя, табака, овощей и с известными виноградниками Токая и Эгера, садоводством и др. ; здесь же виноделие, сахароварение, плодоконсервное произ-во.
Альфельд (ок. 21s территории и менее 30% населения В. ) -основной с. -х. р-н страны. Он даёт почти 412 товарной пшеницы, свинины и ещё больше птицы и яиц; преобладающую часть сбора винограда, абрикосов, яблок, лука, перца и томатов, а также подсолнечника и табака; вдоль Тисы создан осн. ареал орошаемого земледелия; является основным рном рисосеяния в стране. Экономич. развитию сев. части Альфельда способствуют удобные транспортнохоз. связи с СССР. Гл. центры - гг. Деб-рецен и Сегед. Альфельд превращается в arp. -индустр. край (45% занятых в с. х-ве и ок. 15% в пром-сти В., 1967). Природный газ становится базой энергетики. Индустриализация Альфельда идёт по линии создания или расширения отраслей, перерабатывающих с. -х. сырьё и обслуживающих нужды с. х-ва: плодокон-сервная, мясная (особенно производство изделий из свинины, птицепере-рабатывающая), текстильная пром-сть; произ-во минер, удобрений (з-д фосфорных удобрений в Сольноке), с. -х. машиностроение. Новое направление в индустриализации рна - создание предприятий по произ-ву фармацевтич. изделий, переработке пластмасс, выпуску шарикоподшипников, приборов, весов, холодильников, станков и т. п.
Дунантуль (38% территории и 29% населения В. ) охватывает равнины, холмистые территории и глыбовые массивы Дунантульского среднегорья, а также отроги Альп. Дунантуль превращается в индустр. -агр. район (*1з занятых в с. х-ве и почти 414 в пром-сти В. ). Осн. центры Печ и Дьёр, а также Вес-прем, Сомбатхей. Главное направление индустриализации идёт по линии развёртывания сырьевой и энергетич. базы и одновременного наращивания мощностей обрабат. индустрии. Здесь сосредоточена боксито-алюминиевая индустрия и преобладающая часть нефтяной, вся добыча каменного и лучших сортов бурого угля, значительная часть химической пром-сти. Из старых отраслей Дунантуля, не связанных с местной сырьевой базой, значительно расширены машиностроение и текст, пром-сть, имеющие общегос. значение; они образуют компактную группу предприятий в Кишаль-фёльде (прежде всего в Дьёре) и встречаются в |