БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

сной манеры, сочетающей изящество линейного рисунка с изысканной цветовой гаммой. Со столицей связаны лучшие произведения иконописи, отличающиеся глубокой человечностью чувств ("Владимирская богоматерь", 12 в., Третьяковская гал., Москва). Большое число мозаик было создано в провинции - величаво-спокойные в монастыре Дафни ок. Афин (11 в.), драматически-экспрессивные в монастыре Неа Мони на о-ве Хиос (11 в.),провинциально-упрощённые в монастыре Хосиос Лукас в Фокиде (11 в.). Разнообразие течений существует и в фресковой живописи, распространившейся особенно широко (исполненные драматизма росписи церкви Панагии Кувелитиссы в Кастории, 11-12 вв.; наивно-примитивные росписи в пещерных церквах Каппадокии и др.).

"Дмитрий Солунский". Резная икона. Стеатит, серебро. 11 - 14 вв. Оружейная палата. Москва.

В книжной миниатюре после краткого расцвета иск-ва, проникнутого жизненной непосредственностью и политич. полемичностью ("Хлудовская псалтирь", 9 в., Ист. музей, Москва), и периода увлечения антич. образцами ("Парижская псалтирь", 10 в., Нац. б-ка, Париж)распространяется ювелирно-декоративный стиль. Этим миниатюрам свойственны вместе с тем и отд. меткие жизненные наблюдения, напр, в портретах ист. лиц. Скульптура 9-12 вв. представлена гл. обр. рельефными иконами и декоративной резьбой (алтарные преграды, капители и т. д.), отличающейся богатством орнамент, мотивов, нередко антич. или вост. происхождения. Высокого расцвета достигает в это время декоративно-прикладное иск-во: художеств, ткани, многоцветная перегородчатая эмаль, изделия из слоновой кости и металла.

Дворец Текфур-серай в Константинополе. 14 в.

После нашествия крестоносцев визант. культура вновь возрождается в отвоёванном в 1261 Константинополе и связанных с ним государствах на терр. Греции и М. Азии. Церковная архитектура 14-15 вв. повторяет в основном старые типы (небольшие изящные церкви Фетие и Молла-Гюрани в Константинополе, 14 в.; украшенная узорами кирпичной кладки и обнесённая галереей церковь Апостолов в Салониках, 1312- 1315). В Мистре строятся церкви, объединяющие в себе базилику и крестово-купольный храм (2-ярусная церковь монастыря Пантанасса, 1428). Ср.-век. в основе архитектура порой впитывает нек-рые мотивы итал. зодчества и отражает становление светских, ренессансных тенденций (церковь Панагии Паригоритиссы в Арте, ок. 1295; дворец Текфурсерай в Константинополе, 14 в.; дворец правителей Мистры, 13-15 вв.; и др.). Жилые постройки Мистры живописно расположены на скалистом склоне, по сторонам идущей зигзагом гл. улицы. 2-3-этажные дома, с хозяйств, помещениями внизу и жилыми комнатами в верх, этажах, напоминают небольшие крепости. В кон. 13 - нач. 14 вв. блестящий, но кратковременный расцвет переживает живопись, в к-рой развивается внимание к конкретно-жизненному содержанию, реальным взаимоотношениям людей, пространств, изображению среды - мозаики монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе (нач. 14 в.), церкви Апостолов в Салониках (ок. 1315) и др. Однако наметившийся разрыв со ср.-век. условностью не осуществился. С сер. 14 в. в столичной живописи В. усиливается холодная отвлечённость; в провинции распространяется измельчённо-декоративная живопись, иногда включающая повествовательно-жанровые мотивы (фрески церквей Перивлепта и Пантанасса в Мистре, 2-я пол. 14 - 1-я пол. 15 вв.). Традиции изобразит, иск-ва, а также светского, культового и монастырского зодчества В. этого периода были унаследованы в ср.-век. Греции после падения Константинополя (1453), положившего конец истории В.

Музыка. Истории, условия и полиэтнич. состав населения В. определили пестроту источников, разнообразие жанров, форм и интонационно-образного строя музыки В. Её истоки восходят к персидской, коптской, еврейской, армянской песенности, а также к позднегреч. и рим. мелосу. Музыка В. впитала в себя элементы сирийской (4 в.), арабской (8 в.), славянской песенных культур. В светской музыке, исполнявшейся при императорском дворе, получили развитие т. н. аккламации - приветств. возгласы и славословия, распевавшиеся на стихотворные тексты, в т. ч. эвфемии (ритуально-праздничные аккламации), составлявшие часть придворной литургии. Эвфемии отличались орнаментальной мелодикой, включали инструментальные интермедии, исполнявшиеся трубачами и цимбалистами. При торжеств, выходах императора на ипподроме (в цирке) провозглашались хоровые (антифонные) полихронии (многолетия). Было распространено концертирование на гидравлосе, позже - пневматич. органе. В нотных записях сохранилась лишь культовая музыка, исполнявшаяся также при дворе. Визант. нотация известна в неск. видах: экфонетическая (6-8 вв.), штриховая (8-12 вв.), круглая (12-14 вв.), кукузелевы невмы (14-15 вв.). Церк. музыка В. была чисто вокальной и одноголосной. Древнейшие виды культового одноголосия - молитвенное чтение нараспев (речитирование) и мелодически более развитая псалмодия древневост. происхождения. С 4 в. в церк. пение вводятся близкие фольклору песенно-поэтич. импровизации - тропари, распевавшиеся между стихами псалмов для контраста (б. ч. хорами мальчиков), к 6-7 вв. они оттеснили псалмодию. С 10 в. тропари именовались стихирами; с развитием песенного начала преобразовались в гимны - род филос. песенной лирики, сочетавшей религиозно-мистич. мотивы с ярким эмоциональным содержанием. Наиболее значительно творчество поэта-мелода Романа Сладкопевца (6 в.) из Эмесы в Сирии, создателя т. н. кондаков - сложных композиций с хоровым рефреном. В 7-8 вв. формой гимнич. песенности стал канон, расцвет к-рого связан с деятельностью Андрея Критского, Иоанна Дамаскина, Космы Майюмского и знаменитой константинопольской певицы и поэтессы Касии (9 в.). Одним из крупнейших центров гимнографии был Студитский монастырь.

Музыка В. до 9 в. оказывала большое влияние на муз. культуру мн. европ. стран. В 9 в. в В. наметился нек-рый застой в муз. иск-ве. Импровизаторов-мелодов, гимнотворцев сменили гимнографы-эрудиты и мастера адаптации, подтекстовывавшие новые стихи к существовавшим гимнич. напевам. Оживление муз. культуры В. связано с деятельностью гимниста и теоретика Иоанна Кукузеля из Афонского монастыря, к-рый возродил поэтич.-песенные приёмы Романа Сладкопевца. Этому этапу подъёма музыкальной культуры В. (14-15 вв.), получившему название "кукузелева эпоха", положило конец турецкое завоевание В.

Лит.: Рудаков А. П., Очерки византидской культуры по данным греческой агиографии, М., 1917; Каждан А. П., Византийская культура (X-XII вв.), М., 1968 (библ. с. 221-24); Krumbacher К., Geschichte der byzantinischen Literatur, 2 Aufl., Munch., 1897; Ко u k о u 1 e s P h., Vie et civilisation byzantines, t. 1-6, Athenes, 1948-57; Haussig H., Kulturgeschichte von Byzanz, Stuttg., [1959J; Beck H. G., Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich, Munch., 1959. Успенский Ф. И., Очерки по истории византийской образованности, СПБ, 1891; F u с h s F., Die hoheren Schulen von Konstantinopel im Mittelalter, Lpz., 1926; H u s s e у J. M., Church and learning in the Byzantine Empire. 867 - 1185, L., 1937; Buckler G., Byzantine education, в сб.: Byzantium. An introduction to East Roman civilization, Oxf., [1961]; Browning R., Byzantine scholarship, "Past and Present", 1964, № 28. Simonide B. et TheodoridesJ., Reflexions sur la science byzantine, "Revue generale des sciences pures et appliquees", 1955, t. 62, № 11 -12; T h e p d p r i d e s J., La science byzantine, в кн.: Histoire generale des sciences, v. 1, P., 1957; V о g e 1 K., Der Anteil von Byzanz an Erhaltung und Weiterbildung der griechischen Mathematik, в кн.: Antike und Orient im Mittelalter, В., 1962, S. 112-28; T e m k i n O., Byzantine medicine: tradition and empiricism, "Dumbarton Oaks Papers", 1962, № 16, p. 97-115. Valdenberg V. J., Sur le caractere general de la philosophie byzantine, P., 1929; I v a n k a E. von, Hellenistisches und Christliches im fruhbyzantinischen Geistesleben, W., 1948; Tatakis В., La philosophie byzantine, P., 1949; S e i d 1 e r G. L., Soziale Ideen in Byzanz, B., 1960; D v о r n i k F., Early Christian and Byzantine political philosophy, v. 1-2, Wash., 1967. Памятники византийской литературы, [т. 1 - 2], М., 1968-69; S о у t e r G., Byzantinische Dichtung, Athen, 1938; Cantarel1 a R.. Poeti bizantini, v. 1 - 2, Mil., 1948; Jenkins R. J. H., The hellenistic origines of byzantine literature, "Dumbarton Oaks Papers", 1963, № 17.

Лазарев В. Н., История византийской живописи, т. 1-2, М., 1947 - 48; Всеобщая история искусства, т. 2, кн. 1, М., 1960, с. 25 - 72; Искусство стран и народов мира. Краткая художественная энциклопедия, т. 1, М., 1962, с. 388 - 404; Всеобщая история архитектуры, т. 3, Л.- М., 1966, с. 16-196; Банк А. В., Византийское искусство в собраниях Советского Союза, Л.- М., 1966; Ebersolt J., Monuments de 1'architecture byzantine, P., 1934; Brehier L.,La sculpture et les arts mineurs byzantins, P., 1936; D e m u s O., Byzantine mosaic decoration, L., 1948; Grabar A., La peinture byzantine. Gen., 1953; Krautheimer R., Early Christian and Byzantine architecture, Harmondsworth, 1965; Delvoye Ch., L'art byzantin, P., 1967; Die Propylaen-Kunstgeschichte, Bd 3, В., 1968. Асафьев Б., Византийская музыкальная культура, в кн.: Неф К., История западно-европейской музыки, пер. с франц., 2 изд., М., 1938; Грубер Р., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 1, М.- Л., 1941; Monumenta musicae Byzantinae, v. 1 - 3, Kbh., 1936 - 40; Wellesz E., Byzantische Musik, Breslau, 1927; его ж e, A history of Byzantine music and hymnography, 2 ed., Oxf., 1961.

А. П. Каждан. В. М. Полевой (архитектура и изобразительное искусство), К. К. Розеншилъд (музыка)

"Христос на троне". Перегородчатая эмаль. 11 в. Эрмитаж. Ленинград.

К ст. Византия.Архитектура. 1. АН ф им и и из Тралл и Исидор из Милета. Храм св. Софии в Константинополе. 532-537. 2. Церковь св. Сергия и Вакха в Константинополе. 526-527. Капители и архитрав. 3. Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме. 432-440. 4. Храм св. Софии в Константинополе. Капитель. 5. Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. Начало 6 в. 6. Церковь Сан-Витале в Равенне. 526-547. 7. Базилика св. Иоанна Студита в Константинополе. 5 в. 8. Церковь Мирелейон (Будрум-Джами) в Константинополе. 1-я пол. 10 в. 9. Церковь св. Фёдора (Килисе-Джами) в Константинополе. 2-я пол. 11 -14 вв. 10. Церковь св. Фёдора в Мистре. 2-я пол. 13 в. 11. Церковь Апостолов в Салониках. 1312-15.

К ст. Византия. Изобразительное искусство. ,1. Голова ангела. Фрагмент мозаики церкви Успения в Никее. 7 в. 2. "Император Юстиниан со свитой". Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне. Ок. 547. 3. "Пророк Исайя между Ночью и Авророй". Миниатюра псалтири. 10 в. Национальная библиотека. Париж. 4. "Архангел Гавриил". Мозаика храма св. Софии в Константинополе. Конец 9 в. 5. "Сошествие святого духа". Мозаика свода храма Католикон в монастыре Хосиос Лукас в Фокиде. 2-я четв. 11 в. 6. "Распятие". Мозаика церкви Успения в Дафни. 2-я пол. 11 в. ,7- Рельеф с изображением богоматери. Мрамор. 11 в. Византийское собрание Дамбартон-Окс. Вашингтон. 8. Мозаика монастыря Хора (Кахрие-Джами) в Константинополе. Нач. 14 в. 9. Икона "Св. Пантелеймон". Дерево, энкаустика. 11 в. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

К ст. Вилла. 1-2. Вилла д'Эсте в Тиволи. 1550-72. Архитектор П. Лигорио (1 - вид со стороны террасного парка; 2 - каскад). 3. Вилла папы Юлия III (вилла Джулия) в Риме. 1550-55. Архитекторы Дж. Виньола, Б. Амманати, Дж. Вазари. Второй дворик. 4. Нимфей (1604, архитектор Дж. делла Порта) виллы Альдобрандини во Фраскати. 5. Вилла Барбаро-Вольпи в Мазере близ Тревизо. 1560-70. Архитектор Палладио. 6. Казино (1613, архитектор Дж. Вазанцио) виллы Боргезе в Риме.

К ст. Вильнюс. 1. Вид на город с горы Гедиминаса. 2. Жилой массив Антакалышс. 1960-е гг. 3. Певческая эстрада. 1960. Архитекторы А. Котли, X. Сепман, У. Гельпус, инженеры Э. Паальманн, X. Орувеэ. 4. Набережные р. Нярис. 5. Здание филармонии. 6. Торговый центр "Жирмунай".

К ст. Вильнюс. 1. Церковь Оное. 16 в. Фасад. 2. Церковь Пятро ир Повило. 1668-75. Архитектор И. Заор. 3. Фасад церкви Йоно. 18 в. 4. Кафе "Таурас".. 1961. Архитектор В. Батиса. 5. Здание обсерватории университета. 1782-88. Архитектор М. Кнакфус. 6. Павильон художественных выставок., 1967. Архитектор В. Чеканаускас. 7. Гостиница "Няринга". 1960. Архитекторы А. и В. Насвитис. Холл.

К ст. Владимир. 1. Площадь им. В. И. Ленина. Слева-памятник В. И. Ленину (бронза, гранит, 1958, скульптор Д. Б. Рябичев, архитектор А. Н. Душкин). 2. Успенский собор. 1158-60, перестроена 1185-89. Вид с востока. 3. Золотые ворота. 1158-64 (перестроены в 17-18 вв.). 4. Дмитриевский собор. 1194-97. 5. Церковь Успения богородицы. 1649. 6. Дмитриевский собор. Фрагмент аркатурного пояса. 7. Церковь Никиты. 1762-65.

К ст. Владимиро-суздальская школа. 1. "Иоанн Предтеча". Фрагмент иконы "Деисус" (1-я треть 13 в., Третьяковская галерея, Москва). 2. "Лев". Рельеф на капители южного портала Рождественского собора в Суздале (1122-25). 3. Голова апостола Петра. Фрагмент фрески Дмитриевского собора во Владимире. Ок. 1197. 4. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. 1230-34. Южный притвор. 5. "Лестничная" башня и переход к церкви дворца в Боголюбове. 1158-65. 6. Южные врата Рождественского собора в Суздале (деталь). 1222-25. 7. Георгиевский собор в Юоьеве-Польском. 1230-34. Часть северной стены с рельефами.

К ст. Водопады. 1. Ниагарский водопад на р. Ниагара (США, Канада). 2. Водопад игуасу (Бразилия). 3. Водопад в Йосемитском национальном парке (США). 4. Водопад на р. Гутара в Саянах зимой (СССР). 5. Шакинский водопад (Армянская ССР). 6. Водопад в долине Флом (Норвегия).

"ВИЗВОЛЕННЯ ВIТЧИЗНИ" "(Освобождение Отчизны"), подпольная антифаш. группа, действовала с окт. 1942 по июль 1944 на терр. Глинянского и Перемышлянского р-нов Львовской обл., оккупированных нем.-фаш. войсками. Организаторами "В. в." были коммунисты В. Я. Дорожко и И. Ф. Головченко. В состав группы входило 48 чел. Задачи "В. в." были сформулированы в программе: ведение антифаш. пропаганды, разоблачение предательской роли укр. бурж. националистов, мобилизация трудящихся на партизанскую борьбу против нем.-фаш. оккупантов и их наёмников. "В. в." издала и распространила во Львове, Глинянском, Золочевском и Перемышлянском р-нах ок. 10 тыс. экз. листовок, обращений и статей, осуществляла боевые операции против оккупантов. Была связана с львовской подпольной орг-цией "Народная гвардия".

Лит.: Супруненко Н. И., Украина в Великой Отечественной войне Советского Союза (1941 - 1945 гг.), К., 1956.

Г. М. Мултых.

ВИЗЕ Владимир Юльевич [21.2(5.3).1886, Царское Село, ныне г. Пушкин, -19.2. 1954, Ленинград], советский учёный, исследователь Арктики, чл.-корр. АН СССР (1933). С 1928 сотрудник Арктического института. Профессор Ленингр. ун-та с 1945. В 1912-14 участник экспедиции Г. Я. Седова; в 1921-22 - экспедиции на "Таймыре"; в 1924, 1928 и 1931 - на "Малыгине". Науч. руководитель экспедиций на "Георгии Седове" (1930), "Сибирякове" (1932) и "Литке" (1934). Осн. труды посвящены влиянию атм. процессов и гидрологич. условий на деловитость арктич. морей. Изучал формирование климата в Центр. Арктике и влияние ледовитости на циркуляцию атмосферы. Ра