БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

я действий на коммуникациях, за время войны они потопили ок. 6 тыс. судов. Серьёзная угроза со стороны подводных лодок потребовала принятия мер по защите крупных надводных кораблей при возвращении их в базу, на переходе морем и в бою. В ходе войны появились новые классы кораблей: авианосцы, сторожевые корабли, торпедные катера. Первый авианосец с взлётно-посадочной палубой был переоборудован в Великобритании из недостроенного крейсера "Фьюриес" и мог принимать св. 4 разведыват. самолётов и 6 истребителей. Впервые в боевых действиях на море использовалась авиация. Она вела разведку, наносила бомбовые удары по кораблям и базам флота, вела корректировку арт. огня кораблей. Оружием самолётов наряду с бомбами стали торпеды. ВМФ начал превращаться в объединение разнородных сил - надводных кораблей, подводных лодок и авиации, при доминирующем положении надводных сил.

Корабли иностранных флотов периода 2-й мировой войны 1939 - 45: 18. Линейный корабль (Великобритания). 19. Линейный корабль (фаш. Германия). 20. Авианосец (США). 21. Эскадренный ниноносец (США). 22. Подводная лодка (США). 23. Авианосец (Япония). 24. Крейсер 1-го класса (Япония).

В период между 1-й и 2-й мировыми войнами строительство флотов в капиталистич. гос-вах, несмотря на переговоры и соглашения между мор. держг.вами о нек-ром ограничении гонки мор. вооружений, продолжалось. В 1936 в фаш. Германии были спущены на воду линейные корабли "Шарнхорст" и "Гнейзенау", это было прямым нарушением Версальского договора, чему попустительствовали зап. державы. При водоизмещении 37 тыс. га эти корабли имели по девяти 280-мм орудий в трёхорудийных башнях, броневой пояс толщиной по ватерлинии 320 мм и скорость хода 31 узел. В 1939 Германия спустила на воду 2 линейных корабля типа "Бисмарк" (водоизмещение 45 тыс. т, восемь 381-мм орудий, толщина брони 330 мм и скорость хода 30 узлов). В 1936- 1938 в США были заложены 6 линейных кораблей типа "Вашингтон" (водоизме щение 35 тыс. т, девять 406-мм орудий, толщина брони 406 мм и скорость хода 30 узлов). В Великобритании в это же время началось строительство 5 линейных кораблей типа "Кинг Джордж V" (водоизмещение 35 тыс. т, артиллерия гл. калибра - десять 356-мм орудий, толщина брони 406 мм). Дальнейшее совершенствование линейных кораблей в США, Великобритании, Японии, Германии и др. капиталистич. странах шло по линии улучшения их тактико-технич. данных. Устаревшие или недостроенные линейные корабли, крейсера и торговые суда перестраивались в авианосцы. В 1937-38 Великобритания, Япония и США перешли к серийному строительству авианосцев. Стандартное водоизмещение этих кораблей колебалось от 17 до 22,6 тыс. т, скорость хода 30-34 узла. Такими кораблями были амер. "Энтерпрайс" и "Йорктаун", япон. "Сорю" и "Хирю" и англ. "Арк Ройял". К нач. 2-й мировой войны 1939-45 в ВМФ Великобритании находилось 7 авианосцев, США -5, франции -1 и Японии -6. Интенсивно строились крейсера, эскадренные миноносцы, торпедные катера. Строительство подводных лодок замедлилось. Во всех флотах имелась бомбардировочная, минно-торпедная, разведыват. и истребит, авиация. Значит, развитие получило арт. и торпедное оружие кораблей, были созданы новые неконтактные мины, новое противолодочное оружие, радиолокация и гидролокация. В воен. доктринах капиталистич. держав недооценивались развивающиеся силы и средства борьбы на море - авиация, подводные лодки и возникающие в связи с этим новые способы боевых действий. Несмотря на то, что исход 2-й мировой войны решался на суше, и в первую очередь на сов.-герм, фронте, размах вооруж. борьбы на море по сравнению со всеми предыдущими войнами значительно увеличился. В ней принимали участие св. 6 тыс. кораблей и судов и ок. 14 тыс. самолётов. Ареной вооруж. борьбы флотов практически стал весь Мировой океан. За годы войны было проведено 36 крупных мор. операций. Борющиеся стороны потеряли 2017 кораблей большого и среднего водоизмещения. В ходе войны линейные корабли утратили своё прежнее значение, уступив роль гл. ударных надводных сил флота авианосцам. Линейные корабли и крейсера стали силами обеспечения авианосцев. Применение авианосной авиации позволило вести мор. бои в условиях, когда противостоящие группировки кораблей находились в неск. сотнях миль друг от друга. На таких расстояниях эскадренные миноносцы нe могли использовать по прямому назначению своё торпедное оружие, в то же время они приняли на себя значит, часть задач по охране авианосцев, десантных отрядов, конвоев и защите системы базирования флота. Видное место в боевых действиях заняли подводные лодки, к-рые использовались гл. обр. для борьбы с судоходством противника. Только в фаш. Германии в 1939-45 было построено 1175 подводных лодок. Для борьбы с ними применялись надводные корабли, авиация, подводные лодки и минное оружие. Большое развитие в ходе войны получила мор. авиация, к-рая превратилась в самостоят, род сил флота. Особую роль в боевых действиях играла авианосная авиация, применение к-рой привело к появлению боя авианосных сил и позволило распространить возд. угрозу для сил флота противника практически на все районы Мирового океана. Группировки надводных сил, прикрываемые истребителями авианосной авиации, получили возможность подходить к побережью противника. Применялись совместные действия сил флота с сухопутными войсками. Возросло число десантных операций. За годы войны союзниками было высажено более 600 крупных десантов, из к-рых 6- стратегич. масштаба. Наиболее крупной была Нормандская десантная операция 1944, в к-рой участвовали 860 кораблей и св. 14 тыс. самолётов, обеспечивших высадку трёх общевойсковых армий амер.-англ. войск. Большое распространение получила радиолокация. В составе флотов использовались корабли ПВО. В мор. операциях подтвердилось на практике большое значение скрытности подготовки операций, тщательной разведки, стремительности манёвра, обеспечения господства в воздухе в районе проведения операции. 2-я мировая война подтвердила вывод о том, что цели вооруж. борьбы на море должны достигаться воен.-мор. флотами, состоящими из разнородных сил, при тесном взаимодействии между ними.

В послевоен. период в строительстве ВМС капиталистич. государств, прежде всего США и Великобритании, осн. усилия направлялись на создание атомных ракетных подводных лодок, вооружённых баллистич. ракетами, а также авианосной авиации и ударных авианосцев. Надводные корабли начали оснащаться зенитными и противолодочными ракетами различных классов, а атомные подводные лодки - ракетами средней дальности полёта (2800-5000 км) стратегического назначения. На авианосную ударную авиацию возлагаются большие задачи в боевых действиях на море во всеобщей ядерной войне и в ограниченных пли локальных войнах. Резко возросло насыщение кораблей и самолётов авиации ВМС различными радиоэлектронными средствами. Происходит качеств, обновление парка самолётов авиации ВМС. Много внимания уделяется развитию сил и средств для борьбы с подводными лодками. В связи с этим увеличилось значение в составе флотов противолодочных и транспортно-десантных вертолётов, появились новые классы и типы кораблей (десантные и противолодочные вертолётоносцы и др.). Значительно активизировалось развитие ВМФ ФРГ за счёт строительства подводных лодок, ракетных кораблей и катеров, противолодочных кораблей, десантных судов, закупок самолётов и вертолётов для ВМФ.

Советский ВМФ - преемник и продолжатель лучших традиций рус. флота, создавался и развивался вместе со всеми Сов. Вооруж. Силами. Декрет о создании Рабоче-Крест. Красного флота был подписан В. И. Лениным 29 янв. (11 февр.) 1918. Сов. моряки по указанию Ленина 22-27 февр. 1918 перевели из Ревеля в Гельсингфорс сов. воен. корабли, к-рые Сов. Россия по Брестскому мирному договору обязана была вывести из зап. части Финского зал. в его вост. часть или немедленно разоружить. В марте - апр. 1918 корабли совершили переход в Кронштадт и Петроград. Это был беспримерный в истории Ледовый поход, позволивший сохранить для Сов. России осн. ядро Балт. флота (236 кораблей и вспомогат. судов, в т. ч. 6 линейных кораблей, 5 крейсеров, 54 эскадренных миноносца, 12 подводных лодок, 5 минных заградителей, 6 тральщиков, 11 сторожевых кораблей).

В годы Гражд. войны и воен. интервенции 1918-20 Балт. флот оборонял подступы к Петрограду с моря, отражал попытки англ, флота прорваться в вост. часть финского зал. для поддержки белогвардейцев, поддерживал на побережье части Красной Армии арт. огнём, обеспечил быстрое подавление белогвардейского мятежа на фортах "Красная Горка" и "Серая Лошадь" (июнь 1919), являвшихся ключевыми пунктами в обороне Петрограда с моря. В связи с угрозой захвата кораблей Черномор, флота нем. оккупантами, вторгшимися на Украину, линейный корабль "Свободная Россия" и 9 миноносцев по приказу В. И. Ленина были потоплены 18 июня 1918 у Новороссийска; часть кораблей ушла в Азовское м. и составила ядро Азовской военной флотилии, а часть была захвачена интервентами. Из кораблей преимущественно Балт. флота за годы Гражд. войны было создано св. 30 морских, озёрных и речных флотилий. Наиболее крупные из них - Волжская, Каспийская, Днепровская, Северо-Двинская, Онежская и Азовская воен. флотилии - совместно с войсками Красной Армии вели борьбу с речными и озёрными силами противника, нарушали его перевозки и переправы. В 1918-20 на морях, озёрах и реках было выставлено св. 7600 мин, на к-рых подорвались и затонули 23 боевых корабля и вспомогат. судна противника. Более 75 тыс. моряков были направлены на сухопутные фронты. В ходе Гражд. войны зародились элементы сов. военно-морского искусства.

В марте 1921 10-й съезд РКП(б) принял решение о возрождении и укреплении ВМФ. Личный состав кораблей стал комплектоваться преим. из фаб.-зав. рабочих. При Политич. управлении Красной Армии был создан Мор. отдел для руководства партийно-политич. работой на флоте. Началось восстановление кораблей. В 1922-23 в состав действующих кораблей Балт. флота вошли линейный корабль "Петропавловск",крейсер "Аврора", учебное судно "Океан", отд. дивизион, состоявший из 8 эскадренных миноносцев, отд. дивизион из 9 подводных лодок, отряд траления из 20 тральщиков, финско-Ладожский отряд пограничной охраны в составе 17 сторожевых судов и др. кораблей. В состав Черномор, флота в 1923 были введены крейсер "Коминтерн" (б. "Память Меркурия"), эскадренные миноносцы "Незаможник" и "Петровский", 2 подводные лодки и ряд др. кораблей. Одновременно с восстановлением корабельного состава флота велась подготовка квалифицированных командных кадров. Уч-ще командного состава флота в 1922 было реорганизовано в Воен.-мор. уч-ще (ныне Высшее воен.-мор. уч-ще им. М. В. Фрунзе). Летом 1922 механич., кораблестроит. и электротехнич. отделы этого уч-ща были преобразованы в Мор. инж. уч-ще (ныне Высшее воен.-мор. инж. уч-ще им. ф. Э. Дзержинского). В 1923 открыты Высшие курсы специалистов командного состава флота. Началась подготовка кадров высшей квалификации в Воен.-мор. академии.

К 1928 была отремонтирована значит, часть кораблей, произведена частичная модернизация линейных кораблей, восстановлены и модернизированы эскадренные миноносцы, восстановлены воен.-мор. базы. В годы довоен. пятилеток 1929-40 ВМФ получил сотни новых первоклассных кораблей. Окрепли Балт. и Черномор, флоты. По решению ЦК ВКП(б) были созданы два новых флота - Тихоокеанский (1932) и Северный (1933). В 1938 Коммунистич. партией принята программа строительства большого морского и океанского флота. В 1937 образован Нар. комиссариат ВМФ. В Севастополе, Баку, Владивостоке созданы новые воен.-мор. уч-ща. Были заново разработаны боевые уставы и наставления для ВМФ.

Накануне Великой Отечеств. войны 1941-45 в состав ВМФ входило ок. 1000 боевых кораблей различных классов, в т. ч. 3 линейных корабля, 7 крейсеров, 59 лидеров и эскадренных миноносцев; 218 подводных лодок, 269 торпедных катеров, более 2 тыс. самолётов мор. авиации. Значительно улучшилась система базирования ВМФ. С первых дней войны ВМФ надёжно защищал мор. коммуникации, обеспечивал эвакуацию населения, промышленных предприятий и снабжение войск, блокированных противником с суши. Северный флот установил непосредственный контакт с ВМС союзников (Великобритания, США) и обеспечил внеш. коммуникацию, связавшую сев. порты СССР с их портами. Для обеспечения движения судов в Арктике и, в частности, по Сев. мор. пути была создана Беломор. флотилия. Мн. приморские плацдармы и воен.-мор. базы длительное время удерживались совместными усилиями сухопутных войск и флота. Сев. флот (командующий А. Г. Головко) совместно с войсками 14-й армии вёл бои на дальних подступах к Кольскому зал. и Мурманску. В 1942 на него была возложена оборона п-овов Средний и Рыбачий. Балт. флот (командующий В. ф. Трибуц) участвовал в обороне Лиепаи, Таллина, Моонзундских о-вов, п-ова Ханко, Ораниенбаумского плацдарма, островов Выборгского зал. и Сев. побережья Ладожского оз. Флот сыграл важную роль в героич. обороне Ленинграда. Черноморский флот (командующий Ф. С. Октябрьский, с апр. 1943 Л. А. Владимирский, с марта 1944 ф. С. Октябрьский) совместно с сухопутными войсками провёл операции по обороне Одессы, Севастополя, Новороссийска, участвовал в обороне Сев. Кавказа. На многоводных реках и озёрах для создания оборонит, рубежей использовались речные и озёрные флотилии: Азовская, из к-рой выделялись отряды кораблей для действий на pp. Дон и Кубань; Дунайская, Пинская, Чудская, Ладожская, Онежская, Волжская, отряд кораблей на оз. Ильмень. Ладожская флотилия сыграла большую роль в обеспечении коммуникации через Ладожское озеро ("дорога жизни") в осаждённый Ленинград. В 1943 была воссоздана Днепровская, а в 1944 Дунайская речные воен. флотилии. Первая (перебазированная в басс. Одера) принимала участие в Берлинской операции. Дунайская флотилия вела бои в басс, реки и участвовала в освобождении Белграда, Будапешта и Вены. В ходе войны ВМФ высадил более 110 десантов. Тихоокеанский флот (командующий И. С. Юмашев) и Краснознамённая Амурская флотилия (командующий Н. В. Антонов) в авг. - сент. 1945 участвовали в разгроме японской Квантунской армии, в освобождении Кореи, Маньчжурии, Юж. Сахалина и Курильских о-вов.

Корабли Советского ВМФ периода Великой Отечественной войны 1941-45: 25. Крейсер "Красный Кавказ". 26. Охотник за подводными лодками. 27. Торпедный катер.

За время войны Сов. ВМФ потопил 1245 боевых кораблей и вспомогат. судов и св. 1300 транспортных судов противника. За выдающиеся боевые заслуги в Великой Отечеств, войне более 350 тыс. моряков награждены орденами и медалями, 513 чел. удостоены звания Героя Сов. Союза, а 7 чел.- звания дважды Героя Сов. Союза.

В послевоенное время Советский ВМФ развивался с учётом боевого опыта. Преимущество отдавалось развитию крупных надводных кораблей. Велось также строительство дизельных подводных лодок, способных действовать на больших удалениях от своих баз. Самолётный парк мор. авиации обновлялся за счёт поступления реактивных самолётов, заменивших поршневыс. В это же время велась разработка новых боевых технич. средств и оружия. В нач. 1950-х гг. созданы ядерные заряды для ракет и мор. торпед, успешно совершенствовались ракеты, предназначенные для поражения наземных и возд. целей, были разработаны первые корабельные ядерные энергетич. установки и с 1953 началось строительство атомных подводных лодок.