БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

не герм, войска предприняли новую неудачную попытку прорыва. Успешное наступление войск рус. Юго-Зап. фронта и наступление союзников на р. Сомма заставили герм, командование перейти под Верденом к обороне (2 сент. ). 24 окт. франц. войска перешли в контрнаступление и к 21 дек. вышли на рубеж, занимавшийся ими 25 февр. В результате наступления 20-26 авг. 1917 франц. войска полностью восстановили положение под Верденом.

В В. о. герм, командование не добилось ни прорыва франц. фронта, ни намеченного позже (с лета) перемалывания ограниченными силами франц. резервов. Германия ввела до 50 дивизий из 125 и потеряла до 600 тыс. чел. Франция привлекла 65 дивизий из 125 и потеряла 358 тыс. чел.

Лит.: Зайончковский А. М.. Мировая война 1914-1918. т. 2, М., 1938; Попов В. Т., Бои за Верден, М., 1939; Р е б о л ь д Ж., Крепостная война в 1914 - 1918, [пер. с франц. ], М., 1938.

ВЕРДЕНСКИЙ ДОГОВОР 843, о разделе империи Карла Великого; заключён его внуками Лотарем, Людовиком Немецким и Карлом Лысым в Вердене (Verdun). Лотарь, сохранив императорский титул, получил Италию и широкую полосу земель вдоль Рейна и Роны, Людовик Немецкий - земли к В. от Рейна (Вост. -Франкское королевство), Карл Лысый - земли к 3. от Рейна (Зап. -Франкское королевство). Раздел Франкского гос-ва по В. д. соответствовал границам расселения складывавшихся франц., нем. и итал. народностей и фактически положил начало существованию трёх крупных государств - Франции, Германии, Италии.

Карту см. при ст. Франкское государство.

Публ. : Der Vertrag von Verdun 843. 9 Aufsatze, hrsg. von Th. Mayer, Lpz., 1943.

ВЕРДЕРЕВСКИЙ Дмитрий Николаевич (1873, Петербург,-1946, Париж), русский контр-адмирал (1916). Окончил Мор. корпус (1893) и Арт. офицерские классы (1898). В 1906-09 выступал в ч Морском сборнике" с требованиями прогрессивных преобразований в мор. ведомстве. Во время 1-й мировой войны командовал крейсером и бригадой крейсеров Балт. флота, в 1916-17 нач. дивизии подводных лодок, в апр. - мае 1917 нач. штаба Балт. флота, в мае командир бригады линкоров. В июне 1917 назначен командующим Балт. флотом, но 7 июля отрешён от должности и отдан под суд за невыполнение контрреволюц. приказов Врем, пр-ва во время Июльского кризиса (В. считал, что флот должен вести борьбу только с внешним врагом). После поражения корниловщины 30 авг. (12 сент. ) назначен мор. министром. Безуспешно пытался предотвратить революционизирование флота. 24 окт. (6 нояб. ) подписал рапорт об отставке, но подать его Керенскому не успел. После Окт. революции эмигрировал, незадолго до смерти принял сов. гражданство.

ВЁРДЖИНЕЛ (англ. virginal), клавишный муз. инструмент, англ, разновидность небольшого клавесина с корпусом в виде прямоугольного ящика (обычно без ножек) и струнами, расположенными по диагонали. Звук В. слабее клавесинного, но громче, чем у спинета. В 16- 17 вв. был распространён в Англии (крупнейшие вёрджинелисты - У. Бёрд, Дж. Булл, Дж. Фарнаби и др. ), в 18 в. был известен и в Германии.

ВЕРДИ (Verdi) Джузеппе (10. 10. 1813, Ронколе, пров. Парма,-27. 1. 1901, Милан), итальянский композитор. Сын трактирщика. С 7 лет учился музыке у местного органиста, в 12 лет был церк. органистом. Первые опыты в области композиции относятся к 1828 (увертюры, марши для духового оркестра, фп. пьесы). В 1832 пытался поступить в Миланскую консерваторию, но не был принят по возрасту. Занимался у дирижёра и композитора В. Лавиньи. В 1833 дирижёр гор. духового оркестра, в 1836 возглавлял филармонич. об-во в Буссето. В 1839 в Милане поставлена первая опера В. - "Оберто, граф Бонифачо"-, тепло принятая публикой. Следующая опера-"Король на час, или Мнимый Станислав" (1840) не имела успеха. Известность В. принесли оперы "Набукко" ("Навуходоносор", 1841, пост. 1842) и "Ломбардцы в крестовом походе" (1842, пост. 1843; франц. редакция - "Иерусалим", 1847). Проникнутые героикореволюц. пафосом, эти оперы встретили восторженный приём в Италии, стремившейся сбросить иго австр. поработителей. В операх В. слушатели улавливали намёки на совр. политич. события, зачастую спектакли сопровождались политич. манифестациями. В 1842-49 В. создаёт 13 опер, в т. ч. "Эрнани" (1844), "Аттила" (1846), "Макбет" (1847), "Битва при Леньяно" (1849), "Луиза Миллер" (1849). Патрио-тич. настроения В. нашли отражение также в гимне "Звучи, труба", написанном во время Революции 1848 по предложению Дж. Мадзини (на текст Г. Маме-ли). Мировое признание получили оперы, созданные В. в 50-е гг. 19 в. : "Риголетто" (1851, по драме В. Гюго "Король забавляется"), "Трубадур" (1852, пост. 1853), "Травиата" (1853, по драме А. Дюма-сына "Дама с камелиями"). В этих операх романтич. тенденции уступают место яркому реализму, углублённому психологизму. В центре внимания композитора судьбы простых людей (Виолетта, Риголетто, Азучена), социальное неравенство, сословные предрассудки. Зачастую реалистич. иск-во В. принимает острую критич. направленность. В операх 50- 60-х гг. В., в связи с ростом нац. -освободит, движения, вновь обращается к исто-рикогероич. сюжетам, связывая воедино личную драму героев с общественнополитич. событиями: "Сицилийская вечерня" (1854, пост. 1855), "Симон Бокканегра" (1857, 2-я ред. 1881), "Бал-маскарад" (1859). В 1862 по заказу пе-терб. Мариинского театра написал оперу "Сила судьбы" (2-я ред. 1869). В связи с постановкой оперы В. дважды посетил Россию (1861, 1862). В 1866 работал для парижского театра "Гранд-Опера" над оперой "Дон Карлос" (пост. 1867, 2-я ред. -итал. либретто, 1884). В 1870 по заказу из Египта В. создал оперу "Аида" (пост. 1871, Каир), являющуюся одной из вершин итальянского оперного иск-ва. Пышная вост. экзотика, торжеств, марши и шествия, придающие опере характер блестящего, помпезного спектакля, сочетаются в ней с глубоким психологизмом (тонко разработаны характеристики гл. героев). В последующие 15 лет В. не обращался к оперному жанру, написал "Реквием" (1874) памяти итал. писателя А. Мандзони, неск. вокальных произведений. Шедевром реалистич. иск-ва. является опера "Отелло" (1886, пост. 1887) - высокий образец психологии, муз. драмы, одно из величайших творений мировой муз. классики. Последняя опера В. "Фальстаф" (по комедии У. Шекспира " Виндзорские проказницы", 1892, пост. 1893) - остроумная, искромётная комич. опера в жанре итал. оперы-буффа.

В историю музыки В. вошёл как реформатор оперного иск-ва, крупнейший композитор-реалист. Идейнохудожеств. богатство, гуманистич. направленность творчества, связь с нац. -демократич. культурой Италии обусловили непреходящее ист. значение В., сделали его оперы популярными во всём мире. Основываясь на принципах итал. бельканто, В. насыщает вокальную мелодику своих опер ярким драматизмом, героич. интонациями. Композитор значительно изменил характер и структуру традиционной итал. оперы. Стремясь к слиянию песенноариозных и декламац. принципов, он создал свой "смешанный" вокальный стиль, послуживший основанием для свободных форм монолога и диалога в опере. Важнейшим звеном драматургич. развития становятся у В. большие вокальные сцены. В лучших операх В. существенную драматургич. нагрузку несёт оркестр, однако для композитора незыблем приоритет вокального начала. "Голос и мелодия,- говорил В.,- для меня всегда будут самым главным".

В. написал 26 опер (6 из них в 2 ре-. дакциях); кантаты, в т. ч. "Гимн наций" (1862); духовые соч., в т. ч. Те Deum <1896), Stabat Mater (1897); струнный квартет (1873); вокальные ансамбли, романсы, песни и др.

Соч. : Избранные письма, пер. и вступ. статья А. Бушей, М., 1959.

Лит.: СоловцоваЛ., Джузеппе Верди, М., 1966; Нюренберг М., Джузеппе Верди. 1813 - 1901, 2 изд., Л., 1968; С h e г-bujiez A. E. A., Giuseppe Verdi. Leben und Werk, Z., 1949; Gatti C., Verdi, 2 ed., Mil., 1951: Abbiati F., Verdi, v. 1 - 4, Mil., 1959.

ВЕРДИКТ (от лат. vere dictum - истин-. но сказанное), в суде присяжных решение (приговор) присяжных заседателей по вопросу о виновности или невиновности. подсудимого (обвинит, или оправдат. В. ). Законодательство и суд. практика различных гос-в знают устный и письм. В., причём они могут быть в форме ответов на вопросы суда или в форме согласия с обвинит, актом либо его отклонения. В суд. практике США различают общий В. по вопросу о виновности и спец. В. по вопросу о доказанности определённых фактов, вывод из к-рых делают постоянные суды. На основе В. суд выносит решение о наказании. В. принимается присяжными единогласно или большинством голосов. Напр., в Великобритании с 1967 единогласия заседателей при вынесении В. не требуется, такой же порядок установлен в законодательстве ряда штатов США. Несмотря на внешне демокра-тич. порядок вынесения В., этот институт, как и другие институты суда присяжных в бурж. гос-вах, не обеспечивает подлинной независимости присяжных от. позиции постоянных судей. "... Судья довольно ясно даёт понять присяжным, какой приговор им следует вынести, и послушные присяжные регулярно выносят именно такой приговор" (ЭнгельсФ., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 636). Возможность для этого создаётся не только соответствующим подбором присяжных, но и процедурой вынесения В. В частности, в США и Великобритании председательствующий (профессиональный судья) произносит или зачитывает напутствие присяжным, в к-ром не только даёт обязательные для них разъяснения закона и резюмирует позиции сторон, но и высказывает суждения по поводу достоверности и значения отдельных доказательств, причин отказа подсудимого от дачи показаний и т. д. Присяжные находятся также под влиянием позиции председательствующего в суде, поскольку его широкие полномочия позволяют ему активно поддерживать одну из сторон. Председательствующий может вызвать присяжных из совещат. комнаты для дополнительных разъяснений, признать В. недействительным из-за противоречий в нём или, наоборот, отказаться признать их существенными; может распорядиться о новом совещании присяжных для устранения допущенной, по его мнению, ошибки в применении права и т. д. В тех странах, где закон требует единогласия при вынесении В., а^но не достигнуто, суд может направить присяжных на дополнит, совещание либо назначить иной состав присяжных для нового разбирательства дела.

Г. М. Миньковский.

ВЕРДОН (Verdon), река в юго-вост. части Франции, лев. приток р. Дюранс (басе. Роны). Дл. 200 км. Берёт начало в Прованских Альпах; течёт по живописным ущельям. Осенне-зимние и весенние паводки. В верх, течении имеются водохранилища и ГЭС; в нижнем используется для орошения.

ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания опорных реакций и равнодействующих системы сил, построения эпюр изгибающих моментов, определения рациональных очертаний арочных и висячих систем и решения др. задач статики плоских систем. В основу построения В. м. положено представление о многоугольнике, образованном осью закреплённой по концам невесомой нити (верёвки), натянутой действующими на неё силами. Построение В. м. совместно с силовым многоугольником (рис. ) применяется также для определения геометрических характеристик плоских сечений, решения некоторых задач инженерной гидравлики, экономики и др.

а - верёвочный многоугольник; б - силовой многоугольник.

ВЕРЕЙСКИЙ Георгий Семёнович [18(30). 7. 1886, г. Проскуров, ныне г. Хмельницкий УССР,-18. 12. 1962, Ленинград], советский график, нар. художник РСФСР (1962), действит. чл. АХ СССР (1949). Учился в Петербурге (1913-16) у М. В. Добу-жинского, Б. М. Кустодиева, А. П. Остроумовой-Лебедевой. В 1918-30 рабо-

тал в отделении гравюр Эрмитажа. Мастер графич. портрета (литография, офорт, рисунок), отличающегося точностью характеристики модели, подчёркнутой твёрдостью рисунка; создал ряд пейзажных и жанровых листов. Произв. : серии литографий "Портреты русских художников" (издана альбомами в 1922 и 1927), "Деревня" (издана альбомом в 1924), "Русские писатели" (издана альбомами в 1927 и 1929); портреты деятелей Сов. гос-ва, лётчиков, рабочих, деятелей сов. культуры (Гос. пр. СССР, 1946). Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Лит.: Чернова Г. А., Георгий Семёнович Верейский, М., 1965.

ВЕРЕЙСКИЙ Орест Георгиевич [р. 7(20). 7. 1915, дер. Аносово, ныне Смоленской обл. ], советский график, нар. художник РСФСР (1970), чл. -корр. АХ СССР (1958). Сын Г. С. Верейского. В 1936-38 был вольнослушателем АХ в Ленинграде. Автор иллюстраций и станковых серий. Для работ В. характерны меткость наблюдений, чёткость графич. манеры. Произв. : илл. к поэмам А. Т. Твардовского "Василий Тёркин" (1942 - 48) и "Дом у дороги" (1957), к "Разгрому" А. А. Фадеева (1949, изд. 1967), "Тихому Дону" (1951-52), "Судьбе человека" (1958) и "Поднятой целине" (1967) М. А. Шолохова; серии рисунков, акварелей и литографий, исполненные в результате поездок по Чехословакии, Сирии, Ливану, Египту (все - 1955), Финляндии (1957), Исландии (1958), США (1960 и 1963). Награждён орденом Красной Звезды и медалями.

Лит.: Каменский А., О. Г. Верейский, М., 1960.

ВЕРЕЙСКОЕ КНЯЖЕСТВО, одно из русских княжеств, находившееся к Ю. -З. от Москвы, с центром в г. Верея (впервые упоминается в летописи 14 в. ).

Г. С. Верейский. Портрет Е. Д. Ве-рейской, матери художника. Чёрная акварель. 1930. Третьяковская галерея. Москва.

О. Г. Верейский. Иллюстрация к рассказу Шолохова "Судьба человека".

Тушь, кисть. 1958.

Сначала Верея входила в состав Можайского княжества, выделенного Дмитрием Донским своему сыну Андрею (правил в 1389-1432). В 1432-86 В. к. - удел Михаила, сына Андрея, после смерти к-рого В. к. было присоединено к Моск. великому княжеству.

ВЕРЕЛЬСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1790, заключён между Россией и Швецией после русскошвед. войны 1788-90 (см. Русско-шведские войны 18-19 вв.). Подписан 3(14) авг. в Вереле (Вяряля, Varala, Финляндия). Обе стороны были заинтересованы в скорейшем заключении мира: Швеция-ввиду истощения войной, Россия - из-за продолжавшейся войны с Турцией и враждебной позиции Англии и Пруссии. В. м. д. по существу повторил условия Абоского мирного трактата 1743 и не внёс никаких терр. изменений. Гл. значение В. м. д. заключалось в том, что Швеция отказалась от союза с Турцией, а Россия - от формулировок Ништадтского и Абоского трактатов, по к-рым Россия получала возможность вмешиваться во внутр. дела Швеции. В. м. д. способствовал росту междунар. престижа России.

ВЕРЕНИГИНГ, город в ЮАР; см. Фе-ренигинг.

ВЕРЕНШЁЛЛЬ (Werenskiold) Эрик Теодор (11. 2. 1855, Вингер,-23. 11. 1938, Осло), норвежский живописец и график реалистического направления. Учился в Осло (1874-75), Мюнхене (1875-80), Париже (1880-е гг. ). Испытал влияние В. Лейбля и франц. импрессионистов. Автор жанровых картин ("Крестьянские похороны*, 1885, Нац. галерея, Осло), много-числ. портретов, пейзажей ("Сосна под снегом", 1923, собр. Р. Мейера, Берген), илл. к нар. сказкам и легендам (к "Книге королей" Снорри Стурлусона, 1896- 1899, и мн. др. ).

Э. Т. Вереншёлль. "Крестьянские похороны". 1885, Национальная галерея.

Осло.

Лит.: Svedfelt Т., Е. Werensldolds konst, Stockh., 1947. М. И. Безрукова.

ВЕРЕСАЕВ (псевд. ; наст. фам. Смидович) Викентий Викентьевич [4(16). 1. 1867, Тула,- 3. 6.