| Поздневизант. математики проявляли интерес к вост. науке. Трапезундские учёные (Григорий Хиониад, 13 в., его продолжатели Григорий Хрисококк и Исаак Аргир, 14 в.) изучали достижения араб, и перс, математики и астрономии. Изучение вост. наследия способствовало созданию сводной работы Феодора Мелитиниота "Астрономия в трёх книгах" (1361). В сфере космологии византийцы придерживались традиционных представлений, одни из к-рых восходили к библейской концепции [в наиболее чёткой форме учения о плоской земле, омываемой океаном, изложено Космой Индикоп ловом (6 в.), полемизировавшим с Птолемеем], другие - к достижениям эллинистич. науки, признававшей шарообразность земли [Василий Великий, Григорий Нисский (4 в.), Фотий (9 в.) полагали, что учение о шарообразности земли не противоречит Библии]. Астрономич. наблюдения были подчинены интересам распространённой в В. астрологии, к-рая в 12 в. подверглась резким нападкам со стороны православного богословия, осуждавшего прямое связывание движения небесных светил с человеческой судьбой как противоречащее идее божественного провидения. В 14 в. Никифор Григора предлагал реформу календаря и предсказывал солнечное затмение.
Византийцы обладали большими традиционными практич. навыками по химии, необходимыми для произ-ва красителей, цветной поливы, стекла и пр. Алхимия, тесно переплетавшаяся с магией, была распространена в ранневизант. период, и, может быть, в какой-то мере с ней связано крупнейшее химич. открытие того времени - изобретение в кон. 7 в. "греческого огня" (самовозгорающейся смеси нефти, селитры и др., использовавшейся для обстрела вражеских кораблей и укреплений). От увлечения алхимией, к-рое охватило Зап. Европу с 12 в. и привело в конечном счёте к утверждению экспериментальной науки, визант. умозрительное естествознание практически осталось в стороне.
Зоология, ботаника, агрономия носили чисто описательный характер (императорская коллекция редких животных в Константинополе, разумеется, не имела научного характера): были созданы компилятивные руководства по агрономии ("Геопоники", 10 в.), коневодству ("Иппиатрика"). В 13 в. Димитрий Пепагомен написал книгу о соколах, содержавшую ряд живых и тонких наблюдений. Визант. описания животных включали не только реальную фауну, но и мир сказочных зверей (единороги). Минералогия занималась описанием камней и типов почвы (Феофаст, кон. 4 в.), наделяя при этом минералы оккультными свойствами, якобы им присущими.
Визант. медицина основывалась на античной традиции. В 4 в. Орибасий из Пергама составил "Врачебное руководство", являющееся компиляцией из сочинений антич. медиков. Несмотря на христ. отношение византийцев к болезни как к ниспосланному богом испытанию и даже как к своеобразному соприкосновению со сверхъестественным (особенно эпилепсия и помешательство), в В. (по крайней мере в Константинополе) существовали больницы со спец. отделениями (хирургическое, женское) и мед. училищами при них. В И в. Симеон Сиф написал книгу о свойствах пищи (с учётом араб, опыта), в 13 в. Николай Мирепс-руководство по фармакопее, к-рым пользовались в Зап. Европе ещё в 17 в. Иоанн Актуарий (14 в.) вводил в свои медицинские сочинения практические наблюдения.
Начало географии в В. положили офиц. описания областей, городов, церк. диоцезов. Ок. 535 Иерокл составил "Синекдем" - описание 64 провинций и 912 городов, к-рое легло в основу многих более поздних географич. сочинений. В 10 в. Константин Багрянородный составил описание фем (областей) В., базировавшееся не столько на совр. ему данных, сколько на традиции, отчего оно содержит много анахронизмов. К этому кругу географич. лит-ры примыкают описания путешествий купцов (итинерарии), паломников. Анонимный итинерарии 4 в. содержит подробное описание Средиземного моря с указанием расстояний между портами, товаров, производимых в тех или иных местах, и пр. Сохранились описания путешествий: купца Космы Индикоплова (6 в.) ("Христианская топография", где, помимо общих космологич. представлений, имеются живые наблюдения, достоверные сведения о разных странах и народах Аравии, Африки и др.), Иоанна Фоки (12 в.) - в Палестину, Андрея Ливадина (14 в.) - в Палестину и Египет, Канана Ласкариса (кон. 14 или нач. 15 вв.) - в Германию, Скандинавию и Исландию. Византийцы умели составлять географич. карты.
Философия. Осн. идейные источники визант. философии - Библия и греч. классич. философия (гл. обр. Платон, Аристотель, стоики). Иноземное влияние на визант. философию ничтожно и гл. обр. негативно (полемика против ислама и лат. богословия). В 4-7 вв. в визант. философии господствуют три направления: 1) неоплатонизм (Ямвлих, Юлиан Отступник, Прокл), отстаивавший в условиях кризиса антич. мира представление о гармоничном единстве Вселенной, достигаемом благодаря цепи диалектич. переходов от Единого (божества) к материи (в этике отсутствует понятие зла); сохранялся идеал полисной организации и антич. политеистич. мифология; 2) гностико-манихейский дуализм, исходивший из представления о непримиримом расколе Вселенной на царство Добра и Зла, борьба между к-рыми должна завершиться победой Добра; 3) христианство, сложившееся как религия "снятого дуализма", как средняя линия между неоплатонизмом и манихейством. Центральный момент в развитии богословия 4-7 вв.- утверждение учения о троице и о богочеловечности Христа (то и другое отсутствовало в Библии и было освящено церковью после упорной борьбы с арианством, монофиситством, несторианством и монофелитством). Признавая сущностное различие между "земным" и "небесным", христианство допускало возможность сверхъестественного (благодаря помощи богочеловека) преодоления этого раскола (Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский). В сфере космологии постепенно утверждалось библейское представление о творении (см. выше). Антропология (Немесий, Максим Исповедник) исходила из представления о человеке как центре мироздания ("всё создано для человека") и трактовала его как микрокосм, как миниатюрное отражение Вселенной. В этике центральное место занимала проблема спасения. Расходясь с зап. богословием (Августин), византийская философия, особенно мистика, испытавшая сильное влияние неоплатонизма (см. Ареопагитики), исходила из возможности не столько корпоративного (через церковь), сколько индивидуального (через личное "оббжение" - физическое достижение человеком божества) спасения. В отличие от зап. богословов, визант. философы, продолжая традиции александрийской школы (Климент Александрийский, Ориген), признавали важность антич. культурного наследия.
Завершение становления визант. богословия совпадает с упадком городов в 7 в. Перед визант. филос. мыслью встаёт задача не творч. развития христ. учения, а сохранения культурных ценностей в условиях напряжённой экономич. и политич. ситуации. Иоанн Дамаскин провозглашает компилятивность принципом своей работы, заимствуя идеи у Василия Великого, Немесия и др. "отцов церкви"; а также у Аристотеля. Вместе с тем он стремится к созданию систематич. изложения христ. вероучения, включая и негативную программу - опровержение ересей. "Источник знания" Иоанна Дамаскина - первая философско-богословская "сумма", оказавшая огромное влияние на зап. схоластику. Осн. идейная дискуссия 8-9 вв.- спор иконоборцев и иконопочитателей - продолжает в какой-то мере богословские дискуссии 4-7 вв.
Если в спорах с арианами и др. еретиками 4-7 вв. ортодоксальная церковь отстаивала мысль о том, что Христос осуществляет сверхъестеств. связь между божественным и человеческим, то в 8- 9 вв. противники иконоборчества (Иоанн Дамаскин, Феодор Студит) рассматривали икону как материальный образ небесного мира и, следовательно, как посредствующее звено, связывающее "верх" и "низ". Как образ богочеловека, так и икона в ортодоксальной трактовке служили средством преодоления дуализма земного и небесного. Напротив, павликианство (см. Павликиане) и богомильство поддерживали дуалистич. традиции манихейства.
На 2-ю пол. 9-10 вв. приходится деятельность эрудитов, возрождавших знание античности. С 11 в. филос. борьба приобретает новые черты в связи с зарождением визант. рационализма. Характерная для предшествующего периода тяга к систематизации и классификации вызывает критику с двух сторон: последовательные мистики (Симеон Богослов) противопоставляют холодной системе эмоциональное "слияние" с божеством; рационалисты обнаруживают в богословской системе противоречия. Михаил Пселл положил начало новому отношению к антич. наследию как к целостному явлению, а не как к сумме сведений. Его последователи (Иоанн Итал, Евстратий Никейский, Сотирих), опираясь на формальную логику (Евстратий: "Христос тоже пользовался силлогизмами"), поставили под сомнение ряд богословских доктрин. Возрастает интерес к прикладным знаниям, особенно медицинским.
Распад В. после 1204 на ряд гос-в, вынужденных бороться за существование, породил обострённое ощущение трагичности собств. положения. 14 в.- время нового подъёма мистики (исихазм - Григорий Синаит, Григорий Налами); отчаявшись в возможности сохранить своё гос-во, не веря в реформы, исихасты ограничивают этику религ. самосовершенствованием, разрабатывая формальные "психо-физические" методы молитвы, открывающие путь к "обожению". Отношение к антич. традиции становится двойственным: с одной стороны, в восстановлении древних институтов стараются усмотреть последнюю возможность для осуществления реформы (Плифон), с другой - величие античности порождает чувство отчаяния, собственной творч. беспомощности (Георгий Схоларий). После 1453 визант. эмигранты (Плифон, Виссарион Никейский) способствовали распространению на Западе представлений о древнегреч. философии, особенно о Платоне. Визант. философия оказала большое влияние на ср.-век. схоластику, итал. Возрождение и на филос. мысль в слав, странах, Грузии, Армении.
Историческая наука. В византийской историч. науке 4 - сер. 7 вв. были ещё сильны антич. традиции, господствовало языч. мировоззрение. Даже в сочинениях авторов б в. (Прокопий Квсарийский, Агафий Миринейский) влияние христианства почти не сказывалось. Вместе с тем уже в 4 в. создаётся новое направление в историографии, представленное Евсевием Кесарийским, к-рый рассматривал историю человечества не как результат совокупных человеч, усилий, а как телеологич. процесс. В кон. 6-10 вв. осн. жанр историч. сочинений - всемирно-историч. хроника (Иоанн Малала, Феофан Исповедник, Георгий Амартол), предметом к-рой являлась глобальная история человечества (обычно, начиная от Адама), подаваемая с откровенной дидактичностыо. В сер. 11-12 вв. историч. наука переживала подъём, стали преобладать историч. сочинения, написанные современниками событий, 'Повествующими о коротком периоде времени (Михаил Пселл, Михаил Атталиат, Анна Комнина, Иоанн Киннам, Никита Хониат); изложение стало эмоционально окрашенным, публицистичным. В их сочинениях уже нет теологического объяснения событий: бог не выступает как непосредственный двигатель истории, историю (особенно в произведениях Михаила Пселла и Никиты Хониата) творят человеческие страсти. Ряд историков выразил скептическое отношение к основным визант. общественным институтам (напр., Хониат выступил против традиционного культа императорской власти и противопоставил визант. испорченности воинственность и моральную стойкость "варваров"). Пселл и Хониат отошли от моралистич. однозначности характеристик действующих лиц, рисуя сложные образы, к-рым свойственны добрые и дурные качества. С 13 в. историч. наука переживала упадок, её гл. сюжетом стали богословские дискуссии (исключение - мемуары Иоанна Кантакузина, 14 в.). Последний подъём визант. историографии приходится на конец истории В., когда трагич. восприятие действительности породило "релятивистский" подход к пониманию историч. процесса (Лаоник Халкокондил), движущая сила которого усматривалась не в направляющей воле божьей, а в "тйхе" - судьбе или случае.
Юридическая наука. Стремление к систематизации и традиционализм, характерные для визант. культуры, особенно отчётливо проявились в визант. юридич. науке, начало к-рой было положено систематизацией рим. права, составлением сводов гражд. права, наиболее значительный из которых - Corpus juris civilis (6 в.). На этом своде затем и базировалось визант. право, задача правоведов ограничивалась в основном толкованием и пересказом свода. В 6-7 вв. Corpus juris civilis был частично, переведён с латинского на греч. яз. Эти переводы легли в основу компилятивного сборника Василики (9 в.), к-рый часто переписывался с маргинальными схолиями (комментариями на полях). К Василикам - составлялись разнообразные справочные пособия, в т. ч. "синопсисы", где статьи по отдельным правовым вопросам располагались в алфавитном порядке. Помимо рим. права, визант. юридич. наука изучала каноническое право, к-рое основывалось на постановлениях (правилах) церковных соборов. Подъём юридической науки начинается с 11 в., когда в Константинополе была основана высшая юридич. школа. Попытка обобщить практику константинопольского суда была предпринята в 11 в. вт. н. "Пире" ("Опыт") - сборнике судебных решений. В 12 в. визант. правоведы (Зонара, Аристин, Валсамон) выпустили ряд толкований на правила церк. соборов, стремясь согласовать нормы канонического и рим. права. В В. существовал нотариат, причём в 13-14 вв. отдельные провинц. канцелярии вырабатывали локальные типы формуляров для составления документов.
Литература. Лит-pa В. опиралась на тысячелетние традиции древнегреч. лит-ры, на всём протяжении истории В. сохранявшей значение образца. Реминисценциями из антич. авторов полны сочинения визант. писателей, принципы антич. риторики, эпистолографии, поэтики сохраняли действенность. Вместе с тем уже ранневизант. лит-ре присущи новые художеств, принципы, тематика и жанры, выработанные частично под влиянием раннехрист. и вост. (преим. сирийских) традиций. Это новое отвечало общим принципам визант. мировоззрения и выражалось в ощущении автором собственной ничтожности и личной ответственности перед богом, в оценочном (Добро - Зло) восприятии действительности; в центре внимания уже не мученик и борец, а аскет-праведник; метафора уступает место символу, логич. связи - ассоциациям, стереотипам, упрощённой лексике. Театр, осуждённый христ. богословами, не имел в В. почвы. Превращение литургии в осн. вид драматич. действа сопровождалось расцветом литургич. поэзии; крупнейшим литургич. поэтом был Роман Сладкопевец. Литургич. песнопения (гимны) представляли собой кондаки (по-греч. "палочка", т. к. рукопись гимна наворачивалась на палочку) - поэмы, состоявшие из вступления и 20-30 строф (тропарей), завершавшихся одинаковым рефреном. Содержание литургич. поэзии основывалось на преданиях Ветхого и Нового завета и на житиях святых. Кондак был по существу поэтич. проповедью, иногда переходившей в диалог. Роман Сладкопевец, начавший применять тонич. метрику, широко используя аллитерации и ассонансы (временами даже рифмы), сумел наполнить его смелыми сентенциями, сравнениями и антитезами. История как повествование о столкновении человеческих страстей (Прокопий Кесарийский) сменяется историей церкви и всемирно-историч. хроникой, где путь человечества показан как теологич. драма столкновения Добра и Зла (Евсевий Кесарийский, Иоанн Малала), и житием, где та же драма раз |