| - все в Третьяковской гал. ). Темы и персонажи этих произв., а также и сам метод их создания - путём углублённой работы с натуры - противоречили установкам АХ и сыграли решающую роль в становлении нового художеств, направления, в основе к-рого лежало стремление к правдивому отражению жизни. Такая направленность интересов В. была связана с демократич. воззрениями передовой части рус. общества периода 1810- 1820-х гг. Стремясь увидеть в действительности не только характерное, но и прекрасное, В. в своих картинах создаёт отмеченный чертами идеализации поэтический образ крест, жизни, воспевает красоту труда и природы. Крестьян, изображённых В., отличают человеческое достоинство, благородство, простота; порой в их внеш. облике сохраняются черты той идеальной красоты, к-рую утверждал в иск-ве классицизм. Лирический пейзаж, играющий значит, роль в картинах художника, тонко передаёт своеобразную прелесть среднерус. природы. Изображая человека в реальной жизненной среде, В. придавал также большое значение работе живописца на открытом воздухе. Это позволило ему высветлить палитру, сделать её способной передавать оттенки цвета при рассеянном дневном освещении. С 1830-х гг., в сложной обстановке нарастающих социальных противоречий рус. жизни, творчество В. постепенно утрачивает передовой характер. Большую роль сыграла педагогическая деятельность В. (см. Венециановская школа). Илл. см. на вклейке к стр. 353.
See Рубка в обло с остатком Рубка в лапу
А. Г. Венецианов.
А. Г. Венецианов. "Крестьянская девушка с телёнком". 1829(?). Третьяковская галерея. Москва.
Лит.: Савинов Л. Н., А. Г. Венецианов, Жизнь и творчество, М., 1955; Алексеева Т. В., Венецианов и развитие бытового жанра, в кн. : История русского искусства, т. 8, кн. 1, М., 1963, с. 546-98.
М. М. Ракоеа.
ВЕНЕЦИАНОВСКАЯ ШКОЛА, группа русских живописцев 2-й четверти 19 в., учеников художника А. Г. Венецианова, преподававшего в Петербурге и дер. Сафонково Тверской губ. Наиболее известные из них: Н. С. Крылов (1802-31), А. В. Тыранов (1808-59), Е. Ф. Крендовский (1810- после 1853), Л. К. Плахов (1810-81), А. А. Алексеев (1811-78), А. Г. Денисов (1811-34), С. К. Зарян-ко (1818-70), Г. В. Сорока (1823-64). Следуя принципам учителя, мастера В. ш. изображали жизнь демократич. кругов общества ("Матросы в сапожной мастерской" А. Г. Денисова, 1832, Рус. музей, Ленинград), писали гор. и сел. пейзажи ("Рыбаки. Вид на озеро Молдино" Г. В. Сороки, 1840-е гг., Русский музей), интерьеры ("Мастерская А. Г. Венецианова" А. А. Алексеева, 1827, Рус. музей), натюрморты ["Отражение в зеркале" Г. В. Сороки (?), 1840-е гг., Рус. музей]. Произв. В. ш. отмечены поэтич. непосредственностью воплощения окружающей жизни. С сер. 1830-х гг. творчество нек-рых художников В. ш. под влиянием академич. иск-ва, в частности К. П. Брюллова, теряет демократич. и интимный характер, приобретая черты внеш. эффектности и натурализма (портрет Н. В. Сокуровой работы С. К. Зарянко, 1854, Рус. музей). Творчество художников В. ш. представляет значит, этап в становлении реализма в рус. иск-ве 1-й пол. 19 в.
Г. В. Сорока. "Рыбаки. Вид на озеро Молдино". 1840-е гг. Русский музей.
Ленинград.
Лит.: Алексеева Т. В., Художники школы Венецианова, М., 1958. М. М. Ракоеа.
ВЕНЕЦИАНСКАЯ НИЗМЕННОСТЬ, восточная, наиболее низкая и плоская часть Паданской равнины на С. -В. Италии, прилегающая к Адриатич. м. Вые. менее 100 л. Сложена преим. глинистыми и илистыми отложениями. Пересекается р. По и множеством более мелких рек. Почти сплошь распахана. Земледелие гл. обр. зернового направления. Садоводство. Густая сеть мелиоративных каналов. Крупные города - Венеция, Падуя, Верона.
ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА живописи, одна из главных живописных школ Италии. Пережила наибольший расцвет во 2-й пол. 15-16 вв., в эпоху Возрождения, когда Венеция была богатой патрицианской республикой, крупным торг, центром Средиземноморья. Осознание чувственной полноты и красочности земного бытия, свойственное эпохе Возрождения, нашло в живописи В. ш. яркое художеств, выражение. В. ш. выделяют преобладание живописных начал, совершенное владение пла-стически-выразит. возможностями масляной живописи, особое внимание к проблемам колорита.
Начало развития В. ш. относится к 14 в., когда для неё характерно переплетение визант. и готич. художеств, традиций. Произведениям Паоло и Лоренцо Венециано присущи плоскостность изображений, отвлечённость золотых фонов, декоративная орнаментальность. Однако уже их отличает праздничная звучность чистых красок. В сер. 15 в. в В. ш. появляются ренессансные тенденции, усиленные проникавшими через Падую флорентийскими влияниями. В работах мастеров раннего венецианского Возрождения (сер. и 2-я пол. 15 в. ) - братьев Виварини, Якопо Беллини и особенно Джентиле Беллини и Витторе Карпаччо - нарастают светские начала, усиливается стремление к реалистич. изображению окружающего мира, передаче пространства и объёма; традиц. религ. сюжеты становятся поводом для увлечённого подробного рассказа о красочной повседневной жизни Венеции. Особое место занимает декоративноутончённое готи-зирующее иск-во К. Кривелли. В творчестве Антонелло да Мессина, принесшего в Венецию технику масляной живописи, и особенно Джованни Беллини намечается переход к иск-ву Высокого Возрождения. Наивная повествовательность уступает место стремлению к созданию обобщённой, синтетич. картины мира, в к-рой полные этич. значительности, величественные человеческие образы выступают в естеств. гармонич. связи с поэтически одухотворённой жизнью природы. Известная графич. сухость живописи сер. 15 в. сменяется у Джованни Беллини более мягкой и свободной живописной манерой, гармонически целостной цветовой гаммой (см. Гамма красочная), основанной на тончайших градациях света и цвета, воздушности светотеневой лепки. В творчестве Джованни Беллини складываются классич. формы ренессансной алтарной композиции. В. ш. достигает своей вершины в 1-й пол. 16 в. в творчестве Джорджоне и Тициана, поднявших на новую ступень художеств, завоевания венецианских мастеров 15 в. В произв. Джорджоне находит классич. выражение тема гармонич. единства человека и природы. В его исполненных лирич. созерцательности жан-рово-пейзажных станковых композициях идеальнопрекрасные, гармонич. образы людей, мягкая светоносная цветовая гамма, богатая воздушными переходами тонов, текучесть и музыкальность ком-позиц. ритмов создают ощущение возвышенной поэзии и чувств, полноты бытия. В многогранном, полном мужеств. жизнеутверждения творчестве Тициана находят наиболее полное выражение свойственные В. ш. красочное полнокровие и жизнерадостность образов, сочная чувственность живописи. Его наполненным бурной жизненной динамикой ре-лиг, и мифологич. композициям, пейзажам присуще исключит, богатство ясной и звучной, эмоционально насыщенной цветовой гаммы, гармонически объединённой тёплым золотистым тоном. Особое место занимают портреты Тициана со свойственной им яркой обрисовкой внутренне сложных, но целостных человеческих характеров.
Взятие турками Константинополя в 1453 приводит к постепенному падению торг, могущества Венеции. С сер. 16 в. наступление распространившейся по Италии феодальнокатолич. реакции вызывает кризис жизнеутверждающего ренес-сансного мировоззрения. В поздних произв. Тициана появляются драматизм, острота раскрытия сложных психологич. конфликтов; исполненная скрытого внутр. горения сумрачная цветовая гамма, свободная, экспрессивная, пастозная манера живописи приобретают исключит, силу эмоциональной выразительности. Однако в ещё сохраняющей свою независимость и богатство Венецианской республике традиции иск-ва Возрождения удерживаются дольше, чем в др. частях Италии. В работах мастеров позднего венецианского Возрождения (2-я пол. 16 в. ) виртуозность воспроизведения красочного богатства мира, любовь к пышным, праздничным зрелищам, изображению нарядной многоликой толпы соседствуют с драматич. ощущением динамики и бескрайности природы, наполненной стихийными космич. силами, яркости духовных порывов больших человеческих масс (огромные по размерам декоративные полотна и фрески Паоло Веронезе, циклы картин Якопо Тинторетто). В сценах сел. жизни крупнейшего мастера венецианской Террафермы (прилегающих к Венеции областей материка) Якопо Бас-сано утверждаются красота и значительность трудового быта крестьян. Работам венецианских мастеров позднего Возрождения свойственны исключит, многообразие живописных манер, сложность и изощрённость цветовых сочетаний (богатая тончайшими переливами красок, изысканнохолодная серебристая гамма Веронезе, драматически суровый колорит Тинторетто с вырывающимися из мрака напряжёнными вспышками звонких цветовых пятен, сочная материальность и звучность цветовых сочетаний Я. Бассано). В сложных, противоречивых исканиях венецианских мастеров 2-й пол.
16 в. складываются новые художеств, формы и принципы, оказавшие огромное воздействие на развитие европ. иск-ва 17 в., зарождаются новые жанры - исто-рич., батальная и жанровая живопись, групповой портрет.
В 17 в. В. ш. переживает период творч. спада. В религ. и жанровых композициях работавших в Венеции Д. Фетти, Б. Строцци, И. Лисса приёмы распространившейся в Италии живописи барокко, отд. реалистич. наблюдения и влияние караваджизма сосуществуют с традиционным для Венеции интересом к проблемам колорита. На рубеже 17 и 18 вв. С. Риччи создаёт эффектные барочные композиции. В полных динамики и драматизма пейзажах М. Риччи проявляется связь с "романтическим" иск-вом С. Розы и А. Маньяско.
Новый расцвет В. ш. относится к 18 в., когда сохраняющая свою гос. самостоятельность Венецианская республика становится одним из главных центров разделённой чужеземцами Италии, С этим временем связан расцвет венецианской монументальнодекоративной живописи, сочетавшей в творчестве Дж. Б. Тьеполо жизнерадостную праздничность с барочной пространств, динамикой и изысканной лёгкостью колорита, родственной иск-ву рококо. Развивается жанровая живопись, исполненная поэтич. приподнятости у Дж. Б. Пьяццетты, острой жиз- неиной наблюдательности и лёгкой иронии у П. Лонги. Широкое распространение получает ведущий своё начало от творчества Л. Карлевариса архит. пейзаж (т. н. ведута), тонко и документально точно передающий своеобразный облик Венеции с её окутанными воздушной дымкой узорными фасадами дворцов, каналами, пёстрой, праздничной толпой (Антонио Каналетто, Б. Беллотто). Интимностью и лиризмом отличаются камерные пейзажи Ф. Гварди со свойственными им лёгкими градациями света и цвета, прозрачностью цветовой гаммы, тонко воссоздающие своеобразную поэтич. атмосферу повседневной жизни Венеции. Пристальный интерес венецианских художников 18 в. к проблемам изображения световоздушной среды предвосхищает пленэрные искания (см. Пленэр) живописцев 19 в.
Илл. см. на вклейке к стр. 512.
Лит.: Беренсон Б., Живописцы итальянского Возрождения. М., 1965; Смирнова И. А., Тициан и венецианский портрет XVI века, М., 1964: К о л п и н-с к и и Ю. Д., Искусство Венеции. XVI век, М., 1970; Pallucchini R., 'La pittura veneziana del cinquecento, v. 1-2, Novara, 1944; егоже, La pittura veneta del quattrocento, Bologna, 1956; егоже. La pittura veneziana del settecento, Venezia - Roma, [1960].
ВЕНЕСУЭЛЬСКИЙ ЗАЛИВ (Golfo de Venezuela), залив Маракайбо, залив Карибского м. у берегов Венесуэлы, между п-овами Гуахира и Парагуана. Дл. 231 км, шир. у входа 98 км, глуб. 18-71 м. Берега б. ч. низменные, песчаные. Приливы смешанные, их высота менее 1 м. На Ю. проливом шир. от 6,5 до 22 км соединяется с оз. Маракайбо.
ВЕНЕСУЭЛЬСКИЙ КРИЗИС 1902-03, междунар. кризис, явившийся следствием обострения империалистич. противоречий в басе. Карибского м. Возник в связи со стремлением капиталистов Великобритании, Германии, Италии и США получить с Венесуэлы долги и возмещение ущерба, будто бы причинённого им в ходе гражд. войны в Венесуэле в 1899-1902. В дек. 1902-февр. 1903 Германия и Великобритания, предъявившие Венесуэле ультиматум о немедленной уплате долгов, а также Италия потопили 3 венесуэльские канонерки (из 4) и высадили десант. США, стремившиеся к установлению монопольного господства в Карибском бассейне, добивались снятия блокады Венесуэлы, но в то же время требовали от неё уплаты долгов европ. державам, с тем чтобы создать прецедент, согласно к-рому лат.-амер. гос-ва не имели бы права отвергать претензии иностр. монополий. В результате дипломатич. нажима США на блокирующие державы в февр. 1903 ими были подписаны соглашения с Венесуэлой об использовании 30% та-мож. доходов от венесуэльских портов Пуэрто-Кабельо и Ла-Гуайра для удовлетворения их претензий. В. к. свидетельствовал об усилении экспансии США в лат.-амер. странах. Он был отмечен В. И. Лениным в "Тетрадях по империализму" в числе главнейших междунар. кризисов в период подготовки 1-й мировой войны. М. А. Окуневя.
ВЕНЕСУЭЛЬЦЫ, нация, осн. население Венесуэлы. Числ. ок. 8,7 млн. чел. (1968, оценка). Говорят на испанском языке. Религия - католицизм. Осн. ядро В. сложилось в результате смешения разнообразных этнич.групп: испанских и баскских переселенцев; аборигенов-индейцев (араваков, чибча, карибов и др.); негров-рабов, ввезённых из Африки либо из Вест-Индии. Т. о., В.- один из наиболее метисированных народов Лат. Америки: осн. масса - испано-индейские метисы (на С.- часто с негритянской примесью); ок. 10% - негры, мулаты и самбо; 12- 15% - белое население. Среди самодеят. населения преобладают с.-х. пролетариат и малоземельное крестьянство. Значит, число рабочих занято на нефтепромыслах. См. также Венесуэла, раздел Население.
Лит.: Народы Америки, т. 2, М., 1959 (библ.). Э. В. Зиберт.
ВЕНЕТО, область в Италии; см. Венеция.
ВЕНЕТСКИЙ ЯЗЫК, см. в ст. Венеты.
ВЕНЕТЫ (лат. Veneti), 1) группа племён, населявших в древности сев. берег Адриатич. м., к С.-В. от р. По. Согласно археол. данным, В. появились здесь в 12-11 вв. до н. э.; сначала занимали приальпийские долины, затем распространились к Ю.-В. Осн. занятие - земледелие и скотоводство, в особенности разведение коней (многочисл. находки удил в погребениях, изображений лошадей). Гл. предметы торговли - рабы, скот, кожи и янтарь, доставлявшийся с берегов Балтики через альп. перевалы. Гл. города - Атесте (совр. Эсте), Пата-виум (совр. Падуя). В. были союзниками римлян в их борьбе с кельтскими племенами (4 в. до н. э.), во время 2-й Пунической войны (218-201 до н. э.) поддерживали Рим против карфагенского полководца Ганнибала. В нач. 2 в. до н.э. началась рим. колонизация области расселения В. Со 183 до н. э. терр. расселения В. входила в состав рим. провинции Цизальпинская Галлия (в 89 до н. э. В. получили права лат. гражданства, в 49 - рим. гражданства). О языке В. позволяют судить ок. 200 посвятительных и надгробных надписей, выполненных алфавитом греч. происхождения (5-1 вв. до н. э.) и найденных в основном в Атесте (совр. Эсте). Язык В. считается в совр. науке самостоят, ветвью индо-европ. языков, имеющей ряд общих черт с германскими и италийскими языками. Существует также точка зрения, относящая В. к племенам иллирийского происхождения. 2) В. наз. также кельтское племя, жившее на берегах Атлантич. ок. и подчинённое Юлием Цезарем во время галльских походов 58- |