| ивных В. б., направленных гл. обр. против социалистич. стран, а также стран и народов, борющихся за свободу и нац. независимость. К таким блокам относятся: "Организация Северо-атлантического договора" - НАТО (созд. в 1949): Бельгия, Великобритания, Греция (с 1952), Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Турция (с 1952), Франция (с 1966, оставаясь чл. НАТО, не участвует в воен. орг-ции этого блока), ФРГ (с 1955). Этот блок имеет разветвлённую организацию (более 100 учреждений и штабов) и объединённые вооруж. силы. "Организация центрального договора"- СЕНТО (созд. в 1959): Великобритания, Иран, Пакистан, Турция и фактически США. "Организация договора для Юго-Восточной Азии"- СЕАТО (созд. в 1954): Австралия, Великобритания, Новая Зеландия, Пакистан, США, Таиланд, Филиппины. "Организация договора о безопасности"- АНСЮЗ (созд. в 1951): Австралия, Новая Зеландия, США. "Ассоциация стран Юго-Восточной Азии"- АСА (созд. в 1961): Малайзия, Таиланд, Филиппины. "Организация американских гос-в"- ОАГ (созд. в 1948): США и страны Лат. Америки, всего 20 стран. "Организация центральноамериканских гос-в"- ОЦАГ (созд. в 1951): Гватемала, Гондурас (до янв. 1971), Никарагуа, Сальвадор, сотрудничает Панама. С этим В. б. тесно связаны политич. союзы различных стран:"Азиатско-Тихоокеанский совет" - АЗПАК (созд. в 1966): Австралия, Южный Вьетнам, Южная Корея, Малайзия, Новая Зеландия, Тайвань, Таиланд, Филиппины, Япония. "Ассоциация государств Юго-Восточной Азии"- АСЕАН (созд. в 1961): Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины. Империалистич. страны (США, Япония, Австралия и др.) стремятся к превращению АЗПАК и АСЕАН в В. б. Кроме В. б., имеется большое количество двусторонних воен. соглашений и договоров, напр. США заключили подобного рода соглашения с 42 гос-вами.
В 1955 подписан Варшавский договор европейских социалистич. гос-в, к-рый имеет оборонит, характер и представляет мощную преграду на пути агрессивных происков реакц. империалистич. сил. Имеются также двусторонние договоры социалистич. стран о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.
Лит.:М е р з л я к о в Н. С., СЕАТО, М., 1958; Прокофьев В., Агрессивный блок СЕНТО, М., 1963; Лидер Ю., НАТО. Очерки истории и доктрины, пер. с польск., М., 1964; NATO, CENTO, SEATO, OAS. Imperialistische Paktsysteme, В., 1964.
М.И. Чередниченко.
"ВОЕННЫЙ ВЕСТНИК", ежемесячный воен. журнал, орган Мин-ва обороны СССР. Издаётся с 1921 в Москве. В 1960 "В. в." был объединён с журн. "Танкист", "Артиллерийский журнал", "Военноинженерный журнал" и "Военный связист" в один общевойсковой журнал под назв. "В. в.". Рассчитан на кадровый офицерский состав, курсантов воен. уч-щ и офицеров запаса сухопутных войск. Осн. задачи журнала: разъяснение политики и деятельности КПСС и Сов. правительства по вопросам воен. строительства, освещение теории и практики совр. общевойскового боя, роли и места каждого рода войск в бою, методики обучения и воспитания личного состава, ознакомление с организацией, тактикой, вооружением и опытом боевой подготовки зарубежных армий. П. И. Сироткин.
"ВОЕННЫЙ ЖУРНАЛ", название трёх рус. журналов 19 в. по вопросам воен. теории и истории. Издавались в Петербурге: 1) в 1810-11, ежемесячно, вначале как частное издание, затем при Воен. мин-ве; всего вышло 24 кн.; 2) в 1817-19, ежемесячно, при Гвард. штабе; освещались гл. обр. вопросы истории Отечеств, войны 1812 и заграничных походов 1813-14; 3) в 1827-59, по 6 кн. в год, при Воен.-учёном к-те; первонач. печатал только труды чл. комитета, значит, улучшил свою работу с 1846, когда его редактором ген. А. П. Болотовым были привлечены лучшие воен.-лит. силы того времени.
ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ, орган местного воен. управления в СССР, ведающий воен.-мобилизац. и учётно-призывной работой. В. к. имеются в союзных республиках, не делящихся на области, автономных республиках, краях, областях, нац. округах, городах и районах. Они являются военными учреждениями Мин-ва обороны СССР и одновременно работают на правах отделов соответствующих Сов. Мин. союзных и авт. республик, исполкомов краевых, областных, городских и районных Советов депутатов трудящихся. Осн. задачи В. к.: подготовка и проведение войсковой мобилизации, учёт людских и нар.-хоз. ресурсов, подготовка молодёжи к несению воен. службы, организация проведения призывов граждан на действит. воен. службу и на уч. сборы и осуществление др. оборонных мероприятий. Руководство деятельностью В. к. осуществляют Генштаб Вооруж. Сил СССР и командующие войсками воен. округов, на терр. к-рых они расположены.
В. к. были учреждены декретом СНК 8 апр. 1918. Первоначально, после ликвидации 25 янв. 1918 старых органов местного воен. управления, их функции по учёту военнообязанных и мобилизации выполняли воен. отделы местных Советов. В. к. создавались в составе 2 комиссаров по воен. делам, один из к-рых назначался воен. комиссаром (волостным, уездным, губернским, окружным), и одного воен. руководителя. Создание В. к. наряду с всеобщим воен. обучением трудящихся (см. Всевобуч) было необходимым условием для перехода от добровольч. Красной Армии к регулярной, массовой, комплектующейся на основе обязат. воинской повинности трудящихся. В. к. провели большую работу по комплектованию и формированию вооруж. сил. Партия ставила во главе крупных военкоматов своих опытных работников. Иваново-Вознесенским, а затем Ярославским губвоенкомом был М. В. Фрунзе, московским - Ем. Ярославский, северокавказским окрвоенкомом - Н. А. Анисимов, уральским - С. А. Анучин, вологодским губвоенкомом - К. А. Авксентьевский, киевским - П. А. Павлов. В числе первых военкомов были также И. С. Конев, К. А. Мерецков, ф. И. Толбухин. Оценивая работу военных комиссариатов, В. И. Ленин говорил в июне 1920: "Мы имеем огромный военный аппарат. Без военкома мы не имели бы Красной Армии" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 41, с. 148). Большую работу по мобилизации людских, материальных ресурсов и формированию войск провели В. к. в годы Великой Отечеств, войны 1941-45.
Лит.: Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 41, с. 148; Декреты Советской власти, т. 2. М., 1959, с. 63 - 70. 287-88; Кляцкин С. М., На защите Октября, М., 1965; М о л о д ц ы г и н М., Создание местных органов военного управления, "Военно-исторический журнал", 1968, № 5.
Я. Т. Осипов, В. Д. Поликарпов.
"ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ", экономическая политика Сов. государства в период Гражданской войны н воен. интервенции 1918-20. Воен. интервенция и Гражд. война нарушили начавшуюся созидат. работу диктатуры пролетариата. Всё нар. х-во пришлось перестраивать на воен. лад. Сов. страна находилась в тяжёлом положении: она была в кольце фронтов, лишена важнейших источников сырья и продовольствия, донецкого угля, бакинской и грозненской нефти, юж. и уральского металла, сиб., кубанского и укр. хлеба, туркестанского хлопка. Тяжёлое хоз. положение Сов. страны требовало напряжения всех сил народа. Руководящей и организующей силой на фронте и в тылу была Коммунистическая партия.
"В. к." был направлен на мобилизацию всех сил народа и ресурсов гос-ва на дело обороны. Кроме ранее национализированной крупной пром-сти, Сов. власть провела национализацию средней пром-сти и значит, части мелких предприятий. Вся пром-сть работала на оборону страны. Была введена всеобщая трудовая повинность для трудоспособного населения по принципу: "кто не работает, тот не ест".
В условиях хоз. разрухи, при ограниченности материальных ресурсов нельзя было наладить снабжение фронта всем необходимым без чрезвычайных мер "В. к.". Сов. власть не располагала пром. товарами для обмена на продукты с. х-ва и не могла получить их посредством товарооборота. Гос-во стало перед необходимостью изъятия излишков с.-х. продукции и запрета частной торговли, прежде всего хлебом и др.предметами первой необходимости, ибо частная торговля в тот период могла сорвать снабжение армии и рабочих продовольствием и пром-сти сырьём.
Для победы в войне понадобилась мобилизация всех сил и средств страны. Вся пром-сть работала на основе централизов. планов, подчинённых задачам обороны страны.Система централизов. руководства пром. произ-вом и распределением (главкизм), несмотря на недостатки,была в этот период единственно правильной формой управления и планирования пром-стью. Она обеспечила мобилизацию и сосредоточение в руках гос-ва всех ресурсов страны, их планомерное использование для поддержания осн. отраслей воен. х-ва.
Одна из наиболее характерных черт "В. к." -продразвёрстка-обязательная сдача государству крестьянами по развёрстке всех излишков продовольствия по твёрдой цене. Она была продиктована воен. условиями, нуждой и разрухой. При проведении продразвёрстки Сов. власть опиралась на воен. -политич. союз рабочих и крестьян, к-рый сложился в борьбе с врагами. Экономич. основа воен.-политич. союза рабочего класса и крестьянства, по характеристике В. И. Ленина, состояла в том, что трудящиеся крестьяне получали от Сов. власти землю и защиту от помещика и кулака, а рабочие получали от крестьянства продовольствие по продразвёрстке. Чтобы обеспечить выполнение продразвёрстки, в деревню направлялись продотряды из рабочих.
"В. к." характеризовался натурализацией х-ва, свёртыванием товарооборота, уменьшением роли и значения денег, кредита, финансов.
Политика "В. к." изображалась врагами социализма, как "потребительский" и "солдатский" коммунизм. В действительности первая и осн. задача "В. к."- обеспечение победы над интервентами и внутр. контрреволюцией, упрочение диктатуры пролетариата, сохранение главной производит, силы общества - рабочего, трудящегося. "Если рабочий класс будет спасен от голодной смерти, от прямой гибели, тогда можно будет восстановить разрушенное производство" (Ленин В. И., Поля. собр. соч., 5 изд., т. 38, с. 395). Меньшевики, эсеры, Каутский и компания, писал Ленин, выступали как лакеи буржуазии, "... когда они ставили нам в в и н у этот „военный коммунизм". Его надо поставить нам в заслугу" (там же, т. 43, с. 220). В то же время Ленин указывал, что необходимо знать меру этой заслуги. "„Военный коммунизм" был вынужден войной и разорением. Он не был и не мог быть отвечающей хозяйственным задачам пролетариата политикой. Он был временной мерой" (там же).
Характеризуя "В. к.", Ленин вскрывает ошибочность сложившихся в тот период представлений о путях перехода к социализму и коммунизму (см. там же, т. 44, с. 157). После ликвидации воен. интервенции и завершения Гражд. войны Коммунистич. партия по решению 10-го съезда перешла от политики "В. к." к новой экономической политике.
Лит.: Ленин В. И., Доклад о замене разверстки натуральным налогом 15 марта. IX съезд РКП(б) 8 - 16 марта 1921 г.], Поли, собр. соч., 5 изд., т. 43; его же, Новая экономическая политика и задачи политпросветов, там же, т. 44; его ж е, О значении золота теперь и после полной победы социализма, там же; его же, К четырехлетней годовщине Октябрьской революции, там же (см. также примечания к 43 и 44 тт., Поли, собр. соч. В. И. Ленина, 5 изд.); Декреты Советской власти, т. 3, М., 1960; История Коммунистической партии Советского Союза, т. 3, кн. 2, М., 1968; т. 4, кн. 2, М., 1970; Гладков И. А., Очерки советской экономики 1917-1920 гг., М., 1956.
И. А. Гладков.
ВОЕННЫЙ ОКРУГ, в СССР территориальное общевойсковое объединение частей, соединений, воен.-уч. заведений и различных местных воен. учреждений. В. о. возглавляет командующий войсками округа, подчиняющийся мин. обороны. Деление терр. гос-ва на В. о. обеспечивает удобство управления войсками, осуществление оперативной, боевой, политич. подготовки, мероприятий, связанных с подготовкой страны к обороне. В России В. о. учреждены в 1862-64. В СССР первые 6 В. о. (Ярославский, Московский, Орловский, Беломорский, Уральский и Приволжский) были образованы в марте 1918 в период Гражд. войны 1918-20 в связи с необходимостью подготовки крупных войсковых резервов для действующих фронтов. В зависимости от задач обороны Сов. Союза и по мере развития Вооруж. Сил СССР количество В. о. изменялось. Напр., перед Великой Отечеств, войной 1941-45 было 16 В. о. и 1 фронт, после войны (с 1945) существовало 33 В. о., а к окт. 1946 их количество сократилось до 21. Проведение воен. мероприятий в В. о. командующий войсками осуществляет при помощи штаба округа, политич. управления и др. окружных управлений и отделов. В. о. имеются также в нек-рых социалистич. (ГДР, ЧССР и др.) и капиталистич. (США, Франция, Аргентина, Бельгия и др.) странах.
ВОЕННЫЙ ОРКЕСТР, духовой оркестр, являющийся штатным подразделением воинской части. См. Духовой оркестр, Военная музыка.
ВОЕННЫЙ ПРИКАЗ, Приказ военных дел, центральное гос. учреждение в России, ведавшее комплектованием личного состава (совместно с Поместным, Разрядным и др. приказами), формированием полков и маршевых команд, управлением командным составом (назначение на должности, чинопроизводство и т. д.), финансированием регулярной армии, обмундированием (контролировал мундирные канцелярии). Образован 23 июня 1701 (в 1700-01 существовал Приказ при ген.-комиссаре Я. Ф. Долгорукове). Ликвидирован в 1711 в связи с созданием Гл. воен. канцелярии, к к-рой перешли осн. функции В. п.
"ВОЕННЫЙ СБОРНИК", русский ежемесячный воен. журнал. Издавался в Петербурге (Петрограде) в 1858-1917; создан по инициативе Д. А. Милютина. В 1858 издавался штабом Гвард. корпуса при участии Н. Г. Чернышевского и Н. Н. Обручева, выступал с критикой крепостнич. порядков в рус. армии. С 1862 превратился в орган Воен. мин-ва. Освещал теоретич. и практич. вопросы воен. дела и организации рус. армии. Сыграл положит, роль в подготовке бурж. реформ в армии. В 1911- 1916 имел приложение "Военно-исторический сборник". В "В. с." сотрудничали М. И. Драгомиров, М. И. Богданович, А. Н. Куропаткин, Г. А. Леер и др.
ВОЕННЫЙ СОВЕТ, коллективный орган руководства войсками в видах Вооруж. Сил СССР, воен. округах (флотах), группах войск. Председателем В. с. является соответствующий командующий.
В. с. сложились во время Гражд. войны и наз. тогда Революц. В. с. (РВС). Первым (пост. СНК от 13 июня 1918) был создан РВС для руководства всеми отрядами и операциями против чехосл. мятежа (см. Чехословацкого корпуса мятеж 1918). На том же фронте (вскоре получившем назв. Восточного) стали формироваться армии во главе со своими РВС. 2 сент. ВЦИК учредил Реввоенсовет Республики (РВСР), к-рый распространил систему РВС на все фронты и армии. Они имели в своём составе не менее 3 членов (командующий и 2 воен.-политич. работника). Пленум ЦК партии (май 1919) предложил вводить в состав РВС фронтов и армий представителей местных парт, организаций. Чл. РВС утверждались Оргбюро ЦК РКП(б). Возглавив формирование частей и соединений, РВС сыграли большую роль в создании регулярной Красной Армии и руководстве войсками на фронтах.
РВСР 28 авг. 1923 преобразован в РВС СССР. 20 июня 1934 был упразднён. В нояб. 1934 при наркоме обороны был создан В. с. как совещательный орган (80 чел.). Одновременно упразднялись В. с. в округах, армиях, флотах и флотилиях, однако в мае 1937 они были восстановлены. В марте 1938 создан Главный В. с. Красной Армии, в апр.- Главный В. с. Воен.-Мор. Флота. В нач. |