БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

М. Бетлен, К. Микеш, Ф. Ракоци).

Лит-pa венг. Просвещения (последняя треть 18 - нач. 19 вв. ) обладает нек-рыми общими с лит-рами др. стран Вост. Европы чертами: дворянство как носитель передовых идей; просветительская форма классицизма; значит, место нац. -историч. и демократич. тематики; борьба за усовершенствование, т. н. обновление нац. лит. языка. Первоначальный просветительский этап - политически радикальный: направленные против деспотизма трагедии и ратующие за доступность образования прокламации Д. Бешшеньеи (1746-1811); стихи сторонника франц. революции Я. Бачаньи (1763-1845). После разгрома респ. заговора И. Мартинови-ча (1755-95) гл. руслом венг. Просвещения стало лит. -обществ, движение "обновителей языка" (во главе с Ф. Казинци, 1759-1831). Но в поэзии М. Фазекаша (1766-1828), М. Чоконаи-Витеза (1773 - 1805), драмах И. Катоны (1791-1830) уже более прямо выражены вольнолюбивые и антикрепостнич. идеи, появляются ростки опиравшегося на фольклор реализма.

В нар. поэзии и нац. прошлом искал для себя питат. почву романтизм (драмы К. Кишфалуди, 1788-1830; лирика Ф. Кёльчеи, 1790-1838; романы М. Йо-шики, 1794-1865; стихи и поэмы М. Вё-рёшмарти, 1800-55). Расцвет его сопровождается развитием реализма, к-рый проступает уже в "шекспировской" широте историч. драм Вёгзёшмарти, историч. колорите романовцМ. Йошики, социальнокритич. прозе И. Этвёша (1813-71). У трибуна Революции 1848-49 Ш. Петё-фи (1823-49) романтич. и реалистич. тенденции достигают вершины, обретая революц. -демократич. содержание. Безвременье после 1849, когда дворянство идёт на соглашение с Габсбургами, а новые революц. силы не сложились, окрашивает трагизмом и поэзию реалиста Я. Араня (1817-82), и философскую романтику И. Мадача (1823-64). Историч. ограниченность или утопичность идеалов, устарелые романтич. приёмы подчас снижают художеств, значение популярных патриотич. романов М. Йокаи (1825- 1904), ослабляют реалистическую сатиру талантливого обличителя бурж. -дворянского общества К. Миксата (1849- 1910).

Становясь консервативной программой т. н. нар. нац. школы, склонявшейся к идилличности, псевдонародности, реализм утрачивает социальную глубину.

Поэтому прогрессивные писатели последней трети 19 - нач. 20 вв. ищут иных художеств, путей. Неудовлетворённость, протест всё сильнее звучат в лирике Я. Вайды (1827-97), И. Киша (1843 - 1921), Д. Ревицкого (1855-89), Е. Комьяти (1858-95). Достижения франц. и нем. натурализма, франц. и рус. критич. реализма художественно переосмысляют Ш. Броди (1863-1924), Ж. Мориц (1879- 1942) и др., обогащая прозу тематикой обществ. "дна", социальнопсихологическим драматизмом. Мн. писатели из журнала "Nyugat" (1908-41) - выдающийся поэт Э. Ади (1877-1919), М. Кафка (1880-1918), Д. Юхас (1883-1937), А. Тот (1886-1928) - выражали свой антикапиталистич. мятеж, социальногу-манистич., а порой революц. (Ади) чаяния импрессионистич. и символистскими средствами, оригинально сплавляемыми с фольклором, с реализмом. К нем. левому экспрессионизму близки эстетика и стиль Л. Кашшака (1887 - 1967). Г. Гардоньи (1863-1922), И. Тё-мёркень (1866-1917) в демократич. духе продолжали нац. -реалистические традиции.

После поражения Венг. сов. республики 1919 при хортистской реакции часть венг. писателей была вынуждена эмигрировать. Писатели-эмигранты в Зап. Европе и СССР - А. Габор (1884-1953), Б. Балаж (1884-1949), Ф. Карикаш (1892-1938), А. Комьят (1893-1937), Б. Иллеш (р. 1895), А. Гидаш (р. 1899), М. Залка (1896-1937), оказавшийся в России в плену ещё в 1916, и др. - от экспрессионизма, символизма, критического реализма приходят вместе с революц. лит-рами этих стран к реализму, основанному уже на социалистическом гуманизме и коммунистич. идейности. В самой В. авангардизм представлен Кашшаком. Критич. реализм укрепляется в формах социально острых (Мориц, Ф. Мора, 1879-1934) и более фактографичных (т. н. "народные" - крестьянские - писатели: П. Сабо, 1893-1970, П. Вереш, 1897-1970, А. Тамаши, 1897-1966, Л. Немет, р. 1901, Д. Ийеш, р. 1902, И. Дарваш, р. 1912), а также в интеллек-туальнопсихологич. (т. н. урбанисты: Д. Круди, 1878-1933, Ф. Каринти, 1888-1938, М. Фюшт, 1888-1967, Д. Костоланьи, 1885-1936, Л. Сабо, 1900-57). Нек-рые крест, писатели не избежали влияния реакционнонациона-листич. идей (И. Эрдейи, р. 1896), "урбанисты" - крайнего индивидуализма (Л. Сабо). Другие занимают в 30-40-е гг. более или менее последовательные антифашистские (М. Бабич, 1883-1941, Л. Надь, 1883-1954, Е. Тершанский, 1888-1969, М. Радноти, 1909-44, Ийеш), социалистические (Дарваш, Ш. Ридег, 1903-66) и даже коммунистич. позиции (крупнейший поэт А. Иожеф, 1905-37, шедший через левоавангардистские искания к социалистич. реализму).

Главнейшие этапы лит-ры нар. В. : 1945-49 - время борьбы с декадентскими, модернистскими пережитками и влияниями, за реалистич. эстетику; 1949-56 - период первых успехов социалистич. реализма (хотя и затруднявшихся схематизирующе-упрощенческими, а в 1954-56 нигилистич. тенденциями); с 1957 - совр. период, когда социалистич. венг. лит-pa продолжает созревать и обогащаться в творческом соревновании направлений, сложном процессе переработки лучших нац. традиций и мирового художеств, опыта. В поэзии И. Фодора (р. 1898), Гидаша, Ийеша, И. Ваша (р. 1910), Ш. Веэреша (р. 1913), Л. Бенья-мина (р. 1915), М. Ваци (1924-70), Л. Надя (р. 1925), И. Шимопа (р. 1926), Ф. Юхаса (р. 1928), Маргит Сечи (. р. 1928), Г. Гараи (р. 1929), Ш. Чоори (р. 1930), М. Ладаньи (р. 1934), прозе Т. Дери (р. 1894), И. Лендьеля (р. 1896), Немета, Э. Иллеша (р. 1902), И. Эркеня (р. 1912), Дарваша, Т. Череша (р. 1915), Л. Мештерхази (р. 1916), И. Шаркади (1921-61), Д. Фекете (р. 1922), Ш. Шо-моди Тота (р. 1923), Ф. Шаиты (р. 1927), Л. Галамбоша (р. 1929), Э. Галгоци (р. 1930), К. Сакони (р. 1931) и др. художественно многообразно отражаются конфликты совр. действительности, разные грани формирования человека новой В., его сознания и характера. Из произведений 60-х гг, известных в переводах сов. читателю, выделяются остротой социального анализа, богатством формы, психо-логич. и философской глубиной лирика Ийеша, Шимона, Ваци, Гараи, роман Дарваша "Пьяный дождь" (1963), повести Фекете ("Смерть врача", 1963), Шанты ("Двадцать часов", 1964), Эркеня ("Семейство Тотов", 1966).

Литературоведение возникло в 18 в. (труды по истории ьенг. лит-ры), переживает подъём в 1-й пол. 19 в. (просветит, и ц прогрессивноромантич. лит. критика: И. Байза, Ф. Тольди). После Революции 1848-49 в лит. науке господствует либеральное направление (историк лит-ры П. Дьюлаи, критик Е. Петерфи, эстетик Я. Эрдейи), к-рое постепенно, к концу века приобретает консервативнонационалистич. характер (Ж. Бёти). Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. развивается позитивистская школа (Л. Катона, Ф. Ридль). Критики бурж. -либеральных и бурж. -радикальных взглядов в нач. 20 в. пользовались и интуитивистскими, импрессионистич. приёмами (X. Игнотус, Л. Хатвани, А. Шёпфлин). Тогда же в венг. литературоведение проникают социалистич. идеи (Э. Брестовский, Ж. Кун-фи, И. Погань). В 20-30-х гг., кроме позитивизма (Е. Пинтер), влияние приобрела духовноисторич. школа (Я. Хорват, А. Серб, Т. Тинеман); из "народных" писателей как лит. критик активно выступал Л. Немет. В полемике с бурж. националистич., эстетскими взглядами и течениями 30-40-х гг. крепнут коммунистич. лит. критика и литературоведение. Известностьи в этой борьбе приобрели Д. Лукач, И. Реваи, Д. Бёлёни, Д. Ба-линт. Лит. теорию и историю лит-ры в ВНР разрабатывают М. Альмаши, И. Герман, А. Диосеги, Л. Кардош, Т. Кардош, Б. Кёпеци, И. Кирай, Т. Кланицаи, А. Комлоиш, П. Надь, П. Панди, М. Са-больчи, И. Саудер, Г. Тольнаи, Д. Тот, М. Цине, И. Шётер и др.

Лит.: Артамонов С. Д. и Самарин Р. М., История зарубежной литературы XVII века, 2 изд., М., 1963; Рос-си я н о в О. К., Венгерская литература после 1917 года, М., 1961; его же, Венгерская литература, в кн. ; История зарубежной литературы конца XIX - начала XX в. (1871 - 1917), [М. ], 1968; Кланицаи Т., Саудер И., Сабольчн М., Краткая история венгерской литературы, Будапешт, 1962; A magyar irodalom tortenete. 1849-ig, Bdpst, 1957; A magyar irodalom tortenete. 1849 - 1905, Bdpst, 1963; Magyar irodalmi le-xikon, 1-3. kot., Bdpst, 1963-65; A magyar irodalom tortenete, 1-6. kot., Bdpst, 1964-66; К a t о n a L. und Szinnyei Fr., Ge-schichte der ungarischen Literatur, В., 1911. О. К. Россиянов.

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

На терр. В. сохранились неолитич. глиняная скульптура, памятники иск-ва скифов и кельтов. В рим. поселениях (Аквинк, Скарбанция и др. ) обнаружены остатки вилл и амфитеатров, фресок и мозаик, статуи, вазы, изделия из стекла. К эпохе переселения народов относятся ювелирные изделия гуннов и аваров, следы слав, поселений. Венгры, появившиеся на территории В. в 9 в., принесли с собой традиции обработки металла.

От построек 10-11 вв. в В. сохранились "нижние храмы" в Фельдебрё и Тихани с низкими сводами на массивных столбах из грубых квадров камня. В 11 - нач. 13 вв. появились церкви в романском стиле (базилики с мощными зап. башнями и перспективными порталами, нередко украшенные скульптурной резьбой, - в Пене, Жамбеке, Лебени). Богатством скульптурного декора выделяется храм в Яке. Утончённостью и изяществом, идущими из Франции раннеготич. веяниями отличается дворцовая капелла в Эстергоме, полукруглая в плане, с нервюрами свода, опирающимися на хрупкие спаренные колонки. В ряде памятников изобразит, иск-ва 11 в. сказываются визант. влияния (резной кам. саркофаг короля Иштвана I, фрагменты фресок в "нижнем храме" в Фельдебрё). В 12 в. переживает расцвет скульпт. мастерская г. Печ. Украшавший церковь в Пече рельеф со сценами из жизни Самсона выделяется живостью наблюдений, мягкой обобщённостью и сочностью форм. Декоративное иск-во 11 -12 вв. представлено ювелирными изделиями, эмалями, тканями. В кон. 13 -15 вв. сооружаются готич. церкви (в Шопроне и Пеште), многочисл. замки с высокими стенами и башнями, имеющие как регулярный план (Диошдьёр), так и нерегулярный (Вишеград). Станковая живопись В. кон. 14 - нач. 15 вв. типична для ср. -европ. круга. В скульптуре братья Мартон и Дьёрдь Коложвари (2-я пол. 14 в. ) создали ряд уникальных для того времени бронзовых статуй венг. королей и святых. Получила развитие и дерев, скульптура.

Эпизод из жизни Самсона. Рельеф „нижней церкви" в Пече. Ок. 1140.

Высокого расцвета достигло иск-во во 2-й пол. 15 в. при короле Матьяше Хунья-ди (Корвине). Привлечение в В. итал. архитекторов и художников способствовало распространению культуры Возрождения. Оживлённое стр-во велось в Буде и Више-граде, где были сооружены королевские резиденции с галереями и лоджиями, внутр. дворами и террасами, украшенными статуями и фонтанами. Светский дух был свойствен и церковным постройкам (капелла Бакоца с ордерным декором при соборе в Эстергоме, однонефные церкви с сетчатыми сводами в Ньирбаторе и Сегеде). Реалистич. ренессансные тенденции проявлялись наиболее полно в скульптуре (т. н. "Мадонна Батори" и др. ). В алтарной живописи мастера "MS" поэтич. одухотворённость ландшафта сочетается с взволнованным линейным ритмом. Расцвет переживает иск-во украшения книги (рукописи с пышным ренессансным орнаментом из б. б-ки Матьяша Корвина). Декоративное иск-во Возрождения представлено ювелирными изделиями, стеклом, майоликой. Тур. нашествие надолго задержало и осложнило развитие венг. культуры. Мн. города и памятники были разрушены. С кон. 17 в. в иск-ве В. утверждаются австр. влияния, выразившиеся в распространении стиля барокко. Строятся гл. обр. церкви и дворцы магнатов (дворец в Рацкеве, 1700-02, арх. Я. Л. Хильдебрандт; церкви в Пеште, Эгере, Эстергоме). В нач. 18 в., в период подъёма нац. -освободит, движения, живописец А. Маньоки, работавший при дворе Ференца II Ракоци, положил начало развитию венг. портретного иск-ва. В сер. 18 в. архитектура барокко в В. переживает период расцвета, обретая более сдержанные формы (дворцы арх. А. Майерхоффера в Гёдёллё и Пеште; дворец Эстерхази в фертёде, 1760-72). В творчестве арх. Я. Фельнера намечается переход к классицизму (лицей в Эгере, 1765-85). Позднебарочные черты характерны для жилой застройки венг. городов (2-3-этажные дома с пластически выделенным порталом и балконом в центре - в Буде, Эстергоме, Дьёре и других городах). В барочной стенной живописи, изобиловавшей иллюзио-нистич. эффектами, выделяются исполненные манерного изящества работы австрийца ф. А. Маульберча.

С нач. 19 в. в растущих городах начинается широкое стр-во. В 1808 в Пеште создаётся Комиссия по украшению и благоустройству города. В архитектуре и скульптуре В. 1-й пол. 19 в. преобладает классицизм (Нац. музей в Пеште, 1837-47, арх. М. Поллак; портреты и статуи работы И. Ференци). В живописи 1830-40-х гг. классицистич. черты сочетаются с тенденциями романтизма, а также с влиянием бидермейера (пейзажи К. Марко Старшего; портреты, пейзажи и жанровые сцены М. Барабаша; портреты И. Боршоша). В 1850-60-е гг. на первый план выдвигается историч. живопись, пронизанная нац. -освободит, идеями и ге-роикоромантич. пафосом (полотна В. Ма-дараса, Б. Секея). В развитии венг. графики 19 в. важное место принадлежит М. Зичи. В статуэтках крестьян работы скульптора М. Ижо проявляется стремление отразить черты нац. характера. Романтич. движение в архитектуре отражает творчество Ф. Фее ля, сочетавшего в своих постройках формы визант. и вост. зодчества.

Капелла Бакоца в соборе в Эстергоме. 1506-07.

С кон. 1860-х гг. ведущую роль начинает играть реалистич. жанровая живопись, откликающаяся на социальные конфликты эпохи. Произведениям крупнейшего венг. художника-демократа М. Мункачи свойственны психологизм и драматизм образов, эмоциональная напряжённость цветовой гаммы. Социальнокритические тенденции проявляются также в картинах ТТТ. Бихари и И. Ре-веса. Реалистич. искания характерны и для пейзажа (близкие к живописи барбизонской школы работы Л. Паала, Г. Месёя: произв. Л. Меднянского; пленэрные жанрово-пейзажные композиции П. Синьеи-Мерше).

В кон. 19 в. развёртывается стр-во Будапешта, складываются характерные черты его планировки и архит. облика - широкие магистрали и импозантные здания в духе неоготики, необарокко и неоренессанса (парламент, 1884-1904, арх. И. Штейндль; Оперный театр, 1875-84, арх. М. Ибль). На рубеже 19-20 вв. появляются тенденции стиля "модерн" (Музей прикладного иск-ва в Будапеште, 1893-96, арх. Э. Лехнер). На площадях и скверах Будапешта сооружаются парадные монументы (архит. -скульптурный ансамбль памятника 1000-летию Венгрии, скульптор Д. Зала; памятники в_ академии, духе А. Штробля, И. Роны, И. Фад-руса и др. ).

Мастер "MS". "Встреча Марии с Елизаветой". 1506. Музей изобразительных искусств. Будапешт.

Демократии, традиции нац. культуры продолжает венг. иск-во 1900- 1910-х гг. - использующие приёмы пленэрной живописи художники группы Надьбаньи (Ш. Холлоши, К. Ференци, Я. Торма, И. Рети и др. ), опирающиеся на наследие Мункачи мастера альфёльдской школы (Я. Торняи, И. Коста, И. Надь, Д. Руднаи), к-рым свойственно вместе с тем стремление к повышенной живописной экспрессии. Глубокое внимание к внутр. миру человека из народа отличает жанровые композиции А. Феньеша и Л. Меднян-ского. Социальная острота видения при