БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ранения применительно к условиям деятельности воен.-мед. службы, изыскания организац. форм мед. обеспечения войск, а также методов профилактич. и леч. работы, в полной мере соответствующих принципам организац. строительства вооруж. сил и наиболее эффективных в различных условиях боевой обстановки.

Развитие В. м. идёт по пути дифференциации, в процессе к-рой выделились отрасли В. м., разрабатывающие определённые разделы теории и практики мед. обеспечения вооруж. сил. Эта дифференциация была обусловлена, с одной стороны, возрастанием познания в области естеств. наук, повлёкшим за собой развитие медицины, и, с другой стороны, усложнением организации вооруж. сил, их технич. оснащения; вследствие этого возникли самостоят, виды вооруж. сил и родов войск. В результате появления новых видов оружия и средств поражения изменился характер воен. патологии, потребовавшей её детального изучения.

В. м. представляет собой весьма сложный и разветвлённый комплекс воен.-мед. знаний, состоящий из организации и тактики мед. службы, военно-полевой хирургии, военно-полевой терапии, гигиены военной, в т. ч. эпидемиологии военной, физиологии воен. труда применительно к особенностям труда личного состава различных видов вооруж. сил и родов войск, авиационной медицины и космической медицины, медицинской защиты от оружия массового поражения, воен.-мед. администрации, воен.-мед. снабжения, истории воен. медицины, воен.-мед. географии. Практич. задачи мед. обеспечения вооруж. сил, связанные с изучением особенностей патологии, клиники и лечения боевых травм и заболеваний в войсках, обусловили возникновение воен.-мед. разделов почти во всех отраслях теоретич. и клинич. медицины - патологич. физиологии, патологич. анатомии, психиатрии, офтальмологии, стоматологии и др.

Лит.: Соловьев З. П., Вопросы военной медицины. Избр. статьи и речи. Л., 1955; Очерки истории советской военной медицины, Л., 1968. А. С. Георгиевский.

ВОЕННАЯ МУЗЫКА, музыка, предназнач. для исполнения при строевом обучении войск, воен. и общественных торжеств, церемониях (парадах и т. п.). Служит целям воинского воспитания, сигнализации, а в прошлом применялась и при боевых действиях войск ("музыка удваивает, утраивает армию",- отмечал А. В. Суворов). Исполняется духовыми воен. оркестрами или отд. музыкантами (горнистами, барабанщиками). В. м. применяли уже древние народы Египта, Ассирии, Вавилонии, Палестины, Китая, Индии; разнообразные формы её существовали в Др. Греции и Др. Риме. Общие принципы организации и использования В. м. были выработаны в 16-17 вв. в странах Зап. Европы; в последующее время, по мере появления новых способов ведения боя, они претерпевали изменения. Со 2-й пол. 19 в. ив 20 в. использование В. м. на полях сражений в связи с изменившейся боевой тактикой почти прекратилось, но её воспитательные и культурно-просветит. функции усилились. Сохраняется также её значение в строевой службе и общественно-церемониальном быту. В более широком понимании к В. м. относят любые произведения, исполняемые воен. оркестром (увертюры, симфонии, танцевальные пьесы и т. п.), а также строевые (походные, привальные) песни. Осн. жанр В. м.- марш; к строевой церемониальной музыке, помимо встречных и парадных маршей, относятся "Вечерняя заря", "Развод караулов", музыка при возложении венков, фанфары и др. подобного рода пьесы. Музыку для воен. оркестров писали Ж- Б. Люлли, Г. ф. Гендель, ф. Госсек, Э. Н. Меюль, Л. Бетховен, Г. Берлиоз, Р. Вагнер, А. А. Алябьев, А. С. Аренский, Н. А. Римский-Корсаков и др. В СССР и др. социалистич. странах В. м. развивается в тесной связи со всем муз. иск-вом. В обобщённых героич. образах В. м. отражает патриотич. чувства народа, боевую доблесть воинов. В бурж. странах В. м. нередко используется для пропаганды казённого лжепатриотизма и милитаризма. Сов. В. м. представлена многочисл. произведениями различных жанров. В их числе концертные марши (сочинения М- М- Ипполитова-Иванова, Р. М. Глиэра, С. Н. Василенко, Н. Я. Мясковского, Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева), строевая музыка (сочинения Н. П. Иванова-Радкевича, С. А. Чернецкого, В. С. Рунова, Н. К. Чемберджи и др.), сюиты (В. Я. Кручинина и др.), увертюры и симфонии (Н. Я. Мясковского, Н. П. Иванова-Радкевича, Б. Т. Кожевникова и др.). П. И. Апостолов.

ВОЕННАЯ НАУКА, система знаний о подготовке и ведении войны государствами, коалициями государств или классами для достижения политических целей. Советская В. н. исследует^ характер возможных войн, законы войны и способы её ведения. Она разрабатывает теоретич. основы и практич. рекомендации по вопросам строительства Вооруж. Сил, их подготовки к войне, определяет принципы военного искусства, наиболее эффективные формы и способы ведения воен. действий группировками Вооруж. Сил, а также всестороннего их обеспечения. Исходя из политич. целей, оценки вероятного противника и своих сил, научно-технич. достижений и экономич. возможностей гос-ва и его союзников, В. н. в единстве с практикой определяет пути совершенствования имеющихся и создания новых средств вооруж. борьбы. Составными частями совр. сов. В. н. являются: теория военного искусства (стратегия, оперативное искусство и тактика), к-рая разрабатывает положения и рекомендации по подготовке и ведению воен. действий; теория строительства Вооружённых Сил, изучающая вопросы их организации, технич. оснащения, комплектования и мобилизации; теория военного обучения и воспитания личного состава Вооруж. Сил; теория партийно-политич. работы в Вооруж. Силах; теория военной экономики, исследующая использование материальных, технич. и финанс. средств для обеспечения деятельности Вооруж. Сил; воен. география (см. География военная)', военная история, изучающая историю войн и военного искусства; военно-технич. науки, с помощью к-рых разрабатываются различные виды вооружения, воен. техники и средства материального обеспечения Вооруж. Сил. Сов. В. н. служит интересам вооружённой защиты Сов. социалистического государства. Она основана на марксистско-ленинской теории и опирается на прогрессивный сов. государственный и общественный строй, руководящей и направляющей силой к-рого является КПСС.

Коренное отличие бурж. В. н. от сов. В. н. состоит в её реакционной идеологической основе и классовой сущности. Бурж. В. н. обслуживает как агрессивную внешнюю, так и реакц. внутр. политику господствующих эксплуататорских классов капиталистич. гос-в; находится на службе агрессивной империалистич. политики, направленной гл. обр. против социалистич. стран и нац.-освободит, движения народов стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Совр. научно-технич. революция вызывает интенсивную дифференциацию и интеграцию науч. знаний, что приводит к возникновению новых отраслей, направлений и дисциплин в большинстве наук. Аналогичный процесс закономерен и для В. н. Развитие В. н. происходит на основе обобщения историч. опыта ведения войн, анализа всех видов практич. деятельности войск в мирное время, предвидения развития новых средств войны и вероятных форм и способов её ведения в будущем, всестороннего изучения вероятного противника, а также тенденций развития междунар. отношений.

В. н. складывалась и развивалась на протяжении длительного историч. периода. Её элементы зародились ещё в древности, когда в период рабовладельч. общества в Египте, Персии, Китае, Греции и Риме полководцы и воен. теоретики ставили и разрешали нек-рые вопросы, связанные со стратегией, тактикой, воен.-географич. условиями, организацией и воспитанием войск, а также анализировали и обобщали опыт боёв и походов. В. н. продолжала развиваться и в период средневековья. По мере роста производит, сил общества совершенствовались оружие и воен. техника, усложнялись управление войсками и воен. искусство в целом, накапливался воен.-историч. опыт. Всё это привело в конечном счёте к оформлению В. н. как определённой системы знаний.

Становление бурж. В. н. совр. воен. исследователи относят к 18 - нач. 19 вв., когда на базе развивавшегося капиталистич. способа проиэ-ва началось бурное развитие политич., экономич. и естественных наук. В это время в различных странах получает дальнейшее развитие и воен. теория. Одним из первых представителей зарубежной бурж. В. н. в 18 в. был англ. ген. Г. Ллойд. Он изложил нек-рые общие основы теории войны, указывал на связи войны с политикой и подчёркивал значение моральнополитич. фактора. Однако он считал, что В. н. применима лишь для подготовки армии к войне. Ход и исход войны, по его мнению, целиком зависят от гения полководца, т. к. эта область не имеет никаких закономерностей и, следовательно, не имеет отношения к воен. науке.

Серьёзный прогресс в развитии рус. В. н. в нач. 18 в. связан с именем гос. деятеля и полководца Петра I, к-рый провёл воен. реформы, создал регулярную армию и воен.-мор. флот. Пётр I был творцом нового "Устава воинского", в к-ром изложены обобщённый опыт проведённых сражений и боёв, вопросы воен. администрации и воспитания личного состава войск. Он положил начало самостоятельной рус. нац. воен. школе. Большой вклад в В. н. внесён крупными воен. деятелями России 2-й пол. 18 в. П. А. Румянцевым, А. В. Суворовым и ф. ф. Ушаковым. Румянцев много внимания уделял совершенствованию организации рус. армии, увеличению её подвижности и улучшению боевой подготовки войск. Он ввёл принцип решительного сражения как основного пути достижения победы. Работа Румянцева "Обряд службы" (1770) была принята в качестве устава рус. армии, а его "Докладная записка Екатерине II об организации армии" (1777) положена в основу дальнейшего улучшения организации армии. Большое влияние на формирование воен. искусства рус. армии, на совершенствование обучения и воспитания войск оказал Суворов. Он резко выступал против кордонной стратегии и линейной тактики, господствовавших на Западе. В своей "Науке побеждать" (1795-96) Суворов выработал ряд важных правил по вопросам воинского обучения, воспитания и боевых действий. Ушаков разработал и применил на практике новые формы и способы боевых действий на море, доказавшие преимущества манёвренной наступат. тактики перед линейной тактикой, господствовавшей в иностр. флотах.

Решающее влияние на воен. теорию оказал опыт войн в защиту Вел. франц. революции. В. И. Ленин указывал: "Как внутри страны французский революционный народ тогда впервые проявил невиданный в течение столетий максимум революционной энергии, так и в войне конца XVIII века он проявил такое же гигантское революционное творчество, пересоздав всю систему стратегии, порвав все старые законы и обычаи войны и создав, вместо старых войск, новое, революционное, народное войско и новое ведение войны" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 32, с. 79-80). Значит, вклад в теорию и практику воен. искусства внёс франц. полководец Наполеон I. Он придал более стройную организацию дивизиям и корпусам, резко сократил обозы, благодаря чему армия приобрела большую подвижность. Осн. целью боевых действий Наполеон I ставил разгром живой силы противника в одном генеральном сражении, постоянно стремился уничтожить врага по частям, добиваясь макс, превосходства сил на направлении гл. удара.

В развитии рус. В. н. имело значение полководческое искусство М- И. Кутузова, сумевшего разгромить одну из первоклассных армий нач. 19 в.- армию Наполеона I.

Среди воен. теоретиков 18 - нач. 19 вв. в Германии видное место занимал Г. Д. Бюлов, к-рый сделал попытку теоретич. обобщения всего нового, что было создано в эпоху Вел. франц. революции. Он правильно считал, что воен. стратегия подчиняется политике и выполняет её требования, но не понимал классового содержания политики. В. н. он делил на стратегию и тактику и т. о. сводил её только к воен. искусству.

Развитие бурж. В. н. 1-й пол. 19 в. тесно связано с именами А. Жомини (по происхождению швейцарец) и К.Клаузевица (нем. теоретик), к-рые значит, время служили в рус. армии и в полной мере использовали её опыт в своих историч. и теоретич. трудах. Жомини считал, что воен. искусство может и должно иметь свою науч. теорию, но в то же время признавал господство в воен. искусстве "вечных принципов", присущих войнам всех времён, и тем самым лишил созданную им теорию подлинной науч. основы. Он ошибочно утверждал, что влияние политики на стратегию ограничивается лишь моментом принятия решения, а в ходе войны стратегия якобы не зависит от политики. Теоретич. положения Жомини, его идеи, подчёркивавшие значение воен. теории, нашли последователей в различных армиях мира. Заслуга Клаузевица состоит в том, что он глубоко раскрыл связь войны с политикой и мн. явления войны (природу и сущность войны, вооружённые силы, наступление, оборону, план войны и др.). Большое значение он придавал материальному, географич. и моральному факторам в войне, а также роли полководца. Будучи буржуазным воен. мыслителем, Клаузевиц не смог раскрыть классового содержания политики, определял её как выражение интересов всего общества и не связывал с классами и классовой борьбой.

Вопрос о предмете и содержании В. н. постоянно привлекал внимание рус. воен. теоретиков. Ещё в 1819 генерал-майор И. Г. Бурцов в статье "Мысли о теории военных знаний" (см. "Военный журнал", кн. 2, 1819, с. 55, 63) указывал на связи политики с войной, считал, что В. н. не может ограничиваться рамками воен. искусства и должна включать в свой предмет изучение закономерностей в воен. деле. Генерал-майор А. И. Астафьев в труде "О современном военном искусстве" (ч. 1, 1856) также считал, что предмет В. н. шире, чем воен. искусство. Астафьев критиковал Ллойда, Бюлова и др. иностр. воен. теоретиков за их стремление превратить воен. искусство в кодекс неизменных правил. Видными рус. воен. теоретиками 2-й пол. 19 в., оказавшими влияние на развитие В. н., были воен. министр Д. А. Милютин, адм. Г. И. Бутаков, генералы Г. А. Леер, М. И. Драгомиров, контр-адм. С. О. Макаров. Под рук. Милютина в России были проведены военные реформы 1860-70-х гг., направленные на преодоление отсталости и рутины в армии. В труде "Первые опыты военной статистики" (1847-48) Милютин впервые в В. н. изложил основы воен. статистики (воен. географии). Бутаков в труде "Новые основания пароходной тактики" (1863) обобщил опыт боевых действий кораблей парового флота и предложил правила их перестроения в эскадре для ведения мор. боя. Эти правила получили признание во всех флотах мира. Леер признавал единство политики и стратегии при ведущей роли первой. В трудах "Записки стратегии" (1867), "Метод военных наук" (1894), "Прикладная тактика" (1877-80) Леер критически обобщил наиболее распространённые взгляды на решение мн. вопросов стратегии и тактики и разрабатывал воен. теорию на основе обобщения воен.-историч. опыта. Драгомиров широко освещал вопросы тактики, воспитания и обучения войск. Его "Учебник тактики" (1879) служил осн. пособием в Академии Генерального штаба в течение 20 лет. Работы Макарова оказали значит, влияние на развитие отечественной и зарубежной военно-мор. мысли. Книга Макарова "Рассуждения по вопросам морской тактики" (1897) была первым капитальным трудом по мор. тактике парового броненосного флота. В кон. 19 - нач. 20 вв. определение предмета В. н. даётся в рус. энциклопедиях --"Энциклопедии военных и морских наук" (т. 2, 1885) и "Военной энциклопедии" (т. 6, 1912); последняя определяет, что "военная наука за