БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

Публ.: Конституции буржуазных стран, т. 2 - Средние и малые европейские страны, М.- Л., 1936, с. 46-72.

Лит.: Jankowic D., yidovdanski ustav, в кн.: Iz istorije Jugoslavije. 1918 - 1945, Beograd, 1958, s. 182-90. В. Г. Карасёв.

ВИДОВОЙ ФИЛЬМ, географический, географо-этнографич., краеведч. фильм. Воспроизводит на экране природные особенности страны или географич. района, показывает жизнь и труд людей, создающих экономич. и культурные ценности. Мн. фильмы посв, путешествиям, экспедициям. Первый В. ф. был снят бр. Люмьер (Франция) в 1895. Широкое распространение получили В. ф. в Англии, Франции, США. В России В. ф. снимались с 1907. Первые сов. В. ф. появились в. сер. 20-х гг. 20 в. Выпускаются фильмы-путешествия, экспедиц. фильмы. В конце 40-х гг. создана серия короткометражных В. ф. "Путешествия по СССР". В 1960 организовано производственно-творч. объединение по выпуску географии, фильмов о Сов. Союзе и др. странах. В 1963 начался выпуск "Альманаха кинопутешествий" - киносборника фильмов о путешествиях по СССР и странам мира. Лит.: Шнейдеров В., Путешествия с киноаппаратом, М., 1952; его же. Путешественник кинолюбитель, М., 1961.

В. А. Шнейдеров.

ВИДОИСКАТЕЛЬ, оптическое устройство фото-, киноаппарата, служащее для определения границ изображения (кадра) снимаемого объекта. В. рассчитывается под съёмочный объектив с определ. фокусным расстоянием. При съёмке сменными объективами с различными фокусными расстояниями пользуются приставными индивидуальными (для каждого объектива) В. или универсальным В., состоящим из набора миниатюрных объективов с разными фокусными расстояниями, укреплённых на вращающемся диске. Различают В. рамочные (иконометры), телескопические и зеркальные. В проф. киноаппаратах часто встречаются зеркально-отражат. В. с матовой коллективной линзой и визирующим устройством. При несовпадении оптич. оси В. с оптич. осью съёмочного объектива возникает параллакс - различие границ изображения, наблюдаемого в В. и рисуемого на фото-, киноплёнку.

Типы видоискателей: а - рамочный (1 - визирная рамка, 2 - рамка кадра); б - телескопический (1 - рассеивающая линза, 2 - собирательная линза); в - зеркальный (1 - объектив, 2 - зеркало, 3 - линза видоискателя, 4-лупа для наблюдения, 5-съёмочный объектив); г - зеркально-отражательный (1 - объектив, 2 - зеркальный обтюратор, 3 - коллектив с матовой поверхностью, 4 - призма полного внутреннего отражения, 5 - плоскость киноплёнки в кадровом окне, 6 - визирная лупа).

Параллакс особенно велик при съёмке на малых расстояниях. Для устранения его в поле зрения нек-рых В. помещают ряд прямоугольных рамок, позволяющих внести поправку на параллакс при съёмке с различных расстояний. В зеркальных фотоаппаратах с одним съёмочным объективом и киноаппаратах с зеркальным обтюратором параллакс отсутствует. В нек-рых фотоаппаратах (ФЭД, "Зоркий" и др.) В. конструктивно объединён с оптич. дальномером.

ВИДОК, по Русской правде, свидетельочевидец, дающий показания в судебном процессе.

ВИДООБРАЗОВАНИЕ, процесс возникновения новых видов. Из учения Ч. Дарвина о происхождении видов и всего последующего развития биологич. наук (см. Дарвинизм, Эволюционное учение) неизбежно следует, что виды изменяются во времени, приобретая новые признаки и свойства, и дифференцируются так, что из одного вида образуются два или больше новых. Ведущим и единственным направляющим фактором В. является естественный отбор. Наблюдать процесс В. в природе можно лишь в очень редких случаях: В. охватывает периоды, значительно превышающие продолжительность жизни неск. поколений людей, или протекает узко локально, в отд. популяциях "старого" вида, ускользая от непосредств. наблюдения исследователей. Поэтому возможны лишь теоретич. представления о механизме В. в природе. Для создания и развития таких представлений есть два осн. пути: 1) сравнит, изучение разных фаз и степеней внутривидовой дифференцировки (геогр. и экологич. формы) и 2) логическое развитие представлений о возможных механизмах В., почерпнутых из различных областей генетики, в т. ч. и цитогенетики (изменение кариотипов и частот генов в популяциях, ценность генотипов при отборе, механизмы изоляции и т. п).

Во времена Ч. Дарвина и в последующий период развития классич. эволюционного учения осн. путём В. считался географический: полагали, что геогр. подвиды являются "ступеньками" В. Это подтверждается существованием геогр. викарирующих видов, близких по своим морфо-физиол. признакам и занимающих раздельные, но сходные по физико-геогр. условиям ареалы (аллопатрия). Об этом же свидетельствует и обилие эндемичных видов при терр. изоляции (напр., на островах). Считалось, что значит, перекрывание ареалов разных видов или распространение одного вида в пределах ареала другого (симпатрия) - явление вторичное, связанное с проникновением уже сформировавшихся видов на общую территорию. Однако уже накоплены данные, свидетельствующие о возможности возникновения новых видов и в условиях симпатрии.

Для В. необходимо формирование в природных условиях изоляц. барьеров, к-рые препятствовали бы скрещиванию, образованию переходных гибридных зон и сглаживанию (нивелировке) достигнутых различий между исходной и новой формами. Наряду с различными формами геогр. (терр.-механич.) изоляции, известны и разные формы биол. изоляции, к-рые могут быть разбиты на три осн. группы: эколого-этологич., морфо-физиологич. и собственно генетическую. Биол. изоляция приводит к уменьшению вероятности встречи особей разных полов в период размножения, снижению полового влечения и эффективности спаривания, к падению жизнеспособности или плодовитости образующихся в результате скрещивания гибридов.

При аллопатрич. В. вначале обычно возникает к.-л. форма терр.-механич. изоляции (разрыв ареала). Напр., в Палеарктике мн. виды животных и растений при наступлении ледников в четвертичном периоде были оттеснены на юг, в т. н. гляциальные рефугии (ледниковые убежища), где группы популяций, длительно разобщённые наступлением ледников, существовали изолированно. За это время у них могли возникнуть те или иные формы биол. изоляции. В результате после расселения (с окончанием ледникового периода) на С. и вторичной встречи эти формы в природных условиях более не скрещивались, превратившись тем самым в отчётливо различимые виды.

При симпатрич. В. в пределах популяции вида первично образуется группа особей, в той или иной степени биологически изолированная. В случае приобретения к.-л. качеств, дающих в определ. условиях среды преимущества при отборе, эта группа может дать начало новому симпатрич. виду. В таких, ещё не абсолютно изолированных внутри исходного вида формах, может, напр., ускориться накопление хромосомных перестроек, приводящих к абс. генетич. изоляции и образованию новых, но морфо-физиологически весьма близких видов (в пределе видовблизнецов). У растений в результате самоопыления относительно часто могут возникать внутри исходного вида группы тетраплоидных особей, дающие при скрещиваниях с исходными диплоидными особями стерильные триплоидные гибриды (см. Плоидность, Полиплоидия). Если такие формы не отметаются отбором, они могут дать начало новым видам, не скрещивающимся с исходными. Это подтверждается относительно часто встречающимися у растений сериями полиплоидных видов в пределах рода.

Т. к. процесс В. весьма длителен, следует ожидать обнаружения в природе зарождающихся, окончательно ещё не сформировавшихся видов. Так, в пределах кругополярного ареала чайки (серебристая, хохотунья и клуша) образуют непрерывную цепь переходящих друг в друга подвидов; крайние звенья этой цепи в Балтийско-Беломорском р-не ведут себя как отчётливо различные виды.

Процессы В. не всегда причинно связаны с возникновением новых адаптации (напр., появление тетраплоидов у растений); последние могут сопутствовать геогр. В., если первично образуется та или иная форма экологич. изоляции. В большинстве же случаев, по-видимому, новые адаптации легче возникают после наступления той или иной степени изоляции нового вида, когда прекращается нивелировка различий между формами, начинается межвидовая конкуренция и ускоряется возможность образования новых экологических ниш. Адаптивные и неадаптивные изменения вида во времени можно проследить в пределах фратрий. Все процессы В. в природе комплексны и протекают под давлением различных элементарных эволюц. факторов, поразному воздействующих на смешанный генотипич. состав популяций (см. Микроэволюция).

Лит.: Дарвин Ч., Происхождение видов путём естественного отбора..., Соч., т. 3, М.- Л., 1939; Симпсон Д., Темпы и формы эволюции, пер. с англ., М., 1948; 3 а в а д с к и и К. М., Вид и видообразование, Л., 1968; М а и р Э., Зоологический вид и эволюция, пер. с англ., М., 1968; Тимофеев-Ресовский Н. В., Воронцов Н. Н., Я б л о к о в А. В., Краткий очерк теории эволюции, М., 1969.

Н. В. Тимофеев-Ресовский, Н. В. Глотов, В. И. Иванов.

ВИДОР (Vidor) Кинг Уоллис (р. 8.2. 1894, Галвестон), американский режиссёр, продюсер. Учился в Воен. академии в Техасе. В 1913 начал деятельность в кино. Поставил фильмы, внёсшие значит, вклад в реалистич. направление в амер. киноискусстве: "Большой парад"(1925), "Толпа" (1928), "Хлеб наш насущный" (1934), "Цитадель" (1938, по одно им. произв. А. Дж. Кронина). Эти фильмы посвящены социально значимым проблемам - осуждению империалистич. войны, безработице в США, судьбам науки в капиталистич. обществе. В.- режиссёр фильма "Война и мир" (1956, по Л. Н. Толстому), поставленного совместно с итал. кинематографистами.

Кадр из фильма "Толпа". 1928. Реж. К. У. В и д о р.

Соч.: A tree is a tree. [Autobiography], N. Y., 1953.

Лит.: Jacobs L., The rise of the american film, N. Y., 1939.

ВИДУКИНД (Widukind, Witikind, Wittekind) Корвейский (ок. 925- после 973), немецкий ср.-век. историк, саксонский бенедиктинский монах аббатства Корвей в Вестфалии. Автор "Истории саксов" (в 3 кн.; доведена В. до 967; продлена неизвестным автором до 973). В ней освещаются события политич. и воен. жизни саксов и деятельность первых двух герм, королей Саксонской династии.

Соч.: Res gestae Saxonicae, hrsg. von P. Hirsch, в кн.: Monumenta Germaniae Historica. Scriptores rerum Germanicarum, 5 Aufl., Hannover, 1935.

ВИДУНАС (псевд.; наст. фам. Стороста) Вилюе (22.3.1868, дер. Йонайчяй, ныне Шилутский район Литовской ССР,- 20.2.1953, Детмольд, ФРГ), литовский драматург, философ, деятель культуры. В ун-тах Германии изучал литературу, философию, иностр. языки. С 1888 преподавал в школах Литвы. С 1912 жил и работал в Тильзите, где возглавлял культурную жизнь литовцев Вост. Пруссии, занимался историей и лингвистикой, выпускал литов. периодич. издания: "Салтинис" ("Saltinis"), "Яунимас" (" Jaunimas"),"Науйове"("Naujove"), читал лекции. При господстве гитлеровцев подвергался преследованиям, филос. работы В. "Смерть и что далее" (1907), "Таинственное величие человека" (1907), "Жизненная основа народа" (1920) близки идеям неоплатоников. Мыслями о моральном усовершенствовании, о независимости индивида и народа проникнуты драматич. произв., в т. ч. трагедия "Тени предков" (1908), "Вечный огонь" (1912), "Мировой пожар" (1928) и др., направленные против германизации литовцев .

Лит.: Amzina ugnis, Vilnius, 1968.

И. Ланкутис.

ВИДЫ СООБЩЕНИЙ, классификация перевозок в зависимости от расположения пунктов отправления и назначения грузов и пассажиров и используемых для перевозок видов транспорта. Различают В. с.: внутрихозяйственные (т. е. внутри пром. и с.-х. предприятий, строек и т. д.) и внешние, связывающие данное предприятие с другими. Внутрихозяйств. перевозки, как правило, выполняются производств. транспортом. Внешние перевозки, осуществляемые транспортом общего пользования, в свою очередь, делятся: на внутригородские и междугородные. Последние могут быть подразделены на внутриобластные, межобластные (а в СССР и межреспубликанские), а также международные. В зависимости от используемых видов транспорта различают перевозки в ж.-д., водном (морском, речном), автомоб., возд. или смешанном сообщениях (осуществляемых с участием двух и более видов транспорта). Перевозки в смешанных сообщениях требуют перегрузки (перевалки) грузов с одного вида транспорта на другой и, следовательно, соответствующего технич. оснащения пунктов перевалки, обычно размещающихся в трансп. узлах. Перевалка грузов значительно упрощается и удешевляется, если грузы находятся в контейнерах (и контрейларах). В СССР и в др. социалистич. странах, где все виды транспорта, являясь гос. собственностью, образуют единую транспортную систему, имеются особо благоприятные условия для развития перевозок в смешанных сообщениях (см. Единая транспортная сеть СССР).

Помимо указанной классификации перевозок по В. с., применяемой как для транспорта в целом, так и для отд. его видов, имеются и свои классификации перевозок по В. с., применяемые только для данного вида транспорта.

На ж.- д. транспорте распределение перевозок по В. с. следующее: местное сообщение, когда пункты отправления и назначения расположены в пределах данной дороги; ввоз - груз завозится на данную дорогу с других дорог сети; вывоз - груз перевозится с данной дороги на другие дороги сети; транзит - перевозка по данной дороге, когда пункты отправления и назначения расположены за её пределами. Перевозки, выполняемые с участием двух или неск. дорог, наз. перевозками в прямом сообщении. К ним относятся все перевозки по ввозу, вывозу и транзиту.

Пассажирские перевозки на ж. д. подразделяются по В. с. на: пригородные, осуществляемые в пригородных зонах, прилегающих обычно к крупным пром. центрам по особым пригородным (как правило, льготным) тарифам; местные (в пределах данной дороги) и прямые (с участием неск. дорог). Местные и прямые перевозки считаются дальними. Деление пассажирских перевозок на пригородные, местные и дальние существует также на автомоб. и водном транспорте.

На автомоб. транспорте пассажирские перевозки делятся ещё на внутригородские и междугородные (трактовые). В тех же случаях, когда автобусные линии соединяют центры городов с пригородами или более отдалёнными пунктами, такие перевозки частично должны, относиться к городским и частично к междугородным.

На мор. транспорте различают следующие В. с.: малый каботаж, когда перевозки совершаются между портами одного мор. бассейна данной страны, напр, между Одессой и Батуми, между Красноводском и Баку и т. д.; большой каботаж - перевозки между портами разных мор. бассейнов той же страны, напр, между Одессой и Владивостоком, Ленинградом и Новороссийском и т. д.; заграничное плавание - напр, перевозки между портами СССР и зарубежными или между иностр. портами (осуществляемые сов. судами).

На возд. транспорте различают линии союзного и местного значения, а также междунар. линии. Пассажирские перевозки здесь, благодаря высоким скоростям самолётов и спрямлению трансп. маршрутов, характеризуются быстротой доставки пассажиров к местам назначения и удобством их передвижения.

Каждый В. с. предъявляет свои требования к технич. средствам и условиям перевозок. См. также Транспорт.

Е. Д. Хануков.