БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

мощи не дала и заключённая в 1439 на Флорентийском соборе уния между православной и католич. церквами на условии признания главенства папского престола (уния была отвергнута визант. народом). Турки возобновили натиск на В. Экономич. упадок В., обострение классовых противоречий, феод, усобицы, своекорыстная политика зап.-европ. гос-в облегчили победу турок-османов. После двухмесячной осады 29 мая 1453 Константинополь был взят штурмом тур. армией и разграблен. В 1460 завоеватели покорили Морею, а в 1461 захватили Трапезундскую империю. К началу 60-х гг. 15 в. Визант. империя прекратила своё существование, её терр. вошла в состав Османской империи.

Лит.: Левченко М. В., История Византии. Краткий очерк, М.- Л.. 1940; Сюзюмов М. Я., Византия, в кн.: Советская историческая энциклопедия, т. 3, М., 1963; История Византии, т. 1-3, М., 1967; Пигулевская Н. В., Византия на путях в Индию, М.- Л., 1951; её же, Арабы у границ Византии и Ирана в IV - VI вв., М.- Л., 1964; У д а л ь ц о в а 3. В.,

Италия и Византия в VI в., М., 1959; Липшиц Е. Э-, Очерки истории византийского общества и культуры. VIII - первая пол. IX в., М.- Л., 1961; К а ж д а н А. П., Деревня и город в Византии в IX - X вв., М., 1960; ГоряновБ. Т., Поздневизантийский феодализм, М., 1962; Левченко М. В., Очерки по истории русско-византийских отношений. М., 1956; Литавр и н Г., Болгария и Византия в XI-XII вв., М., 1960; В г ё h i e r L., Le monde byzantin, [v.] 1-3, P., 1947 - 50; Ангелов Д., История на Византия, 2 изд., ч. 1-3, София, 1959-67; Cambridge medieval history, v. 4, pt 1 - 2, Camb., 1966-67; Kirsten E.,Die byzantinische Stadt, в сб.: Berichte zum XI. Byzantinisten-Kongress, Miinchen, 1958: Т r e i t i n g e r O., Die Ostromische Kaiser-uncl Reichsidee, 2 Aufl., Darmstadt, 1956; В u r у J., The imperial administrative system in the ninth century, 2 ed., N. Y.,1958; Dolger F., Beitrage zur Geschichte der byzantinischen Finanzverwaltung, Munch., 1960; Острогорски Г., HcTopnja Византине, Београд, [1969]. 3. В. Удальцова.

Византийская культура. Особенности культуры В. в значительной степени объясняются тем, что В. не испытала коренного слома политической системы, к-рый пережила Зап. Европа, и влияние варваров было здесь менее существенным. Визант. культура складывалась под влиянием рим., греч. и вост. (элли нистич.) традиций. Оформилась она (как и ср.-век. зап.-европейская) как христианская: в важнейших областях культуры все наиболее существенные представления о мире, а зачастую всякая значит, мысль облекались в образы христ. мифологии, в традиц. фразеологию, почерпнутую из Священного писания и сочинений отцов церкви. Исходя из христианского вероучения (рассматривавшего земное существование человека как краткий эпизод на пороге вечной жизни, вы двигавшего в качестве осн. жизненной задачи человека подготовку к смерти, к-рая рассматривалась как начало жизни в вечности), визант. общество определяло этич. ценности, остававшиеся, впрочем, отвлечёнными идеалами, а не руководством в практич. деятельности: пренебрежение земными благами, оценка труда гл. обр. как средства дисциплины и само уничижения, а не как процесса созидания и творчества (поскольку земные блага скоротечны и ничтожны). Смирение и благочестие, ощущение собственной гре ховности и аскетизм рассматривались ви зантийцами как высшие христ. ценности; они же во многом определяли и художественный идеал. Традиционализм, вообще свойственный христ. мировоззрению, оказался особенно сильным в В. (где самоё гос-во истолковывалось как непосредственное продолжение Рим. империи и где языком письменной культуры оставался преим. греч. язык эллинистич. эпохи). Отсюда вытекало преклонение перед книжным авторитетом. Библия и до известной степени античные классики рассматривались как совокупность необходимого знания. Источником знаний провозглашалась традиция, а не опыт, ибо традиция, согласно визант. представлениям, восходила к сущности, в то время как опыт знакомил лишь с поверхностными явлениями земного мира. Эксперимент и научное наблюдение были крайне редкими в В., критерий достоверности был неразвит, и многие легендарные известия воспринимались как подлинные. Новое, не подкреплённое книжным авторитетом, рассматривалось как бунтарское. Для визант. культуры характерны тяга к систематизации при отсутствии интереса к аналитич. рассмотрению явлений [что свойственно христ. мировоззрению вообще, а в В. усугублялось влиянием греч. классич. философии (особенно Аристотеля) с её тенденцией к классификации] и стремление к вскрытию "истинного" (мистического) смысла явлений [возникшее на основе христ. противопоставления божественного (скрытого) земному, доступному непосредственному восприятию]; пифагорейско-неоплатоновские традиции ещё более усиливали эту тенденцию. Византийцы, исходя из христианского мировоззрения, признавали наличие божественной (в их представлении объективной) истины, соответственно чётко разделяли явления на благие и дурные, отчего всё существующее на земле получало у них этич. оценку. Из обладания (иллюзорного) истиной вытекала нетерпимость ко всякому инакомыслию, к-рое трактовалось как уклонение от благого пути, как ересь.

Взятие Константинополя турецкими войсками. Французская миниатюра 15 в.

От зап.-европ. средневековой культуры визант. культура отличалась: 1) более высоким (до 12 в.) уровнем материального произ-ва; 2) устойчивым сохранением антич. традиций в просвещении, науке, лит. творчестве, изобразительном искусстве, быте; 3) индивидуализмом (неразвитость корпоративных принципов и понятий корпоративной чести; вера в возможность индивидуального спасения, тогда как зап. церковь ставила спасение в зависимость от таинств, т. е. от акций церкви-корпорации; индивидуалистическая, а не иерархическая трактовка собственности), к-рый не сочетался со свободой (византиец чувствовал себя в непосредственной зависимости от высших сил - бога и императора); 4) культом императора как сакральной фигуры (земного божества), требовавшей поклонения в форме особых церемоний, одежды, обращений и т. д.; 5) унификацией науч. и художеств, творчества, чему способствовала бюрократич. централизация визаит. гос-ва. Столица империи - Константинополь - определяла художеств, вкус, подчиняя себе местные школы.

Рассматривая свою культуру как высшее достижение человечества, византийцы сознательно ограждали себя от иноземных влияний: лишь с 11 в. они начинают привлекать опыт араб, медицины, переводить памятники вост. лит-ры, позднее возник интерес к араб, и перс, математике, к лат. схоластике и лит-ре. Книжный характер визант. культуры сочетался с отсутствием строгой дифференциации между отдельными отраслями: для В. типична фигура учёного, пишущего по самым разнообразным отраслям знаний - от математики до богословия и художеств, лит-ры (Иоанн Дамаскин, 8 в.; Михаил Пселл, 11 в.; Никифор Влеммид, 13 в.; Феодор Метохит, 14 в.).

Определение совокупности памятников, составляющих визант. культуру, условно. Прежде всего проблематично отнесение к визант. культуре позднеантич. памятников 4-5 вв. (особенно лат., сирийских, коптских), а также средневековых, созданных вне В. - в Сирии, Сицилии, Юж. Италии, но объединяемых по идейным, художеств, или языковым принципам в круг восточнохрист. памятников. Чёткой грани между позднеантич. и визант. культурой нет: существовал длительный переходный период, когда антич. принципы, тематика и жанры если не господствовали, то сосуществовали с новыми принципами.

Осн. этапы развития визант. культуры: 1)4 - сер. 7 вв.- переходный от античной к ср.-век. культуре (протовизантийский) период. Несмотря на кризис антич. общества, в В. ещё сохраняются его осн. элементы и протовизантийская культура носит ещё гор. характер. Для этого периода характерны становление христ. богословия при сохранении достижений антич. науч. мысли, выработка христ. художеств, идеалов. 2) Сер. 7 - сер. 9 вв.- культурный спад (хотя и не столь последовательный,.как в Зап. Европе), связанный с экономич. упадком, аграризацией городов, потерей В. вост. провинций и крупных центров. 3) Сер. 9-12 вв.- культурный подъём, характеризующийся восстановлением антич. традиций, систематизацией сохранённого культурного наследия, зарождением элементов рационализма, переходом от формального использования к усвоению антич. наследия. 4) 13 - сер. 15 вв. - период идейной реакции, обусловленной политич. и экономич. упадком В. В это время делаются попытки преодоления ср.-век. мировоззрения и ср.-век. эстетич. принципов, не получившие развития (вопрос о возникновении в В. гуманизма остаётся дискуссионным).

Культура В. оказала большое влияние на соседние страны (Болгария, Сербия, Русь, Армения, Грузия и др.) в области лит-ры, изобразит, искусства, религ. верований и др. Велика была роль В. в сохранении античного наследия и передаче его в Италию накануне Возрождения.

Просвещение. В В. сохранялись традиции антич. образованности и до 12 в. просвещение находилось на более высоком уровне, чем где-либо в Европе. Начальное образование (обучение чтению и письму) получали в частных школах грамматистов обычно в продолжение 2-3 лет. До 7 в. уч. программа основывалась на мифологии языч. религий (сохранились ученич. тетради из Египта со списками мифологич. имён), позднее - на христ. Псалтири. Среднее образование ("энкиклиос педиа") получали под руководством учителя-грамматика или ритора по антич. пособиям (напр., "Грамматика" Дионисия Фракийца, 2 в. до н. э.). В программу входили орфография, грамматич. нормы, произношение, принципы стихосложения, ораторское искусство, иногда - тахиграфия (искусство сокращённого письма), а также умение составлять документы. К числу уч. предметов относилась и философия, под к-рой, однако, подразумевали разные дисциплины. По классификации Иоанна Дамаскина философия разделялась на "теоретическую", в к-рую входили богословие, "математическая четверица" (арифметика, геометрия, астрономия и музыка) и "физиология" (учение об окружающей природе), и "практическую" (этика, политика, экономика). Иногда под философией понимали "диалектику" (в совр. значении - логику) и рассматривали её как подготовит, дисциплину, иногда трактовали как завершающую науку. В программы нек-рых школ включалась история. В В. имелись также монастырские школы, но (в отличие от зап.-европейских) они не играли значит, роли. В 4-6 вв. продолжали функционировать сохранившиеся с эпохи античности высшие школы в Афинах, Александрии, Бейруте, Антиохии, Газе, Кесарии Палестинской. Постепенно провинциальная высшая школа перестает существовать. Созданная в 425 высшая школа в Константинополе (аудиторий) вытеснила остальные высшие школы. Константинопольский аудиторий представлял собой гос. учреждение, профессора к-рого считались гос. служащими, только им разрешалось публичное преподавание в столице. В аудитории был 31 профессор: 10 - по греч. грамматике, 10 - по лат. грамматике, 3 - по греч. красноречию и 5 - по латинскому, 2 - по праву, 1 - по философии. Вопрос о существовании высшей школы в 7-8 вв. спорен: согласно легенде, здание константинопольской школы было сожжено императором Львом III в 726 вместе с учителями и книгами. Попытки организации высшей школы начинаются с сер. 9 в., когда начала функционировать Магнаврская школа (в Константинопольском дворце), к-рой руководил Лев Математик. Программа её ограничивалась предметами общеобразовательного цикла. Школа готовила высших светских и духовных сановников. В сер. 11 в. в Константинополе были открыты юридич. и филос. школы - гос. учреждения, готовившие чиновников. Здесь преподавали Иоанн Ксифилин, Константин Лихуд (право), Михаил Пселл (философию). С конца 11 в. философская школа становится средоточием рационалистич. воззрений, что привело к осуждению православной церковью её учителей Иоанна Итала и Евстратия Никейского как еретиков. В 12 в. высшая школа ставится под покровительство церкви и на неё возлагается задача борьбы с ересями. В кон. 11 в. была открыта Патриаршая школа, в программу к-рой входило толкование священного писания и риторич. подготовка. В школе, созданной в 12 в. при церкви св. Апостола в Константинополе, помимо традиционных предметов, преподавали медицину. После 1204 высшая школа в В. прекратила своё существование. Гос. школы всё больше вытесняются школами при монастырях, где поселялись учёные (Никифор Влеммид, Никифор Григора и др.). Такие школы обычно закрывались после смерти учителя или его опалы.

Античные библиотеки не пережили ранневизантийский период. Александрийская библиотека была разрушена в 391; публичная библиотека в Константинополе (осн. ок. 356) сгорела в 475. О библиотеках в более позднее время известно мало. Существовали библиотеки императора, патриарха, монастырей, высших школ и частных лиц (известны собрания Арефы Кесарийского, Михаила Хониата, Максима Плануда, Феодора Метохита, Виссариона Никейского).

Техника. В. унаследовала антич. технику с. х-ва (деревянный бесколёсный плуг с надевающимися сошниками, молотильный волок, в к-рый впрягали скот, искусственное орошение и др.) и ремёсла. Это позволило В. оставаться до 12 в. передовым гос-вом Европы в области произ-ва: в ювелирном, шелкоткацком ремёслах, монументальном строительстве, кораблестроении (с 9 в. стал применяться косой парус); с 9 в. получило распространение изготовление поливной керамики, стекла (по антич. рецептам). Однако стремление византийцев сохранить античные традиции сковывало техннч. прогресс, способствовало начавшемуся с 12 в. отставанию большинства визант. ремёсел от зап.-европейских (стеклоделия, корабельного ремесла и др.). В 14-15 вв. визант. текстильное произ-во уже не могло конкурировать с итальянским. Математика и естественные науки. ВВ. общественный престиж математики был значительно ниже риторики и философии (главнейших ср.-век. научных дисциплин). Визант. математика в 4-6 вв. сводилась прежде всего к комментированию антич. классиков: Феон Александрийский (4 в.) издавал и толковал соч. Евклида и Птолемея, Иоанн Филопон (6 в.) комментировал естественнонаучные труды Аристотеля, Евтокий Аскалонский (6 в.) - Архимеда. Большое внимание уделялось задачам, к-рые оказались бесперспективными (квадратура круга, удвоение куба). Вместе с тем в нек-рых вопросах визант. наука пошла дальше античной: Иоанн Филопон пришёл к выводу, что скорость падения тел не зависит от их тяжести; Анфимий из Тралл, архитектор и инженер, известный как строитель храма св. Софии, предложил новое объяснение действия зажигательных зеркал. Визант. физика ("физиология") оставалась книжной и описательной: использование эксперимента было редкостью (возможно, что вывод Иоанна Филопона о скорости падения тел был основан на опыте). Влияние христианства на визант. естественные науки выразилось в попытках создать целостные описания космоса ("шестодневы", "физиологи"), где живые наблюдения переплетались с благочестивой морализацией и раскрытием аллегорического смысла, будто бы заключающегося в природных явлениях. Нек-рый подъём естественных наук можно проследить с сер. 9 в. Лев Математик (видимо, один из создателей огневого телеграфа и автоматов - позолоченных фигур, приводимых в движение водой, к-рые украшали константинопольский Большой дворец) впервые применил буквы в качестве алгебраич. символов. По-видимому, в 12 в. была предпринята попытка ввести арабские цифры (позиционная система).