| вёртывается в рамках одной человеч. судьбы (Палладий Еленопольский, Кирилл Скифопольский, Иоанн Мосх). Риторика, ещё у Либания и Синесия Киренского отвечавшая антич. канонам, уже у их современников превращается в проповеднич. иск-во (Василий Великий, Иоанн Златоуст), Эпиграмма и поэтич. экфраза (описание памятников), к-рые до 6 в. сохраняли античную образную систему (Агафий Миринейский, Павел Силенциарий), сменяются морализующими гномами.
В последующие столетия (сер. 7 - сер. 9вв.) антич. традиции почти сходят на нет, тогда как наметившиеся в протовизант. период новые принципы становятся господствующими. В прозаич. лит-ре осн. жанры - хроника (Феофан Исповедник) и житие; агиографическая лит-pa переживает особый подъём в период иконоборчества, когда жития служили задачам прославления монахов-иконопочитателей. Литургич. поэзия в этот период теряет прежние свежесть и драматизм, что внешне выражается в замене кондака каноном - песнопением, состоявшим из неск. самостоятельных песен; "Великий канон" Андрея Критского (7-8 вв.) насчитывает 250 строф, отличаестя многословиием и растянотостью, стремлением автора вместить в одно соч. всё богатство его знаний. Зато гномы Касии и эпиграммы Феодора Студита на темы монастырской жизни при всей их морализации, подчас наивной, остры и жизненны.
С сер. 9 в. начинается новая полоса накопления лит. традиций. Создаются литературоведческие своды ("Мириобиблон" Фотия - первый опыт критико-библиографич. лит-ры, охватывавший ок. 280 книг), словари (Сеида). Симеон Метафраст составил свод визант. житий, расположив их по днямцерк. календаря.
С 11 в. в визант. лит-ре (напр., в творчестве Христофора Митиленского и Михаила Пселла) наряду с элементами рационализма и критикой монашеского быта возникает интерес к конкретным деталям, юмористич. оценкам, попыткам психологически мотивировать действия, использовать разговорный язык. Ведущие жанры ранней визант. лит-ры (литургич. поэзия, житие) приходят в упадок, окостеневают. Всемирно-историч. хроника, несмотря на попытку Иоанна Зонары создать подробное повествование с использованием работ лучших антич. историков, оттесняется мемуарной и полумемуарной историч. прозой, где находят своё выражение субъективные вкусы авторов. Появляются воинский эпос ("Дигенис Акрит") и эротич. роман, подражавший античному, но вместе с тем претендовавший на аллегорич. выражение христ. идей (Макремволит). В риторике и эпистолографии возникает живая наблюдательность, окрашенная юмором, а временами и сарказмом. Ведущие писатели 11-12 вв. (Феофилакт Болгарский, Феодор Продром, Евстафий Солунский, Михаил Хониат и Никита Хониат, Николай Месарит) - преим. риторы и историки, но одновременно филологи и поэты. Создаются и новые формы организации лит. творчества - лит. кружки, объединявшиеся вокруг влиятельного мецената, такого как Анна Комнина, к-рая сама была писательницей. В противовес традиц. индивидуалистич. мировоззрению (Симеон Богослов, Кекавмен), культивируются отношения дружбы, к-рая в эпистолографии выступает чуть ли не в эротич. образах ("томление"). Однако разрыва ни с теологич. мировоззрением, ни с традиционными эстетическими нормами не происходит. Нет и трагического ощущения кризисного времени: так, анонимное соч. "Тимарион" описывает путешествие в ад в мягкоюмористич. тонах.
Захват Константинополя крестоносцами (1204) практически покончил с "предренессансными" явлениями в лит-ре В. Поздневизант. лит-ру отличает компилятивность, в ней господствует богословская полемика. Даже наиболее значит, поэзия (Мануил Фила) остаётся в круге тем и образов Феодора Продрома (придворного поэта 12 в.- автора панегириков императорам и вельможам). Живое личное восприятие действительности, каким являются мемуары Иоанна Кантакузина,- редкое исключение. Внедряются фольклорные элементы ("звериная" тематика басен и эпоса), подражания зап. рыцарскому роману ("Флорий и Плацафлора" и др.). Возможно, под зап. влиянием в В. в 14-15 вв. появляются театральные действа на библейские сюжеты, напр, о юношах в "пещи огненной". Только накануне падения империи и особенно после этого события возникает лит-pa, пронизанная сознанием трагичности ситуации и ответственности, хотя и ищущая обычно разрешения всех проблем во "всесильной" античности (Гемист, Георгий Плифон). Завоевание В. турками вызвало к жизни новый подъём древнегреч. историч. прозы (Георгий Сфрандзи, Пука, Лаоник Халкокондил, Критовул), лежащий хронологически уже за пределами собственно визант. лит-ры.
Лучшие произведения лит-ры В. оказали большое влияние на болгарскую, древнерус., сербскую, грузинскую, армянскую лит-ры. Отдельные памятники ("Дигенис Акрит", жития) были известны и на Западе.
Архитектура и изобразительное искусство В., в отличие от большинства стран Европы, не испытали существ, воздействия культуры "варварских" народов. Избежала В. и катастрофич. разрушений, постигших Зап. Рим. империю. По этим причинам антич. традиции долго сохранялись в визант. иск-ве, тем более, что первые века его развития прошли в условиях позднего рабовладельческого государства. Процесс перехода к ср.-век. культуре в В. затянулся надолго и шёл по нескольким руслам. Особенности византийского искусства определились отчётливо к 6 в.
В градостроительстве и светской архитектуре В., в значит, мере сохранившей антич. города, ср.-век. начала складывались медленно. Архитектура Константинополя 4-5 вв. (форум с колонной Константина, ипподром, комплекс имп. дворцов с обширными помещениями, украшенными мозаичными полами) хранит связи с антич. зодчеством, гл. обр. римским. Однако уже в 5 в. начинает складываться новая, радиальная планировка визант. столицы. Сооружаются новые укрепления Константинополя, представляющие собой развитую систему стен, башен, рвов, эскарпов и гласисов. В культовой архитектуре В. уже в 4 в. возникают новые типы храмов, принципиально отличающиеся от своих антич. предшественников, - церковные базилики и центрич. купольные здания, гл. обр. баптистерии. Наряду с Константинополем (базилика Иоанна Студита, ок. 463) они возводятся и в др. частях Визант. империи, приобретая местные черты и многообразие форм (суровая кам. базилика Кальб-Лузех в Сирии, ок. 480; сохранившая эллинистич. живописность интерьера кирпичная базилика св. Димитрия в Салониках, 5 в.; ротонда св. Георгия в Салониках, перестроена в кон. 4 в.). Скупость и простота их наружного облика контрастируют с богатством и великолепием интерьеров, связанных с нуждами христ. богослужения. Внутри храма создаётся особая, отделённая от внешнего мира среда. Со временем внутр. пространство храмов становится всё более текучим и динамичным, вовлекая в свои ритмы антич. ордерные элементы (колонны, антаблементы и т. п.), к-рые обильно используются в визант. архитектуре вплоть до 7-8 вв. В архитектуре церк. интерьеров выражается ощущение бескрайности и многосложности мироздания, неподвластного в своём развитии человеческой воле, вынесенное из глубочайших потрясений, вызванных гибелью антич. мира.
Церковь Сан-Витале в Равенне. 526-547. 1. Интерьер. 2. План.
А н ф и м и и из Т р а л л и Исидор из М и л е т а. Храм св. Софии в Константинополе. 532-537. План.
Высочайшего подъёма зодчество В. достигает в 6 в. По границам страны возводятся многочисл. укрепления. В городах сооружаются дворцы и храмы, отличающиеся подлинно имперским великолепием (центрич. церкви Сергия и Вакха в Константинополе, 526-527, и Сан-Витале в Равенне, 526-547). Завершаются поиски синтетич. культового здания, объединяющего базилику с купольной конструкцией, начатые ещё в 5 в. (кам. церкви с дерев, куполами в Сирии, М. Азии, Афинах). В 6 в. возводятся большие купольные, крестообразные в плане храмы (Апостолов в Константинополе, Панагии на о. Парос и др.) и прямоуг. в плане купольные базилики (церкви в Филиппах, св. Ирины в Константинополе и др.). Шедевром среди купольных базилик является храм святой Софии в Константинополе (532-537, арх. Анфимий и Исидор; см. Софии храм). Его огромный купол возведён на 4 столбах с помощью парусов. По продольной оси здания давление купола принимают на себя сложные системы полукуполов и колоннад. Массивные опорные столбы при этом маскируются от зрителя, а 40 окон, прорезанных в основании купола, создают необычайный эффект - чаша купола кажется легко парящей над храмом. Соразмеренный с величием визант. гос-ва 6 в., храм св. Софии воплощает в своём архит.-художеств, образе представления о вечных и непостижимых "сверхчеловеческих" началах. Тип купольной базилики, требующий чрезвычайно искусного укрепления боковых стен здания, не получил дальнейшего развития. В градостроительстве В. к 6 в. определяются ср.-век. черты. В городах Балканского п-ова выделяется укреплённый Верхний город, у стен к-рого разрастаются жилые кварталы. Города в Сирии часто строятся по нерегулярному плану, отвечающему рельефу местности. Тип жилого дома с внутр. двором в ряде районов В. долго сохраняет связь с антич. зодчеством (в Сирии - до 7 в., в Греции - до 10-12 вв.). В Константинополе сооружаются многоэтажные дома, нередко с аркадами на фасадах.
Монастырь Хосиос Лукас в Фокиде. 11 в. 1. Храм Католикон. Общий вид. 2. Храм Католикон (внизу) и церковь Богоматери (вверху). Планы. "Сергий и Вакх". Икона. 6 в. Киевский музей западного и восточного искусства.
Переход от античности к средним векам вызвал глубокий кризис в художеств, культуре, обусловив исчезновение одних и зарождение других видов и жанров изобразит, иск-ва. Гл. роль начинает играть иск-во, связанное с церковными и государств, нуждами,- росписи храмов, иконопись, а также книжная миниатюра (преимущественно в культовых рукописях). Проникаясь ср.-век. ре лиг. мировоззрением, иск-во изменяет свою образную природу. Представление о ценности человека переносится в потустороннюю сферу. В связи с этим разрушается антич. творч. метод, вырабатывается специфич. ср.-век. условность иск-ва. Скованное религ. идеями, оно отражает действительность не путём прямого её изображения, а по преимуществу с помощью духовно-эмоц. строя художеств, произведений. Иск-во скульптуры приходит к острой экспрессии, разрушающей антич. пластич. форму (т. н. "Голова философа из Эфеса", 5 в., Художественно-ист, музей, Вена); со временем в визант. иск-ве почти совсем исчезает круглая пластика. В скульпт. рельефах (напр., на т. н. "консульских диптихах") отд. жизненные наблюдения сочетаются со схематизацией изобразит, средств. Наиболее прочно антич. мотивы сохраняются в изделиях художеств, ремесла (изделия из камня, кости, металла). В церковных мозаиках 4-5 вв. сохраняется антич. ощущение красочности реального мира (мозаики церкви св. Георгия в Салониках, кон. 4 в.). Позднеантич. приёмы вплоть до 10 в. повторяются в книжной миниатюре ("Свиток Иисуса Навина", Ватиканская б-ка, Рим). Но в 5-7 вв. во всех видах живописи, включая первые иконы ("Сергий и Вакх", 6 в., Киевский музей зап. и вост. иск-ва), нарастает духовноумозрит. начало. Приходя в столкновение с объёмно-пространств. способом изображения (мозаики церкви Хосиос Давид в Салониках, 5 в.), оно подчиняет себе впоследствии все художеств, средства. Архит.-пейзажные фоны сменяются отвлечённо-торжеств. золотыми фонами; изображения становятся плоскостными, их выразительность раскрывается с помощью созвучий чистых пятен цвета, ритмич. красоты линий и обобщ. силуэтов; человеч. образы наделяются устойчивым эмоц. смыслом (мозаики с изображением императора Юстиниана и его жены Феодоры в церкви Сан-Витале в Равенне, ок. 547; мозаики церкви Панагии Канакарии на Кипре и монастыря св. Екатерины на Синае - 6 в., а также мозаики 7 в., отмеченные большей свежестью восприятия мира и непосредственностью чувства,- в церквах Успения в Никее и св. Димитрия в Салониках). Историч. потрясения, пережитые В. в 7 - нач. 9 вв., вызвали существенный перелом в художеств, культуре. В зодчестве этого времени совершается переход к крестово-купольному типу храма (его прототип - церковь "Вне стен" в Русафе, 6 в.; постройки переходного типа - церкви Успения в Никее, 7 в., и св. Софии в Салониках, 8 в.). В яростной борьбе взглядов иконопочитателей и иконоборцев, отрицавших правомочность использования реальных изобразит, форм для передачи религ. содержания, разрешались противоречия, накопленные в предшествующее время, формировалась эстетика развитого ср.-век. иск-ва. В период иконоборчества церкви украшались гл. обр. изображениями христ. символов и декоративными росписями.
В сер. 9-12 вв., в период расцвета иск-ва В., окончательно утверждается крестово-купольный тип храма, с куполом на барабане, устойчиво укреплённом на опорах, от к-рых крестообразно расходятся 4 свода. Более низкие угловые помещения также покрываются куполами и сводами. Такой храм представляет собой систему надёжно связанных друг с другом небольших пространств, ячеек, выстраивающихся уступами в стройную пирамидальную композицию. Структура здания обозрима внутри храма и наглядно выражена в его внешнем облике. Наружные стены таких храмов нередко бывают украшены узорной кладкой, керамич. вставками и т. п. Крестово-купольный храм является завершённым архит. типом. В дальнейшем архитектура В. лишь развивает варианты этого типа, не открывая более ничего принципиально нового. В классич. варианте крестово-купольного храма купол воздвигается с помощью парусов на свободно стоящих опорах (церковь Аттик и Календер, 9 в., церковь Мирелейон, 10 в., храмовый комплекс Пантократора, 12 в.,- все в Константинополе; церковь Богоматери в Салониках, 1028, и др.). На терр. Греции развился тип храма с куполом на тромпах, опирающимся на 8 торцов стен (храмы: Католикон в монастыре Хосиос Лукас, в Дафни - оба 11 в.). В монастырях Афона сложился тип храма с апсидами на сев., вост. и юж. концах креста, образующими в плане т. н. триконх. В провинциях В. встречались частные разновидности крестово-купольного храма, строились также и базилики. В 9-10 вв. росписи храмов приводятся в стройную систему. Стены и своды церквей сплошь покрываются мозаиками и фресками, расположенными в строго определ. иерархия, порядке и подчинённы.
"Болтуны". Миниатюра т. н. "Хлудовской псалтири". 9 в. Исторический музей. Москва.
Резная каменная плита в церкви Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. 6 в.
В интерьере создаётся проникнутая единым содержанием архитектурно-художеств. среда, в корую включаются также и иконы, размещ. на иконостасе. В духе победившего учения иконопочитателей изображения рассматриваются как отблеск идеального "архетипа"; сюжеты и композиция росписей, приёмы рисунка и живописи подвергаются определённой регламентации. Свои идеи визант. живопись выражала, однако, через образ человека, раскрывая , их как свойства или состояния этого образа. Идеально возвышенные образы людей господствуют в иск-ве В., в известной мере сохраняя в претворённом виде художеств, опыт антич. иск-ва. Благодаря этому иск-во В.. выглядит относительно более "очеловеченным", чем многие другие великие иск-ва средних веков.
Общие принципы визант. живописи 9-12 вв. по-своему разрабатываются в отд. художеств, школах. Столичное иск-во представлено мозаиками константинопольской св. Софии, в к-рых от "македонского" (сер. 9 - сер. 11 вв.) к "комниновскому" периоду (сер. 11 в.- 1204) нарастали возвышенная строгость и одухотворённость образов, виртуозность живопи |