БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ходов (напр., жидкости в пар - см. Критические явления) указывает на нек-рую условность выделения А. с. веществ. Эта условность подтверждается существованием твёрдых аморфных веществ, сохранивших структуру жидкости (см. Аморфное состояние); нескольких видов кристаллич. состояния у ряда веществ (см. Полиморфизм); жидких кристаллов; существованием у полимеров особого высокоэластического состояния, промежуточного между стеклообразным и жидким, и др. явлениями. В связи с этим в совр. физике вместо понятия А. с. вещества пользуются более широким понятием фазы (см. Фаза в термодинамике).

АГРЕГАТНЫЙ СТАНОК, специальный металлорежущий станок, построенный на базе нормализованных кинематически не связанных между собой узлов (агрегатов). Силовые узлы имеют индивидуальные приводы, а взаимозависимость и последовательность их движения задаётся единой системой управления. Независимая работа узлов стаака даёт возможность создать рациональный ряд типоразмеров и унифицировать их конструкцию. Так, в 1966 в СССР и странах СЭВ принят ряд из 7 типоразмеров осн. силовых узлов А. с. А. с. наиболее распространены при механич. обработке, когда деталь остаётся неподвижной, а движение сообщается режущему инструменту. При этом допускается значит, концентрация операций, т. к. можно вести механич. обработку детали одновременно многими инструментами с нескольких сторон. Поскольку на А. с. производится обработка одной или неск. деталей, они применяются гл. обр. на з-дах массового произ-ва. На рис. 1 показана одна из компоновок А. с., пред-назнач. для сверления отверстий в блоке цилиндров.

На рис. 2 дана схема компоновки А. с. вертик. типа. Один из осн. унифициров. узлов - силовая головка или силовой стол с бабкой. На них монтируются шпиндельные коробки, несущие режущие инструменты. Привод подачи силового узла может быть гидравлич., механич. или пнев-могидравлич. Обрабатываемые детали закрепляются в зажимном приспособлении, к-рое может быть одно- или многопозиционным. Последнее бывает двух осн. типов: с вертик. осью поворота, т. е. установленное на поворотном столе, и с горизонт, осью поворота - на поворотном барабане. Число одновременно работающих на одном станке инструментов определяется характером выполняемых операций (сверление, растачивание, подрезание торцов, нарезание резьбы и т. д.) и в отд. случаях доходит до 100 и более. А. с. имеют высокую производительность, зависящую от длительности лимитирующей операции и цикла работы.

Впервые в СССР проектирование и изготовление А. с. было начато в середине 30-х гг. в Экспериментальном н.-и. ин-те металлорежущих станков (ЭНИМС); на з-дах СССР работает ок. 20 тыс. А. с.

При конструировании А. с. особое внимание уделяется повышению надёжности работы унифицир. узлов и созданию условий для быстрой перекомпоновки станка на обработку др. детали. Для этой цели разработаны общесоюзные нормали на присоединит, размеры осн. узлов. Ведутся работы по созданию быст-ропереналаживаемых А. с. с применением циклового и числового программного управления для рационального использования в серийном произ-ве при групповой обработке деталей.

Лит.: Вороничев Н. М., Автоматические линии из агрегатных станков, в сб.; Проектирование и эксплуатация автоматических линий механической обработки, под ред. А. П. Владзиевского, М., 1962; Меладзе Г. И., Цветков В. Д., Айзман Д. С., Агрегатные станки, М., 1964. Н. М. Вороничев.

АГРЕГАЦИЯ клеток (биол.), их слипание в многоклеточное образование - агрегат. А. происходит как при нормальном развитии организмов, так и в эксперименте - после искусств, разобщения клеток, напр, протеолитическими ферментами и веществами, связывающими ионы кальция. При А. клетки "сортируются": однотипные слипаются, а разнотипные остаются разобщёнными. Способность клеток к А. зависит от темп-ры и ионного состава среды, по нек-рым данным, также от появления на поверхности клеток специфич. веществ белковой природы, облегчающих их слипание.

АГРЕЖЕ (франц. agrege, букв.- принятый в общество), учёная степень, введённая во Франции в 1808 и дающая право преподавать в лицее (среднем уч. заведении), а также на естественнонаучных и гуманитарных ф-тах ун-тов. Для получения степени А. необходимо завершить курс университетского образования (4-5 лет - в зависимости от специальности), сдать дополнительно ряд экзаменов по избранной специальности и, как правило, подготовить и защитить дипломную работу. Диплом А. по научному уровню примерно эквивалентен диплому, к-рый получают выпускники сов. ун-тов после защиты дипломной работы.

АГРЕМАН (франц. agrement, от agreеr - одобрить) в международном праве, предварительное согласие гос-ва принять определённое лицо в качестве главы дипломатич. представительства другого гос-ва. А. испрашивается дипломатич. путём, как правило, через отзываемого из данного гос-ва главу дипломатического представительства. Вопрос об А. сопровождается приложением краткой справки, содержащей осн. биографич. данные предполагаемого дипломатич. представителя. Уведомление об А. также осуществляется дипломатич. путём. Получение А. обусловливает возможность назначения данного лица главой дипломатич. представительства и помещения публикации об этом в официальном органе гос-ва. Отказ в А. не обязательно должен быть мотивирован. Такой отказ не должен рассматриваться как недружелюбный акт. На назначение членов персонала дипломатич. представительства А. не запрашивается; согласие гос-ва на их принятие определяется выдачей визы на въезд.

АГРЕНЕВ-СЛАВЯНСКИЙ (наст. фам. Агренев) Дмитрий Александрович [7(19).12.1834--10(23).7.1908], русский певец, хоровой дирижёр, собиратель нар. песен. С 1869 концертировал с собственной капеллой в России и за рубежом, пропагандируя рус. и славянские нар. песни. Концерты А.-С. пользовались широкой популярностью. Сотрудницей А.-С. была его жена Ольга Христофо-ровна Агренева-Славянская (1847-1920), издавшая 2 сб. обработок песен из репертуара капеллы. Она же составила сб. "Описание русской крестьянской свадьбы с текстом и песнями" (3 части, 1887-89). Лит.: Юркевич М. В., Д. А. Славянский в его четвертьвековой художественной и политической деятельности по документальным данным ..., М., 1889; Локшин Д., Замечательные русские хоры и их дирижеры, М., 1963, с. 64 - 75.

АГРЕССИНЫ (от лат. aggredior - нападаю), антифагины, вирулины, предиспозины, продукты жизнедеятельности болезнетворных микробов, усиливающие их вредоносное действие. А. можно отнести к антигенам. Вводимые в организм животного вместе с микробами А. подавляют фагоцитоз, усиливают размножение микробов и, соединяясь с антителами, предохраняют микробы от действия последних. Все это ведёт к обострению болезненного процесса. При введении одних А. они не оказывают токсич. действия, но вызывают появление специфич. антител и развитие иммунитета.

АГРЕССИЯ (от лат. aggressio - нападение), понятие современного междунар. права, которое охватывает любое незаконное с точки зрения Устава ООН применение силы одним государством против территориальной целостности или политической независимости другого государства или народа (нации). Наиболее опасной формой А. является применение вооруж. силы; вооруж. нападение одного гос-ва на другое считается тягчайшим междунар. преступлением против мира и безопасности человечества. Понятие А. включает признак инициативы, означает применение к.-л. гос-вом силы первым. Осуществляемые в порядке самообороны, хотя бы и с применением вооруж. силы, действия гос-ва, подвергшегося нападению, не могут считаться актом А., так же как коллективные действия гос-в, предпринимаемые в соответствии с Уставом ООН для поддержания или восстановления междунар. мира и безопасности. Понятие А. применимо только к междунар. конфликтам, оно не применимо к гражд. войнам: субъектами А. могут быть только гос-ва, а не часть народа, ведущая борьбу против к.-л. другой его части в рамках одного и того же гос-ва. Объектом А. также обычно является гос-во, хотя в практике им-периалистич. гос-в многочисленны примеры применения силы, в т. ч. и вооружённой, против народов, осуществляющих своё неотъемлемое право на самоопределение и создание независимого и свободного гос-ва.

Запрещение А. До Великой Октябрьской социалистич. революции обращение к войне независимо от её целей рассматривалось как неотъемлемое право каждого гос-ва (jus ad bellum), как высшее проявление его суверенитета в междунар. отношениях. Это право охранялось всей системой принципов и норм междунар. права.

Инициатором запрещения А. и объявления её междунар. преступлением явилось Советское гос-во; уже в Декрете о мире (1917) оно заявило, что видит одной из осн. целей своей внеш. политики искоренение междунар. войн, и объявило такие войны в любой форме "...величайшим преступлением против человечества...". В условиях широкого антивоенного движения, возникшего после 1-й мировой войны 1914-18, государства-победители вынуждены были принять определённые меры, направленные к осуждению А. Так, в преамбуле Статута Лиги Наций признавалась необходимость "...принять некоторые обязательства не прибегать к войне...". Статья 11 Статута гласила, что "...всякая война или угроза войны, затрагивает ли она прямо, или нет кого-либо из членов Лиги, интересует Лигу в целом...", и "...последняя должна принять меры, способные действительным образом оградить мир наций".. Проблема постановки агрессивных войн вне закона обсуждалась в Лиге Наций и на различных междунар. конференциях, о необходимости запрещения и о преступности А. упоминалось в проекте Договора о взаимопомощи от 15 авг. 1923, в Женевском протоколе о мирном разрешении споров от 2 окт. 1924 (оба не приобрели обязательной силы). 24 сент. 1927 Ассамблея Лиги Наций приняла спец. декларацию, провозгласившую, что всякая агрессивная война является и остаётся запрещённой и составляет междунар. преступление. Практич. значение этой декларации сводилось на нет тем, что Статут Лиги Наций не только не содержал прямого запрещения А., но и допускал (ст. ст. 12, 13 и 15) обращение к войне при условии соблюдения нек-рых формальных требований, т. е. по существу легализовал войну. А. по букве Статута признавалось лишь нападение, совершённое в его нарушение.
Первым реальным шагом на пути запрещения А. и объявления её вне закона явился Парижский пакт от 27 авг. 1928, к-рый впервые установил многостороннее обязательство гос-в об отказе от применения вооруж. силы, указал, что его участники "...осуждают метод обращения к войне для урегулирования международных конфликтов"и "отказываются в своих взаимоотношениях от войны в качестве орудия национальной политики" и обязуются впредь разрешать все свои разногласия только мирными средствами. Т.о., Парижский пакт несомненно пошёл дальше Статута Лиги Наций в этом вопросе, однако практич. значение пакта ослаблялось тем, что его постановления не были подкреплены эффективной системой санкций на случай нарушения. Кроме того, Пакт содержал оговорки, к-рые давали возможность для уклонения от взятых обязательств. Стремясь придать универсальный характер принципу запрещения агрессивных войн, СССР первым ратифицировал Парижский пакт и добился досрочного введения его в действие путём заключения 9 февр. 1929 спец. протокола с Польшей, Румынией, Эстонией и Латвией (в том же году к Московскому протоколу присоединились Турция, Иран и Литва).
Ведя настойчивую борьбу за утверждение в междунар. праве принципа запрещения А., СССР заключил ряд договоров о ненападении и нейтралитете: с Турцией (1925), Германией (1926), Ираном (1927), Финляндией, Польшей и Францией (1932), Италией (1933), Китаем (1937), в к-рых предусматривался взаимный отказ сторон от любых агрессивных действий, от участия в подобных действиях, предпринимаемых третьими странами, от поддержки к.-л. агрессивных сил, а также устанавливалась система мирных средств разрешения всех могущих возникнуть споров.

В совр. междунар. праве запрещение А. имеет значение общепризнанного и общеобязат. для всех гос-в принципа, к-рый закреплён в Уставе ООН, а также в уставах Нюрнбергского (1945-46) и Токийского (1946-48) междунар. военных трибуналов. Так, Устав ООН обязывает её членов разрешать все свои споры только мирными средствами (п. 3, ст. 2), не допуская никаких исключений из этого принципа, и воздерживаться в своих междунар. отношениях от угрозы силой или её применения против территориальной неприкосновенности или по-литич. независимости любого гос-ва или к.-л. другим образом, несовместимым с целями ООН (п. 4, ст. 2). Применение гос-вом силы допускается лишь в крайних случаях: или при осуществлении права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдёт вооруж. нападение на члена ООН, и только до тех пор, пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания междунар. мира и безопасности (ст. 51), или при осуществлении по решению Совета Безопасности принудит, мер, направленных к предотвращению и устранению угрозы миру и подавлению актов А. (ст. ст. 39-я, 41-я, 42-я, 43-я, 48-я). Уставы Нюрнбергского и Токийского междунар. военных трибуналов закрепили юридич. квалификацию А. как тягчайшего междунар. преступления. Принципы междунар. права, нашедшие своё выражение в Уставе и приговоре Нюрнбергского трибунала, подтверждены резолюцией Ген. Ассамблеи ООН от 11 дек. 1946.
Ответственность за А. В совр. междунар. праве существует принцип между нар.-правовой ответственности за А., вытекающий из принципа запрещения применения силы или угрозы силой в междунар. отношениях. Гос-ва, совершившие преступления против пира, несут политич. и материальную ответственность, а физич. лица - индивидуальную уголовную ответственность. По старому междунар. праву, к-рое признавало "право на войну", гос-во, совершившее нападение, и гос-во, подвергшееся нападению, находились юридически в равном положении. Правовые последствия войны определялись её фак-тич. результатами, т. к. междунар. право признавало т. н. "право победителя". Победитель мог диктовать побеждённому любые условия мира. Принцип ответственности государств по существу не распространялся на войну и её последствия. Утверждение в междунар. праве принципа запрещения А. и применения силы в междунар. отношениях внесло коренные изменения в институт междунар.-правовой ответственности гос-в. Ликвидация "права на войну" привела к ликвидации "права победителя", а также таких тесно связанных с ним институтов, как аннексия, контрибуция и др. Правовые последствия войны определяются ныне не фактом победы, а ответственностью гос-ва за А., за совершение преступлений против мира. Принцип ответственности гос-ва за войну и её последствия нашёл выражение и закрепление в междунар. договорах и соглашениях, относящихся ко 2-й мировой войне 1939-45 (Декларация о поражении Германии и взятии союзниками на себя верховной власти в отношении этой страны, Потсдамские соглашения и др.), а также в мирных договорах 1947. 1ак, в Мирном договоре с Италией говорится: "Принимая во внимание, что Италия под фашистским режимом стала участником тройственного пакта с Германией и Японией, предприняла агрессивную войну и тем самым вызвала состояние войны со всеми Союзными и Соединёнными Державами и с другими Объединёнными. Нациями, и несёт свою долю ответственности за эту войну". Аналогичные положения содержатся в мирных договорах с Финляндией, Румынией, Болгар