БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

оен. округов в 1911. На каждой стороне действовало по одному авиац. отряду, к-рые выполняли задачи по ведению возд. разведки и фотографированию местности. В боевых условиях рус. самолёты впервые применены в 1912-13 в 1-й Балканской войне, когда рус. авиац. отряд действовал на стороне Болгарии.

К нач. 1-й мировой войны 1914-18 крупные гос-ва имели: Россия - 263 воен. самолёта преим. франц. произ-ва, Франция - 156, Великобритания - 30, США - 30, Германия - 232, Австро-Венгрия - 65, Италия - 30. Воен. самолёты того времени могли развивать скорость до 120 км/ч и достигать высоты до 4000 м. С началом войны они применялись гл. обр. для ведения возд. разведки и корректирования огня артиллерии. В нач. 1915 разведыват. самолёты воюющих стран были оборудованы бомбодержателями, бомбосбрасывателями, бомбардировочными прицелами и вооружены пулемётами; возникла бомбардировочная авиация. В России в 1914 был принят на вооружение первый в мире 4-моторный бомбардировщик "Илъя Муромец", а в дек. 1914 сформирована первая эскадра из 10 таких самолётов. К лету 1916 эскадра состояла уже из 20 самолётов. Для борьбы с самолётами, выполнявшими возд. разведку и бомбометание, в первое время использовались наиболее скоростные и манёвренные самолёты-разведчики, вооружённые пулемётами. В последующем стали строиться самолёты-истребители; появилась истребит, авиация. В 1915 на вооружении имелись одноместные самолёты-истребители: во Франции "Ньюпор" и "Спад", в Германии "Фоккер", в России франц. самолёты "Ньюпор". В ходе войны ВВС превратились в одно из средств боевого воздействия на противника. Началась борьба за господство в воздухе, к-рая сводилась гл. обр. к возд. боям. Начало активной борьбе в воздухе с самолётами противника положили русские лётчики, прежде всего П. Н. Нестеров, Е. Н. Крутень, К. К. Арцеулов и др. Они разработали фигуры сложного пилотажа и принципы ведения возд. боя.

В годы 1-й мировой войны численность авиации воюющих гос-в резко возросла. Если в начале войны во всех воюющих странах имелось всего 806 боевых самолётов, то к концу войны Германия имела 2730 самолётов, Австро-Венгрия - 622, Франция - 3321, Великобритания - 1758, США - 740, Италия - 842, Россия - 590. Всего было св. 10 тыс. самолётов, в т. ч. разведчиков 44,9%, истребителей - 40,4%, бомбардировщиков - 14.7%. К концу войны скорость лучших типов самолётов-истребителей повысилась до 200-220, разведчиков - до 170- 180, бомбардировщиков-до 160-170 км/ч. В составе ВВС рус. армии вследствие технико-экономич. отсталости страны были гл. обр. устаревшие самолёты иностр. фирм.

Советские ВВС создавались вместе с Красной Армией. 28 окт. (10 нояб.) 1917 по инициативе В. И. Ленина было образовано Бюро комиссаров авиации и воздухоплавания (пред. А. В. Можаев). В дек. была учреждена Всеросс. авиац. коллегия по управлению Возд. флотом Республики (пред. К. В. Акашев), на к-рую возлагались руководство формированием авиац. частей, центр, и местных управлений Возд. флота Республики, подготовка авиац. кадров и материально-технич. обеспечение. В янв. 1918 были сформированы первые 6 авиац. отрядов (по 12 самолётов в каждом), направленные под Петроград, на Украину и в Белоруссию. Одновременно с созданием первых авиац. частей проводилась реорганизация органов управления. 24 мая 1918 было создано Гл. управление Рабоче-Крест. Красного Воен.-Возд. флота (до февр. 1921 нач. К. В. Акашев), к-рое объединяло ВВС страны. К нояб. 1918 было сформировано 38 авиаотрядов, к весне 1919 - 61 (45 разведывательных, 12 истребительных, 3 артиллерийских, 1 аэрофотографический). Всего на фронтах Гражд. войны в 1918-20 одновременно действовало до 350 сов. самолётов. Для руководства боевой деятельностью авиац. частей на фронтах Гражд. войны в авг. 1918 было создано Полевое управление авиации и воздухоплавания при Реввоенсовете Республики - сокращённо Авиадарм (авиация действующей армии), начальником к-рого с сент. 1918 по февр. 1921 был А. В. Сергеев. Лётные кадры для ВВС в 1918 готовились в 1-й Московской и в Егорьевской школах лётчиков, а также в Петрогр. воен. школе лётчиков-наблюдателей. В 1919 организован Моск. авиац. техникум, к-рый в 1920 реорганизован в Ин-т инженеров Красного Возд. Флота. В нояб. 1922 на базе этого института создана Академия Возд. флота (ныне Воен.-возд. инж. академия им. Н. Е. Жуковского).

Самолёты и вертолёты Военно-Воздушных Сил СССР: 1. Сверхзвуковой боевой самолет с крылом изменяемой в полёте стреловидности. 2. Всепогодный истребитель-перехватчик. 3. Истребитель-бомбардировщик. 4. Самолёт вертикального взлёта и посадки-5. Военно-транспортный самолёт. 6. Тяжёлый вертолёт Ми-6. 7. Сверхзвуковой дальний ракетоносец.

В период Гражд. войны авиац. отряды были объединены в авиац. группы, к-рые использовались на гл. направлениях действий сухопутных войск, и наносили бомбовые удары по вражеским объектам, вели возд. бои, возд. разведку, поддерживали связь, сбрасывали листовки и агитац. литературу. В это время были заложены основы оперативного искусства ВВС и тактики родов авиации. За мужество и отвагу при выполнении боевых заданий 219 лётчиков и лётчиков-наблюдателей были награждены орденом Красного Знамени, а 16 лётчиков дважды удостоены этой награды.

Самолёты военно-воздушных сил капиталистических государств: 1. Тактический истребитель F-4C (США). 2. Истребитель SAAB-37 "Вштен" (Швеция). 3. Тактический истребитель "Мираж Ш6" с изменением геометрии крыла (Франция). 4. Истребитель-перехватчик УР-12А (США). 5. Стратегический бомбардировщик "Виктор" (Великобритания). 6. Стратегический бомбардировщик Б-58 (США). 7. Стратегический бомбардировщик В-52Н (США).

После окончания Гражд. войны начался постепенный рост численности и качеств, рост ВВС. В 1924-33 на вооружение ВВС поступили отечеств, истребители И-2, И-3, И-4, И-5, разведчики Р-3, тяжёлые бомбардировщики ТБ-1, ТБ-3. За 1930-40 произ-во воен. самолётов возросло в 6,5 раза. На вооружение ВВС были приняты истребители И-15, И-16, И-153, бомбардировщики СБ, Ил-4, ТБ-7. В 1939-40 сов. авиаконструкторами были разработаны новые типы совр. боевых самолётов.

В 1924 авиац. отряды были сведены в однородные эскадрильи (по 18-43 самолёта), к-рые в конце 20-х гг. заменены авиац. бригадами. В 1938-39 ВВС были переведены с бригадной организации на полковую и дивизионную. Осн. тактич. единицей стал полк, состоящий из 4- 5 эскадрилий (60-63 самолёта, а в тяжёлобомбардировочном полку - 40 самолётов). В соответствии с назначением и задачами ВВС изменился удельный вес различных родов авиации в составе ВВС: бомбардировочная и штурмовая авиация к 1940-41 составляла 51,9%, истребительная--38,6% разведывательная- 9,5%. Однако многие типы самолётов по осн. тактико-технич. данным ещё уступали однотипным самолётам ВВС капиталистич. гос-в. Рост технич. оснащённости ВВС, их численное увеличение потребовали значит, улучшения дела подготовки командных, инженерных и лётнр-технич. кадров. В 1938 подготовка лётно-технич. кадров для ВВС осуществлялась в 18 лётных и технич. уч-щах. Командный ф-т Академии им. Н. Е. Жуковского в 1940 был преобразован в Воен.-возд. академию командного и штурманского состава (ныне Воен.-возд. академия им. Ю. А. Гагарина).

В 1921-41 руководство сов. ВВС осуществляли: А. В. Сергеев (февр. 1921 - кон. 1922), А. П. Розенгольц (март 1923- дек. 1924), П. И. Баранов (дек. 1924 - июнь 1931), командарм 2-го ранга Я. И. Алкснис (июнь 1931 - дек. 1937), командарм 2-го ранга А. Д. Лактионов (дек. 1937 - сент. 1939), ген.-лейт. авиации Я. В. Смушкевич (сент. 1939 - апр. 1940), ген.-лейт. авиации П. В. Рычагов (апр. 1940 - апр. 1941).

ВВС капиталистич. гос-в в 1918-39 получили значит, развитие и к нач. 2-й мировой войны 1939-45 имели в строю боевых самолётов: Германия-4400, США- 8000, Япония - 4500, Великобритания - 4030, Франция - 3330, Италия - 2950. Удельный вес бомбардировочной авиации в составе ВВС всех стран увеличился по сравнению с 1918 в 2,5 раза, а истребит, и разведыват. авиации-уменьшился. ВВС Германии делились на 5 возд. флотов - оперативных объединений, каждый из к-рых включал 800-1200 самолётов. ВВС Великобритании были самостоят, видом вооруж. сил, подчинялись министру авиации и делились на истребительные и бомбардировочные командования; мор. авиация подчинялась воен.-мор. министру. ВВС США до 2-й мировой войны не имели единого командования. Авиац. части и соединения, предназначенные для поддержки войск, объединялись в возд. корпуса, к-рые подчинялись командованию войск. Годовое произ-во самолётов в 1939 составляло: в Германии- 10 000, Великобритании - 5800, Франции - 3200, Италии - 3000, Японии - 2500, США-2400.

В СССР перед нач. 2-й мировой войны КПСС и Сов. правительством были приняты меры по форсированию произ-ва лучших типов самолётов. В 1940-41 были начаты серийный выпуск истребителей Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, бомбардировщиков Пе-2, Пе-8, штурмовиков Ил-2 и перевооружение ими авиац. полков. Эти типы самолётов превосходили однотипные самолёты ВВС Германии. Напр., макс, скорость са.молёта Як-1 на 30 км/ч превышала скорость Ме-109; самолёты Пе-2 и Пе-8 по сравнению с Ju-88 и Не-111 имели большую бомбовую нагрузку и скорость полёта. Штурмовик Ил-2 по сравнению с нем. штурмовиком Hs-129 имел большую скорость и дальность полёта и лучшее вооружение - реактивные снаряды и 400-кг бомбы. Однако к началу Великой Отечеств, войны перевооружение сов. авиачастей новой авиац. техникой и переучивание лётного состава не были закончены.

С началом Великой Отечеств, войны 1941-45 в результате внезапных ударов нем.-фаш. авиации по аэродромам сов. ВВС в первый день войны понесли серьёзный урон в самолётах. Несмотря на тяжёлые потери в самолётах на аэродромах, борьба с нем. авиацией приобрела ожесточённый характер. Численному превосходству противника были противопоставлены высокое напряжение действий сов. ВВС, боевое мастерство, отвага и героизм лётного состава. На вооружение ВВС стали поступать новейшие самолёты-истребители Як-76, Як-9, Як-3, Ла-5, Ла-7, Ла 9, двухместные штурмовики Ил-2, а с лета 1944 - Ил-10, бомбардировщики Ту-2, новые пушки, бомбы, в т. ч. противотанковые, радио- и радиолокац. станции, аэронавигац. оборудование, аэрофотоаппараты и др. техника и вооружение. В мае 1942 во фронтовой авиации были созданы возд. армии - крупные авиац. оперативные объединения (к концу года их насчитывалось 13). С осени 1942 началось формирование отд. авиац. корпусов Резерва Верх. Главнокомандования как наиболее целесообразной формы авиац. резервов. В марте 1942 дальняя и тяжелобомбардировочная авиация была изъята из подчинения командующего ВВС и преобразована в Авиацию дальнего действия с непосредств. подчинением Ставке. Изменение организац. структуры и резко возросшая численность ВВС позволили массированно применять авиацию на решающих направлениях действий сухопутных войск и осуществлять централизованное управление ею. Высокие боевые качества сов. ВВС особенно ярко проявились в битвах под Москвой, Сталинградом, Курском, в операциях на Правобережной Украине, в Белоруссии, Ясско-Кишинёвской, Висло-Одерской и Берлинской. Если в операциях 1941 участвовало 200-500 самолётов, то в 1943-45 - до неск. тысяч, а в Берлинской операции 1945 - до 8400 самолётов. Авиац. пром-сть систематически увеличивала произ-во самолётов. Среднемесячный выпуск во 2-й пол. 1941 составлял 1630 самолётов, в 1942 - 2120, в 1943 - 2907, в 1944 - 3355 и в 1945 - 2206 самолётов.

За годы Великой Отечеств, войны сов. лётчики совершили ок. 4 млн. боевых самолёто-вылетов и сбросили на врага 30,5 млн. бомб. В возд. боях и на аэродромах было уничтожено 55 тыс. нем. самолётов (84% всех потерянных ими на Вост. фронте). Сов. лётчиками была оказана большая помощь партизанам. Только полки дальней авиации и Гражд. Возд. Флота совершили ок. НО тыс. самолётовылетов, доставив партизанам 17 тыс. т вооружения, боеприпасов, продовольствия и медикаментов, перевезли по воздуху св. 83 тыс. партизан. Сов. лётчики показали многочисл. примеры беззаветной преданности Родине, подлинного героизма и высокого боевого мастерства. Беспримерные подвиги совершили лётчики Н- Ф. Гастелло, В. В. Талалихин, А. П. Маресьев, И. С. Полбин, Б. Ф. Сафонов, Т. М- Фрунзе, Л. Г. Белоусов, 3. А. Сорокин, П. Т. Харитонов, С. И. Здоровцев, М- П. Жуков и мн. др. Св. 200 тыс. воинов сов. ВВС награждены орденами и медалями, 2420 авиаторам присвоено звание Героя Сов. Союза, 65 лётчикам - звание дважды Героя Сов. Союза и двум - звание трижды Героя Сов. Союза (А. И. Покрышкин и И. Н. Кожедуб). Две трети авиац. соединений и частей получили почётные наименования, более одной трети удостоены звания гвардейских. Сов. ВВС во время Великой Отечеств, войны руководили командующие ВВС ген.-лейт. авиации П. ф. Жигарев (апр. 1941 - февр. 1942) и Гл. маршал авиации А. А. Новиков (апр. 1942 -март 1946).

ВВС Великобритании и США в период 1941-45 на европ. и афр. театрах войны действовали в благоприятной для них обстановке, т. к. осн. силы немецких ВВС были скованы на сов.-герм, фронте. Однако и в этих условиях англ, бомбардировщики до лета 1943 вели лишь ограниченные действия по нем. объектам, а усилия ВВС США сосредоточивались гл. обр. в районе Тихого ок. против Японии и в районе Средиземного м. для обеспечения мор. десантных операций.

ВВС воюющих гос-в в ходе 2-й мировой войны в своём развитии достигли новых высоких количеств, и качеств, показателей. Произ-во боевых самолётов всех воюющих гос-в за годы войны составило 450 тыс. Значительно повысились лётно-технич. характеристики самолётов: скорость истребителей достигла 650- 720 км/ч, бомбовая нагрузка фронтовых бомбардировщиков - 2 тыс. кг, а дальность полёта - 2 тыс. км. В США и Великобритании была создана стратегич. авиация. Дальнейшее развитие получили авиац. средства поражения: появились фугасные бомбы массой до 9000 кг, зажигательные - до 500 кг. Германия применила самолёты-снаряды ФАУ-1, ракетные снаряды ФАУ-2 по объектам на терр. Великобритании. Возросли калибр и скорострельность авиац. пушек и пулемётов. ВВС широко применяли реактивные снаряды и радиотехнич. средства, обеспечивавшие самолётовождение в любых условиях погоды, в любое время суток, точный выход на объекты действий и эффективное поражение их. Благодаря возросшим трансп. возможностям ВВС широко стала применяться транспортировка крупных возд. десантов в глубокий тыл противника с различными целями.

В послевоенные годы сов. ВВС были перевооружены реактивными самолётами МиГ-9, МиГ-15, Як-15, Ла-15 и др. На вооружение поступили сов. трансп. самолёты и вертолёты. На основе обобщённого опыта, накопленного в период Великой Отечеств, войны, были разработаны новые боевые уставы, наставления и руководства по боевому применению видов и родов авиации. Для обеспечения надёжного самолётовождения, точного бомбометания и стрельбы самолёты оснащаются различными радиоэлектронными системами; было начато оборудование аэродромов системой "слепой" посадки самолётов по приборам.

Поступление на вооружение ВВС ядерного оружия обусловило коренные изменения в формах и способах боевого применения ВВС и резко повысило их роль в ведении войны. Одновременно продолжалось технич. развитие авиации. Истребит, авиация получила сверхзвуковые самолёты МиГ-19, вооружённые ракетами класса "воздух-воздух", а на смену устаревшим самолётам-ш