БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

значит, нац. балеты, в числе к-рых первый многоактный балет "Платочек невесты" Е. Кенешшеи (1951). Популярностью пользуются балеты Бартока. Большое внимание уделяется развитию нар. танца. Самая крупная балетная труппа работает в Венг. оперном театре в Будапеште. С 1960 в Пече функционирует труппа под рук. И. Экка, к-рая ставит балеты совр. композиторов. Ведущие венг. артисты балета 1930-60-х гг. : Б. Борди, И. Оттрубаи, К. Салаи, Ф. Кёсеги, Ж. Кун, Г. Лакатош, А. Орос, К. Ургаи, В. Рона, В. Фюлёп.

В 1950 открыт Ин-т балетного иск-ва в Будапеште.

Лит.: A magyar balett tortenetebol, B_dpst, 1956; D a 1 1 о s A., A pecsi balett tortenete, Bdpst, 1969; Челомбитько Г., Встреча с венгерским балетом, "Театральная жизнь", 1968, № 23, с. 17 - 18. Е. Я. Суриц.

XVII. Драматический театр

Венг. театр, культура корнями связана с языч. обрядами венгров-кочевников, завоевавших в кон. 9 в. терр. совр. В. Носителями первонач. форм театр, нар. культуры в В. были сказители (регёши), скоморохи (йокулаторы). После принятия в 10 в. христианства элементы древней культуры усиленно искоренялись като-лич. церковью, безуспешно пытавшейся насадить в стране литургич. драму. Зарождение новой драмы на венг. яз. и латыни относится к эпохе Реформации. Крупнейшим представителем протестантской драмы был П. Борнемисса. В 17 в. и особенно в 18 в. многие католич. ордена вводят в церк. школах постановку спектаклей на венг. яз. не только религиозного, но и светского содержания (вольные переводы Мольера, интермедия "Женитьба Михая Кочоня" неизвестного автора и др. ).

В период движения венг. дворянства и передовой интеллигенции за освобождение страны от феодализма и габсбургского засилья (нач. 90-х гг. 18 в. ) в В. в 1790 был организован первый проф. театр. Актёр и театр, деятель Л. Келе-мен создал из энтузиастов-любителей театр, труппу в Пеште, к-рая просуществовала до 1796, показав, помимо произв. нем. мещанской драмы (А. Коцебу, Ф. Шредер и др. ), классику (Г. Э. Лессинг, У. Шекспир, Мольер) и пьесы венг. драматургов ("философ" Д. Бешшеньеи, и др. ). В 1792 начал свою деятельность театр под рук. братьев Фейер в Клуже (Трансильвания). Иск-во первого поколения венг. проф. актёров, основавших нац. театр, школу, - Я. Кочи-Патко, П. Янчо, А. Моор, Л. Келемен и др. - отличалось естественностью и простотой исполнения, страстностью в выражении чувств. С деятельностью первых венг. театров связано творчество одного из ранних комедиографов В. - поэта М. Чо-конаи-Витеза. В конце 18 в. после роспуска по распоряжению властей труппы Л. Келемена и особенно в нач. 19 в. распространение получил театр, носивший назв. "бродячий". Небольшие труппы выступали в сёлах, в степных городах; они ставили перед собой просветительские цели, боролись за признание венг. яз., подъём венг. нац. культуры, возрождение патриотич. традиций прошлого. Передовые политич. устремления венг. народа нашли выражение в историч. драме крупнейшего драматурга И. Ка-тоны "Банк-бан" (1820), в к-рой проводилась мысль о необходимости сочетания социальной и нац. -освободит, борьбы. Выдающимися актёрами этого времени были Р. Дерине-Сеппатаки, Ж. Сентпете-ри, К. Медьери, выступавшие как в драматических, так и в музыкальных спектаклях.

В 1-й пол. 19 в. получила распространение романтич. драматургия нац. -освободит, направленности. Драмы К. Кишфалуди, произв. крупнейшего венг. романтика М. Вёрёшмарти, социальные историч. пьесы Э. Сиглигети, создавшего особый вид т. н. народной пьесы ("Беглый солдат" и др. ), характеризовали осн. направления развития нац. драмы. Особое место в драматургии венг. романтизма занимает историч. драма "Тигр и гиена" (1846) поэта-революционера Ш. Петёфи.

Открытие в 1837 в Пеште постоянного театра, носившего назв. Пештский венг. театр ("Пешти мадьяр синхаз", с 1840 - Венгерский национальный театр), ускорило развитие нац. театр, культуры. В этом театре (до 1884) ставились драма-тич. и оперные спектакли. Иск-во венг. актёров этого периода отличалось многообразием идейных и художеств, исканий. Наиболее крупные прогрессивные актёры Нац. театра - Г. Эгрешши, М. Лендваи, актриса Р. Лаборфальви и др. - выражали в своём творчестве идеи нац. -освободит, борьбы периода подготовки бурж. Революции 1848-49. После поражения революции идеи борьбы за свободу нашли отражение в филос. драме "Трагедия человека" И. Мадача (1861). Быстрое развитие капитализма в В. после австро-венг. компромисса 1867 усилило влияние бурж. культуры в венг. театре. Хранителем нац. демократич. традиций в этот период оставался Нац. театр. Особый подъём в жизни театра наступил в 1878-94, когда в нём работали режиссёр и директор Э. Паулаи, драматург Г. Чики и трагедийная актриса М. Ясаи.

В 60-70-х гг. 19 в. были открыты новые театры в столице и провинции: Нар. театр в Буде (1861-64, 1867-70), "Непсин-хаз" в Пеште (1875), позднее "Вигсин-хаз" (1896) и "Мадьяр синхаз" (1897) в Будапеште и др. В нач. 20 в. группа прогрессивной интеллигенции во главе с реж. Ш. Хевеши организовала новаторский общедоступный театр "Талия" (1904-08), выступивший против театр. рутины и познакомивший широкие круги демократич. зрителей с лучшими произв. социальной драматургии. После провозглашения Венгерской советской республики (1919) театры были национализированы.

В 20-30-х гг., пережив поражение пролетарской революции, театр оказался в глубоком кризисе; погоня за кассовым успехом характеризует деятельность частных антреприз. Крупные актёры (Г. Байор, И. Варшаньи, Д. Чортош, Д. Хегедюш, А. Одри, И. Петеш, М. Раткаи, А. Шомлаи, Е. Тёрж) безуспешно пытались преодолеть кризис театр, иск-ва. Многие талантливые актёры и режиссёры (Ф. Хонт, X. Гобби, Т. Майор, А. Хорват) участвовали в работе "Независимой сцены" (г. Сегед) и рабочих самодеят. коллективов. Прогрессивные традиции в драматургии продолжались в произв. демократически настроенных писателей (Ж. Мориц, Е. Хельтаи, Л. Немет и др. ).

Освобождение от фашизма и установление нар. -демократич. строя в В. создали новые условия для развития нац. театр, культуры. В 1949 театры были национализированы. Открылись новые театры в столице и на периферии, в т. ч. Молодёжный, Театр кукол, Передвижной театр им. Дерине, Театр им. Йожефа, и др. Театры начали ставить пьесы совр. венг. драматургов - Д. Ийеша, Л. Немета, И. Шаркади, Э. Урбана, Л. Меш-терхази, И. Дарваша и др. Популярностью пользовались спектакли, поставленные по произв. сов. драматургии,- "Беспокойная старость" Л. Н. Рахманова, "Таня" А. Н. Арбузова, "Оптимистическая трагедия" В. В. Вишневского, "В добрый час!" В. С. Розова и др. Утверждению реалистич. традиций в венг. театре способствовали постановки пьес А. П. Чехова и М. Горького ведущим венг. реж. Э. Геллертом. Театр, выразительностью и идейной глубиной характеризуются спектакли режиссёров старшего поколения Т. Майора, 3. Варконьи, Э. Мартона, а также более молодых О. Адама, Л. Вамоша и К. Казимира, создавшего новый театр "Талия" (1961), где были поставлены пьесы И. Э. Бабеля, Р. Хоххута, С. Беккета, а также нац. классика (Ш. Петёфи, Ш. Броди и др. ). Помимо Нац. театра, известностью пользуется театр "Вигсинхаз", Театр им. И. Мадача (оба в Будапеште) и многочисл. сатирич. театры малых форм. Ведущие венг. актёры 50-60-х гг. : М. Габор, Ф. Бешшеньеи, Ш. Печи, X. Гобби, М. Шуйок, Т. Майор, К. Тольнаи, М. Тёрёчик, 3. Латинович, Е. Руткаи, И. Дарваш, К. Латабар, И. Шинкович, А. Месарош и др.

В В. (1970) работают 33 драматич. театра (19 в Будапеште). В Будапеште создан Н. -и. ин-т театра (1958), а также Ин-т театра и кино.

Лит.: История западноевропейского театра, под общей редакцией С. С. Мокульского, т. 2, М., 1957; т. 4, М., 1964; Гершкович А. А., Современный венгерский театр, М., 1963; его же, Поэтический театр Петёфи, М., 1970; X а мор и О., Огромный заряд правды, "Театральная жизнь", 1970, № 22; В aye г I., A nemzeti jatekszin tortenete, kot. 1-2, Bdpst, 1887; Nagy magyar Szineszek, Bdpst, 1957; Magyar szinhaztortenet, Bdpst, 1962. А. А. Гершкович.

Цирк. В 19 в. в В. появились странствующие нем., франц. и др. цирковые труппы. В 1-м десятилетии 20 в. в Будапеште работал цирк под руководством рус. клоуна, дрессировщика М. И. Бекетова (Рус. цирк Бекетова); в 20-х гг. он возглавил венг. стационар в Будапеште - Большой будапештский цирк (позже наз. Столичный). В 1949 этот цирк вместе с др., передвижными цирками был национализирован. С 1954 работой цирков руководит Венг. цирковое предприятие. В 1950 в ВНР организована ср. школа циркового иск-ва.

Лит.: [И. С. ], Цирк в Венгерской республике, "Советский цирк", 1961, № 11; Б а р о ш ш И., Школа циркового искусства, там же. А. Я. Шнеер.

XVIII. Кино

В кон. 19 в. выпущены первые хроникальные фильмы. В 1901 поставлен игровой фильм -"Танец" (реж. Б. Жит-ковский). В 1912 началось регулярное кинопроиз-во. Во время Венг. сов. республики (1919) кшюпром-сть была национализирована. В хроникальной серии "Красный кинорепортаж" осуществлена попытка связать кино с жизнью. Однако постановку художеств, фильмов закончить не удалось. После подавления революции и установления фаш. режима Хор-ти нек-рые видные кино деятели (реж. А. Корда, М. Кертиц, поэт и кинокритик Б. Балаж) эмигрировали.

В период между двумя мировыми войнами большое влияние на венг. киноиск-во оказала амер. коммерч. кинопродукция; однако в 30-е гг. было выпущено неск. комедий, явившихся значит, произв. иск-ва в силу социальнокритич. тенденций, а также благодаря выдающимся актёрским работам (Д. Кабош и др. ). В годы 2-й мировой войны выпускались фильмы, пропагандировавшие национа-листич. и фаш. взгляды.

Лишь освобождение страны открыло перед венг. кино пути художеств, развития. В 1947 создана выдающаяся кинокартина "Где-то в Европе" (реж. Г. Рад-ваньи), отличавшаяся антивоен. направленностью. Первое крупное достижение национализированной (в 1948) венг. кинематографии - фильм "Пядь земли" (1948, реж. Ф. Бан). Большинство венг. кинопроизведений 50-х гг., несмотря на стремление режиссёров к правдивому изображению действительности, характеризовалось схематизмом. Для фильмов 60-х гг. характерны острота проблематики, сила правды. Важные проблемы поднимает фильм "20 часов" (1964, реж. 3. Фабри), сложность человеческих взаимоотношений анализируется в кинолентах "В стремнине" (1963, реж. И. Гааль) и "Отец" (1966, реж. И. Сабо). Судьбам венг. общества конца 19 в., периода господства фашизма поев, фильмы "Без надежды" (1965, реж. М. Янчо) и "Холодные дни" (1966, реж. А. Ковач). Поставлены фильмы о молодёжи, формировании человека: "Пора мечтаний" (1964, реж. И. Сабо) и др. В области документального и научнопопулярного кино работают И. Хомокинадь, А. Колланьи и др.

В числе известных актёров кино: Ш. Печи, К. Тольнаи, М. Габор, Л. Башти, Е. Руткаи, М. Тёрёчик, И. Шинкович, И. Дарваш, 3. Латинович, И. Береш, Т. Тордай.

Специалистов в области кино готовит Ин-т театра и кино в Будапеште. В 1956 создан Н. -и. ин-т кинематографии (Будапешт). Вопросы киноиск-ва освещаются в журналах "Filmvilag", "Film, Szinhaz, Muzsika", "Filmkultura". В Пече проводится фестиваль нац. фильмов. Выпускается ежегодно 20-25 художественных, около 500 короткометражных и телефильмов, киножурналов. Работает (1969) 3980 кинотеатров (в т. ч. 2900 узкоплёночных).

Илл. см. на вклейке, табл. XLIV (стр. 496-497).

Лит.: Nemesktirty J.,A magyar film tortenete (1912 - 1963), Bdpst, 1965; Magyar В., A magyar nemofilm tortenete, [1 - 2], Bdpst, [1966-67]; N ernes K., Miert jdk a magyar filmek?, Bdpst, 1968.

ВЕНГРЫ (самоназвание - мадьяры), нация, составляющая 98,2% населения Венгерской Народной Республики. Числ. св. 9,78 млн. чел. (по переписи 1960). Живут также в Румынии (св. 1,6 млн. чел., в т. ч. обособленная этнич. группа секейев, или секлеров,- ок. 0,6 млн. чел. ), Чехословакии (св. 0,4 млн. чел. ), Югославии (св. 0,5 млн. чел. ), СССР (ок. 0,2 млн. чел. в Закарпатской обл. УССР), в США (ок. 0,2 млн. чел. ), Канаде (ок. 0,1 млн. чел. ), Юж. Америке (гл. обр. в Аргентине), ФРГ, Австрии и др. Говорят на венгерском языке. Большинство верующих В. - католики. В первые века н. э. на терр. Венгрии жили кельтские племена, позднее готы, гунны, авары, а с 6 в. стали селиться и слав, племена. В кон. 9 в. области, составляющие совр. Венгрию, завоевали угорские племена мадьяров, или венгров,- кочевников-скотоводов, первоначально живших по ср. и ниж. течению Камы, а затем переселившихся в при-черноморские степи, откуда они были вытеснены печенегами. В рамках образовавшегося в 10 в. раннефеод. венг. государства сформировалась в ср. века венг. народность - на основе преим. мадьяров, смешавшихся с жившими на Дунае славянами и остатками др. племён. Различные языковые и этнич. элементы (половцы-куманы, немцы, цыгане) продолжали растворяться среди В. и в более позднее время (14-19 вв. ). В 1-й пол. 16 в. б. ч. Венгрии завоевали турки, а нек-рые области страны попали под власть австр. Габсбургов. С этого времени начинается длит, период борьбы венг. народа за свою нац. независимость с турками и австр. империей Габсбургов. Борьба за экономич. и обществ, преобразования в 1-й пол. 19 в., Революция 1848-49 в Венгрии содействовали росту нац. самосознания, сплочению венг. нации. После 1-й мировой войны Венгрия стала самостоят, гос-вом (1918). Установление в 1945 народнодемократич. строя создало все условия для всестороннего социалистич. развития венг. нации. Значит, часть В. составляют пром. рабочие, остальное население занято гл. обр. в с. х-ве - земледелии, виноградарстве и традиц. отрасли венг. х-ва - скотоводстве. В жилище, одежде и пище В. сохраняется своеобразие. Об истории, экономике и культуре В. см. в ст. Венгрия.

Лит.: Народы зарубежной Енропы, т. 1, М., 1964. И. Н. Гроздова.

ВЕНДЕТТА (итал. vendetta - мщение), обычай кровной мести, называвшийся так гл. обр. на о-вах Сардиния и Корсика, где кровная месть бытовала даже в нач. 20 в.

ВЕНДСКАЯ ДЕРЖАВА, раннефеодальное гос-во полабских славян - бодри-чей, лютичей и поморян, существовавшее с 40-х гг. 11 в. до 1-й трети 12 в. на побережье Балт. м., между устьями pp. Лаба и Одра. Сплочение "вендских" (славянских) племён под единой княж. властью, обусловленное процессом феодализации, ускорялось необходимостью отражения герм. католич. агрессии. Создатель В. д. бодричский кн. Готшалк (правил в 1044-66) и его преемник кн. Крутой (1066-93) временно подавили сепаратизм плем. знати. Однако непрочность В. д. сказалась уже на рубеже 11-12 вв. Кн. Генрих (сын Готшалка), именуемый в документах также королём, подпал под влияние знати, искавшей содействия саксов или датчан, призвал нем. епископов. Ослабленная внутр. неурядицами, В. д. распалась окончательно ок. 1129.

Лит.: Пав и некий А., Полабские славяне в борьбе с немцами в VIII - XII вв., СПБ, 1871; Грацианский Н. П., За-эльбские славяне в борьбе с немецкой агрессией в X-XII вв., "Исторический журнал", 1942, №8; Королюк В. Д., Государство Готшалка (11 в. ), в кн. : Славянский сборник, М., 1947; Brankack J-, Zur friihen Geschichte der Westslawen zwischen Elbe1Saale und Oder, "Geschichte in der Schu-le", 1957, H. 5 - 6, 9 - 10. В. В. Дорошенко.

ВЕНДСКИЙ КОМПЛЕКС, венд (по назв. древнего слав, племени венды, или венеды), ком