БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

, Вятско-Камское, Щигровское и др.). Калийные А. р. добываются на месторождениях калийных солей, среди к-рых крупнейшими являются Верхнекаменское (Пермская обл.), Старобинское (Белоруссия) и Стебни-ковское (Прикарпатье). Азот входит в состав натриевой и калиевой селитр, встречающихся среди природных минеральных образований значительно реже. К А. р. относятся также карбонатные породы (мел, известняк, доломит), серпентиниты, сапропелиты, бентонит, перлит, вермикулит и торф. Для изготовления микроудобрений используются руды меди, бора, марганца, цинка, кобальта, молибдена и отходы сернокислотного производства (пиритные огарки).

Лит.: Самойлов Я. В., Агрономические руды, [М.], 1921; Гиммель-ф а р б Б. М., Агрономические руды, М.- Л., 1938; Вопросы геологии агрономических руд, М., 1956; Б о к И. И., Агрономические руды, 2 изд.. Алма-Ата, 1965.

АГРОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, см. в ст. Сельскохозяйственное образование.

АГРОНОМИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ, система мероприятий, проводимая земельными органами и специалистами с. х-ва по повышению культуры земледелия. В СССР А. о., осуществляемое государственными и общественными орг-циями, направлено на оказание прак-тич. помощи колхозам и совхозам в увеличении произ-ва продуктов растениеводства с наименьшими затратами труда и средств на единицу продукции.

Развитие А. о. в дореволюц. России было связано с созданием во 2-й пол. 19 в. высших с.-х. учебных заведений, училищ и с.-х. школ, с открытием опытных станций. В 1888-89 при губернских и уездных земствах был введён штат агрономич. работников. Основной формой организации работ земской агрономии были агрономич. участки, при к-рых организовывались опытные поля, питомники, случные пункты и прокатные машинные пункты. А. о. охватывало все отрасли земледелия и животноводства гл. обр. помещичье-кулацких х-в.

После Великой Окт. социалистич. революции количество агрономич. участков было значительно увеличено (на терр. Европ. части РСФСР с 1447 в 1913 до 3334 в 1928). Агрономич. работники Нар-комзема, Сельхозсоюза, Семеноводсоюза, Хлебоцентра, Льноцентра и др. государственных и кооперативных с.-х. организаций и их местных органов охватили А. о. многомиллионную массу середняцких и бедняцких крест, х-в. Коллективизация с. х-ва и создание сети машинно-тракторных станций (МТС) вызвали необходимость реорганизации А. о. Агрономич. участки были переданы в МТС, и агрономы стали не только пропагандистами с.-х. знаний, но и активными организаторами с.-х. производства. В 1934 началось создание специализированной сети зоотехнического обслуживания, основанной на работе зоотехнич. участков. С этого времени А. о. стало охватывать лишь отрасли земледелия. В дальнейшем система А. о. продолжала развиваться и совершенствоваться.

После реорганизации МТС (1958) основную роль в А. о. стали играть агрономы колхозов и совхозов как организаторы и технологи с.-х. произ-ва. Общее руководство А. о. продолжают осуществлять агрономы с.-х. органов (Мин-ва сельского хозяйства СССР и союзных республик и их местных органов). А. о. ведётся также специалистами Мин-ва мелиорации и водного х-ва СССР и его местных органов, агрономами заготовительных и др. орг-ций. Важную роль играют н.-и. учреждения, к-рые на основе опытных данных разрабатывают рекомендации по внедрению в производство систем земледелия, севооборотов, прогрессивной технологии и т. п. Селекционные станции выводят новые, более продуктивные сорта с.-х. культур, помогают колхозам и совхозам организовать сортосмену и сортообнов-ление. Разветвлённая сеть сортоиспытательных участков обосновывает предложения по районированию сортов и испытывает новые приёмы сортовой агротехники, государственные семенные инспекции осуществляют контроль над качеством семенного материала. Функционирует служба защиты растений. Организована агрохимическая служба, обеспечивающая с.-х. произ-во почвенными и агрохимич. картами. Проектные организации с.-х. органов помогают колхозам и совхозам разрабатывать организацион-но-хоз. планы, проекты внутрихозяйственного землеустройства и введения севооборотов, планы мелиоративных работ. Организовано агрометеорологическое обслуживание с.-х. произ-ва. Ведётся пропаганда передового опыта и достижений с.-х. науки через печать, радио, телевидение, с.-х. выставки.

См. также ст. Агрономия и лит. при ней. Г. М. Головин.

АГРОНОМИЯ (от агро... и греч. пб-mos - закон), букв, наука о законах полеводства, в широком смысле - научная основа с.-х. произ-ва, совокупность знаний о всех отраслях с. х-ва. С развитием теории и практики с.-х. производства из А. выделились экономика и организация х-ва, зоотехния, учение о с.-х. машинах, технология переработки с.-х. продуктов и др. Под А. стали понимать комплекс агрономич. науки и практич. приёмов по возделыванию с.-х. культ5гр (общее земледелие, агрохимия, агрофизика, растениеводство, селекция, семеноводство, семеноведение, фитопатология, с.-х. энтомология, с.-х. мелиорация и др.). Научная А. основывается на общей биологии, физиологии растений, почвоведении, с.-х. метеорологии, генетике, микробиологии, биохимии, биофизике и др. естеств. науках. В А. пользуются лабораторным методом (см. Агро-химический анализ) и вегетационным методом, полевым опытом, а также результатами экспедиц. обследования почв, растительности и т. п. Для проверки выводов, полученных вегетационным и полевым методами, проводятся производств, опыты.

А. возникла в процессе практич. деятельности человека, развивалась в тесной связи с ростом производит, сил общества, изменениями социально-эко-номич. отношений и успехами естествознания. Истоки её уходят в глубокую древность. За тысячи лет до н. э. люди занимались земледелием. В рабов ла-дельч. эпоху был уже накоплен большой эмпирический материал в виде агрономич. правил и наставлений по с. х-ву (Др. Египет, Месопотамия, Др. Греция, Китай, Индия и Рим). Для феодализма характерны медленное развитие естеств. наук и застой в А. Достигнутый в античный период уровень А. не был превзойдён. Агрономич. сведения содержались гл. обр. в ист. и геогр. трактатах, зако-нодат. и адм. актах и др. документах. Позднее появились спец. трактаты по с. х-ву и домоводству, в к-рых преимущественно повторялись сведения, имевшиеся в письменных памятниках античной эпохи. При феодализме в ряде стран Зап. Европы древняя залежная система земледелия стала заменяться паровой зерновой системой. С открытием Америки в Старый Свет были завезены новые растения (картофель, кукуруза, табак и др.), получившие затем широкое распространение. Соответственно расширялся и круг агрономич. знаний.

С развитием капитализма и ростом городского населения увеличивался и спрос на продукцию с. х-ва. Это повлекло за собой повышение товарности с.-х. производства, введения более интенсивных систем земледелия. Во 2-й пол. 18 в. в Англии происходила смена паровой системы земледелия плодосменной, активным пропагандистом которой был А. Юнг. На рубеже 18 и 19 вв. проблема перехода к более интенсивной системе земледелия встала и перед другими странами. Большая заслуга в решении этой проблемы принадлежит нем. учёному И. Шубарту, к-рый положил начало посевам клевера в паровом поле и много сделал для дальнейшего развития клеве-росеяния. Достижения А. Зап. Европы обобщил А. Тэер (Германия). Он подразделял все культуры на истощающие и обогащающие почву и тем самым обосновал необходимости чередования их в плодосменных севооборотах. Тэер исходил из т. н. гумусовой теории питания растений, ошибочно утверждавшей, что зелёные растения берут содержащийся в перегное углерод корнями из почвы. Тем не менее осн. мысли Тэера о значении органич. вещества почвы сыграли прогрессивную роль в развитии А. В 19 в. начали обосновываться как самостоят, науки химия и физиология растений. Крупный шаг был сделан в теории питания растений. В 1840 нем. учёным Ю. Либихом были сформулированы осн. положения теории минерального питания растений, согласно к-рой лишь неор-ганич. природа доставляет пищу растениям. За гумусом оставалась косвенная роль воздействия на минеральную часть почвы при помощи углекислоты, образующейся при его разложении. Ошибочной в теории Либиха была недооценка азотных удобрений. Современником Либиха франц. учёным Ж. Буссенго было установлено, что азот, так же, как и зольные элементы, растения берут из почвы. Буссенго создал первую в Зап. Европе опытную станцию в Эльзасе (1837). Развитие А. во многом обязано работам Ротем-стедской опытной станции (Англия). Большую роль в А. сыграл нем. учёный Г. Гельригель, опытным путём доказавший симбиоз бобовых культур с клубеньковыми бактериями (1886). В этот же период значительно продвинулась вперёд та отрасль А., к-рая впоследствии была названа агрофизикой.

Работами Г. Менделя (Австрия, 1868), А. Вейсмана (Германия, 1899), Т. Моргана (США, 1911) была сформулирована теория наследственности. Существенный вклад в развитие агрономич. знаний внесли труды амер. селекционера Л. Бербанка по созданию новых форм плодовых, декоративных и др. с.-х. растений. В США большое внимание уделяют изучению сухого земледелия (возделывание с.-х. растений в засушливых р-нах без орошения), разработке мер борьбы с сорняками, болезнями и вредителями с. х-ва, а также способов устранения эрозии почв. В Зап. Европе и США успешно развивалась химизация земледелия (применение удобрений, известкование почв и т. д.), селекция и семеноводство сельскохозяйственных культур.

А. в России, как и в др. странах, прошла длительный путь развития. В древнерусских лит. памятниках содержались нек-рые сведения о приёмах ведения с. х-ва. Сохранились также разрозненные записи по вопросам с. х-ва, имевшие практич. характер. В 1-й пол. 18 в. в России появились переводные руководства по с. х-ву и домоводству. Большая роль в становлении отечественной А. принадлежит М. В. Ломоносову, к-рый в своих трудах развивал прогрессивные агрономич. идеи, настойчиво добивался развития агрикультуры, постановки опытов, изучения с. х-ва России. Организованное в 1765 Вольное экономич. общество сыграло большую роль в развитии отечественной А. Значит, влияние на рус. А. оказали труды и практич. деятельность А. Т. Болотова и И. М. Комова, к-рые подвергли критике господствовавшую в то время паровую систему земледелия. Болотов предлагал вместо трёхпольных севооборотов вводить семипольные, уменьшив площадь под паром и заняв три поля травами. Комов первым из рус. учёных обосновал плодосменную систему земледелия с посевом бобовых трав и корнеплодов и заменой пара пропашными культурами. Будучи хорошо знаком с зарубежным опытом, он выступал против шаблона, рецептуры и упрощенчества в А., рекомендовал ставить опыты и повторять их до тех пор, пока не убедишься в достоверности полученных результатов.

В 1-й пол. 19 в. значит, вклад в рус. А. внёс М. Г. Павлов, в трудах к-рого были заложены научные основы земледелия (значение почвенных процессов в питании растений, применение удобрений, переход от зернового трёхполья к интенсивной плодосменной системе земледелия). Павлов придавал большое значение практике, считая, что именно она является приведением теории в действие. В работах А. В. Советова (2-я пол. 19 в.) обобщено всё лучшее, что было к тому времени в рус. практике и в литературе о системах земледелия, устанавливалась зависимость форм земледелия от обще-ственно-экономич. условий. Советовым была дана классификация систем земледелия и история их. Учение о системах земледелия в кон. 19 и нач. 20 вв. получило дальнейшее развитие в трудах А. Н. Шишкина, А. П. Людогов-ского, А. С. Ермолова, И. А. Стебута, В. Р. Вильямса, Д. Н. Прянишникова и др. учёных. Значительный вклад в А. внёс В. В. Докучаев, к-рый создал учение о почве как об особом естественно-историч. теле, развивающемся под воздействием ряда факторов. Вместе с Н. М. Сибирцевым он разработал научную классификацию почв по их происхождению, а также меры по восстановлению и повышению плодородия рус. чернозёма. Одновременно П. А. Костычевым была заложена основа агрономич. почвоведения. Генетич. почвоведение изучает почву как естественноисторич. тело, агрономическое - рассматривает её как осн. средство с.-х. произ-ва. Исследованиями Костычева была вскрыта сущность взаимосвязи между почвой и растениями, показана роль человека в изменении этих связей. Изучая процессы разложения органич. веществ почвы, Костычев установил решающую роль в этом процессе различных групп низших организмов. В кон. 19 - нач. 20 вв. отечественное почвоведение продолжали развивать К. Д. Глинка, В. Р. Вильяме, Л. И. Прасолов. Используя методы физ. и коллоидной химии, разрабатывал учение о поглотит, способности почвы К. К. Гед-ройц, исследования к-рого позволили объяснить мн. процессы почвообразования, изменения важнейших агрономич. свойств почвы.

Зарождение отечеств, агрохимии в 60-70-х гг. 19 в. связано с именем Д. И. Менделеева, исследовавшего вопросы питания растений и повышения урожайности с.-х. культур. Особое внимание Менделеев уделял применению удобрений я использованию питательных веществ подпахотных слоев почвы. Большая заслуга в развитии основ рус. А. принадлежит А. Н. Энгельгардту, к-рый в 70-80-е гг. в своём имении Батищево (Смоленская губ.) изучал эффективность минеральных и органич. удобрений, роль извести и люпина. В результате многолетней научной деятельности Д. Н. Прянишникова были изучены процессы усвоения растениями аммиачного азота, что позволило организовать пром. произ-во аммиачных удобрений и широко применять их в земледелии, а проведённые им исследования фосфоритов способствовали развитию произ-ва фосфорных удобрений. Прянишников установил роль бобовых культур в азотном балансе, развил учение о плодосменной системе земледелия и севооборотах.

Крупнейший вклад в физиологию и теорию питания растений внёс К. А. Тимирязев, к-рый провёл классич. исследования фотосинтеза, рассматривая его в непрерывной связи с корневым питанием растений. Положение Тимирязева о том, что изучение требований растений есть коренная задача научного земледелия, служит до сего времени ориентиром в развитии агрономич. дисциплин. Успехи с.-х. микробиологии в России связаны с научной деятельностью С. Н.Виноградского, к-рый в 1889 выделил бактерии, вызывающие процесс нитрификации; он доказал, что окисление аммиака в почве происходит в две фазы, каждая из к-рых обусловлена деятельностью разных бактерий. Виноградским изучена биология серобактерий и железобактерий; выделены микроорганизмы, усваивающие свободный азот воздуха. Пользуясь его методами, микробиологи продолжают дальнейшие исследования роли почвенных микроорганизмов. В 1892 Д. И. Ивановским открыт фильтрующийся вирус и тем самым положено начало новой ветви в биологич. науке - вирусологии, имеющей большое значение для с. х-ва.

Особую роль в развитии рус. А. сыграли опытные учреждения и учебные заведения. В 1867 Вольное экономич. об-во приступило к проведению опытов с удобрениями. В 1884 организовано Полтавское опытное поле, затем Херсонское (1889), Одесское, Донское, Таганрогское и Лохвицкое опытные поля (1894), Вятская, Ивановская (1895) и Безенчукская (1903) опытные станции. В 1902 создана сеть опытных станций при сахарных з-дах для разработки приёмов возделывания сах. свёклы, селекции и сортоиспытания этой культуры. В 1908 было положено начало новому направлению в организации с.-х