БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

в Сибирь. Назв. бытовало гл. обр. применительно к части пути - от Москвы до Владимира. По "В." прошли тысячи политич. заключённых. В память о революционерах Владимирское шоссе в Москве в 1919 переименовано в шоссе Энтузиастов. "В." многократно упоминается в произв. лит-ры и иск-ва (нар. песни, стихи Н. А. Некрасова, картина И. И. Левитана и др.). Лит.: Г е р н е т М. Н., История царской тюрьмы, 3 изд.. т. 2, М., 1961.

ВЛАДИМИРКО ВОЛОДАРЕВИЧ (1104-52), князь галицкий. В 1129 овладел Перемышлем, в 1141 - Галичем. Стремился объединить под своей властью и волынские земли, но не добился успеха. Подавлял выступления горожан против княж. власти, с 1139 вмешивался в феод. междоусобицы на Руси и в Польше. С 1149 В. В. - союзник Юрия Долгорукого в его борьбе против киевского кн. Изяслава Мстиславича, к-рого разбил в 1150. После этого В. В. подвергся нападению союзника Изяслава Мстиславича венг. короля Гезы. В 1152 заключил с Гей.зой мир, прекративший воен. действия между ним и Гезой.

В. С. Владимиров. М. К. Владимиров.

ВЛАДИМИРОВ Василий Сергеевич (р.9.1.1923, дер. Дяглево Ленинградской обл.), советский математик, акад. АН СССР (1970; чл.-корр. 1968). Окончил Ленингр. ун-т (1948), с 1948 работает в Математич. ин-те им. В. А. Стеклова. Создал метод численного интегрирования уравнения переноса по характеристикам (1956), установил новый вариационный принцип для односкоростного уравнения переноса и вывел наилучшие граничные условия в методе сферич. гармоник для выпуклых областей (1961). В. принадлежит доказательство дисперсионных соотношений в квантовой теории поля для максимально возможных передач импульса (1959), он установил т. н. теорему о "с-выпуклой оболочке" и применил её к вопросам единственности обобщённых решений уравнений в свёртках (I960). В. дал решение задачи линейного сопряжения голоморфных функций многих комплексных переменных (1965), описал класс голоморфных функций в трубчатых областях над острыми конусами с неотрицательной мнимой частью (1969) и применил это к построению теории многомерных линейных пассивных систем (1970). Имеет работы по геометрич. теории чисел, квадратурным формулам для функциональных интегралов, методу Монте-Карло, плюрисубгармонич. функциям и др. Гос. пр. СССР (1953). Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Соч.: Математические задачи односкоростной теории переноса частиц, М., 1961 <"Тр. Математического ин-та АН СССР", т. 61); Методы теории функций многих комплексных переменных, М., 1964; Уравнения математической физики, М., 1967.

В. М. Степанов.

ВЛАДИМИРОВ Иван Алексеевич 129.12.1869 (10.1.1870), Вильнюс,-14.12. 1947, Ленинград], советский живописец л рисовальщик, засл. деят. искусств РСФСР (1946). Учился в петерб. АХ (1891-97) у А. Д. Кившенко и Ф. А. Рубо. Был художеств, корреспондентом в период русско-япон. (1904- 1905), балканских (1912-13) и 1-й мировой войн, участвовал в революц. движении. Чл. АХРР. Автор жанровых картин, мн. воен. зарисовок, батальных и историко-революц. картин ("Баррикада на Пресне. 1905 год>, Музей Революции СССР, Москва; "Долой орла!", 1917-18, Музей Великой Окт. социалистич. революции, Ленинград; "Ликвидация врангелевского десанта...", 1932, Третьяковская гал.). Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

ВЛАДИМИРОВ Иосиф (гг. рожд. и смерти неизв.), русский живописец 17 в., родом из Ярославля. Иконописец Оружейной палаты. Участвовал в исполнении росписей Успенского (1642-44) и Архангельского (с 1652) соборов, церкви Троицы в Никитниках (1652-53) в Москве, Успенского собора в Ростове-Ярославском (1659). В своём трактате (в форме "Послания" к С. Ф. Ушакову) выступил за применение в иконописи светотени, приближающей иск-во к природе.

Соч.: Послание некоего изуграфа Иосифа к царёву изуграфу и мудрейшему живописцу Симону Фёдоровичу (вступит, ст. и комментарии Е.С.Овчинниковой), в кн.: Древнерусское искусство. XVII век, М., 1964, с. 9 - 61.

ВЛАДИМИРОВ (наст, фам.-Шеинфинкель; парт. псевд.- Лёва) Мирон Константинович [15(27).11.1879, Херсон,-20.3.1925, Нерви, близ Генуи], советский гос. и парт, деятель. Род. в семье земельного арендатора. В 1898 окончил Херсонское сельскохозяйственное училище, где был одним из организаторов революц. кружка учащихся. Чл. РСДРП с 1903; вёл парт, работу в Гомеле, был чл. Полесского к-та РСДРП. Делегат 3-го съезда РСДРП (псевд.- Константинов). В 1905-07 на подпольной парт, работе в Петербурге, Одессе, Луганске, Екатеринославе. В авг. 1907 сослан в Сибирь, в мае 1908 бежал за границу. В 1911 читал лекции по нац. вопросу в организованной В. И. Лениным парт, школе в Лонжюмо (Франция). Затем примкнул к группе "примиренцев". В авг. 1917 вместе с "межрайонцами" был принят в партию большевиков. В дни Окт. революции возглавлял петрогр. продовольств. управу, затем был чл. коллегии Наркомпрода. В 1919 чл. РВС и пред, особой продовольств. комиссии Юж. фронта. В 1921 нарком продовольствия, затем нарком земледелия Украины. В 1922-24 нарком финансов РСФСР и зам. наркома финансов СССР. С нояб. 1924 зам. пред. ВСНХ СССР. С 1925 чл. ЦИК СССР и ВЦИК. Похоронен в Москве на Красной площади у Кремлёвской стены.

Лит.: Кондратьев В., Вся жизнь - горение, в его кн.: Они жили для тебя, М., 1964; Смолкина А., Владимиров М. К. (1879 - 1925), в кн.: Герои Октября, т. 1, Л., 1967.

И. А. Владимиров. "Долой орла!". 1917 - 18. Музей Великой Октябрьской социалистической революции. Ленинград.

И. Владимиров. "Сошествие свя-" того духа на апостолов". Икона. Исторический музей. Москва.

ВЛАДИМИРОВКА, посёлок гор. типа в Волновахском р не Донецкой обл. УССР, в 9 км от ж.-д. ст. Великоанадоль (на линии Донецк-Волноваха). 7,7 тыс. жит. (1969). Шамотный з-д. Техникум огнеупорной пром-сти.

ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, русское феод, княжество на территории верх, и ср. течения р. Буг и правых притоков р. Припять. Сложилось в конце 10 в. на земле волынян, входило в состав Киевской Руси. Первым правителем В.-В. к. был сын Владимира Святославича - Всеволод. На Любечском съезде князей (1097) В.-В. к. получил князь Давид Игоревич; по решению Витичевского съезда (1100) В.-В. к. отдано кн. Святополку Изяславичу. В 1118 его захватил Владимир Мономах, к-рый посадил на княжение своего сына Андрея (до 1134), затем князем стал Изяслав Мстиславич (1134-54). Его сыновья разделили В.-В. к. между собой. С 1154 оно окончательно обособилось от Киева. Внук Изяслава, Роман Мстиславич (1170-1205), добился укрепления княж. власти в борьбе с крупными феодалами Волыни, а в 1199 объединил Галицкие и Волынские земли (см. Галицко-Волынское княжество).

ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ ШКОЛА 12 - нач. 13 вв., одна из наиболее значительных местных школ др.-рус. иск-ва, сложившаяся на С.-В. Руси в период феод, раздробленности. Быстрый расцвет В.-с. ш. был обусловлен усилением к сер. 12 в. Владимиро-Суздалъского княжества, а идейно-эстетич. направленность её иск-ва определилась в значит, мере борьбой владимирских князей за превращение своего княжества в новый (в противовес киевскому) центр объединения Руси. Их стремление противопоставить Киеву число и нарядность своих построек стимулировало характерные для В.-с. ш. (исходившей, как и др. местные школы 12 в., из традиций иск-ва Киевского княжества 11 в.) поиски новых форм и средств выразительности, для чего широко привлекаются галицкие и зап.-европ. мастера. Иск-во В.-с. ш., призванное воплощать идеалы государственности, было отчасти ориентировано на торг.-ремесл. население городов - союзника князей в их борьбе со склонными к сепаратизму боярской знатью и удельными князьями. Отсюда присущий этому иск-ву известный дух гражданственности, его обращение к фольклорным мотивам в скульптуре.

Возросший опыт строительства мощных оборонит, сооружений позволял меньше, чем в 10-11 вв., считаться с естеств. защищённостью местности при закладке новых городов-крепостей, размещать их более выигрышно в стратегич. и художеств, отношениях (Переславлъ-Залес-ский и Юрьев-Польский, 1152; Дмитров, 1154; и др.), свободней решать задачи формирования архит. ансамбля, его связи с соседними ансамблями, с окружающей природой. Высшим достижением В.-с. ш. в градостроительстве стали ансамбли г. Владимира и княж. резиденции Боголюбова (1158-65), гармонично слитой с пейзажем и зрительно связанной с монументом-храмом Покрова (1165, см. Покрова на Нерли церковь). Материалом для строительства служил мягкий известняк ("белый камень"), хорошо поддающийся тщательной обработке и удобный для выполнения декоративной резьбы. Зодчие В.-с. ш. от подражания чётким и строгим формам построек, характерных для Киева нач. 12 в. (церковь в Кидекше, 1152), вскоре перешли к поискам более органичных для камня мягких и живописных архит. форм (Успенский собор во Владимире, 1158- 1160, достроен в 1185-89), придав классически законченное выражение крестово-купольной композиции храма. Мастерское владение пропорциями, тонко развитое чувство массы и материала проявились в архитектуре стройного дворцового комплекса в Боголюбове, тянущейся ввысь, изящной и лёгкой церкви Покрова на Нерли, величавого Дмитриевского собора во Владимире (1194- 1197). С формами этих зданий согласован их резной декор, включённый в целостную систему архитектурно-пластич. решения фасадов и идущий порой от образцов романского стиля (перспективные порталы, аркатурно-колончатые пояса, рельефные композиции). Но образы сюжетных рельефов не осложнены аллегорич. символикой романского иск-ва. В них христ. иконография своеобразно сочетается с опоэтизированными анимистич. представлениями, бытовавшими в нар. среде. В храмах нач. 13 в. возрастает декоративное начало: на притворах применяются нарядные килевидные завершения (Рождественский собор в Суздале, 1222-25; Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, 1230-34); резное убранство заполнило стены собора в Юрьеве-Польском, смягчая конструктивную ясность форм и отвечая нар. пристрастию к узорочной изукрашенности. Присущие зодчеству В.-с. щ. в 12 в. изысканность и дух оптимистич. светскости в известной мере отразились и в её живописи, более зависимой от церк. контроля. В росписях Дмитриевского собора во Владимире (ок. 1197), в отд. сохранившихся иконах ("Дмитрий Солунский" из Дмитрова, кон. 12-нач. 13 вв., Третьяковская гал.) поражают просветлённая одухотворённость образов, пластич. выразительность, праздничная цветовая гамма. Выдающимся памятником декоративного иск-ва В.-с. ш. являются медные южные врата (1222-28) Рождественского собора в Суздале, на к-рых техникой золотой наводки выполнены сюжетные и орнаментальные композиции, отличающиеся необычайным богатством линейных ритмов.

Художеств, достижения В.-с. ш. послужили в 14-15 вв. одним из главных источников для иск-ва Москвы, ставшей после свержения монголо-тат. ига центром объединения рус. земель.

Лит.: Воронин Н. Н., Зодчество Северо-Восточной Руси XII -XV веков, т. 1 - 2, М., 1961 - 62; Вагнер Г. К., Мастера древнерусской скульптуры, М., 1966; Ростово-Суздальская школа живописи. [Каталог; вступ. ст. В. И. Антоновой]. М., 1967. И. М. Глозман.

ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО, крупнейшее феод. гос. образование в Сев.-Вост. Руси 10-13 вв., в междуречье Оки и Волги. До 10 в. почти весь этот район был занят финноугорским племенем меря. Колонизация края словенами новгородскими и кривичами, начавшаяся в кон. 10 в., привела к обрусению мери и формированию здесь великорус, народности. Волга связывала край с Болгарией Волжско-Камской и странами Востока, с путём "из варяг в греки", Киевской Русью и Новгородом. В 10-11 вв. здесь выросли гг. Ростов, Белозерск, Ярославль, Муром, Суздаль. Центром земли был Ростов. В городах высокого уровня развития достигло ремесло: обработка железа и др. металлов, гончарное произ-во, строит, дело и др. Первоначально связь Ростовского края с Киевской Русью выражалась в уплате дани великим киевским князьям. Местные дружины участвовали в походах кн. Олега на Киев (ок. 882) и Царьград (907). Позднее в Ростове княжили сыновья киевского кн. Владимира Святославича Борис и Ярослав, в Муроме - Глеб. Формирование местной землевладельч. верхушки, быстрый рост феод, отношений и закабаление сел. населения вызвали восстания смердов (1024 и др.). По разделу Киевской земли между сыновьями Ярослава (1054) Ростовская земля досталась Всеволоду Ярославичу. В это время возвышается Суздаль, куда Владимир Мономах с переходом края в 1093 в его владение сажал князьями своих сыновей - Ярополка, затем Юрия. В Суздаль переходит из Ростова и летописание. В 1108 Владимир Мономах основал мощную крепость на р. Клязьма - Владимир. Юрий Долгорукий укреплял княжество и оборонял его от болгар. При нём началась упорная борьба княж. власти с местной боярской знатью. В ходе этой борьбы выросли новые княж. города и крепости (Кснятин в устье р. Нерль - 1134, Переяславль и Юрьев- 1152, Дмитров -1154, укрепление Москвы - 1156). Постройка в новых городах белокаменных храмов положила в 12 в. начало владимиро-суздалъской школе зодчества. Новые города, населённые зависимым от князя воен. и торг.-ремесл. людом, становятся прочной опорой княж. власти. После длит. воен. и дипломатии, борьбы Юрий добился киевского престола (за что и был прозван Долгоруким). Его сын Андрей Боголюбский (1157-74) продолжал политич. курс отца на усиление княж. власти и гегемонию В.-С. к. в Рус. земле. Её центром он считал не Киев, а Владимир, к-рый сделал столицей княжества, расширил его укрепления и пышно обстроил белокаменными зданиями. В 10 км от столицы, в устье р. Нерль, была сооружена княж. резиденция - замок Боголюбове. При Андрее выдвинулось много преданных князю младших дружинников, получавших от него в условное владение земли ("милостьники", "дворяне"). В княж. городах, особенно во Владимире, умножилось торг.-ремесл. население. Организовав поход на Киев и разгромив его (1169), Андрей посадил там князем брата Глеба. Походом на Новгород (1170) Андрей заставил Новгород временно подчиниться своей власти и сменить князя и посадника. Андрей Боголюбский вёл трудную борьбу за приоритет Владимира и в церк. делах, пытаясь организовать независимую от Киева митрополию. Духовенство Владимира усиленно создавало местные "святыни" и прокламировало особое "покровительство неба" делам князя-"самовластца" и горожан. В среде "милостьников" было создано высокохудожеств. произведение светского характера "Слово Даниила Заточника". Иск-во и архитектура достигли расцвета. Однако в условиях господства феод, раздробленности на Руси, относит, слабости городов и экономич. связей между княжествами прогрессивная политика Андрея Боголюбского не могла привести к прочным результатам: в 1174 он пал жертвой боярского заговора. Убийство Андрея Боголюбского послужило поводом к широкому антифеод, нар. восстанию, продолжавшемуся 5 дней. Боярская знать при поддержке рязанского кн. Глеба хотела утвердить на владимирском престоле угодных ей князей, однако братья Андрея - Михаилка (ум. 1176) и сменивший его Всеволод Большое Гнездо (1176-1212) одержали верх. Тонкий дипломат и искусный политик, Всеволод продолжал политич. линию отца и брата, успешно борясь с сепаратизмом местной знати. В результате походов 1177, 1180, 1187, 1207 было сломлено сопротивление Рязани. В Юж. Руси Всеволод усиливал своё влияние с помощью дипломатич. интриг, вмешиваясь во внутр. де