БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

нопсихологич. характеристики визант. об-ва предпринял X. Хунгер (Австрия). Ведущую роль в развитии зап. В. играют в наст, время византинисты Франции (изучение истории, источников, иск-ва, сфрагистика, палеография) и ФРГ (источниковедение, изучение права, богословия, лит-ры, филология). В. на совр. этапе характеризуется усилением интереса к социальной проблематике, укреплением междунар. связей. Систематически созываются междунар. конгрессы византинологов (1-й конгресс, Бухарест, 1924; последний, 13-й конгресс, Оксфорд, 1966; сов. византинисты принимают в них участие начиная с 10-го конгресса, Стамбул, 1955). Создана (1955) междунар. ассоциация византинистов ("Междунар. ассоциация византиноведческих исследований"). Ведётся широкая работа в области визант. источниковедения. Под контролем междунар. ассоциации начато издание неопубликованных источников и критич. переиздание опубликованных в 19 в.

В СССР в 30-х гг. 20 в. появляются первые исследования сов. историков, в к-рых с марксистских позиций рассматриваются проблемы истории Византии. Организац. науч. центр сов. В. был создан перед Великой Отечеств, войной в Ленинграде (кафедра В. в ЛГУ под рук. М. В. Левченко), а после войны - и в Москве (в Ин-те истории АН СССР группа В. под рук. Е. А. Косминского), в 1947 при АН СССР было возобновлено прерванное после 1927 издание "Византийского временника" (сов. серия). В 1956 при Ин-те истории АН СССР был создан сектор В., ставший основным научным центром советского В. (ныне сектор находится при Ин-те всеобщей истории АН СССР). Важную организац. роль играют также науч. центры В., сложившиеся в Ленинграде (Ленингр. отделение Ин-та народов Азии АН СССР, ЛГУ, Эрмитаж) и в др. городах (Тбилиси - Ин-т истории языка и лит-ры АН Груз. ССР, Свердловск - Уральский ун-т, Ереван - Ин-т истории АН Арм. ССР). Особенно заметный вклад сов. византинисты внесли в разработку проблем социально-экономич. истории Византии (М. В. Левченко, Н. В. Пигулевская, Е. Э. Липшиц, М. Я. Сюзюмов, 3. В. Удальцова, А. П. Каждан, Г. Л. Курбатов и др.), в изучение византино-слав. отношений (Е. Э. Липшиц, Г. Г. Литаврин и др.), визант. искусства (В. Н. Лазарев, А. В. Банк и др.), визант. источниковедения и истории культуры (П. Е. Ернштедт, С. Г. Каухчишвили, Е. Ч. Скржинская и др.). Сов. византинисты работают и в области вспомогат. византиноведч. дисциплин (нумизматика, сфрагистика, палеография и кодикология). В 1967 осн. итоги развития сов. В. были подведены в коллективном труде "История Византии" (3 тт.); очерки развития сов. В. даны в кн. 3. В. Удальцовой "Советское византиноведение за 50 лет" (1969).

Значит, успехов за послевоен. период достигло В. также в социалистич. странах: в Болгарии, Югославии, Чехословакии, Венгрии, ГДР, Польше, Румынии. В социалистич. странах работает ряд крупнейших византинистов современности: Г. А. Острогорский (Югославия), Д. Моравчик (Венгрия), И. Дуйчев и Д. Ангелов (Болгария), Э. Вернер (ГДР) и др.

Марксистское В. играет в наст, время всё более заметную роль в развитии мирового В. При всём многообразии концепций ист. и культурного развития Визант. империи в историографии центр, пунктом полемики является вопрос о месте и значении Византии в мировом культурно-ист, процессе. Византинисты-марксисты, выявляя особенности в её ист. судьбах, подчёркивают то общее, что сближает ход развития Византии и стран Зап. Европы в ср. века. Они отстаивают идею поступательного, прогрессивного развития Византии и характеризуют ход её истории как закономерную смену этапов зарождения и эволюции одного из вариантов феод, общества. Большинство учёных капиталистич. стран, напротив, делает упор на консервативные черты визант. обществ, институтов, на их генетич. связи с рим. институтами, характеризует Византию как особый тип вост.-православного общества, эволюция к-рого была будто бы противоположна развитию Зап. Европы в эпоху феодализма. Полемика ведётся и по мн. др. проблемам, напр, по вопросам о роли гос. власти в Византии, о влиянии Византии на развитие др. народов (значит, часть буржуазных византинистов изображает визант. гос-во как надклассовый институт и преувеличивает масштабы визант. влияния на культурное развитие юж. я вост. славян).

Важнейшие науч. центры совр. В. находятся при ун-тах и академиях наук СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР, Чехословакии, Югославии, Австрии, Великобритании, Бельгии, Греции, Италии, США, Франции, ФРГ и др. стран.

Главные совр. периодич. византиноведч. издания: "Византийский временник" (Петербург, 1894, Петроград, 1918- 1924, Ленинград, 1924-1927, Москва, с 1947), "Byzantinobulgarica" (Sofia, с 1962), "Byzantinoslavica" [Prague (Praha), с 1929], "Byzantion" (P.- Brux., с 1924), "Byzantinisch-Neugriechische Jahrbucher" (Athen, с 1920), "Byzantinische Zeitschrift" (Lpz.-В., с 1892), "Dumbarton Oaks Papers" [Camb. (Mass.), с 1940], "Epeteris Hetaireion ByzantinSn Spudon" (Athenai, с 1924), "Зборник Радова. Византолошког института" (Београд, с 1952), "Jahrbuch der Osterreichischen Byzantinischen Gesellschaft" (W., с 1951, с 1969 - "Jahrbuch der Osterreichischen Byzantinistik"), "Etudes Byzantines" (Вис., с 1943, с 1946 - "Revue des Etudes Byzantines", P.), "Travaux et Memoires" (P., с 1966).

Лит.: Васильевский В. Г., Обозрение трудов по византийской истории, СПБ, 1890; Удальцова 3. В., Основные проблемы византиноведения в советской исторической науке, М., 1955: Соколов Н. П., Сорок лет советского византиноведения, т. 1, Горький, 1959; Удальцова 3. В., Византиноведение, в кн.: Очерки истории исторической науки в СССР, т. 4, М., 1966: М о ravcsikGy., Byzantinoturcica, 2 Aufl., Bd 2, В., 1958; S. 1 - 164; Ostrogorsky G., Geschichte des byzantinischen Staates, Munch., 1963, S. 1 - 18. См. также Jahrbuch der Osterreichischen byzantinischen Gesellschaft, Bd 15, W., 1966. Г. Г. Литаврин.

ВИЗАНТИНЫ, первоначальное название визант. золотых солидов. Впоследствии В., или безантами, назывались также распространённые в Зап. Европе в 9-14 вв. все вост. золотые монеты, в т. ч. и араб, динары. В 14 в. В. были вытеснены из обращения цехинами, или венецианскими дукатами.

ВИЗАНТИЯ, Византийская имрерия, государство, возникшее в 4 в. при распаде Римской империи в её вост. части и существовавшее до сер. 15 в. Столицей В. был Константинополь, осн. имп. Константином I в 324-330 на месте бывшей мегарской колонии Византии (отсюда назв. гос-ва, введённое гуманистами уже после падения империи). Фактически с основания Константинополя началось обособление В. в недрах Рим. империи (с этого времени обычно ведут историю В.). Завершением обособления принято считать 395, когда после смерти последнего императора единой Рим. державы Феодосия I (правил в 379-395), произошло окончательное разделение Рим. империи на Вост. Римскую (Византийскую) и Зап. Римскую империи. Императором Вост. Рим. империи стал Аркадий (395-408). Сами византийцы называли себя римлянами - по-греч. чромеями", а свою державу "Ромейской". На протяжении существования В. происходили неоднократные изменения её территории .

Этнич. состав нас. В. был пёстрым: греки, сирийцы, копты, армяне, грузины, евреи, эллинизированные малоазийские племена, фракийцы, иллирийцы, даки. С сокращением терр. В. (с 7 в.) часть народов осталась вне пределов В. В то же время на терр. В. расселялись новые народы (готы в 4-5 вв., славяне в 6- 7 вв., арабы в 7-9 вв., печенеги, половцы в 11-13 вв. и др.). С 6-11 вв. в состав населения В. входили этнич. группы, из к-рых в дальнейшем сформировалась итал. народность. Преобладающую роль в экономике, политич. жизни и культуре В. играло греч. население. Гос. язык империи в 4-6 вв.- латинский, с 7 в. до конца существования В.- греческий. Мн. проблемы социально-экономич. истории В. сложны и в решении их в сов. византиноведении существуют различные концепции. Напр., в определении времени перехода В. от рабовладельч. отношений к феодальным. По мнению Н. В. Пигулевской и Е. Э. Липшиц, в В. 4-6 вв. рабство уже потеряло своё значение; согласно же концепции 3. В. Удальцовой (к-рую в данном вопросе разделяет А. П, Каждан), до 6-7 вв. в В. господствовало рабовладение (соглашаясь в общем с этой точкой зрения, М. Я. Сюзюмов рассматривает период между 4 и 11 вв. как "предфеодальный").

В истории В. можно выделить приблизительно 3 осн. периода. Первый период (4 - сер. 7 вв.) характеризуется разложением рабовладельч. строя и началом формирования феод, отношений. Отличительной чертой начала генезиса феодализма в В. было спонтанное развитие феод, строя внутри разлагавшегося рабовладельч. общества, в условиях сохранения позднеантич. гос-ва. Особенности аграрных отношений в ранней В. - сохранение значит, масс свободного крестьянства и крест, общины, широкое распространение колоната и долгосрочной аренды (эмфитевсиса), более интенсивная, чем на Западе, раздача рабам участков земли в виде пекулиев. В 7 в. в визант. деревне было подорвано, а местами уничтожено крупное рабовладельч. землевладение. На терр. бывших поместий устанавливалось господство крест, общины. В конце 1-го периода в сохранившихся крупных поместьях (преим. в М. Азии) труд колонов и рабов стал вытесняться всё шире применявшимся трудом свободных крестьян- арендаторов.

Визант. город 4-5 вв. в основном оставался антич. рабовладельч. полисом; но с кон. 4 в. наблюдался упадок мелких полисов, их аграризация, а возникавшие в 5 в. новые города являлись уже не полисами, а торг.-ремесл. и адм. центрами. Крупнейшим городом империи был Константинополь, центр ремесла и междунар. торговли. В. вела оживлённую торговлю с Ираном, Индией, Китаем и др.; в торговле же с зап.-европ. гос-вами по Средиземному м. В. обладала гегемонией. По уровню развития ремесла и торговли, по степени интенсивности гор. жизни В. в этот период опережала страны Западной Европы. В 7 в., однако, города-полисы окончательно пришли в упадок, аграризации подверглась значительная часть городов, центр общественной жизни переместился в деревню.

В. 4-5 вв. была централизованной военно-бюрократич. монархией. Вся полнота власти сосредоточивалась в руках императора (василевса). Совещательным органом при императоре был Сенат. Всё свободное население делилось на сословия. Высшим сословием было сенаторское. Серьёзной общественной силой стали с 5 в. своеобразные политич. партии - димы, важнейшими из к-рых были венеты (возглавлялись сановной знатью) и прасины (отражали интересы торг.-ремесл. верхов) (см. Венеты и прасины). С 4 в. господствующей религией стало христианство (в 354, 392 пр-во издало законы против язычества). В 4-7 вв. была выработана христ. догматика, сложилась церк. иерархия. С кон. 4 в. стали возникать монастыри. Церковь превратилась в богатую организацию, обладавшую многочисленными зем. владениями. Духовенство освобождалось от уплаты налогов и повинностей (за исключением позем, налога). В результате борьбы различных течений в христианстве (арианства, несторианства и др.) господствующим в В. стало православие (окончательно в 6 в. при имп. Юстиниане I, но ещё в кон. 4 в. имп. Феодосии I пытался восстановить церк. единство и превратить Константинополь в центр православия).

С 70-х гг. 4 в. не только внешнеполитическое, но и внутриполитич. положение В. в значит, мере определяли отношения империи с варварами. В 375 с вынужденного согласия имп. Валента на терр. империи (к югу от Дуная) расселились вестготы. В 376 вестготы, возмущённые притеснением визант. властей, подняли восстание. В 378 объединённые отряды вестготов и части восставшего населения империи наголову разбили армию имп. Валента при Адрианополе. С огромным трудом (ценой уступок варварской знати) имп. Феодосию удалось подавить в 380 восстание. В июле 400 варвары едва не завладели Константинополем, и только благодаря вмешательству в борьбу широких слоев горожан они были изгнаны из города. К кон. 4 в. с увеличением числа наёмников и федератов произошла варваризация визант. армии; временно за счёт поселений варваров расширились мелкое свободное землевладение и колонат. В то время как Зап. Рим. империя, переживавшая глубокий кризис, пала под ударами варваров, В. (где кризис рабовладельч. х-ва протекал слабее, где сохранились города как центры ремесла и торговли и мощный аппарат власти) оказалась экономически и политически более жизнеспособной, что позволило ей устоять против варварских нашествий. В 70-80-х гг. 5 в. В. отразила натиск остготов.

Сельскохозяйственные работы. Мозаика пола Большого дворца в Константинополе. 6 в. (?)

Доение козы. Мозаика пола Большого дворца в Константинополе. 6 в, (?).

Цирковые представления. Часть диптиха. Слоновая кость. 517. Эрмитаж. Ленинград.

В кон. 5-6 вв. начались экономич. подъём и нек-рая политич. стабилизация В. Была проведена финанс. реформа в интересах торг.-ремесл. верхушки крупных городов В., в первую очередь Константинополя (отмена хрисаргира - подати, взимавшейся с гор. населения, передача гос-вом сбора налогов откупщикам, взимание позем, налогов деньгами и т.д.). Социальное недовольство широких плебейских масс привело к обострению борьбы между венетами и прасинами. В вост. провинциях В. усилилось оппозиционное религ. движение монофиситов, в к-ром переплелись этнич., церк., социальные и политич. интересы различных слоев населения Египта, Сирии и Палестины. В кон. 5- нач. 6 вв. на терр. В. с севера через Дунай начали вторгаться слав, племена (493, 499, 502). В правление имп. Юстиниана I (527-565) В. достигла апогея своего политич. и воен. могущества. Осн. целями Юстиниана были восстановление единства Рим. империи и упрочение власти единого императора. В своей политике он опирался на широкие круги средних и мелких землевладельцев и рабовладельцев, ограничивал притязания сенаторской аристократии; одновременно добился союза с православной церковью. Первые годы правления Юстиниана отмечены крупными нар. движениями (529-530 - восстание самаритян в Палестине, 532 - восстание "Ника" в Константинополе). Пр-во Юстиниана провело кодификацию гражданского права (см. Кодификация Юстиниана, Дигесты, Институции). Законодательство Юстиниана, направленное в значит, мере на укрепление рабовладельч. отношений, отражало в то же время изменения, происшедшие в общественной жизни В., содействовало унификации форм собственности, нивелировке гражданских прав населения, установило новый порядок наследования, заставляло еретиков переходить в православие под угрозой лишения гражданских прав и даже смертной казни. В правление Юстиниана усилилась централизация гос-ва, была создана сильная армия. Это дало возможность Юстиниану отбить натиск персов на востоке, славян на севере и осуществить обширные завоевания на западе (в 533-534 - гос-ва вандалов в Сев. Африке, в 535-555 - Остготского королевства в Италии, в 554 - юго-вост. областей Испании). Однако завоевания Юстиниана оказались непрочными; в отвоёванных у варваров зап. областях господство византийцев, реставрация ими рабовладения и рим. налоговой системы вызывали восстания населения [восстание, вспыхнувшее в армии в 602, переросло в гражд. войну, привело к смене императоров - престол занял центурион (сотник) Фока]. В кон. 6-7 вв. В. утратила завоёванные области на Западе (за исключением Юж. Италии). В 636-642 арабы завоевали наиболее богатые вост. провинции В. (Сирию, Палестину, Верх. Месопотамию), в 693- 698 - её