БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ванием его разоружения. "Это равносиль но,- указывает Ленин,- полному отказу от точки зрения классовой борьбы, отречению от всякой мысли о революции. Нашим лозунгом должно быть: вооружение пролетариата для того, чтобы победить, экспроприировать и обезоружить буржуазию" (там же, с. 135). Требование разоружения и порождаемые им иллюзии неизбежно привели бы в тех условиях к ослаблению борьбы революц. с.-д. против оппортунистов. Ленин подчёркивает необходимость конкретно-историч. подхода к проблеме разоружения. Работа Ленина - пример творческого развития марксистской революц. теории. Выводы, сделанные Лениным в статье, не утратили своего значения, коммунистич. и рабочие партии всего мира применяют их в соответствии с условиями своей деятельности. М. А. Манасов.

ВОЕННАЯ ПРОКУРАТУРА, см. в ст. Прокуратура.

ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ, отрасль психологии, изучающая психологич. проблемы, возникающие в процессе подготовки военнослужащих и ведения войны. Как особая дисциплина сложилась в нач. 20 в. в связи с массовыми исследованиями личного состава армий в целях его отбора, обучения и расстановки. Теоретич. концепции В. п. в отд. странах определяются их зависимостью (при наличии общей проблематики) от господствующей идеологии, филос. и психологич. воззрений.

После 2-й мировой войны 1939-45 исследования по В. п. резко возросли, особенно в США, где они проводятся как воен. орг-циями под руководством соответств. управлений при штабах ВВС, ВМС и сухопутных войск, так и по контрактам с различными психологич. ин-тами и специализированными корпорациями. Отмечалась тенденция к координации и унификации исследований по В. п. в рамках блока НАТО.

Перечень проблем, исследуемых В. п., включает изучение работы органов чувств в специфич. условиях (напр., в самолёте или подводной лодке, в состоянии сильного утомления, ночью и т. д.) и поиск путей повышения эффективности восприятия; разработку психологич. основ боевой подготовки; анализ действий по управлению боевой техникой и ориентированию в пространстве; установление психологич. критериев отбора личного состава по родам войск и для спец. заданий; исследование особенностей мышления военачальников всех рангов; изучение взаимоотношений между начальствующим составом и подчинёнными, взаимоотношений в малых группах (экипажи танков, самолётов, подводных лодок); разработку методов пропаганды и контрпропаганды в условиях "психологич. войны"; подготовку нек-рых данных для автоматизированного управления войсками и т. д. Особое место в исследованиях по В. п. занимает изучение влияния, к-рое оказывает на протекание психич. процессов, на действия и поступки человека состояние напряжённости (стресса).

Лит.: Фрунзе М. В., Единая военная доктрина и Красная Армия, Избр. произв., т. 2, М., 195/; Т е п л о в Б. М., К вопросу о практическом мышлении, "Уч. зап. МГУ. Психология", 1945, в. 90; Современная буржуазная военная психология, М., 1964; Основы военной педагогики и психологии, М., 1964; Психология воинского коллектива, М., 1967; Военная психология, М., 1967.

М. С. Роговин.

ВОЕННАЯ РЕФОРМА 1924-25 вСССР. После окончания Гражданской войны и военной интервенции 191$-20 Коммунистич. партия и Сов. правительство, используя врем, стабилизацию междунар. обстановки, признали возможным максимально сократить численность Красной Армии и полностью перевести её на штаты мирного времени. В условиях восстановления разорённого войной нар. х-ва было признано целесообразным иметь армию, построенную на смешанном кадрово-территориальном принципе. Это позволяло, с одной стороны, иметь при минимальных затратах небольшое кадровое ядро армии, способное в мирное время обеспечить неприкосновенность гос. границ СССР, а в случае войны быстро отмобилизовать достаточно крупные воен. силы; с другой стороны, страна получала возможность без длительного отрыва трудящихся от производства охватить воен. обучением большое количество военнообязанных. Широкая программа перестройки Сов. Вооруж. Сил, принятая ЦК РКП(б), легла в основу В. р. Подготовка и непосредств. осуществление её были возложены на спец. комиссию во главе с М- В. Фрунзе. В. р. проходила в обстановке острой борьбы с Л. Д. Троцким и его сторонниками, пытавшимися после смерти В. И. Ленина изолировать ЦК партии от армии, посеять недоверие к ЦК, укрепить своё монопольное руководство воен. ведомством и не допустить выполнения намеченных преобразований. В янв. 1925 Троцкий был отстранён от должности наркомвоенмора и пред. РВС СССР и вместо него назначен М- В. Фрунзе. В результате В. р. Красная Армия получила твёрдую штатную численность (562 тыс. чел.). В её составе на кадровом положении находились 26 стрелк. дивизий, почти вся кавалерия, технич. части и ВМФ. Территориальные войска состояли из 36 стрелк., 1 кав. дивизий, полка бронепоездов и 3 нац. полков, подразделений и частей войсковой артиллерии. Смешанная система просуществовала до сер. 30-х гг., когда в связи с возрастанием угрозы фаш. агрессии и укреплением экономич. мощи СССР был совершён переход к единому кадровому устройству Красной Армии.

В. р. создала твёрдую и устойчивую войсковую организацию, осуществила переход к нормальной системе комплектования (установив один призыв военнообязанных осенью каждого года), ликвидировала текучесть красноармейского состава, улучшила хоз. и материальное положение частей и всех категорий военнослужащих, качественно обновила командные кадры и весь личный состав армии и флота. Была расширена сеть нац. формирований, заложена плановая система боевой подготовки, поднят авторитет и укреплено единоначалие руководящего состава, усилена действенность парт.-политич. работы, установлена более тесная связь между армией и нар. х-вом.

Серьёзную перестройку и сокращение претерпели все звенья органов воен. управления. Был значительно обновлён состав РВС СССР, должность Главнокомандующего упразднена. Политич. управление РВС было преобразовано в Политич. управление РККА во главе с членом ЦК паргии. Штаб РККА освобождён от несвойственных ему функций. Он был призван ведать разработкой оперативных планов обороны страны, строительством, подготовкой и обучением армии. Административные функции были возложены на Главное управление РККА, к-рое осуществляло руководство учётом и призывом военнообязанных, штатным устройством, комплектованием частей и соединений, службой войск, перемещением командного состава. Снабжение армии было сосредоточено в едином органе - Управлении нач. снабжения РККА. Для руководства технич. видами Вооруж. Сил (ВВС и ВМФ) созданы соответствующие управления. Вместо губернских воен. комиссариатов учреждаются территориальные округа (губернские, корпусные, дивизионные). Первые предназначались для комплектования кадровых и территориальных формирований, последние два - для комплектования преимущественно территориальных частей. Территориальные округа объединяли функции строевого и местного управлений, а также воен. отделов губернских исполкомов. К концу В. р. была повышена огневая мощь соединений Сухопутных войск, детально отработан мобилизационный план, повышено значение технических войск.

В период проведения В. р. парт.-комсомольская прослойка в армии возросла до 26%. В конце 1925 в Красной Армии насчитывалось 74 800 коммунистов и 73 838 комсомольцев, или вдвое больше, чем в 1924. Число рабочих в составе армейских парт, организаций достигло 40% . Этому способствовали введение 2-летней программы политич. воспитания и обучения красноармейцев, учреждение парт, комиссий, принятие 14-м съездом партии нового раздела Устава "О партийных организациях в Красной Армии" и др. Территориальные части стали новой формой связи Сов. гос-ва и партии с крестьянством, открыли пути для работы партии в деревне и укрепления в ней сов. влияния.

В. р. завершилась принятием 18 сент. 1925 Закона об обязательной воен. службе трудящихся в возрасте от 19 до 40 лет. В нём устанавливалось, что защита интересов СССР есть священная обязанность всех трудящихся. Закон определял, что всеобщая обязательная воен. служба включает двухгодичную допризывную подготовку, действительную воен. службу и пребывание в запасе до 40 лет. Действительная служба состояла: в кадровых войсках - из непрерывной службы от 2 до 4 лет; в территориальных войсках - из ежегодных уч. сборов общей длительностью 8-12 месяцев в течение 5 лет; подготовка вневойсковым порядком - из периодич. занятий на уч. пунктах в течение 6 месяцев за тот же срок службы. См. также ст. Союз Советских Социалистических Республик, раздел Вооружённые Силы.

Лит.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 7 изд., ч. 1, М., 1954, с. 501 - 02, 568 - 72, 717, 813; ч. 2, с. 113 - 14; КПСС о Вооруженных силах Советского Союза. Сб. документов. 1917 - 1958, М., 1958; 50 лет Вооруженных Сил СССР [1918-1968], М., 1968; История КПСС, 3 изд., М., 1969; История КПСС, т. 4, кн. 1, М., 1970; Фрунзе М. В., Избр. произв., т. 1 - 2, М., 1957; Армия Советская, М., 1969. В. Г. Клевцов.

ВОЕННАЯ СЛУЖБА в СССР, вид государственной службы, состоящий в исполнении гражданами воинских обязанностей в составе частей и учреждений Вооруж. Сил. В. с.- почётная обязанность сов. граждан (Конституция СССР, ст. 133). Порядок зачисления на В. с. и ее прохождения, а также продолжительность В. с. регулируются Законом о всеобщей воинской обязанности от 12 окт. 1967 и др. правовыми актами (см. Воинская обязанность в СССР).

В. с. состоит из действительной с л у ж б ы, т. е. службы в составе воинских частей, экипажей кораблей, учреждений, заведений и орг-ций Вооруж. Сил СССР, и службы в запасе, заключающейся в периодич. прохождении краткосрочных учебных и поверочных сборов (см. Запас армии и флота). Лица, состоящие на действит. В. с., именуются военнослужащими, а лица, состоящие в запасе,- военнообязанными.

По юридич. основаниям зачисления на В. с., её срокам и правовому положению военнослужащих различаются след, формы действит. В. с.: срочная служба солдат, матросов, сержантов и старшин в течение установленных законом сроков; сверхсрочная служба солдат, матросов, сержантов и старшин, изъявивших желание остаться на действит. В. с. сверх установленных законом сроков; служба офицеров запаса из числа лиц не старше 30 лет, призываемых на 2- 3 года на действит. В. с. для использования на офицерских должностях; служба офицеров, генералов и адмиралов, добровольно избравших В. с. своей профессией. В добровольном порядке в мирное время на В. с. могут приниматься на 2 года женщины (незамужние и бездетные в возрасте от 19 до 25 лет, годные по состоянию здоровья) для замещения нек-рых вспомогат. должностей солдат, матросов, сержантов и старшин.

Сверхсрочная служба является дополнит, источником комплектования Вооруж. Сил сержантами и старшинами, а также специалистами рядового состава; на неё принимаются военнослужащие и военнообязанные, безупречно дисциплинированные, знающие в совершенстве свою специальность. Зачисление на сверхсрочную службу производится по подписке или по контракту в добровольном порядке на 2, 4 или 6 лет. По контракту на сверхсрочную службу зачисляются солдаты, матросы, сержанты и старшины срочной службы, прослужившие в Вооруж. Силах не менее половины установленного законом срока действит. (срочной) службы, давшие обязательство служить в дальнейшем на должностях специалистов не менее 4 лет со дня увольнения в запас их сверстников, выслуживших срок Действит. срочной службы. Офицеры, генералы и адмиралы состоят на действит. В. с. до достижения предельного возраста, установленного законом в зависимости от воинского звания. При необходимости нек-рые из них могут быть оставлены на действит. воен. службе на срок до 5 лет.

Все военнослужащие имеют персональные воинские звания, по этим званиям и соответствующим им должностям устанавливаются отношения подчинённости и старшинства, права военнослужащих на различные виды довольствия, на гос. обеспечение и льготы. О В. с. в зарубежных гос-вах см. в статьях Воинская повинность, Вооружённые силы.

Лит.: Основы советского военного законодательства, М,, 1966.

ВОЕННАЯ ТАЙНА, 1) режим сохранности сведений воен. характера, имеющих важное гос. значение. 2) Сведения воен. характера, специально охраняемые государством. Правовая регламентация В. т. определяется общими положениями, установленными в целях охраны государственной тайны, и спец. нормами военного законодательства.

ВОЕННАЯ ТОПОГРАФИЯ, отрасль топографии, изучающая способы и средства получения информации о местности в интересах боевой деятельности войск. В. т. включает изучение топографических карт, аэрофотоснимков и др. документов о местности и их использование для управления войсками; методов проведения разведки местности; методов и техннч. средств ориентирования на местности и измерений на ней с целью получения необходимых данных для решения стрелковых, арт., инж. и др. задач; основ топогеодезич. обеспечения боевых действий войск и др. См. Топография.

Лит.: Военная топография, 2 изд., М., 1969; Говорухин А. М., Га пезо М. В., Справочник офицера по военной топографии, 3 изд., М., 1968.

ВОЕННАЯ ЭКОНОМИКА, см. Экономика военная.

ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ (ВВС), вид вооруж. сил государства, предназначенный для самостоят, действий при решении оперативно-стратегических задач и для совместных действий с др. видами вооруж. сил. По своим боевым возможностям совр. ВВС способны наносить поражение авиац., ракетным, сухопутным и морским группировкам противника, разрушать важные воен. объекты в его тылу, содействовать сухопутным войскам и ВМФ в проводимых ими операциях, вести возд. разведку в интересах всех видов вооруж. сил, осуществлять транспортировку крупных возд. десантов с нх материальной частью, обеспечивать манёвр войск и доставлять им материальные средства по воздуху. Осн. свойства ВВС как вида вооруж. сил: высокая манёвренность, большой пространственный размах действий, способность быстро переносить усилия с одних направлений и объектов на другие, оказывать воздействие на глубокий тыл противника, наносить внезапные удары с воздуха для поражения крупных, малоразмерных, стационарных и подвижных объектов.

ВВС СССР состоят из 3 видов авиации: дальней (стратегич.), фронтовой и военно-транспортной. Морская авиация и авиация ПВО входят соответственно в состав ВМФ и Войск ПВО страны. На вооружении ВВС находятся: бомбардировщики - дальние (стратегические), фронтовые; истребители-бомбардировщики (штурмовики), истребители; разведывательные самолёты (пилотируемые и беспилотные); военно-транспортные самолёты и вертолёты.

ВВС крупных капиталистич. государств состоят из стратегич., тактнч., военно-трансп. авиации и авиации ПВО. В США, кроме того, в ВВС входят соединения межконтинентальных баллистич. ракет и воен.-космич. средства. ВМС США, Великобритании, Франции имеют свою авиацию. Организационно ВВС большинства стран состоят из оперативных авиац. объединений, соединений и частей (крыльев - в США), из частей тыла, связи и радиотехнич. обеспечения.

История ВВС связана с развитием авиац. техники (см. Авиация). Появление первых воен. самолётов в крупных гос-вах относится к 1909-10. В России самолёты в воен. целях впервые были использованы на манёврах Петербургского, Варшавского и Киевского в