| оказывает решающее влияние на развитие оперативного иск-ва и тактики ВМФ, ставит им задачи. Оперативное иск-во и тактика обслуживают стратегич. использование ВМФ, обеспечивая достижение им целей и задач в войне.
Элементы В.-м. и. зародились в древности с появлением воен.-мор. флотов и совершенствовались в связи с развитием общества, вооружения, боевой техники и форм вооруж. борьбы. В рабовладельч. государствах (Др. Греция, Др. Рим и др.) флот состоял из гребных судов (см. Гребной флот). Воен. стратегия рабовладельч. гос-в отводила ВМФ вспомогат. роль в войнах и ограничивала его действия прибрежными районами. Способами достижения победы в бою были таран и абордаж, а осн. тактич. формой боя - фронтальное столкновение флотов, оканчивавшееся в ходе его ведения единоборством отд. воен. судов между собой. Первой попыткой обобщения воен. опыта рабовладельч. Рима явился труд Вегеция (нач. 5 в.) "Краткое изложение военного дела", в к-ром он наряду с др. вопросами дал описание осн. известных в то время способов ведения боевых действий на море.
В Европе в эпоху раннего феодализма (до 10 в.) ВМФ и В.-м. и. существенного развития не получили. В период расцвета феодализма в Европе были достигнуты успехи в кораблестроении. С 10-11 вв. появляются парусные суда, затем - средства навигации (компас, секстан, мор. карты), что позволяет совершать длит, плавания в открытом море. В 15-16 вв. происходит переход от гребного флота к парусному, к-рый завершился к сер. 17 в. С 14 в. парусные корабли оснащаются артиллерией. Стратегия нарождавшихся в 15-16 вв. колониальных империй (Испания, Португалия, позднее Англия, Франция, Голландия) повысила роль ВМФ в войнах, изменила характер его действий и возложила на флот выполнение самостоят, задач по нарушению коммуникаций противника и обороне своих мор. путей. Однако тактика первых парусных флотов 15-16 вв. ещё мало отличалась от способов ведения боя гребного флота.
В 17 в. создаются постоянные ВМФ, к-рые стали важным воен. средством осуществления внеш. политики гос-ва. Дальнейшее развитие корабельной артиллерии, использование её в качестве гл. оружия в мор. сражениях аигло-голл. войн 17 в. внесли коренные изменения в боевой состав, организац. структуру парусного флота и его тактику; была установлена классификация кораблей и определены их задачи. Основу ударной мощи флотов составляли линейные корабли, фрегатам, арт. гребным судам и брандерам отводилась вспомогат. роль в мор. сражениях и блокадных действиях. Сложилась боевая организация флота. Корабли стали объединяться в эскадры под единым командованием флагмана. Ведение боевых действий крупными силами флотов неоднородного состава повысило требования к управлению эскадрой в мор. сражении, исход к-рого в значительно большей степени, чем прежде, стал определяться иск-вом флагмана - командира эскадры. Осн. тактич. формой ведения мор. боя эскадрами флотов стала линейная тактика, предусматривавшая маневрирование кораблей в линии баталии (кильватерной колонне). Такая тактика обеспечивала наиболее эффективное использование артиллерии, установленной на кораблях вдоль бортов в неск. рядов. Таран стал применяться всё ре/ке. Абордаж сохранялся на всём протяжении существования парусных флотов. Линейная тактика господствовала на протяжении 17-18 вв.
Значит, вклад в развитие В.-м. и. 1-й четв. 18 в. внесло рус. В.-м. и., проявившееся в Сев. войне 1700-21 против сильного мор. противника - Швеции. Вместо проводившихся тогда флотами зап. стран набегов на побережье, борьбы на коммуникациях и ген. сражения флотов Пётр I применял более решит, и надёжный метод ведения войны путём занятия воен.-мор. баз и побережья противника совместными действиями армии и флота. Для его тактич. иск-ва характерны: организация постоянного взаимодействия флота и армии, решит, действия флота по уничтожению сил противника с применением неожиданных для него форм манёвра (охват флангов, прорезание строя, окружение, абордажидр.). Обобщённый опыт боевых действий флота при Петре I был изложен в Морском уставе 1720. Возросшая к сер. 18 в. эффективность корабельной артиллерии (увеличение дальности стрельбы, убойной и разрушит, силы ядра, меткости огня) вступила в противоречие с тактич. формой её использования - линейной тактикой. Рус. адмиралы Г. А. Спиридов и ф. ф. Ушаков впервые в практике мор. боя отказались от шаблонов линейной тактики и заложили основы новой формы боевого использования флота - манёвренной тактики. Их В.-м. и. отличалось высокой активностью, решительностью действий при достижении поставленных целей, хорошей организацией взаимодействия всех сил и проявилось в победах рус. флота над турецким в сражениях в Хиосском проливе (1770), у о. Тендра (1790) и у мыса Калиакрия (1791).
Первые попытки теоретич. обоснования манёвренной формы ведения мор. боя нашли отражение в труде англичанина Дж. Клерка "Опыт морской тактики" (ч. 1-4, 1790-97, рус. пер. "Движение флотов", 1803), в к-ром он на основе анализа причин неудач англ. ВМФ в сражениях сер. 18 в. изложил нек-рые рекомендации по изменению линейной тактики и внедрению манёвренных принципов ведения мор. боя. Однако в В.-м. и. крупнейших мор. держав (Великобритания, Франция, Испания, Голландия) линейная тактика продолжала господствовать до кон. 18 в. Мор. победы англ. адм. Г. Нельсона при Абукире (1798) и Трафальгаре (1805) и рус. адм. Д. Н. Сенявина в Афонском сражении (1807), в к-рых были использованы принципы ведения манёвренного боя, способствовали утверждению в В.-м. и. манёвренной тактики. Такая тактика предусматривала наряду с манёвром эскадры для более полного использования артиллерии и нарушения управления силами флота противника большую самостоятельность в проведении манёвра отд. кораблей. Это внесло новое содержание в тактику одиночного корабля и предъявило повышенные требования к командиру в иск-ве управления и использовании оружия корабля в бою.
Дальнейшее развитие капиталистич. произ-ва, науки, воен. техники позволило улучшить конструкцию воен. кораблей, их парусное и арт. вооружение. Опыт Крымской войны 1853-56 показал преимущества паровых кораблей перед парусными при ведении манёвренного мор. боя. Во 2-й пол. 19 в. в Великобритании, США, Франции были созданы паровые корабли с броневой защитой. Основой ударной мощи флотов стали броненосцы с мощным арт. вооружением и сильной бронёй. Появились также крейсера, минные заградители, миноносцы. Изменения в материально-технич. базе флота потребовали разработки тактики использования броненосных эскадр в мор. бою. Существ, вклад в этот вопрос внесли рус. учёные. Адм. Г. И. Бутаков в труде "Новые основания пароходной тактики" (1863) обобщил опыт боевых действий паровых кораблей и предложил правила их перестроения в эскадре для ведения мор. боя. Эти правила получили признание во всех флотах мира. Адм. А. А. Попов на опыте Крымской войны первым правильно оценил большое значение броненосного флота в боевых действиях на море. Адм. С. О. Макаров, исходя из опыта рус.-тур. войны 1877-78, впервые изложил тактику использования минно-торпедного оружия. В труде "Рассуждения по вопросам морской тактики" (1897) он первым подошёл к разработке тактики броненосного флота как науки. В этом и др. трудах Макаров обосновал необходимость взаимодействия артиллерийских и минно-торпедных кораблей в морском бою, теоретически обосновал целесообразность применения кильватерного строя при построении боевых порядков броненосных эскадр, сформулировал принципы противоминной и противолодочной обороны.
В 90-х гг. 19 в. один из создателей амер. империалистич. воен.-мор. стратегии контр-адм. А. Мэхэн и воен. идеолог англ, буржуазии вице-адм. ф. Коломб пытались обосновать теорию "господства на море". Они связывали эту "теорию" с установлением амер. и англ, мирового господства путём создания подавляющего превосходства воен.-мор. сил в линейных броненосных кораблях и уничтожения враждебных воен. флотов в одном генеральном сражении. Коломб пропагандировал "вечные и неизменные" законы ведения мор. войны, механически переносил способы и формы ведения воен. действий на море парусными флотами на паровой флот, не учитывал развития новых боевых сил и средств флота. Он противопоставлял флот армии, недооценивал значения сухопутных войск, не учитывал общего хода и исхода воен. действий в целом на суше и на море. Эта "теория" была полностью опровергнута опытом 1-й и 2-й мировых войн. Несмотря на это, воен. идеологи США и Великобритании после 2-й мировой войны 1939- 1945 вновь обратились к трудам Мэхэна и Коломба для обоснования своих идей о мировом господстве.
В ходе рус.-япон. войны 1904-05 В.-м. и. обогатилось опытом ведения боевых действий по обороне воен.-мор. баз (оборона Порт-Артура) и ведения противоблокадных действий, в к-рых использовались корабли флота, береговая артиллерия, мины и торпеды. Первые попытки применения торпед и мин показали, что артиллерия, оставаясь гл. оружием для нанесения удара, перестала быть единств, средством боевого воздействия на противника. Выявилась необходимость создания новых классов кораблей (линейных кораблей, тральщиков и др.) и новых образцов минного и артиллерийского оружия. Зародились основы тактики ведения крупных морских сражений с участием значит, сил бронированных кораблей (Цусимское сражение, бой в Жёлтом море, действия Владивостокского отряда кораблей и др.). Решающей силой в борьбе на море по опыту рус.-япон. войны во мн. флотах мира были признаны линейные корабли. Опыт противоминных действий указал на необходимость организации повседневной боевой деятельности флота в борьбе за обеспечение благоприятного режима в районе своих баз. Для ведения разведки, борьбы с эскадренными миноносцами и действий на мор. коммуникациях во флотах мн. стран стали применяться лёгкие крейсера. Воен. доктрины мор. держав после рус.-япон. войны существенных изменений не претерпели. По-прежнему считалось, что завоевание господства на море должно достигаться путём ген. сражения осн. сил флотов.
В ходе 1-й мировой войны 1914-18 кораблями универсального назначения были признаны эскадренные миноносцы, применялись лёгкие крейсера и особенно подводные лодки, к-рые превратились в самостоят, род сил ВМФ и успешно решали не только тактические, но и оперативные задачи. Это вызвало создание сторожевых кораблей и охотников за подводными лодками. Появились также и др. новые классы кораблей - авианосцы, торпедные катера, десантно-высадочные средства. Удельный вес в боевых действиях больших надводных арт. кораблей понизился. В основном оформился новый род мор. сил - морская авиация. Достижение стратегич. целей путём проведения одного ген. сражения, как это предусматривалось англо-амер. доктриной "господства на море", стало невозможным. В.-м. и. была выдвинута новая форма боевой деятельности флота - операция, к-рая вызвала необходимость соответств. мер по её обеспечению: оперативной разведки, маскировки, обороны крупных надводных кораблей при переходе морем и в бою от подводных лодок, материально-технич. обеспечения и др. Получила дальнейшее развитие повседневная боевая деятельность флота для создания благоприятного оперативного режима в районе своих баз, побережья и в районе боевых действий. Русским В.-м. и. были разработаны способы ведения мор. боя на заранее подготовленной минно-арт. позиции как вынужденной меры в борьбе с более сильным противником. Такая позиция была создана в Балт. м. на линии о. Нарген - п-ов Порккала-Удд с целью не допустить прорыва герм, флота в вост. часть фин. залива. Она состояла из неск. линий минных заграждений, выставленных поперёк Фин. залива, и береговых арт. батарей на флангах позиций. В тылу этой позиции развёртывались и действовали гл. силы флота. Опыт войны подтвердил эффективность этой формы ведения флотом боевых действий в прибрежном районе против превосходящих сил противника.
Элементы сов. В.-м. и. зародились в годы Гражд. войны и воен. интервенции 1918-20, когда созданный молодой Сов. республикой Рабоче-Крест. Красный Флот оборонял подступы к Петрограду с моря, поддерживал на побережье части Красной Армии арт. огнём, обеспечил подавление белогвардейского мятежа на фортах "Красная Горка" и "Серая Лошадь", высаживал десанты и вёл борьбу с озёрными и речными силами противника. Широко развернувшееся благодаря успехам социалистич. индустриализации строительство ВМФ в годы предвоен. пятилеток шло в направлении создания совр. по тому времени надводных кораблей, подводных лодок, мор. авиации и береговой артиллерии.
В период между 1-й и 2-й мировыми войнами сов. В.-м. и. были созданы основы оперативного использования флота в различных видах боевых действий и в совместных действиях с сухопутными войсками на приморских направлениях, тактика действий разнородных сил ВМФ, основы взаимодействия между ними в мор. бою, к-рые нашли отражение в Наставлении по ведению мор. операций, Боевом уставе ВМС и др. документах, изданных накануне Великой Отечеств, войны 1941 - 1945.
В.-м. и. в бурж. гос-вах после 1-й мировой войны характеризовалось наличием различных, нередко противоположных взглядов на использование ВМС в войне. Подорванное в 1-й мировой войне "всемогущество" линейного флота привело к тому, что мн. воен. теоретики стали противопоставлять один род мор. сил другому, пытаясь отыскать такой из них, к-рьш мог бы обеспечить господство на море, отстаивали принципы ген. сражения, опровергнутые ходом войны. Вместе с тем развитие существовавших и появление новых сил и средств борьбы вызывало необходимость пересмотра устаревших взглядов. Перед началом 2-й мировой войны флоты пополнялись авианосцами, крейсерами, эскадренными миноносцами, торпедными катерами, морской авиацией. Получили развитие радиолокация и гидролокация. В воен. доктринах развивающиеся силы борьбы на море (авиация, подводные лодки и др.) и новые способы боевых действий первоначально должного отражения не находили.
Во 2-й мировой войне 1939-45 несмотря на то, что исход её решался на суше, размах вооруж. борьбы на море по сравнению с предыдущими войнами значительно увеличился.
Осн. содержание воен. действий на Тихом ок. в 1941-45 составляли десантные и противодесантные операции, удары по силам флота противника в море, в базах и борьба на коммуникациях. В бассейне Тихого ок. были высажены десанты на о. Лейте (1944), Маршалловых и Марианских о-вах (1944), о. Окинава (1945), на Средиземноморском театре воен. действий - в Алжире и Марокко (1942), на о. Сицилия, в Юж. Италии (1943) и др. Всего было высажено более 600 крупных десантов, 6 из них - стратегического масштаба. Наиболее крупной была Нормандская десантная операция 1944. К началу войны в составе флотов появилась качественно новая сила - авианосцы, в борьбе на закрытых мор. театрах увеличился удельный вес авиации берегового базирования. Авианосная авиация выдвинулась в разряд гл. сил флотов. Столкновения авианосных соединений выросли в крупнейшие мор. сражения 2-й мировой войны, в ходе к-рых гл. ударной силой и объектам и ударов были авианосцы. Применение авианосной авиации позволяло вести мор. бои в условиях, когда группировки кораблей воюющих сторон находились в сотнях миль друг от друга. Группировки надводных сил, прикрываемые истребителями авианосной авиации, получили возможность действовать у побережья противника. Особенности воен.-геогр. условий Тихоокеанского театр |