| но к-рой, о В., как о целой эпохе, можно говорить только применительно к Италии). На возникновение и характер В. в Италии оказало влияние и то, что её терр. ранее была центром античной цивилизации, античное влияние и нац. традиции здесь т. о. сближались. На материале изобразит, иск-ва и архитектуры (и прежде всего применительно к Италии) искусствоведы выработали периодизацию культуры В. В итал. В., не считая предренессансных явлений рубежа 13-14 вв. (см. Проторенессанс), различают: Раннее В. (в изобразит, иск-ве и архитектуре - 15 в., но в итал. гуманистич. лит-ре - уже с 14 в.), Высокое В. (кон. 15 - 1-я четв. 16 вв.), Позднее В. (16 в.). Эту периодизацию совр. исследователи распространяют иногда и на др. страны, но при этом хронологич. рамки отд. этапов культуры В. отличаются от итальянских. Распространение (более позднее) В. в др. странах - во Франции, в далматинских городах, в Нидерландах, Германии, Англии, Испании, ряде др. стран Европы, подготовленное нац. развитием, в то же время происходило уже в значит, степени под влиянием усвоения достижений итал. гуманистич. культуры. Италия стала настоящей "школой" европ. гуманизма, сюда устремлялась передовая интеллигенция других стран Европы. Знакомству нек-рых стран (особенно Франции) с итал. гуманистич. культурой способствовали Итальянские войны 1494-1559. Культура В., распространившаяся к С. от Альп в осн. лишь с кон. 15 - нач. 16 вв. и получившая в разных странах специфич. характер, отражала как особенности ист. развития и нац. традиции каждой страны, так и новый этап в развитии европ. истории. Обозначившиеся - уже в общеевроп. масштабе - экономич. и социальные сдвиги, связанные с разложением феодализма и возникновением капиталистич. уклада (при значительно более прочных в целом позициях феодализма в этих странах, чем в пределах отд. итал. городов-государств); воздействие на умы процесса т. н. первоначального накопления, Вел. геогр. открытий; консолидация нац. гос-в и рост. нац. самосознания, надежды, возлагавшиеся прогрессивными обществ, слоями на укреплявшуюся королев, власть - в одних странах (Франция, Англия, Испания), задачи борьбы за политич. централизацию - в других (Италия, Германия), наконец, острейшие классовые, нац., политич., религиозные конфликты (Крестьянская война 1524- 1526 в Германии, Нидерландская бурж. революция 16 в., Религ. войны во Франции и др.) - всё это оказывало существенное воздействие на ренессансную культуру в 16 в. В ряде стран (особенно в Германии) идеи В. развивались в переплетении и в то же время в борьбе с идеями Реформации. Всё это придавало культуре В. к. С. от Альп более противоречивый характер; здесь слабее, чем в Италии, сказывалось античное влияние, сильнее было воздействие нац. традиций и феод, культуры, В. оказалось более кратковременным.
Нек-рые учёные склоняются к более расширительному применению понятия "В.", не ограничивая его территориальными рамками Зап. Европы (или даже Италии). Среди востоковедов существует направление, обращающее внимание на ренессансные черты культуры ряда стран Азии, Закавказья в определённые ист. периоды (напр., Китая 8-12 вв., стран Закавказья 12-13 вв.) и считающее возможным говорить о В. в Китае, Закавказье. В. рассматривается, т. о., как всемирно-историческое явление. Эта проблема остаётся в науке дискуссионной. В период Позднего В. мн. ренессансные идеалы и нормы (получившие своё наиболее полное воплощение в период Высокого В. в Италии) значительно трансформировались (в т. ч. и в самой Италии). В условиях острых классовых столкновений, победы в одних странах феод.-католич. реакции, а в других - протестантизма (к-рый, утвердившись, проявил себя столь же нетерпимым к гуманистич. свободомыслию, как и католич. церковь в период контрреформации) наступает кризис ренессансного гуманизма, связанный и с осознанием антигуманистич. черт складывавшегося бурж. об-ва. Рушится оптимистич. (и утопич.) вера гуманистов в то, что возникающее новое общество благоприятно для свободного развития человека. В культуре В., возникшей на нар. основе, тесно связанной с нар. традициями, по сути своей антифеодальной и антицерковной, усиливаются аристократич. тенденции. Кризис гуманистич. культуры В., её "аристократизация" находят отражение в возникновении (в Италии уже с 20-х гг. 16 в.) маньеризма и родственных ему стилевых направлений. В то же время гуманизм Позднего В. в творчестве крупнейших его представителей, таких как У. Шекспир, М. Сервантес, Микеланджело,- обогащается осознанием противоречивости жизни ("трагический гуманизм"); появляются мотивы трагич. обречённости борьбы против зла; возникает осознание противоречия между личностью и складывавшимся в форме абсолютной монархии нац. государством. В новых условиях на смену культуре В. пришли новые направления (см. Барокко, Классицизм).
В. сыграло огромную прогрессивную роль в культурной и идейной жизни европ. стран. В этот период были созданы шедевры мировой культуры, имеющие непреходящую ценность. Непосредственными преемниками мн. идей В. стали деятели Просвещения 18 в. - идеологи буржуазии, шедшей на прямой революц. штурм феодализма.
Культура В. неотделима от гуманистич. мировоззрения, от новой философии. В эпоху В. отд. области науки и культуры еще не полностью отдифференцировались, и мн. филос. идеи были сформулированы не философами-профессионалами (таких было немного), а художниками, поэтами, учёными. Всё усиливавшаяся оппозиция схоластике приводит к тому, что философия перестаёт быть "служанкой богословия". Ранее всего разрыв со ср.-век. мировоззрением проявился в области этики. Иногда (как, напр., у Петрарки, родоначальника ренессансного гуманизма) он принимал форму возвращения к идеям позднего стоицизма, чаще - возрождения этики эпикуреизма (Лоренцо Балла, диалог "О наслаждении", 1431, и др.). Новый этап в развитии антисхоластич. философии В. был связан с ознакомлением гуманистов (прежде всего во Флоренции) с греч. яз. и сочинениями греч. философов (в этом большую роль сыграли византийские учёные, особенно Георгий Гемист Плифон), что позволило гуманистам более полно и точно познакомиться с сочинениями Платона, Аристотеля и др. античных философов. Особенно велико было влияние в эпоху В. идей платонизма и неоплатонизма. Центром их возрождения стал кружок гуманистов во Флоренции (т. н. платоновская Академия, осн. в 1459), а одним из гл. пропагандистов - Марсилио Фичино. Исходя из платоновской идеи о "серединном" положении человека (между телесно-материальным и божественно-неземным миром), итал. гуманист Пико делла Мирандола в "Речи о достоинстве человека" (1487) развивал одну из осн. идей гуманизма В.: человек сам творит свою судьбу, он способен к безграничному совершенствованию своей природы. Философия Платона становилась в эпоху В. идейным источником пантеизма, от неё отталкивалась философия В. в борьбе со схоластикой и схоластизированным аристотелизмом. Гл. центром антисхоластич. аристотелизма в Италии 15-16 вв. был Падуанский ун-т. Представители этого направления, прежде всего итал. философ П. Помпонацци, внесли крупный вклад в преодоление церк. учения о бессмертии души; защита ими теории "двойственной истины" способствовала высвобождению науки и философии от опеки религии.
Одно из гл. завоеваний филос. мысли эпохи В.- возникновение натурфилософии (т. е. философии природы), свободной от подчинения теологии. Расцвет натурфилософии В. приходится на 16 в. в Италии и Германии (Парацельс, Кардано, Телезио, Патрици, Кампанелла, Бруно), но мн. её идеи были выдвинуты уже в 15 в. Николаем Кузанским. Наиболее характерными особенностями натурфилософии эпохи В. были: натуралистич. пантеизм, в соответствии с к-рым законы, управляющие миром, истолковывались как внутр. закономерности природы, а бог из внеш. сверхъестественной силы становился силой, имманентной природе, растворявшейся в ней; органистич. взгляд на мир как на огромный (у Бруно - бесконечный) живой и изменяющийся организм, одушевлённый как в своём целом, так и в частях (гилозоизм); понимание человека ("микрокосма") как части природы ("макрокосма"); элементы диалектики, выразившиеся в понимании мира как единого целого н в учении о "совпадении противоположностей" (у Николая Кузанского и Дж. Бруно). Стремление дать цельную и универсальную картину мира наталкивалось у мыслителей В. на недостаток реальных знаний, к-рые часто подменялись поэтич. аналогиями, антропоморфич. и мистич. догадками (учение о "мировой душе", "жизненной силе" и т. д.). Неуёмная любознательность побуждала мыслителей В. обращаться к мистяч. учению Каббалы, к магии и др. "тайным наукам", увлекаться астрологией, алхимией. В легенде о Фаусте, сложившейся в конце эпохи В., увековечен тогдашний тип полуучёного-полуфантаста, овеянного авантюрным духом времени. Смешение рациональных представлений с наивной фантастикой отличает мышление В. от позднейшего, более систематического и научного по методу.
Однако эпоха В. (особенно 16 в.) отмечена уже крупными науч. сдвигами в области естествознания. Его развитие, непосредственно связанное в этот период с запросами практики (торговля, мореплавание, стр-во, воен. дело и др.), зарождавшегося капиталистич. производства, облегчалось первыми успехами нового, антидогматич. мировоззрения. Специфич. особенностью науки этой эпохи была тесная связь с иск-вом; процесс преодоления религ.-мистич. абстракций и догматизма средневековья протекал одновременно и в науке и в иск-ве, объединяясь иногда в творчестве одной личности (особенно яркий пример - творчество Леонардо да Винчи - художника, учёного, инженера). Наиболее крупные победы естествознание одержало в области астрономии, географии, анатомии. Великие географические открытия (путешествия X. Колумба, Васко да Гамы, Ф. Магеллана и др.) практически доказали шарообразность Земли, привели к установлению очертаний большей части суши. Открытия, означавшие революц. переворот в науке, были сделаны в сер. 16 в. в области астрономии: с гелиоцентрич. системы мира великого польск. астронома Н. Коперника, подрывавшей самые основы религ. взгляда на мир, "...начинает своё летосчисление освобождение естествознания от теологии..." (Энгельс Ф., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 347). Плеяда анатомов Падуанского ун-та во главе с А. Везалием заложила в 16 в. основы науч. анатомии, начав систематич. анатомич. вскрытия. Исп. учёный М. Сервет близко подошёл к открытию круговорота крови в организме. В медицине происходит пересмотр взглядов, господствовавших в ср. века, создаются новые методы лечения болезней (основатель ятрохимии Парацельс и др.). Ряд открытий был сделан в математике, в частности в алгебре: найдены способы решения общих уравнений 3-й и 4-й степени (итал. математики Дж. Кар дано, С. Ферро, Н. Тарталья, Л. Феррари), разработана совр. буквенная символика (франц. математик Ф. Виет), введены в употребление десятичные дроби (голл. математик и инж. С. Стевин) и др. Дальнейшее развитие получает механика (Леонардо да Винчи, Стевин и др.). Растёт объём знаний и в др. областях науки. Так, Вел. геогр. открытия дали огромный запас новых фактов не только по географии, но и по геологии, ботанике, зоологии, этнографии; значительно вырос запас знаний по металлургии и минералогии, связанный с развитием горного дела (труды нем. учёного Г. Агриколы, итал. учёного В. Бирингуччо), и т. д. Первые успехи в развитии естеств. наук, ренессансная филос. мысль подготовили становление экспериментальной науки и материализма 17-18 вв. Переход от ренессансной науки и философии (с её истолкованием природы как мнргокачественной, живой и даже одушевлённой) к новому этапу в их развитии - к экспериментально-математич. естествознанию и механистич. материализму - совершился в науч. деятельности англ, философа Ф. Бэкона, итал. учёного Г. Галилея.
К ст. Возрождение. Джорджоне. "Юдифь". До 1505. Эрмитаж. Ленинград.
К ст. Возрождение. А. Дюрер. Портрет молодого человека. 1521. Картинная галерея. Дрезден.
Эпоха В. отмечена возникновением нового взгляда на человеческое общество и его историю, на государство и право. Крупнейшие политич. мыслители 16 в. (Н. Макиавелли, Ж. Боден) порвали с их феод.-теологич. трактовкой как божественно-сверхъестеств. установлений и стали рассматривать их как результат деятельности самих людей, поставили вопрос о закономерностях ист. развития. Боден подчёркивал влияние естеств. среды на формирование об-ва, Макиавелли считал политич. борьбу и материальный интерес гл. движущей силой обществ, жизни. В эпоху В., когда в ряде европ. стран завершалось формирование нац. централизованных гос-в, проблемы гос-ва, наилучшей формы гос. устройства, стали играть первостепенную роль в политич. теориях. Поиски основ нац. объединения, выступления против сепаратизма феод, знати, засилья папства и католич. церкви нашли отражение в произведениях Макиавелли (Италия), У. фон Гуттена (Германия), А. Моджевского (Польша). Во Франции в защиту королев, абсолютизма выступал Боден. Наконец, в эпоху В. возникли первые произведения утопич. социализма (Т. Мор в Англии, Г. Кампанелла в Италии), в к-рых получили своё выражение затаённые чаяния нар. масс.
Наиболее характерное отношение гуманистов к религии - скептицизм (или индифферентизм). Большинство гуманистов предпочитало прямо не затрагивать основ христианской религии, не выступало с прямым опровержением церк. догм (нек-рые из гуманистов занимали видные посты в иерархии католич. церкви, а один из них - Энеа Сильвио Пикколомини стал даже папой римским под именем Пия II). Вместе с тем их светское мировоззрение, их натурфилос. и этич. теории порывали с господствующей христианской религиозностью, с её верой в личного надприродного бога-творца. Среди части гуманистов получили распространение характерные для эпохи и смелые в условиях безраздельного господства католицизма идеи необходимости создания новой, синкретической "философской религии" - на основе соединения идей Каббалы, платонизма и христианства (Пико делла Мирандола, Марсилио Фичино, И. Рейхлин). Эразм Роттердамский, один из виднейших гуманистов эпохи В., подчёркивал моральную сущность христианства, сконцентрированную в Евангелиях, оставляя в тени или даже подвергая забвению его догматич. содержание, связанное с теологич. умозрением, миром "чудесного" и т. д. Оказав огромное влияние на своих современников, Эразм прокладывал дорогу деизму. Нек-рые гуманисты дали образцы обличительной лит-ры, бичующей пороки и невежество католич. духовенства, выступали против светской власти пап (Лоренцо Балла, напр., принадлежит разоблачение подложности "Константинова дара"). Применение гуманистами (Рейхлином, Эразмом и др.) ист. критики к текстам Священного писания, их рационалистич. критика ср.-век. католич. миросозерцания в известной мере подготовили Реформацию. Нек-рые гуманисты, напр. Лефевр д'Этапль во Франции, Ф. Меланхтон в Германии, стали видными её деятелями. Однако для гуманистов более характерны идеи веротерпимости или критич. отношение к религии. Некоторые из них, напр. Б. Деперье, М. Сервет, подвергали резкой критике не только католичество, но и протестантизм (активную полемику с Лютером вёл и Эразм). Среди гуманистов было немало вольнодумцев (Помпонацци, Балла, Деперье); Э. Доле, Дж. Бруно, обвинённые в богохульстве, стали жертвами инквизиции; М. Сервет был сожжён на костре в протестантской Женеве. Ряд гуманистов (Помпонацци, Боден) выдвига |