БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

тюрьмы, в лит-ре В. назревает социальный протест, усиливается критикореалистич. направление. Творчество его крупнейшего представителя Р. Гальегоса (1884-1969), автора романов "Донья Барбара" (1929, рус. пер. 1959), "Канайма" (1935, рус. пер. 1959) и др., в к-рых дана критика социальных противоречий В., приобрело мировую известность.

В поэзии этих лет распространение получили различные течения авангардистского, "левого" иск-ва (сюрреализм и др. ), центром к-рого стал журнал"Vier-nes", издававшийся прозаиком А. Усла-ром Пьетри (р. 1906). К журналу примыкали поэты А. М. Керемель (1900-39), В. Хербаси (р. 1913), П. Рохас Гуардия (р. 1909), А. Элой Бланко (1897-1955), позднее обратившийся к гражд. социальной поэзии.

Однако социальнокритич. тенденции преобладали. Романы и рассказы М. Оте-ро Сильвы (р. 1908) ("Лихорадка", 1939, рус. пер. 1964), Г. Менесеса (р. 1911), Э. Мухики (р. 1927) повествуют не только о трагич. условиях жизни трудящихся В., но и о борьбе против реакции. Этим темам посвящены и мн. стихи поэтессы Л. Веласкес, поэтов К. А. Леона (р. 1914), награждённого в 1952 Золотой медалью Мира, А. Ламеды (р. 1920), П. Лайи (р. 1921), П. Дуно (р. 1933) и др. В кон. 50-60-х гг. прогрессивные писатели отражают борьбу нар. масс против засилья амер. монополий и реакц. диктатур: сб-ки стихотв. Э. Суберо"Пока ещё ночь" (1963) и Э. Коломбани "Сегодня я встаю и говорю" (1963); сб. рассказов Г. Л. Карреры "Слово протеста" (1962, рус. пер. 1965), роман X. В. Абреу "Это называлось Н. Б. " (1965, рус. пер. 1968).

Лит.: Художественная литература Латинской Америки в русской печати. 1765-1959. Библиография, [сост. Л. А. Шур], М., 1960, с. 102 - 10, 267-68; Ш у р Л. А., Художественная литература Латинской Америки в русской печати. 1960 - 1964. Библиография, М., 1966, с. 59 - 64; Венесуэльские рассказы, [вступ. ст. И.Винниченко], М., 1962; Р i e t-ri A. U., Letras у hombres de Venezuela, Мех., 1948; Picon Salas M., Formacidn у proceso de la literatura venezolana, Caracas, 1940; D i a z Seijas P., Historia у antolo-gi'a de la literatura venezolana, t. 1 - 2, Madrid-Caracas, 1953-54; M e d i n a J. R., Cin-cuenta anos de literatura venezolana (1918 - 1968), [Caracas, 1969]; Bibliografia de la novela venezolana, [Caracas, 1963].

3. И. Плавскин.

XIV. Архитектура и изоОразительное искусство

Древнее иск-во индейцев В. представлено скальными росписями, кам. блоками с изображениями ягуаров, крокодилов, символов Солнца и Луны, керамикой с гравировкой, росписью, рельефными изображениями человеческих лиц или животных. До наших дней индейцы строят хижины, крытые пальмовыми листьями, изготовляют керамич. сосуды, плетёные изделия из трав и перьев.

В 16-18 вв. строились города (преим. на основе прямоугольной сетки улиц), кирпичные и кам. дома (обычно с внутр. двориком, обнесённым с 3 сторон портиками и выходящим четвёртой стороной в сад; с дерев, балконами и решётками окон), 3-нефные церкви с дерев, потолками; живопись ограничивалась церк. росписями. С образованием республики (1830) и особенно к кон. 19 в. стр-во расширяется (обществ, здания, многоквартирные дома в неоклассич. или нео-готич. духе). В сер. 20 в. бурно развивается (гл. обр. в Каракасе) совр. архитектура (К. Р. Вильянуэва, Г. Бермудес, X. М. Галиа), отмеченная размахом больших репрезентативных ансамблей, комплексной застройкой новых рнов, новизной архитектурных форм и железобетонных конструкций, развитым синтезом искусств.

В нач. 19 в. формируется местная школа портретной живописи (X. Ловера), а во 2-й пол. века развиваются историч. живопись (М. Товар-и-Товар, А. Миче-лена) и скульптура (М. Гонсалес, Э. Паласиос-икавельо) с патриотич. содержанием; К. Рохас пишет жанровые картины, мастерски передавая игру света и воздуха. Реализм в иск-ве В. 20 в. нашёл выражение в историч. картинах Т. Саласа, пейзажах ф. Брандта, Р. Монастериоса, А. Реверона, графике П. А. Гонсалеса; стилизованные нац. народные образы создают живописец Э. Полео, скульптор Ф. Нарваэс; развиваются и модернистские течения.

Илл. см. на вклейке, табл. XLVI (стр. 496-497).

Лит.: R о t i v a I M., Urbanisme au Venezuela, "Architecture d'aujourd'hui", 1950, № 33, decembre, 1951, №1, janvier; N u с e-te-Sardi J., Notas sobre la pintura у la escultura en Venezuela, Caracas, 1940.

XV. Театр

Исп. господство задержало развитие нац. театра; в Каракасе с 16 в. изредка устраивались театр, представления, ставились ауто, интермедии, пасос и др., организовывались театр, труппы. Лишь в 1853 в Маракайбо была поставлена пьеса первого венесуэльского автора - комедия "Бессовестный, скупец и ленивец" М. М. Фернандеса. В 19 в. к драматургии обратились видные писатели В. : представители просветительского классицизма А. Бельо, ф. Торо, X. В. Гонсалес, романтики X. А. Майтин, X. Кальканьо, Э. Мартин де ла Гуардия и др. В 1-й пол. 20 в. нек-рая активизация театр, жизни В. связана с появлением жанра муз. комедии - сайнете, с творчеством драматургов Л. А. Мичелены, В. М. Риваса, позднее А. Элоя Бланко, X. Падрона, А. Сертада, с деятельностью Об-ва друзей театра (орг. в 1942). В 50-е гг. открыто неск. театр, школ, в т. ч. Нац. школа сценич. иск-ва (1954). В Каракасе работают небольшие театр, труппы, организуемые для постановки одного спектакля. Среди театров столицы: "Театро мунисипаль", "Театро нась-ональ", "Полиэдре", "Атенео", Театр комедии. Театры имеются также в Маракайбо, Баркисимето, Мериде и др. городах. Ставятся пьесы И. Грамко, Р. Пинеды, С. Ренхифо, В. Франко, Р. Чальбауда, И. Чокрона и др. В числе театр, деятелей В. : А. де Пас-и-Ма-теос, К. Ортис, А. Лопес, Н. Куриель, X. Торрес, К. У. Саморано, М. Гарсиа, К. Пальма, К. Маркес. С 1959 проводится Фестиваль венесуэльского театра.

XVI. Кино

Нац. кинопроизводство возникло в В. в нач. 30-х гг. 20 в. Выпускались преим. документальные и хроникальные фильмы. Во время 2-й мировой войны 80- 90% кинопроката составляли амер. фильмы. В 1948-54 в Каракасе работала киностудия "Боливар фильм", деятельность к-рой имела значение для формирования нац. кинематографии. Сюжеты нек-рых фильмов связаны с борьбой против режима Переса Хименеса (президент страны в 1952-58), с событиями из жизни нац. героя 19 в. С. Боливара. Междунар. известность получил документальный фильм "Арайя" (1959, реж. М. Бенасер-раф). Большинство фильмов имеет развлекательный, коммерческий характер. В среднем выпускается 2-3 полнометражных фильма в год, регулярно снимаются кинохроника, документальные и рекламные фильмы. Имеются производственнопрокатные фирмы "Продук-тора Авила фильме", "Христиан ван дер Ре", "Синематографика Орбе". Среди деятелей кино В. - С. Энрикес, У. Пе-терсен, М. Лара, Р. Чальбауд, А. Рохас, Э. Фернани, Э. Монтехо. В. Н. Кислое.

ВЕНЕСУЭЛЬСКИЙ ЗАЛИВ (Golfo de Venezuela), залив Маракайбо, залив Карибского м. у берегов Венесуэлы, между п-овами Гуахира и Парагуана. Дл. 231 км, шир. у входа 98 км, глуб. 18-71 м. Берега б. ч. низменные, песчаные. Приливы смешанные, их высота менее 1 м. На Ю. проливом шир. от 6,5 до 22 км соединяется с оз. Маракайбо.

ВЕНЕСУЭЛЬСКИЙ КРИЗИС 1902-03, междунар. кризис, явившийся следствием обострения империалистич. противоречий в басе. Карибского м. Возник в связи со стремлением капиталистов Великобритании, Германии, Италии и США получить с Венесуэлы долги и возмещение ущерба, будто бы причинённого им в ходе гражд. войны в Венесуэле в 1899-1902. В дек. 1902-февр. 1903 Германия и Великобритания, предъявившие Венесуэле ультиматум о немедленной уплате долгов, а также Италия потопили 3 венесуэльские канонерки (из 4) и высадили десант. США, стремившиеся к установлению монопольного господства в Карибском бассейне, добивались снятия блокады Венесуэлы, но в то же время требовали от неё уплаты долгов европ. державам, с тем чтобы создать прецедент, согласно к-рому лат. -амер. гос-ва не имели бы права отвергать претензии иностр. монополий. В результате дипломатич. нажима США на блокирующие державы в февр. 1903 ими были подписаны соглашения с Венесуэлой об использовании 30% та-мож. доходов от венесуэльских портов Пуэртокабельо и Ла-Гуайра для удовлетворения их претензий. В. к. свидетельствовал об усилении экспансии США в лат. -амер. странах. Он был отмечен В. И. Лениным в "Тетрадях по империализму" в числе главнейших междунар. кризисов в период подготовки 1-й мировой войны. М. А. Окуневя.

ВЕНЕСУЭЛЬЦЫ, нация, осн. население Венесуэлы. Числ. ок. 8,7 млн. чел. (1968, оценка). Говорят на испанском языке. Религия - католицизм. Осн. ядро В. сложилось в результате смешения разнообразных этнич. групп: испанских и баскских переселенцев; аборигенов-индейцев (араваков, чибча, карибов и др. ); негров-рабов, ввезённых из Африки либо из Вест-Индии. Т. о., В. - один из наиболее метисированных народов Лат. Америки: осн. масса - испаноиндейские метисы (на С. - часто с негритянской примесью); ок. 10% - негры, мулаты и самбо; 12- 15% - белое население. Среди самодеят. населения преобладают с. -х. пролетариат и малоземельное крестьянство. Значит, число рабочих занято на нефтепромыслах. См. также Венесуэла, раздел Население.

Лит.: Народы Америки, т. 2, М., 1959 (библ. ). Э. В. Зиберт.

ВЕНЕТО, область в Италии; см. Венеция.

ВЕНЕТСКИЙ ЯЗЫК, см. в ст. Венеты.

ВЕНЕТЫ (лат. Veneti), 1) группа племён, населявших в древности сев. берег Адриатич. м., к С. -В. от р. По. Согласно археол. данным, В. появились здесь в 12-11 вв. до н. э. ; сначала занимали приальпийские долины, затем распространились к Ю. -В. Осн. занятие - земледелие и скотоводство, в особенности разведение коней (многочисл. находки удил в погребениях, изображений лошадей). Гл. предметы торговли - рабы, скот, кожи и янтарь, доставлявшийся с берегов Балтики через альп. перевалы. Гл. города - Атесте (совр. Эсте), Пата-виум (совр. Падуя). В. были союзниками римлян в их борьбе с кельтскими племенами (4 в. до н. э. ), во время 2-й Пунической войны (218-201 до н. э. ) поддерживали Рим против карфагенского полководца Ганнибала. В нач. 2 в. до н. э. началась рим. колонизация области расселения В. Со 183 до н. э. терр. расселения В. входила в состав рим. провинции Цизальпинская Галлия (в 89 до н. э. В. получили права лат. гражданства, в 49 - рим. гражданства). О языке В. позволяют судить ок. 200 посвятительных и надгробных надписей, выполненных алфавитом греч. происхождения (5-1 вв. до н. э. ) и найденных в основном в Атесте (совр. Эсте). Язык В. считается в совр. науке самостоят, ветвью индо-европ. языков, имеющей ряд общих черт с германскими и италийскими языками. Существует также точка зрения, относящая В. к племенам иллирийского происхождения. 2) В. наз. также кельтское племя, жившее на берегах Атлантич. ок. и подчинённое Юлием Цезарем во время галльских походов 58-51 до н. э. 3) В. (чаще венедами) обозначалась у древних авторов зап. ветвь славянских племён.

Лит.: Немировский А. И., История раннего Рима и Италии. Воронеж. 1962; Модестов В.. Венеты, "Журнал Министерства народного просвещения", новая серия, 1906, № 1, 2, 3; Gеогgiev V., Illyrier, Veneter und Urslawen, "Балканско езикознание", София, 1968, [т. 13, № 1]. Л. И. Немировский.

ВЕНЕТЫ И ПРАСИНЫ, главные цирковые партии (димы) в городах Византии, где (как ранее в антич. Риме) организовывались состязания (преим. конные) и представления в цирке и на ипподроме. Вокруг зрелищ складывались партии "болельщиков", получавшие назв. по цвету одежды возниц (так, венеты - "голубые", а прасины - "зелёные"). Димы имели своё выборное руководство, штат прислуги, возниц, артистов, а также дома, лошадей, ден. средства, к-рые каждая партия собирала со своих сторонников. Первоначально димы были чисто спортивными орг-циями. После закона имп. Константина (правившего в 306-337) об "аккламациях" (праве гор. населения выражать возгласами одобрение или неодобрение зачитываемым в цирке постановлениям властей) димы стали превращаться к кон. 4 в. в своеобразные политич. партии с нек-рой социальной окраской. Всего димов было 4, но политич. значение приобрели лишь враждующие между собой В. и п. Венеты возглавлялись сановной знатью, стояли за централизацию, бюрократич. управление, православие, а прасины - с тор-гово-ремесл. верхушкой во главе - выступали за усиление органов местного самоуправления, проявляли симпатии к монофиситам. С нач. 5 в. В. и п. стали привлекаться к обороне города, были обязаны выставлять определ. число вооружённых людей; т. о. В. и п. получили право организации своей милиции и участия в местном самоуправлении (иногда пр-во лишало к. -л. партию этих прав). В кон. 5 и в 6 вв. борьба между В. и п. обострилась: особенно буйно вели себя отряды молодёжи, т. н. стасиоты, устраивавшие побоища. Иногда социальные противоречия приводили к объединению рядовых В. и п., они выходили из повиновения своему руководству и совместно выступали против пр-ва (восстание в 532 "Нггкя"). К 8 в. В. и п. утратили политич. значение, роль В. и п. ограничилась участием их представителей в торжеств, празднествах.

И с т о ч н. З Прокопи и, Тайная история, "Вестник древней истории", 1938, № 4.

Лит.: Дьяконов А., Византийские димы и факции, р, кн. : Византийский сборник, М. -Л., 1945; Сюзюмов М., Политическая борьба вокруг зрелищ в Восточной Римской империи 4 века, "Уч. зап. Уральского государственного ун-та", 1952, № 11; Курбатов Г., Ранневизантийский город (Антиохия в IV в. ). Л., 1962: Ма-г i с q A., Factions du cirque et partis po-pulaires, "Bulletin de la classe des lettres et des sciences morales et politiques de 1'Acade-mie royale de Belgique", 1950, 5 ser., t. 36, № 7, p. 396 - 421. М. Я. Сюзюмов.

ВЕНЕЦ в деревянном строительстве, брёвна или брусья, составляющие один горизонтальный ряд деревянного сруба. Связываются путём врубки в углах с выступающими концами ("в обло") или без них ("в лапу", "в шип"). От количества венцов зависит высота сруба.

ВЕНЕЦИАНОВ Алексей Гаврилович [7(18). 2. 1780, Москва,-4(16). 12. 1847, с. Поддубье Тверской губ. ], русский живописец, один из основоположников бытового жанра в рус. живописи, акад. петерб. АХ (1811). Учился у В. Л. Боровиковского, служил в Петербурге чиновником (с 1807). В ранний период писал интимные лирич. портреты; нек-рые из них своей эмоциональностью близки романтизму (портреты А. И. Бибикова, 1805-08, Русский музей, Ленинград, М. А. Фонвизина, пастель, 1812, Эрмитаж, Ленинград). В кон. 1807 подготовил 4 офорта ("Вельможа" и др. ) для предпринятого им издания "Журнала карикатур на 1808 год в лицах" - первого в России иллюстративного юморис-тич. листка, к-рый был запрещён цензурой за сатиру на бюрократизм и развращенность чиновной знати. В период Отечественной войны 1812 выступил с. карикатурами на французов и дворян-галломанов. Одновременно создал ряд жанровых рисунков, запечатлевших эпизоды гор. уличной жизни и дворянского быта. С 1819, оставив службу, поселился в дер. Сафонково Тверской губ., где стал писать сцены сельского быта и портреты-типы крестьян ("Очищение свёклы", пастель, до 1822, "Гумно", ок. 1821-23, "Утро помещицы", 1823, "Спящий пастушок"., 1823-24, - все в Русском музее; "На пашне. Весна", 1820-е гг., "На жатве. Лето", 1820-е гг., "Голова старика-крестьянина", 1825, "Захарка", 1825, "Крестьянка с васильками", 1820-е гг.,