| л идеи естеств. происхождения религии. В целом не столько непосредственные взгляды гуманистов на религию, сколько их светское мировоззрение способствовали тому, что к концу ср. веков "духовная диктатура церкви была сломлена" (Энгельс Ф., там же, с. 346). В то же время многие гуманисты, будучи носителями раннебурж. мировоззрения, принимали как политич. необходимость " исторические" "положительные" религии в качестве духовной узды для нар. масс. В этом они предвосхищали многих бурж. философов 17 в., а также бурж. просветителей 18 в.
В рамках нового мировоззрения с 15 в. начала развиваться и гуманистич. историография (Леонардо Бруни, Поджо Браччолини, Флавио Бьондо, Макиавелли, ф. Гвиччардини и др. - в Италии, Я. Вимфелинг, Авентин, Беат Ренан, Себастьян Франк - в Германии, Полидор Вергилий, У. Кемден - в Англии, Матвей из Янова - в Польше и др.). Важнейшими её достижениями были: секуляризация ист. мысли (история отрывается от богословия и становится светской отраслью знания) и начатое гуманистами систематич. применение ист. критики источников. Историки - в соответствии с новым взглядом на человеческое общество - стремятся обнаружить естеств. причины ист. событий, отвергая их объяснение вмешательством "потусторонних сил" и ища их в сознат. деятельности выдающихся личностей - правителей, полководцев и т. д. Однако дальше такого прагматического взгляда на историю и попыток обнаружить рациональные мотивы, к-рыми руководствовались политич. деятели, историки-гуманисты, за редким исключением (Макиавелли), не пошли. Критика ист. источников (связанная и с успехами филологии) становилась в руках гуманистов мощным оружием преодоления концепций и представлений, выработанных феод, историографией. С обострением чувства нац. самосознания, патриотизма связано появление работ, посвящённых истории родной страны, города. Освобождая историю от груза церк.-феод, представлений, гуманисты отвергли богословскую периодизацию истории, обратили внимание на качеств, различие между античностью и ср. веками. Со времени В. возникает (начиная с Ф. Бьондо) деление истории на древнюю, средневековую и новую. При этом для гуманистов было характерно - при восторженном преклонении перед античностью - резко отрицат. отношение к средневековью (здесь они выступают прямыми предшественниками историков эпохи Просвещения).
Обострённый интерес гуманистов к античности, критич. отношение к ср.-век. и церк. традиции, бурный процесс становления нац. яз.- всё это способствовало исключит, вниманию гуманистов к филологии. Почти все гуманисты были видными филологами, знание классич. латыни и умение писать на ней считались необходимым атрибутом образованного гуманиста; высоко ценились красоты стиля (обычно в подражание древним образцам, особенно Цицерону), риторика. Гуманисты (особенно итал.), пользуясь приёмами филологич. критики, восстанавливали подлинные античные тексты, открывали правила синтаксиса, орфографии и метрики классич. латыни. Наряду с "возрождением" классич. латыни, пришедшей в соч. гуманистов на смену варварской латыни средневековья, гуманисты занялись изучением древнегреч., древнеевр. и др. древних языков. Крупнейшими филологами эпохи В. были: Лоренцо Балла - самый блестящий знаток классич. латыни в 15 в., Пико делла Мирандола и мн. другие итал. гуманисты; вне Италии - Гийом Бюде, крупнейший знаток греч. яз. во Франции, основатель (1530) "Коллежа трех языков" (будущий Коллеж де Франс), И. Рейхлин - в Германии, Эразм Роттердамский и др.
Характерные черты гуманистич. мировоззрения эпохи В. нашли отражение и во взглядах гуманистов на воспитание, а также в пед. практике лучших уч. заведений. Гуманисты (Эразм Роттердамский, Ф. Рабле, М. Монтень) подвергли бичующей критике всю ср.-век. схоластич. систему образования и противопоставили ей воспитание, развивающее человека умственно и физически, приучающее к самостоят, мышлению, формирующее высокие нравств. качества - в духе гуманистич. морали. Они считали необходимым изучать в школах не только лат., но и греч. яз., античную художеств, лит-ру и мифологию, а также предметы, вооружающие нужными в практич. жизни знаниями, умениями и навыками,- математику, историю, элементы природоведения. Возвращаясь к античному идеалу гармонически развитого человека, педагоги эпохи В. заботились и о физ. развитии детей (отводя при этом большое место играм), выступали против телесных наказаний. Эти идеи содержались в сочинениях итал. гуманистов П. Верджерио, Л. Бруни, М. Веджио, англичанина Р. Ашама, франц. гуманистов Рабле, Монтеня, у Эразма Роттердамского и др. Дальше пошли в своих пед. идеалах социалисты-утописты (Мор и Кампанелла), выдвинувшие идеи обществ, воспитания и обучения, всеобщего обучения (на родном яз.), равенства образования для мужчин и женщин, соединения обучения с трудом и др. Крупнейшим педагогом-практиком эпохи В. был итал. гуманист Витторино да Фельтре, попытавшийся осуществить пед. гуманистич. идеи в организованной им в 1424 школе, получившей назв. "Дом радости". Однако школа Витторино да Фельтре и нек-рые др. были исключением (школы 15-16 вв. продолжали оставаться, как правило, типично средневековыми). К тому же и в самих гуманистич. школах к 16 в. осн. содержанием обучения всё более становились формалистич. изучение грамматики и подражание стилю Цицерона ("цицеронианство"). В Германии гуманистич. пед. идеи были приспособлены в 16 в. к интересам протестантизма (реорганизация школьного и университетского образования Ф. Меланхтоном), стремление к распространению через школу реальных знаний чувствовалось здесь значит, слабее, чем в Италии и Франции. Пед. идеи эпохи В. оказали сильное влияние на последующее развитие теории и практики воспитания и обучения.
Литература В. неотделима от ренессансного мировоззрения в целом с его идеалом гармонич., свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Художеств, мысль В., как и его философия, тяготеет к "совпадению противоположностей", рациональные начала сливаются в ней с поэтич. фантастикой (нередко фольклорного происхождения), особенно как формой выражения "живого духа" целого. Две традиции - нар. поэзии и книжной антич. учёности - органически сочетаются в наиболее значит, художеств, памятниках эпохи, особенно в "Гаргантюа и Пантагрюэле" (1535- 1556) Рабле-подлинной энциклопедии (в форме лубочного гротеска) идей гуманизма В.; в "Дон Кихоте" (1605-55) М. Сервантеса и в драмах У. Шекспира. В сюжетах новелл В., начиная с "Декамерона" (1350-53) Дж. Боккаччо, устные нар. рассказы идейно и стилистически облагорожены в тоне антич. прозы. Итал. фантастич. поэма вырастает из традиции уличных певцов, пропущенной сквозь призму образов и композиции поэм Гомера и Вергилия. Мифологизация природы в поэзии П. Ронсара и Шекспира внутренне родственна языч. чувству природы в фольклоре (ещё не являясь только условным "украшением", как позднее в классицизме). Через всю лит-ру В. проходит образ шута, в "мудром безумии" к-рого сходятся нар. здравый смысл и просвещённое свободомыслие.
Осн. этапы и жанры лит-ры В. связаны с эволюцией гуманистич. концепций в периоды Раннего, Высокого и Позднего В. Для лит-ры Раннего В. характерна новелла, особенно комическая (Боккаччо, Ф. Саккетти, Т. Гуардати, Маргарита Наваррская, М. Банделло, Б. Деперье и др.), с антиклерик. и антифеод, направленностью, прославляющая предприимчивую и свободную от предрассудков личность. Высокое В. отмечено расцветом героич. поэмы: в Италии - жизнерадостно буффонная поэма Л. Пульчи, Ф. Берни, Т. Фоленго, сказочно героическая - М. Боярдо, Л. Ариосто; в Испании и Португалии - " конкистадорская " поэма ("Араукана", 1569-89, А. Эрсильи-и-Суньиги и"Лузиады", 1572, Л. Камоэнса), авантюрно-рыцарская сюжетика к-рой поэтизирует представление В. о человеке, рождённом для великих дел. Самобытным эпосом Высокого В., без оглядки на эпос античный, искусственный (что свойственно героич. поэмам 14-16 вв.), всесторонней картиной об-ва В. и его героич. идеалов в нар. сказочной и философско-комич. форме явилось произв. Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль". В Позднее В., характеризующееся кризисом концепции гуманизма и осознанием прозаичности складывающегося бурж. об-ва, развиваются пасторальные жанры романа и драмы ("Аркадия", 1504, Я. Саннадзаро и "Аминта", 1580, Т. Тассо в Италии; "Диана", 1558-59, X. Монтемайора и "Галатея", 1585, М. Сервантеса в Испании; "Аркадия", 1590, Ф. Сидни в Англии), противопоставляющие дисгармонии цивилизованных нравов мирную жизнь идеальных пастушков; рождается сатирич. бытовой плутовской роман с новым героем "прозаических авантюр" частной жизни. Высший взлёт Позднего В.- драмы Шекспира и роман Сервантеса, основанные на трагич. или трагикомич. конфликтах между героич. личностью и недостойной человека системой обществ, жизни.
В эпоху В. возникают первые национальные - по языку и значению - лит-ры, в отличие от сословной лит-ры ср. веков, создававшейся на местных диалектах или на латыни, формируется и теоретически обосновывается лит. язык нации (трактат "Защита и прославление французского языка", 1549, Ж. Дю Белле).
В Италии уже творчество Данте на рубеже 13-14 вв. возвещает В. Любовные сонеты Ф. Петрарки открыли значительность внутр. мира личности, динамику эмоцион. жизни, а его патриотич. канцоны ("Моя Италия" и др.) - внесословный характер нового гражд. сознания. Расцвет итал. лит-ры в 14-16 вв.- лирика Петрарки, новеллы Боккаччо, этич. и политич. трактаты гуманистов (от Петрарки до Макиавелли), поэмы Ариосто ц Тассо и др. - наряду с расцветом изобразит, иск-ва - выдвигают итал. культуру как третью (наряду с двумя античными) родоначальную и "классическую" для др. стран. Кризисом В. и влиянием католичества обозначена двойственная по духу - во вкусе иск-ва маньеризма - поэма Т. Тассо "Освобождённый Иерусалим" (1580).
Расцвет лит-ры В. в Германии и Нидерландах приходится на подготовит, и нач. стадию Реформации (1-я четв. 16 в.) и находит воплощение в деятельности Эразма Роттердамского, главы европ. гуманизма в эти годы, И. Рейхлина, У. фон Гуттена, в блистательной публицистике, антисхоластич. и антиклерикальной сатире ("Корабль дураков", 1494, С. Бранта, "Похвала глупости", 1511, Эразма, "Письма тёмных людей", 1515-17, "диалоги" Гуттена).
Во Франции ренессансная лит-pa, помимо влияния античности и итал. культуры, опирается на нар. "галльскую" традицию свободомыслия. Черты В. проступают уже в лирике Ф. Вийона (сер. 15 в.), затем (в более законченной форме) в остроумной поэзии К. Маро и новеллистике 1-й пол. 16 в. Вершины расцвета - роман Рабле и гармонич. чувственная высокая лирика Ронсара, возглавившего вместе с Дю Белле обновление франц. поэзии. Великим памятником Позднего В. во Франции и прощанием с героич. иллюзиями эпохи являются во 2-й пол. 16 в. (период религ. войн) "Опыты" (1580-88) М. Монтеня, скептически направленные против фантастич. преувеличений в оценке человека, против всякого рода догматики; своей непринуждённой манерой анализа они положили начало жанру эссе в европ. лит-ре.
Из слав, литератур В. ярче всего проявилось в югославянской (т. н. далматинско-дубровпицкое В.) и в польской. Обшеевроп. значение имела неолатинская поэзия: хорваты Я. Панноний (Иван Чесмички), Э. Цервин, М. Марул, поляки К. Яницкий (Янициус), Я. Дантышек. Неолат. яз. и поэзия, как и в Италии, были для слав, прозаиков и поэтов школой для последующей выработки норм нац. лит. языка и новых поэтич. жанров. В Дубровнике, независимой гор. республике, и др. далматинских городах расцветает с кон. 15 в. лит-pa, родственная соседней итальянской (см. Дубровник, раздел Литература): поэзия лирическая (Ш. Менчетич, Дж. Држич), сатирическая и пасторальная (Н. Ветранович-Чавчич), реалистич. комедия (М. Држич). Отражение совр. нравов, интерес к нар. творчеству и родному яз., фольклору - в сочетании с антич. и итал. традицией - придают "дубровницкому В." характер своего рода "романо-славянского синтеза". В Польше, в отличие от Далмации, В. было связано по преимуществу не с гор. культурой, а с возвышением шляхты в 16 в. и с Реформацией. Кальвинист М. Рей, страстный защитник шляхетской демократии, создал первые на польск. яз. значит, светские произведения в стихах и прозе, ещё несколько грубоватые по стилю. Великим поэтом польского В. был Я. Кохановский; его продолжателями были сатирик С. Кленович и идиллик Ш. Шимонович. В маньеристской поэзии М. Семп-Шажиньского, на к-рой сказалась атмосфера контрреформации, осуществляется переход к барокко.
В Англии расцвет гуманистич. лит-ры относится к кон. 16 в. Аристократич. линия представлена поэзией ф. Сидни, Э. Спенсера (поэма "Королева фей", 1590), изысканным романом (Дж. Лили, "Эвфуэс", 1579-80); но возникает и сатирич. бытовой роман (Т. Нэш, "Злополучный путешественник", 1594). Мировую славу англ. В. составляет театр кон. 16 - нач. 17 вв. Интерес к "титанической" личности, народность идей, поэтизация нац. прошлого, свободная ("неучёная") форма драмы намечаются уже у предшественников Шекспира (К. Марло, Р. Грин), но особенно проявляются в драматургии Шекспира как высшем слиянии ренессансного гуманизма с народностью. Англ, гуманисты проявили классич. для своего времени понимание роли материально-социальных отношений в судьбе личности. Смелое погружение в сферу собственнич. интересов составило великое преимущество реализма Шекспира-трагика, особенно в "Короле Лире" (1608). У современников Шекспира драма имеет характер более бытовой (Т. Деккер, Т. Хейвуд), сатирический (Б. Джонсон), пессимистический (Дж. Уэбстер, Дж. Форд).
В Испании и Португалии расцвет лит-ры приходится на завершение эпохи В. Лит-pa В. этих мало подготовленных к бурж. развитию, но переживавших кратковременный нац. подъём (в связи с геогр. открытиями и колон, захватами) стран выступает в "новорыцарски" авантюрных формах, художественно отражённых в приключенческом рыцарском романе ("Амадис Галльский", 1508, и др.) и "конкистадорской" поэме. Картину последовавшего затем катастрофич. упадка нац. жизни, всеобщей деморализации и паразитизма показывает плутовской роман (аноним "Ласарильо с Тормеса", 1554, романы М. Алемана-и-де-Энеро и ф. Кеведо-и-Вильегаса), положивший начало традиции этого жанра во всей европ. лит-ре 17-18 вв. Завершение исп. и всеевроп. В.- роман Сервантеса "Дон Кихот"; в нём слились элементы новорыцарского, пасторального и плутовского жанра, а в "донкихотской ситуации" с непревзойдённым реализмом зафиксирована прозаич. природа только что народившегося бурж. мира, с к-рой не мирится "субъективно героическая" человеческая натура. Так открылась ведущая гуманистич. тема новоевроп. романа. В драматургии "золотого века" - от Лопе де Вега (1562-1635) до П. Кальдерона (1600-81) - происходит переход к барокко.
Прогрессивное гуманистич. содержание культуры В. получило яркое выражение в театральном искусстве, испытывавшем значит, воздействие античной драматургии, теории драмы и театр, архитектуры. В ряде стран формировалась оригинальная драматургия. Театр, иск-во эпохи В. характеризует интерес к внутр. миру человека, наделённого чертами мощной индивидуальности. Иск-во актёра отличалось эпич. силой, страстностью, соответствовавших поэтич. представлению, к-рое утверждалось в произв. великих драматургов эпохи. Новая театр, эстетика выдвинула требование глубокого проникновения исполнителей в замысел драматурга, создания сложных, многогран |