БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

оянная наёмная армия Др. Рима, Византии).

В ср. века в Зап. Европе наёмные войска широко распространились в 15 в., и с конца 15 в. наёмничество становится осн. способом комплектования войск (напр., во время Тридцатилетней войны 1618-48). В. редко бывала добровольной: угрозы, обман, спаивание людей и прямое насилие были обычными спутниками В., практиковавшейся в Зап. Европе (особенно в Пруссии) до конца 18 в. Из крупных держав лишь Великобритания и США сохраняли у себя В. вплоть до 1-й мировой войны. В России В. в широких размерах не применялась. В наст, время в различных странах (США, ФРГ, Франция, Великобритания и др. ) значит, часть личного состава вооруж. сил служит по найму.

ВЕРБУНКОШ (венг. verbunkos, от нем. Werbung - вербовка), первоначально жанр, позднее также и стиль венг. танц. музыки конца 18 - 1-й пол. 19 вв. Возник в связи с вербовкой новобранцев в армию, во время к-рой в Венгрии устраивались танцы с характерным муз. сопровождением. В основе В. лежал танец в е р б у н к. Музыка В. исполнялась гл. обр. цыганскими ансамблями; в ней слились воедино разнородные нац. элементы (венгерские, южнославянские, румынские), сказалось влияние нем. и итал. профессионального муз. иск-ва. Характерные стилистич. особенности В. : своеобразные пунктирные ритмы, "цыганский" или "венгерский" звукоряд с увеличенной секундой, чередование медленного и быстрого темпов, орнаментика, импровизационность. Расцвет В. связан с именами венг. скрипачей-виртуозов и композиторов Я. Бихари, Я. Ла-вотты и А. Чермака. В. оказал большое влияние на развитие венг. нац. музыки, получил отражение в творчестве Ф. Листа, ф. ц Эркеля, 3. Кодая, а также в произв. И. Гайдна, Ф. Шуберта, Г. Берлиоза, И. Брамса и др. я. Ф. Вейс.

ВЕРВЬ (от "вервь" - верёвка, участок земли, отмеренный верёвкой), древняя общинная организация на Руси и у хорватов. Упоминается в Русской правде (законодат. памятнике Киевской Руси) и в Полицком статуте (законодат. памятнике Полицы - небольшой области на далматинском побережье в Хорватии). Первоначально В. являлась организацией кровнородственного характера. Однако в дальнейшем под влиянием различных социальноэкономич. условий эволюция В. у русских и у юго-зап. славян происходит неодинаково. Русская правда повествует о В. как о сел. общине, освобождённой от кровнородств. связей; в В. Полицкого статута тоже наблюдается ослабление кровнородств. связей, но всё же нек-рые элементы их ещё сохраняются. Обществ, строй, отражённый в Русской правде, более развит, чем полицкие обществ, отношения, выраженные в Полицком статуте, хотя Русская правда в отдельных своих частях отражает обществ, отношения 8-12 вв., а Полицкий статут- 15-17 вв.

В Русской правде В. абсолютно лишена к. -л. признаков родственного коллев тива. Это сел. община, занимающая значит, территорию. Члены В. родственниками не называются. Русская правда называет их "людьми". Они связаны круговой порукой, обязаны разыскивать вора на своей территории - "гнать след", отвечать за убийство на их территории, если убийца не отыскан, а тело убитого оказалось на земле В. Вервь-община выполняла и другие функции, налагавшиеся на неё властями.

Хорватская В. ещё носит слабые черты кровнородств. связей. Полицкий статут не знает никакой реальной обществ, организации, к-рую он называл бы В. Трудно установить, является ли в нём синонимом В. и село, или же В. составляет часть села. Оба предположения вероятны.

О В. имеется большая литература, но до сих пор этот вопрос не может считаться решённым окончательно.

Лит.: Тихомиров М. Н., Исследования о Русской Правде, М. - Л., 1941; Юшков С. В., Общественнополитический строй и право Киевского государства, М., 1949; Греков Б. Д., Полица, М., 1951; его же, Большая семья и вервь Русской правды и Полицкого статута, Избр. труды, т. 2, М., 1959 (библ. с. 564 - 75); Правда русская, т. 2, М. -Л., 1947, с. 261 - 274; Вагadа М., Starohrvatska seoska zajednica, [Zagreb, 1957]. Ю. В. Бромлей.

ВЕРВЬЕ (Verviers), город в Бельгии, в пров. Льеж, на р. Ведр. 35 тыс. жит. (1969). Старейший и гл. центр шерстяной пром-сти страны. Машиностроение, произ-во текст, оборудования; кож. -обув., пищ. пром-сть.

ВЕРГА (Verga) Джованни (31. 8. 1840, Катания, Сицилия,-27. 1. 1922, там же), итальянский писатель. Первые романы "Карбонарии в горах" (1861-62) и "В лагунах" (1863) типичны для итал. революц. романтизма. Второй период творчества В. - сентиментальные романы из жизни богемы и светского общества: "Грешница" (1866), "Ева" (1873, рус. пер. 1881), "Истинная тигрица" (1875) и др. В повести "Недда" (1874) о трагич. судьбе молодой батрачки проявились черты нового направления в итал. реалистич. лит-ре - веризма, главой к-рого В. стал в 80-е гг. Гуманизм и демократизм, свойственные В., приобретают теперь особое звучание. Одновременно усиливается и его фаталистич. взгляд на судьбы человека и общества. В сбках новелл "Жизнь полей" (1880), "Сельские новеллы" (1883) он показал тяжёлую жизнь сицилийских крестьян и батраков, глубину их переживаний и сатирически изобразил сел. бо-гатеев. В романах "Семья Малаволья" (1881, рус. пер. 1936) и "Мастер дон Джезуальдо" (1889, рус. пер. 1895) В. показывает социальные сдвиги в Сицилии под влиянием капитализма, приводящие к разрушению семейных устоев. По мотивам новеллы В. "Сельская честь" (1884) написана одноимённая опера П. Масканьи (1890).

Соч. : Novelle rusticane, Roma, 1920; Lettere al suo traduttore, Firenze, 1954; врус. пер. - Драмы, М. - Л., 1941; Новеллы, М., 1957.

Лит.: Джованни Верга. Биобиблиографический указатель. [Сост. и автор вступительной ст. В. Т. Данченко], М., 1966; С a t t а-neo G., Giovanni Verga, [Torino, 1963] (имеется библ. ); R u s s о L., Giovanni Verga, 4 ed., Bari, 1966; Scuderi E., Verga, [Catania, 1966] (библ. с. 240-45); R i с с i a-r d i M., Rassegna verghiana, "Lettere italia-ne", 1968, NO 2; Storia della letteratura italiana, v. 8, [Mil., 1968](имеется библ. ); R aj a G., Un secolo di bibliografia verghiana, Padova, 1960. H. Г. Елина.

ВЕРГЕЛАНН (Wergeland) Хенрик Арнольд [17. 6. 1808, Кристиансанн,-12. 7. 1845, Кристиания(Осло)], норвежский поэт, журналист, обществ, деятель. Род. в семье пастора. Идеолог крест, демократии. Его лирикоэпическая поэма "Мироздание, человек и мессия" (1830), проникнутая тираноборч. мотивами и идеями утопия, социализма, отразила мечты о демократич. республике. В сбках "Стихи, первый цикл" (1829) и "Стихи, второй цикл" (1833) В. клеймил европ. реакцию, выступал в защиту польских революционеров, негров США, норв. тружеников. В фарсах "Ах!" (1827), "Попугай" (1835), "Последний умник" (1835), опубл. под псевд. Siful Sifadda, В. критикует консервативную прессу и реакц. романтиков. Оказал влияние на Г. Ибсена, Б. Бьёрнсона, Н. Грига и др.

Соч. : Samlede skrifter, bd 1 - 23, Kristia-nia, 1918-40; Skrifter, bd 1-8, Oslo, 1957-62.

Лит.: Beyer H., Henrik Wergeland, Oslo, 1946; К a b e 1 1 A., Wergeland, bd 1 - 2, Oslo, 1956-57.

ВЕРГЕЛИС Арон Алтерович (р. 7. 5. 1918, Любар, ныне Житомирской обл. ), еврейский советский поэт. Чл. КПСС с 1955. В 1940 окончил лит. ф-т Моск. пед. ин-та им. В. И. Ленина. Начал печататься в 1935. Первый сб. стихов "У родника" вышел в 1940. В. - по преимуществу лирик, воспевающий силу и мудрость человека в борьбе за преобразование жизни и природы. Одна из осн. тем творчества В. - борьба с нем. фаш. захватчиками в годы Великой Отечеств, войны. Автор поэм: "Песнь об Иосифе Бумагине" (1947), "Песня о благодатном труде" (1948), "Космическая поэма" (1962), "Говорю с тобой, Америка" (1962), "Начало и конец" (1963). В. принадлежат критич. статьи о проблемах совр. евр. ' литературы, о евр. сов. писателях. Редактор журн. "Советиш геймланд" (с 1961). Награждён орденом "Знак Почёта".

Соч. : Бам квал, М., 1940; Биробиджанер дор, М., 1948; Ойг аф ойг. Стихотворения и поэмы, Нью-Йорк, 1969; Фун алеф биз тоф, Избр. произведения, М., 1970; в рус. пер. - Жажда, М., 1956; Вторая встреча, М., 1961.

Лит.: Наровчатов С., Стихи А. Вер-гелиса, "Новый мир", 1957, № 3; Р о и т-м а н Ш-, А гезанг ин герангл мит стихей-ен, "Советиш геймланд", 1968, № 10.

Г. А. Ременик.

ВЕРГЕЛЬД (нем. Wergeld - цена человека, рус. вира, польск. glowa), в варварских правдах ден. возмещение за убийство свободного человека. Возникает как альтернатива кровной мести, постепенно вытесняя её. Размер В. устанавливался соглашением сторон с учётом пола и возраста убитого. Варварские правды германцев сохранили особую защиту женщин и детей, а также устанавливали повыш. В. за убийство знати, должностных лиц, священнослужителей. В. определялся в твёрдой ден. сумме (солидах) и уплачивался убийцей или его родственниками в определ. долях семье убитого, его родичам и королю (по Салической правде В. за убийство свободного франка составлял 200 солидов, за убийство королевского дружинника - 600 солидов). Несвоевременная уплата В. восстанавливала право пострадавшей стороны на непосредств. расправу с убийцей.

С развитием феод, отношений в Зап. Европе В. постепенно утрачивает своё значение, однако в различных формах он сохранялся до 12-13 вв.

Вира Русской правды, соответствующая герм. В., отражает поздний этап эволюции этого института.

Лит.: Черниловский 3. М., История рабовладельческого государства и права, 2 изд., М., 1960; Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы, М., 1961.

ВЕРГИЛИЙ (в позднейшем неправильном написании - Виргилий) Марон Публий (Publius Vergilius Maro) (70-19 до н. э. ), римский поэт. Очевидец крушения Рим. республики, В. в сб. "Буколики" ("Пастушеские песни", 42-38 до н. э. ) пытался уйти от политич. бурь в идиллич. мир пастушеской жизни (см. Буколика). В дидак-тич. поэме "Георгики" ("Поэма о земледелии", 36-29 до н. э. ) В. искал "безмятежную жизнь" в труде селянина. С намерением создать рим. параллель к "Илиаде" и "Одиссее" В. в поэме "Энеида" (закончена лишь вчерне) разрабатывает сказания о странствиях и войнах троянца Энея, выступающего в поэме как предок императора Августа. При этом В. даёт идеализированную картину италийской древности, тесно связывая её с актуальнополитич. проблемами Рима.

Творчество В. стало образцом для ри-торич. и эпич. поэзии эпохи классицизма.

Соч. : Opera, rec. О. Ribbeck, v. 1 - 4, Lpz., 1894 - 95; Aeneis..., in Zusammenarbeit mit K. Bayer, hrsg. von J. Gotte, [Munch. ], 1958 (текстналат. инем. яз. ); врус. пер. - Сельскиепоэмы. Буколики. Георгики, М. - Л., [1933]; Энеида, пер. В. Брюсова и С. Соловьева, М. -Л., [1933].

Лит.: История римской литературы, т. 1, М., 1959; Р 6 s с h 1 V., Die Dichtkunst Virgils, Wiesbaden, 1950; Ferret J., Virgile, 1'homme et 1'oeuvre, P., 1952; ВисhnerK., VergiliusMaro, derDichterderRomer, Stuttg., 1960; PeetersF., AbibliographyofVergil, N. Y., 1933.

И.М. Тройский.

ВЕРГИЛИЙ Полидор (Polydorus Vergilius) (ок. 1470, Урбино,- ок. 1555, там же), историк, гуманист. Служил при дворе герцога Урбино и в папской курии. В 1498 опубликовал сборник лат. пословиц и изречений, в 1499 - трактат "Об изобретателях вещей", представляющий собой попытку классификации наук. Большую часть жизни, с 1502 по 1551 (?), провёл в Англии, занимая различные церк. должности. В 1505 по поручению англ, короля Генриха VII начал работу над составлением "Английской истории" (кн. 1-26, 1534; 3 изд., кн. 1-27, 1555). Выдержанная в гуманнстич. духе, она основана на широком круге источников и охватывает историю Англии до 1538.

Лит.: Вайнштейн О. Л., Западноевропейская средневековая историография, М. - Л., 1964, с. 427 - 31; Hay D.. Polydo-re Vergil. Renaissance historian and man of letters, Oxf., 1952.

ВЕРГУЛЁВКА, посёлок гор. типа в Вороши ловградской обл. УССР, в 4 км от ж. -д. ст. Баронская (на линии Родаково - Дебальцево). 2,2 тыс. жит. (1968). Добыча угля.

ВЕРДАУ (Werdau), город в ГДР, в округе Карл-Маркс-Штадт, на р. Плейсе (басе. Эльбы). 23,8 тыс. жит. (1967). Текст. пром-сть, автомобилестроение (грузовики и автобусы) и приборостроение.

ВЕРДЕ ПОСТОЯННАЯ (по имени франц. математика М. Верде, М. Verdet; 1824-66), величина, характеризующая магнитное вращение плоскости поляризации в веществе (см. также Магнитооптика, Фарадея явление). Вещество, помещённое в магнитное поле, поворачивает плоскость поляризации света, распространяющегося по направлению поля, на угол д=УШ (закон Верде), где I- длина пути луча в м (или см), Н - напряжённость магнитного поля в а1м (или эрстед), V - В. п., или удельное магнитное вращение, в радиан1ампер (или рад1э-см).

Лит.: Волькенштейн М. В., Молекулярная оптика, М. - Л., 1951, гл. 10. ВЕРДЕН Карл (г. рожд. неизв. - ум. 1731), офицер рус. флота. Выходец из Голландии. По поручению Петра I в 1719-20 занимался съёмкой зап. и юж. берегов Каспийского м. Совместно с Ф. И. Соймоновым составил обзорную карту Каспийского м., в к-рой использованы также съёмки, производившиеся в 1715-18. Эта карта (напечатанная в Петербурге в 1720) впервые давала в основном верное изображение моря.

Лит.: Берг Л. С., Первые русские карты Каспийского моря, "Изв. АН СССР. Серия географическая и геофизическая", 1940,. № 2.

ВЕРДЕН, Верден-сюр-Мёз (Verdun-sur-Meuse), город на С. -В. Франции, в деп. Мёз, на р. Мёз (Маас). 25 тыс. жит. (1968). Ж. -д. узел. Пищ. пром-сть. В древности - галльское поселение Verodunum. При римлянах стал значит, городом. С 4 в. - епископская резиденция. В В. был заключён Верден-ский договор 843, по к-рому город вошёл в гос-во Лотаря. С 880- в составе Вост. -Франкского королевства (Германия). С 13 в. - имперский город. В 1552 присоединён к Франции (окончательно закреплён за ней в 1648). С 17 в. В. - воен. крепость, прикрывавшая путь к Парижу с Востока. В 1-ю мировую войну В. - район Верденской операции 1916. В период 2-й мировой войны, с 1940 по 1944, был оккупирован нем. фаш. армией, освобождён войсками 3-й амер. армии, действовавшей вместе с франц. армией и отрядами партизан.

Лит.: С 1 о u e t, ГаЬЬё Histoire de Verdun et du pays Verdunois, v. 1 - 3, Verdun, 1867-70.

ВЕРДЕНСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1916, бои в февр. - дек. за укреплённый район Вердена между герм, и франц. войсками во время 1-й мировой войны 1914- 1918. Герм. верх, командование решило в 1916 нанести гл. удар на Зап. фронте против Верденского выступа, являвшегося опорой всего франц. фронта. 112-KJ4 фронт Верденского укреплённого района (ген. Ф. Эрр) обороняли 8 франц. дивизий. На 15-км участке прорыва против 2 франц. дивизий немцы сосредоточили 6,5 дивизий при 946 орудиях (в т. ч. 542 тяжёлых) из состава 5-й герм, армии кронпринца Вильгельма (всего 17 дивизий). Атака 21-25 февр. на прав, берегу р. Мёз (Маас) встретила упорное сопротивление франц. войск, и прорыв достигнут не был. Франц. командование ввело 2-ю армию (ген. А. Петен, с 1 мая ген. Р. Нивель) и организовало для бесперебойного снабжения войск автомоб. движение по шоссе Бар-ле-Дюк-Верден, названному "священной дорогой". Перенос немцами в марте гл. удара на лев. берег р. Мёз (Маас) также не принёс успеха. За 70 сут (февр. -апр. ) ожесточённых боёв герм, войска продвинулись лишь на 6-7 км. В дальнейшем В. о. приняла характер борьбы на истощение. В ию