БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

логия старения и старости. Необходимость решения практич. вопросов вбучения взрослых и исследование теоретич. проблем развития психики привели к спец. изучению фаз психологич. эволюции взрослого человека.

Осн. методами получения знаний о возрастных особенностях психики человека является метод "поперечных" срезов и метод т. н. "продольного" изучения. Первый из них состоит в изучении больших групп лиц разных возрастов с целью получить сравнительные данные о психологич. особенностях каждого возраста. Второй метод заключается в длительном (годы и десятилетия) изучении одних и тех же испытуемых с целью проследить возрастные изменения их психики. Выявление качественно своеобразных ступеней психич. развития и определение их возрастных границ представляет собой весьма сложную задачу, т. к. "психич. возраст" не есть простая функция количества прожитых лет.

Лит.: Выготский Л. С., Развитие высших психических функций, М., 1960; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, [2 изд.], М., 1965; Александрова М. Д., Очерки психофизиологии старения, Л., 1965; Флейвелл Д ж., Генетическая психология Жана Пиаже, пер. е англ., М., 1967; Ананьев Б. Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А., Индивидуальное развитие человека и константность восприятия, М., 1968; Божович Л. И., Личность и её формирование в детском возрасте, М., 1968; В i г г е n J. Е., The psychology of ageing, Englewood Cliffs (N. Y.), 1964; Bromley D. В., The psychology of human ageing, L., 1966.

Л. А. Ветер.

ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ, раздел физиологии человека и животных, изучающий закономерности становления и развития физиол. функций организма на протяжении онтогенеза - от оплодотворения яйцеклетки до конца жизни. В. ф. устанавливает особенности функционирования организма, его систем, органов и тканей на разных возрастных этапах. Жизненный цикл всех животных и человека складывается из определённых стадий или периодов. Так, развитие млекопитающих животных проходит след, периоды: внутриутробный (включающий фазы эмбрионального и плацентарного развития), новорождённости, молочный, полового созревания, зрелости и старения.

Для человека предложена (Москва, 1967) следующая возрастная периодизация: 1. Новорождённый (от 1 до 10 суток). 2. Грудной возраст (от 10 суток до 1 года). 3. Детство: а) раннее (1-3 года), б) первое (4-7 лет), в) вторее (8- 12 лет мальчики, 8-11 лет девочки). 4. Подростковый возраст (13-16 лет мальчики, 12-15 лет девочки). 5. Юношеский возраст (17-21 год юноши, 16- 20 лет девушки). 6. Зрелый возраст: 1-й период (22-35 лет мужчины, 21- 35 лет женщины); 2-й период (36-60 лет мужчины, 36-55 лет женщины). 7. Пожилой возраст (61-74 года мужчины, 56-74 года женщины). 8. Старческий возраст (75-90 лет). 9. Долгожители (90 лет и выше).

На важность изучения физиол. процессов в онтогенетич. плане указал И. М. Сеченов (1878). Первые данные об особенностях функционирования нервной системы на ранних этапах онтогенеза были получены в лабораториях И. Р. Тарханова (1879) и В. М. Бехтерева (1886). Исследования по В. ф. проводились и в др. странах. Нем. физиолог В. Прейер (1885) изучал кровообращение, дыхание и др. функции развивающихся млекопитающих, птиц, амфибий; чеш. биолог Э. Бабак изучал онтогенез амфибий (1909). Выходом книги Н. П. Гундобина "Особенности детского возраста" (1906) было положено начало систематич. изучению морфологии и физиологии развивающегося организма человека. Работы по В. ф. получили большой размах со 2-й четв. 20 в., гл. обр. в СССР. Выявлены структурные и функциональные особенности возрастного развития отд. органов и их систем: высшей нервной деятельности (Л. А. Орбели, Н. И. Красногорский, А. Г. Иванов-Смоленский, А. А. Волохов, Н. И. Касаткин, М. М. Кольцова, А. Н. Кабанов), коры головного мозга, подкорковых образований и их взаимоотношений (П. К. Анохин, И. А. Аршавский, Э. Ш. Айрапетянц, А. А. Маркосян, А. А. Волохов и др.), опорно-двигат. аппарата (В. Г. Штефко, В. С. Фарфель, Л. К. Семёнова), сердечно-сосудистой системы и дыхания (Ф. И. Валькер, В. И. Пузик, Н. В. Лауэр, И. А. Аршавский, В. В. Фролькис), системы крови (А. Ф. Тур, А. А. Маркосян). Успешно разрабатываются проблемы возрастной нейрофизиологии и эндокринологии, возрастных изменений обмена веществ и энергии, клеточных и субклеточных процессов, а также акцелерации - ускорения развития организма человека.

Сформировались концепции онтогенеза и старения: А. А. Богомольца - о роли физиол. системы соединит, ткани; А. В. Нагорного - о значении интенсивности самообновления белка (затухающая кривая); П. К. Анохина - о системогенезе, т. е. созревании в онтогенезе определённых функцион. систем, обеспечивающих ту или иную приспособит, реакцию; И. А. Аршавского - о значении для развития организма двигательной активности (энергетич. правило скелетных мышц); А. А. Маркосяна - о надёжности биол. системы, обеспечивающей развитие и существование организма при меняющихся условиях среды.

В исследованиях по В. ф. пользуются методами, применяемыми в физиологии, а также сравнит, методом, т. е. сопоставлением функционирования тех или иных систем в разных возрастах, в т. ч. пожилом и старческом. В. ф. тесно связана со смежными науками - морфологией, биохимией, биофизикой, антропологией. Она - научная и теоретич. основа таких отраслей медицины, как педиатрия, гигиена детей и подростков, геронтология, гериатрия, а также педагогики, психологии, физич. воспитания и др. Поэтому В. ф. активно развивается в системе учреждений, связанных с охраной здоровья детей, к-рые организуются в СССР начиная с 1918, и в системе физиол. ин-тов и лабораторий АН СССР, АПН СССР, АМН СССР и др. С 1970 курс В. ф. введён как обязательный предмет на всех факультетах педагогических ин-тов. В координации исследований по В. ф. большую роль играют конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии, созываемые Ин-том возрастной физиологии АПН СССР. 9-я конференция (Москва, апр. 1969) объединила работу 247 науч. и уч. учреждений Сов. Союза.

Лит.: Касаткин Н. И., Ранние условные рефлексы в онтогенезе человека, М., 1948; Красногорский Н. И., Труды по изучению высшей нервной деятельности человека и животных, т. 1, М., 1954; Пархон К. И., Возрастная биология, Бухарест, 1959; П е и п е р А., Особенности деятельности мозга ребенка, пер. с нем., Л., 1962; Нагорный А. В.,Буланкин И. Н., Никитин В. Н., Проблема старения и долголетия, М., 1963; Очерки по физиологии плода и новорожденного, под ред. В. И. Бодяжиной, М., 1966; Аршавский И. А., Очерки по возрастной физиологии, М., 1967; Кольцова М. М., Обобщение как функция мозга, Л., 1967; Чеботарев Д. Ф., Фролькис В. В., Сердечно-сосудистая система при старении, Л., 1967; Волохов А. А.,Очерки по физиологии нервной системы в раннем онтогенезе, Л., 1968; Онтогенез системы свертывания крови, под ред. А. А. Маркосяна, Л., 1968; Фарбер Д. А., Функциональное созревание мозга в раннем онтогенезе, М., 1969; Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков, под ред. А. А. Маркосяна, М., 1969. А. А. Маркосян.

ВОЗРАСТНОЙ ЦЕНЗ в избирательном праве, см. Цензы избирательные.

ВОЗРАСТНЫЕ КЛАССЫ, свойственное эпохе родового строя деление общества на неск. возрастных категорий, имеющих свои права и обязанности. В той или иной форме деление на В. к. было присуще почти всем народам мира на этой стадии обществ. развития. По данным этнографии, напр, у австралийцев, папуасов, зулусов в Африке, амер. индейцев и др. имелось 3-4 В. к. (детей, молодёжи, взрослых, стариков). Возникнув из естеств. половозрастного разделения труда, В. к. исчезли в процессе обществ, разделения труда и распада первобытнообщинного строя. См. также Инициации, Мужские союзы.

ВОЗРОЖДЕНИЕ, Ренессанс (франц. Renaissance, итал. Rinascimento), в истории культуры стран Зап. и Центр. Европы эпоха, переходная от ср.-век. культуры к культуре нового времени (приблизит, хронологич. границы В.: в Италии - 14-16 вв., в др. странах - кон. 15-16 вв.). Наиболее отличительные черты культуры В., антифеодальной в своей основе, - светский характер, гу манистич. мировоззрение (см. Гуманизм), обращение к античному культурному наследию, как бы "возрождение" его [отсюда и назв. "В."; этот термин, встречающийся уже у итал. гуманистов, напр, в "Жизнеописаниях" (1550) итал. художника и историка искусств Дж. Вазари, утвердился в науке с 18 в.].

Предшественницей культуры В., носившей гор. характер, была ср.-век. гор. культура; она уже задолго до В. несла в себе мн. тенденции, к-рые смогли получить полное развитие только в новую ист. эпоху. В рамках ср.-век. феод, культуры известны периоды подъёма иск-ва и науки, иногда связанные с интересом к античности (напр., "Каролингское возрождение"); появлялись элементы гуманистич. этики, реализма в искусстве. В отличие от этих явлений, перелом в идейной и культурной жизни, каким явилось В., был связан с коренными социально-экономическими сдвигами в европ. об-ве 14-16 вв. Он отвечал новым обществ, потребностям. Культура В. возникла в эпоху, когда старые феод, отношения разлагались, в наиболее экономически развитых странах и р-нах Европы (прежде всего в городах Сев. и Ср. Италии) начали появляться первые ростки раннекапиталистич. отношений и из ср.-век. сословия горожан стали формироваться первые элементы буржуазии. В этих условиях возросшей деловой активности на передний план выдвигалась человеческая личность, обязанная своим положением и успехами не знатности предков, а собственным усилиям, предприимчивости, уму, знаниям, удаче. Человеку становились тесны рамки сословно-феодальных отношений, корпоративной связанности, церк.-аскетич. морали, ср.-век. традиций. Он начинает по-иному видеть себя и мир природы, изменяются критерии его оценок, эстетич. вкусы, отношение к окружающей действительности и к прошлому. Носителями нового мировоззрения стали люди разных профессий и разного социального положения - гор. интеллигенция той эпохи - поэты, филологи, философы, художники, - представители тех отраслей знания, к-рые, имея своим объектом человека и всё человеческое (лат. studia humaniora), противопоставлялись "схоластическому" изучению "божественного" (studia divina). Отвюда их наименование - гуманисты (от лат. homo - человек, humanus - человеческий), а нового мировоззрения - гуманизм. Гуманисты выступили против контроля католич. церкви над деятельностью человека и его образом мысли. Были подвергнуты критич. пересмотру сковывавшие свободное развитие мысли авторитеты, традиции и догмы, на к-рые опиралась ср.-век. мораль; провозглашено право на свободу науч. исследования. Возникли светская наука, лит-pa и иск-во. С разрушением старых феод.-религ. представлений и с созданием новой смстемы ценностей, соответствовавшей зарождавшейся бурж. эпохе, был связан и антропоцентризм (от греч. anthropos - человек) нового мировоззрения. Центром мироздания был объявлен человек, понимаемый отныне как часть природы, как наиболее совершенное её творение. Человек, его переживания, его внутр. мир, его "земная" жизнь становятся гл. темами лит-ры и иск-ва. В противовес феод.-церк. аскетизму, проповеди пассивности, новая гуманистич. этика превозносила право на естественные, данные природой потребности и склонности, возвеличивала человеческую деятельность. Стал формироваться идеал гармонической, свободной, всесторонне развитой ("универсальной") творческой личности. Жизнерадостный оптимизм, представление о безграничных возможностях человека, его воли и разума, "героический энтузиазм" (Дж. Бруно), гармоничность и цельность мироощущения органически присущи гуманистич. мировоззрению в его наиболее классич. выражении, особенно в Италии.

Утверждая новое мировоззрение, гуманисты обратились к античному наследию (в ср. века хотя и не полностью забытому, но сильно искажённому). В античной культуре В. открывало родственный ему гуманистич. (человечный) неаскетический дух, "языческий" интерес ко всему "посюстороннему", нормы нравственного и прекрасного, основанные на изучении природы и человека. Гуманисты много сделали для восстановления и распространения античного наследия, тщательно собирая и изучая античные рукописи, памятники античного искусства. В 15 в. благодаря учёным, эмигрировавшим из Византии в Италию, были впервые переведены почти все др.-греч. поэты (в т. ч. Гомер) и философы (в т. ч. большинство диалогов Платона). Тексты античных произведений, известных и ср.-век. Европе, уточнялись, освобождались от ср.-век. наслоений и ошибок и переосмысливались.

Но культура В. не была простым возвращением к античной. Она её развивала и интерпретировала по-новому, исходя из новых ист. условий. Не меньшее значение, чем античное влияние, имели в культуре В. связи с нац. традицией. Огромную роль в распространении античного наследия и новых, гуманистич. взглядов сыграло изобретение (сер. 15 в.) и распространение в странах Европы книгопечатания. В типографиях Флоренции, Венеции (Альд Мануций), Базеля (И. Фробен), Парижа (А. Этьенн), Лиона (Э. Доле), Антверпена (К. Плантен), Нюрнберга и др. печаталась античная и гуманистич. лит-pa; мн. типографы того времени сами были выдающимися гуманистами.

Культура В. отразила в себе специфику переходной эпохи. Старое и новое нередко причудливо переплеталось в ней, представляя своеобразный, качественно новый сплав.

Провозглашение в эпоху В. новых этич. и эстетич. принципов означало прежде всего необходимую и прогрессивную борьбу за разрушение феод.-корпоративных пут, за раскрепощение личности, создавая тем самым идейные предпосылки для будущего, только возникавшего бурж. общества. Однако гуманистич. мировоззрение было буржуазным (точнее - предвосхищением буржуазного) лишь в том смысле, что выводы, вытекавшие из гуманистич. теорий, объективно удовлетворяли потребностям зарождавшегося бурж. общества. Сами же носители нового мировоззрения - прежде всего гуманистич. интеллигенция - отражали в своей деятельности и творчестве более широкое и прогрессивное ист. содержание, чем интересы зажиточной гор. верхушки, буржуа в собственном смысле слова. Кроме того, в культуре В. существовали течения, к-рые не укладываются в рамки бурж. мировоззрения. С одной стороны, именно в это время возник утопический социализм (Т. Мор, Т. Кампанелла), начали развиваться подлинно демократические явления в лит-ре и изобразит, иск-ве. С другой стороны, новые ренессансные формы культуры воспринимали феод, аристократия и католич. церковь, приспособлявшие их к своим интересам и в то же время испытывавшие воздействие новых идей. Папский, императорский, княжеские дворы нередко были гл. заказчиками ренессансных произведений иск-ва.

Сложным (и во многом спорным в науке) является вопрос о хронологич. границах культуры В., её терр. распространении, нац. особенностях. Далеко не все явления культуры эпохи (15-16 вв.) были ренессансными. Наряду с культурой В. в этот период продолжала существовать старая ср.-век. культура. Степень распространения ренессансной культуры в разных странах была весьма различной. Возникнув в Италии - стране наиболее развитой гор. жизни того времени, где рано и весьма существенно было подорвано экономич. и политич. влияние феодалов и уже в 13-14 вв. появились первые зачатки раннекапиталистич. произ-ва, В. в Италии же получило свои наиболее завершённые, классич. черты (существует точка зрения, соглас