| осных ударных соединений, авианосных противолодочных групп, соединений амфибийных сил на переходе морем, а также для охраны конвоев. Амфибийные силы служат для десантирования войск и состоят из десантных вертолётоносцев, десантных кораблей и судов различного назначения. Авиация ВМС включает авианосную авиацию и соединения базовой авиации. Её гл. задача - борьба с силами флота противника, нанесение ударов по наземным объектам и поддержка десантов и сухопутных войск с моря. Мор. пехота предназначена для действий в самостоят, десантных операциях флота и в операциях, проводимых совместно с ВВС и сухопутными войсками, где используется как первый штурмовой эшелон.
Советский ВМФ: 5. Ракетный корабль. 6. Ракетный крейсер. 7. Ракетный катер. 8. Морская пехота.
В организац. отношении ВМС США состоят из двух стратегич. флотов - Атлантического и Тихоокеанского, из к-рых выделяются оперативные флоты (объединения специального назначения) для выполнения оперативных и стратегических задач в различных районах земного шара. Общее руководство ВМС США осуществляет воен.-мор. министр, к-рый подчиняется министру обороны. Органом оперативного руководства ВМС США является Мор. штаб. В Великобритании функции руководства ВМС выполняет нач. штаба ВМС - первый морской лорд. ВМС Франции возглавляет гос. секретарь по ВМС; оперативное руководство возложено на штаб ВМС, начальником к-рого в мирное время является помощник гос. секретаря по ВМС, а в воен. время - главнокомандующий ВМС.
В состав ВМС Италии, ФРГ, Канады, Турции, Норвегии, Бельгии, Нидерландов, Португалии и др. стран - членов НАТО, а также Швеции, Австралийского Союза, Аргентины, Бразилии, Объединённой Арабской Республики, Индии, Израиля, Пакистана, Японии и др. входят дизельные подводные лодки, боевые надводные корабли, в т. ч. (в нек-рых странах) вооружённые ракетами, авиация ВМС, мор. пехота и вспомогат. суда.
История возникновения и развития ВМФ уходит в глубокую древность, флот н мореплавание зародились в Др. Китае, Египте, Финикии и др. рабовладельч. гос-вах. Первоначально строились торговые суда, а затем военные (гребные корабли), к-рые наибольшее развитие получили в Др. Греции и Риме (см. Гребной флот). В греч. флоте в 5 в. до н. э. осн. классом боевого корабля была триера. Наиболее распространёнными типами кораблей рим. флота в 3-2 вв. до н. э. являлись трирема (то же, что триера) и пентера (корабль больших размеров с 5 рядами вёсел). В 1 в. до н. э. в Риме наряду с этими типами кораблей получили распространение либурны - небольшие корабли с однорядным размещением вёсел и большей манёвренностью. В качестве гл. оружия использовался таран (удар носовой частью корабля по кораблю противника), а также метат. машины - баллисты и катапульты, устанавливавшиеся в носовой части корабля и стрелявшие камнями и зажигат. снарядами, флот использовался гл. обр. для уничтожения неприятельского флота. в море. Основой мор. тактики был бой с применением метательного оружия, а затем абордажа или тарана.
Корабли гребного и парусного флотов: 9. Римская трирема. 3 в. до н. э. - 11 в. н. э. 10. Галера. 7 - 8 вв. Венеция. 11. Русская ладья. 9-17 RB. Новгород. 12. Линейный корабль. 1646. Франция. 13. Русский линейный корабль "Св. Павел". 1794.
В 7 в. венецианцы на основе рим. либурны создали улучшенный тип гребного корабля - галеру, к-рая постепенно вытеснила др. типы гребных кораблей и к концу раннего средневековья стала осн. боевым кораблём. С 10-11 вв. в ряде средиземноморских стран появляются парусные суда, наз. нефами. Парусные корабли, от к-рых берут своё начало воен. флоты Англии, Франции, Голландии, Дании и Швеции, появились также в Северном м., где мореплаванием занимались англосаксы, норманны и датчане. Корабли норманнов, наз. дракарами (драконами), достигали в длину 30-40 м. В качестве гл. движителя они имели прямые паруса, в качестве вспомогательного - вёсла, располагавшиеся в один ряд по 16-32 весла с каждого борта. Переход от гребных судов к парусным в основном завершился к сер. 17 в. В отд. странах (напр., в России и Швеции) гребные боевые корабли существовали до 19 в. Большое влияние на переход от гребного флота к парусному оказали Вел. геогр. открытия 15-16 вв. Развитие парусного флота значительно ускорилось с изобретением пороха и усовершенствованием артиллерии, к-рая постепенно превращалась в гл. оружие парусных кораблей. Тактика первых парусных флотов 15-16 вв. ещё мало отличалась от способов ведения боя гребного флота.
В 17 в. в Великобритании, франции, Испании и Голландии создаются постоянные воен. флоты. Для строительства кораблей и управления флотом были созданы верфи и учреждены адмиралтейства. На основе опыта 1-й англо-голл. войны 1652-54 впервые была установлена классификация кораблей и определены их задачи. В зависимости от водоизмещения, количества пушек и численности экипажа корабли подразделялись на 6 рангов. Корабли первых трёх рангов, имевшие от 44 до 100 орудий, получили назв. линейных кораблей. Они являлись осн. боевым ядром флота и предназначались для арт. боя; корабли 4-го и 5-го рангов наз. фрегатами и использовались для разведки и действий на мор. коммуникациях; корабли 6-го ранга применялись как посыльные суда. В ходе англо-голл. войн впервые сложилась боевая организация парусного флота. Он стал подразделяться на 3 эскадры, каждая из к-рых, в свою очередь, делилась на 3 дивизии: авангард, центр и арьергард. Тактика ведения мор. боя парусными флотами заключалась в том, чтобы, построив корабли в кильватерную колонну, занять наветренное положение по отношению к противнику и, сближаясь с ним, уничтожить его корабли огнём своей артиллерии. Когда артиллерия не достигала решающего успеха, в бой вводились брандеры, иногда бой доходил до абордажных схваток.
В России зарождение ВМФ относится к 6-7 вв. Однако до 18 в. флот большого развития не получил (см. Русский военно-морской флот). Начало созданию регулярного флота положено в 1696, когда по указу Петра I приступили к строительству Азовского флота. В ходе Сев. войны 1700-21 за сравнительно короткий срок в России был создан сильный ВМФ. сыгравший важную роль в завоевании победы над Швецией. Россия выдвинулась в число первоклассных мор. держав.
Быстрое развитие капитализма во 2-й пол. 18 в. привело к ускоренному развитию флотов. Великобритания в 18 в. благодаря бурно развивавшемуся в борьбе с Голландией и Испанией флоту превратилась в огромную колон, империю; большие заморские терр. захватила франция. Войны между Великобританией и Францией велись не только на европ. театре, но и охватывали Средиземное м., Атлантич. и Индийский океаны. Развитие капиталистич. произ-ва, воен. техники и науки, многочисл. изобретения и открытия в области металлургии и кораблестроения в 18 в. позволили значительно улучшить конструкцию корпусов воен. кораблей, их парусное и арт. вооружение. Водоизмещение крупных кораблей увеличилось с 1-2тыс. т до 3-4 тыс. т. Одновременно на линейных кораблях количество орудий возросло до 120-135. Бронзовые орудия были заменены чугунными, скорострельность корабельной артиллерии увеличилась до одного выстрела в 3 мин, дальность стрельбы - с 300 до 600 м. В Сев. Америке Д. Бушнелл построил подводную лодку, к-рая в 1777 пыталась атаковать англ, парусный корабль "Игл", но из-за технич. несовершенства лодки атака не удалась.
В нач. 19 в. появились паровые боевые корабли. Первый опытный пароход "Клермонт" (водоизмещение 150 т, машинный двигатель 24 л. с., скорость хода до 5 узлов) построен Р. фултоном в Америке в 1807. В рус. флоте первый вооруж. пароход "Ижора" построен в 1826. В 1830-х гг. в ряде стран, в т. ч. и в России (1836), были созданы пароходо-фрегаты (водоизмещение до 1400 т, мощность машины 250-300 л. с., скорость хода 8-9 узлов, вооружение: 20-28 пушек малого калибра или 16 орудий крупного калибра). Пароходо-фрегаты вместе с парусными кораблями входили в состав воен. флотов и использовались для разведки, как посыльные суда и для буксировки парусных кораблей. С изобретением в 1-й пол. 19 в. гребного винта начали строить линейные корабли с паросиловыми установками. В это же время на вооружение флотов нек-рых стран (Франция, Россия и др.) поступили бомбические пушки калибром 68-80 фунтов (200-220 мм), к-рые стреляли разрывными бомбами и, помимо разрушения борта, вызывали сильные пожары на кораблях. В 1-й пол. 19 в. на вооружение рус. флота было принято минное оружие.
В результате опыта Крымской войны 1853-56 все страны во 2-й пол. 19 в. перешли к строительству парового броненосного флота с толщиной брони до 610 мм. Калибры гладкоствольной корабельной артиллерии увеличились до 460 мм. Большое влияние на строительство флота оказали развитие минного оружия и появление в 70-х гг. 19 в. самодвижущейся мины, получившей назв. торпеды, что вызвало необходимость усиления живучести и непотопляемости кораблей делением корпуса на отсеки. Теоретич. основой решения этой проблемы явились труды выдающихся рус. учёных С. О. Макарова и А. Н. Крылова. Основой ударной мощи флота стали новые корабли - броненосцы с мощным арт. вооружением и сильной бронёй. Первоначально это были корабли, имевшие деревянный или жел. корпус, защищённый броневым поясом (толщиной до 150 мм), проходившим по всему борту корабля. Артиллерия броненосца насчитывала до 30 орудий. В 1861 был построен первый рус. жел. броненосный корабль "Опыт". Позднее были созданы казематные, барбетные и башенные броненосцы. В 70-х гг. 19 в. отказались от использования на броненосных кораблях парусов в качестве вспомогат. движителя и перешли к постройке безрангоутных (не имеющих парусов) мореходных броненосцев. Одним из первых таких кораблей был русский броненосец "Пётр Великий" (вступил в строй в 1877). Завершающим этапом развития броненосного корабля в России и др. крупных морских державах явилось создание в 1890-е гг. эскадренного броненосца (водоизмещение до 12 тыс. т, скорость хода 16-18 узлов, гл. артиллерия - четыре 305-мм орудия, артиллерия ср. калибра - чаще всего 6 и более орудий 152-мм калибра, броневой пояс 300-450 мм). Эти корабли обладали большой живучестью и непотопляемостью. Для разведки и действий на коммуникациях строились крейсера, имевшие неск. меньшее, чем эскадренные броненосцы, вооружение и броневую защиту, но обладавшие более высокой скоростью хода. Развитие минно-торпедного оружия привело к появлению во 2-й пол. 19 в. новых классов кораблей - минных заградителей и миноносцев. Изменение материально-технич. базы флота потребовало создания принципиально новой тактики ведения мор. боя. Первым фундаментальным трудом в этой области явилась книга рус. адм. Г. И. Бутакова "Новые основания пароходной тактики" (1863). Крупный вклад в разработку основ тактики использования минно-торпедного оружия внёс адм. С. О. Макаров.
Под влиянием рус.-япон. войны 1904- 1905 решающей силой в борьбе на море во мн. флотах мира были признаны линейные корабли, совершенствование к-рых шло в направлении увеличения количества стволов гл. артиллерии, усиления бронирования и повышения скорости хода. Первый корабль, удовлетворявший этим требованиям, был построен в Великобритании (1905-06) и получил назв. "Дредноут". В дальнейшем линейные корабли такого типа стали наз. дредноутами и с их развитием постройка эскадренных броненосцев прекратилась. Лучшими линейными кораблями того времени были рус. линкоры типа "Севастополь" (1914), на к-рых впервые были установлены 4 трёхорудийные башни с 12 орудиями 305-мм калибра. Принятое на этом корабле линейное расположение гл. артиллерии в тактич. отношении являлось более выгодным, чем линейно-ромбическое на "Дредноуте". Для разведки, борьбы с эскадренными миноносцами противника и действий на мор. сообщениях во мн. странах строились лёгкие крейсера. В связи с возросшей ролью торпедного оружия большие изменения претерпел класс эскадренных миноносцев. Построенный в России эскадренный миноносец "Новик" (1913) значительно превосходил иностр. миноносцы в арт., торпедном вооружении, живучести и скорости хода. Быстрое развитие минного оружия потребовало создания минных заградителей. В 1908-12 Россия приступила к постройке первых в мире тральщиков. В иностр. флотах для траления мин приспосабливались мелкосидящие торговые и промысловые суда. Благодаря большим успехам, достигнутым в усовершенствовании двигателя внутр. сгорания, электромоторов, аккумуляторных батарей и перископов, получило дальнейшее развитие строительство подводных лодок, к-рые в большинстве стран предназначались для борьбы с надводными кораблями противника в прибрежных водах и для разведки. В рус. флоте они использовались также для скрытной постановки минных заграждений у берегов противника. В 1914-15 по проекту рус. конструктора Д. П. Григоровича построен первый в мире воен. гидросамолёт. В составе Черномор, флота были созданы авиатранспорты, каждый из к-рых мог принимать до 7 гидросамолётов. Значит, изменения претерпело вооружение кораблей: увеличились скорострельность крупных орудий (до 2 выстрелов в 1 мин) и дальность стрельбы, начало создаваться противолодочное оружие, применяться радио. Воен. доктрины мор. держав существ, изменений не претерпели и до нач. 1-й мировой войны, как и в эпоху парусных флотов, их осн. положением считалось завоевание господства на море путём ген. сражения гл. сил флотов. В России большое внимание уделялось ведению оборонит, боя на заранее подготовленной минно-арт. позиции.
Корабли русского ВМФ начала 20 в.: 14. Эскадренный броненосец "Ретвизан". 1902. 15. Линейный корабль "Императрица Мария". 1915. 16. Миноносец "Безупречный". 1902. 17. Подводная лодка "Кайман", 1911.
В 1-й мировой войне 1914-18 участвовали сотни надводных кораблей, подводных лодок, а на последнем ее этапе и самолётов. Линейные корабли ввиду резко возросшей угрозы со стороны применения мин, подводных лодок и др. средств использовались крайне ограниченно. Их развитие шло по пути увеличения артиллерии гл. калибра и толщины броневого пояса (до 406 мм), увеличились количество и калибр зенитных орудий, скорость хода была доведена до 25 узлов, водоизмещение до 35 тыс. т. Линейные крейсера, имевшие слабое бронирование, не оправдали своего назначения, и их строительство было прекращено. Широкое применение в ходе войны нашли лёгкие крейсера, водоизмещение к-рых к концу войны возросло до 8 тыс. т, а скорость хода до 30 узлов и более. Кораблями универсального назначения были признаны эскадренные миноносцы, к-рые стали наиболее многочисленными в составе флотов воевавших государств. Их водоизмещение было доведено до 2 тыс. т, скорость хода до 38 узлов. Дальнейшее развитие получили минные заградители и тральщики. Появились спец. типы тральщиков: эскадренные быстроходные тральщики, базовые тральщики-искатели и катера-тральщики. Важную роль в боевых действиях на море сыграли подводные лодки, к-рые превратились в самостоят, род сил ВМФ, способный успешно решать не только тактич., но и оперативные задачи. Установилась классификация подводных лодок, к-рые делились на большие, средние и малые; были созданы транспортные подводные лодки. Дальность плавания подводных лодок составляла ок. 5500 миль, надводная скорость ок. 18, а подводная 9-10 узлов, число торпедных аппаратов возросло до 6, на вооружении имелись 1-2 орудия калибра от 20 до 152 мм. Особенно эффективно подводные лодки использовались дл |