БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ных характеров. Этим определяются особенности реализма театр, иск-ва эпохи В.: воспроизведение противоречий действительности, развитие традиций нар. иск-ва, жизнеутверждающий пафос, смелое сочетание трагич. и комич., поэтич. и буффонно-площадных элементов. В эпоху В. началась профессионализация театра, зародилась теория драматургии и актёрского иск-ва, были построены первые театр, здания. Наиболее яркого расцвета театр, иск-во эпохи В. достигло в Италии, Испании, Англии. Высшим достижением итал. театра стала импровизационная комедия делъ арте (16 в.), унаследовавшая реалистич. традиции нар. фарса, маски и буффонаду карнавалов. Синтез нар. театра и лит. драмы в значит, мере осуществлён в Испании в драматургии Сервантеса и Лопе де Вега (2-я пол. 16 - нач. 17 вв.). Наиболее полного расцвета театр В. достиг в творчестве Шекспира.

В эпоху В. профессиональная музыка теряет характер чисто церковного иск-ва и испытывает влияние нар. музыки, проникается новым гуманистич. мироощущением. Высокого уровня достигает иск-во вокальной и вокально-инструментальной полифонии в творчестве представителей "Ars nova" ("Нового искусства") в Италии и Франции 14 в., в новых полифонич. школах - английской (15 в.), нидерландской (15-16 вв.), римской, венецианской, французской, немецкой, польской, чешской и др. (16 в.). Появляются различные жанры светского муз. иск-ва - фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии (Л. Маренцио, Я. Аркадельт, Джезуальдо ди Веноза), но получивший повсеместное распространение, французская многоголосная песня (К. Жанекен, К. Лежен). Светские гуманистические устремления проникают и в культовую музыку - у франко-фламандских мастеров (Жоскен Депре, Орландо Лассо), в искусстве композиторов венецианской школы (А. и Дж. Габриели). В период контрреформации ставился вопрос об изгнании многоголосия из религиозного культа, и только реформа главы римской школы Палестрины сохраняет полифонию для католич. церкви - в "очищенном", "прояснённом" виде; вместе с тем в иск-ве Палестрины нашли отражение и нек-рые ценные завоевания светской музыки эпохи В. Складываются новые жанры инструментальной музыки, выдвигаются нац. школы исполнения на лютне, органе, вёрджинеле. В Италии расцветает иск-во изготовления смычковых инструментов, обладающих богатыми выразит, возможностями; столкновение различных эстетич. установок проявляется в "борьбе" двух типов смычковых инструментов - виолы, бытовавшей в аристократич. среде, и скрипки - инструмента нар. происхождения. Эпоха В. завершается появлением новых муз. жанров - сольной песни, кантаты, оратории и оперы, способствовавших постепенному утверждению гомофонного стиля.

Архитектура и изобразит, искусство стали областью, в к-рой с особой силой и наглядностью проявилось великое переломное значение эпохи В., определившей пути развития мирового иск-ва нового времени, поставившей на место религ. спиритуализма, аскетич. идеалов и догматич. условностей ср.-век. иск-ва реалистич. познание человека и земного мира, жизнелюбие, веру в человека, силу его воли и разума. Пафос утверждения красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, ощущение цельности и стройной закономерности мироздания, энергичное овладение законами объективного познания мира придают иск-ву В. в целом большую идейную значительность, органичность и внутр. монументальность. Унифицированное мировоззрение и коллективный опыт ср.-век. мастеров уступали место индивидуальному творчеству художника и учёного архитектора. В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения - обществ, здания, дворцы, гор. дома. В иск-ве религ. сюжеты приобретали земной облик, распространялись светские сюжеты, изображения реальных людей (в т. ч. обнажённой натуры) в реальной среде, в единстве их физич. и духовных качеств.

Изобразит, иск-во и архитектура В. ранее всего сложились в Италии, где достигли особо мощного подъёма и классич. завершённости. Поэтич. радость открытия чувственного богатства земного многообразного мира сочеталась в итал. иск-ве В. с духом пытливого аналитич. изучения действительности, благодаря чему пути художеств, и науч. познания тесно переплетались. Система средств реалистич. изображения действительности была последовательно разработана и теоретически обоснована, подкреплена науч. изучением проблем анатомии, перспективы, пропорции, светотеневой моделировки. Это позволило изображать реальные объёмы фигур и предметов в трёхмерном пространстве. Антич. иск-во послужило итал. иск-ву не только классич. наследием, образцом, но и опорой в обращении художников к природе, к раскрытию гармонич. закономерности бытия.

Н и к к о л о П и з а н о. Аллегория Силы. Угловая фигура кафедры баптистерия в Пизе. Мрамор. 1260.

Первые предвестия итал. иск-ва В. относятся ко 2-й пол. 13 - нач. 14 вв. (т. н. Проторенессанс), когда скульпторы Никколо Пизано и Арнольфо ди Камбио, живописец Пьетро Каваллини, опираясь на позднерим. традицию, сделали первые шаги к реалистич. убедительности и телесной осязаемости изображений, а флорентинец Джотто в своих росписях достиг не только ясности объёмно-пространств. и ритмич. построения сцены, но и живой наглядности рассказа, духовной силы и пластич. цельности образов, драматич. яркости чувств. Готич. реакция, наступившая в 14 в., задержала это развитие, но и тогда новые грани обращения к реальному миру (пейзаж, интерьер, бытовые детали, портретные лица) обозначались в живописи Сиены (братья Лоренцетти, Симоне Мартини) и Сев. Италии (Альтикьеро и Аванцо).

Бенедетто да Майано и К р о н а к а. Палаццо Строццп во Флоренции. 1489 - 1505. План.

Пьяцца Сан-тиссима-Аннунциата во Флоренции. 15-нач. 17 вв. План.

Расцвет иск-ва В. наступил в 15 в., прежде всего в передовой торг.-пром. Флоренции, ставшей средоточием новаторства во всех видах иск-ва. Здесь родилась архитектура итал. Раннего В. (Филиппо Брунеллески, Микелоццо, Леон Баттиста Альберти, Бернардо Росселлино, Джулиано да Майано, Джулиано да Сангалло), ясность, величавая гармония и жизнеутверждающая сила к-рой отвечали новому героич. идеалу человека. Античная ордерная система, творчески и многообразно использованная, внесла в зодчество В. логичность и соразмерность человеку, помогла сделать тектонику здания богатым и гибким художеств, языком. Сложной динамике готич. зданий были противопоставлены ясность структуры и чёткость расчленения строгих объёмов и светлых просторных интерьеров. Дворцы (палаццо) с могучими уличными фасадами и приветливыми аркадами во дворах, виллы с террасными садами, портики и лоджии, базиликальные и центрич. церкви и капеллы демонстрируют разнообразие образных возможностей, возникающих при различных сочетаниях ордера со стеной и сводом. За пределами Тосканы выделялось изысканно гармоничное творчество Лучано Лаураны, работавшего в Урбино, и полные жизнерадостной красочности постройки венецианцев (во многом ещё готические). Новые перспективы градостроительству открывали опыты регулярной планировки и целостной ансамблевой застройки гор. площади или р-на и даже всего города (Пиенца). Художники раннего итал. В. начали систематически изучать натуру, объединяя реальные мотивы единой пластически цельной концепцией мира; они наполняли земным содержанием религ. сцены, запечатлевали увиденные в жизни явления, широко обращались к античным сюжетам. Главной темой иск-ва стал человек-герой во всей полноте его жизненных сил. Сложившись во Флоренции в нач. 15 в., новое иск-во постепенно распространялось по всей Италии, вытесняя живучие ср.-век. пережитки. В скульптуре (Лоренцо Гиберти, Донателло, Якопо делла Кверча, семья делла Роббиа, Антонио Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, Бенедетто да Майано, Андреа дель Верроккьо) получили развитие статуя, рельеф, бюст, конный монумент, алтарная композиция, стенное надгробие и др. виды, как станковые, так и связанные с архитектурой. Реальная пластика фигуры, обнажённой или подчёркнутой одеянием, изображённой в покое или движении, сложные сцены в многоплановых перспективных рельефах, яркая жизненность и характерность портретных бюстов прокладывали новые пути реализму в скульптуре.

Андреа дель Кастаньо. Портрет кондотьера Пиппо Спано. Фреска. После 1450. Музей Андреа дель Кастаньо. Флоренция.

Рафаэль. Портрет Баль-дассаре Кастильоне. 1515-16. Лувр. Париж.

В живописи совершился решительный поворот от иконы к картине, высокого подъёма достигло иск-во фрески. Ощущение упорядоченности мира, жизнеутверждающие героич. идеалы как бы организуют и направляют радостное увлечение свежей красочностью жизненных наблюдений, подробным повествованием, игрой фантазии. Итал. живописцы 15 в. (Мазаччо, Филиппо Липпи, Андреа дель Кастаньо, Доменико Гирландайо, Сандро Боттичелли во Флоренции, Пьеро делла Франческа в Урбино, Франческо дель Косса в Ферраре, Андреа Мантенья в Мантуе, Пьетро Перуджино в Перудже, Джованни Беллини в Венеции) создали реалистич. образы широчайшего диапазона - от нежно-лирических до суровых и мужественных, от гармонически счастливых до экспрессивных и драматичных. В период Высокого В. (кон. 15 - 1-я четв. 16 вв.) в Италии борьба за ренессансные идеалы приобрела напряжённый и героич. характер, отражая мечты об освобождении и консолидации родины. Общенац. духовный подъём ярче всего выразился в архитектуре и изобразит, иск-ве, овеянных духом героич. устремлений, отмеченных широтой обществ, звучания, синтетическим обобщением и титанической мощью образов, полных духовной и физич. активности. Строго отобранные реальные наблюдения претворяются в возвыш. идеал, подчиняются строгой структуре и величеств, гармонии целого. Сложившись во Флоренции, классич. стиль Высокого В. создал свои наиболее монументальные памятники в Риме, а позже в число ведущих центров выдвинулась Венеция. В архитектуре (Донато Браманте, Рафаэль, Антонио да Сангалло Старший) достигли своего апогея совершенная гармония, монументальность и ясная уравновешенность архит. образов. Возникли крупные архит. ансамбли, поражающие цельностью замысла и богатством композиционных приёмов, проекты "идеальных" городов. Крупнейшие художники эпохи заняли почётное место в обществ, жизни, олицетворяя в глазах современников дух и славу нации. Творчество их обладает беспримерной разносторонностью и широтой, о чём свидетельствуют психологически углублённые образы Леонардо да Винчи, гармонич. совершенство иск-ва Рафаэля, поэтич. жизнелюбие венецианских живописцев Джорджоне и Тициана, грация и чувственность Корреджо, мощный драматизм и титанич. размах творчества Микеланджело.

Но уже со 2-й четв. 16 в. иск-во В. в Италии переживало острый кризис. Появилось субъективистски изощрённое иск-во маньеризма, выразившее разочарование в идеалах В. Творчество мастеров, верных этим идеалам, приобретало сложный, драматич. характер. В архитектуре Позднего В. (Микеланджело, Джакомо да Виньола, Джулио Романо, Бальдассаре Перуцци) стройная тектоника уступает место большей напряжённости, а подчас и конфликту сил; вместе с тем растёт интерес к пространств, развитию композиции, здание утрачивает замкнутость и всё больше подчиняется градостроит. замыслу, ансамблю, природной среде. Эти черты проявляются и в архитектуре Сев. Италии (Якопо Сансовино, Галеаццо Алесси, Микеле Санмикели, Андреа Палладио), дольше сохранявшей жизнерадостный характер архит. образов. Ренессансные типы обществ, здания, виллы, дворца, принципы композиции гор. площади и р-на получили в это время особенно богатую и сложную разработку. Трагич. непримиримость конфликтов, борьба и неизбежная гибель героя стали одной из главных тем позднего творчества Микеланджело и Тициана, где психологич. характеристика человека достигла небывалой глубины и сложности. Реализм Позднего В. (Веронезе, Тинторетто, Якопо Бассано) обогащался пониманием противоречивости мира, интересом к драматич. массовому действию, нар. образам, к сложной взаимосвязи человека и среды, к пространств, динамике. Кризис культуры В. тем самым подготовлял почву для новых тенденций, развившихся в последующие эпохи.

В иск-ве В. в странах к С. от Альп было больше внутр. противоречивости, скованности, напряжённости, неравномерно развивались виды иск-ва; но очень рано здесь пробудились самостоят. и смелые (хотя и не приведённые в столь цельную, как в Италии, систему) реалистич. искания, интерес к индивидуализированному образу человека, к его окружению, интерьеру, натюрморту, пейзажу. На рубеже 14-15 вв. в Бургундии, бывшей центром утончённого придворно-рыцарского готич. иск-ва, выходцы из Нидерландов - живописцы Жан Малуэль, Анри Белыноз, Мельхиор Брудерлам и особенно скульпторы Клаус Слютер и Клаус де Верве своим порывом к полнокровной и яркой жизненности образов подготовили развитие реализма в Нидерландах и Франции. В 15 в. в Нидерландах сложилась школа живописи, необычайно быстро и смело эмпирическим путём пришедшая к убедительному изображению человека и окружающего его мира. Нидерл. живопись, теснее, чем итал., связанная с традициями готики, восприняла от неё интерес к единичным конкретным явлениям, к-рые не подчинены, однако, сверхчувств, началам, а восприняты как неотъемлемая часть цельной и гармоничной единой картины мира. Художники нидерл. В. (Ян ван Эйк, Робер Кампен, Петрус Кристус, Рогир ван дер Вейден, Дирк Баутс, Гертген тот Синт-Янс, Хуго ван дер Гус, Ханс Мемлинг) не стремились к рационалистич. осознанию общих закономерностей бытия, были далеки от научно-теоретич. интересов и увлечения антич. культурой. Но они успешно овладели передачей глубины пространства, насыщенной светом атмосферы, тончайших особенностей структуры и поверхности предметов, наполняя каждую деталь глубокой поэтич. одухотворённостью. Опираясь на традиции готики, они проявляли особый интерес к индивидуальному облику человека, к строю его духовного мира. Восприятие в 16 в. опыта итал. иск-ва В. приняло в осн. характер консервативного, аристократич., уводящего от жизни искусства - "романизма". Прогрессивное же развитие нидерл. иск-ва в кон. 15 и 16 вв. связано с обращением к реальному миру и нар. жизни, развитием портрета, элементов бытового жанра, пейзажа, натюрморта (Квинтен Массейс, Лука Лейденский, Иоахим Патинир, Питер Артсен), с усилением интереса к фольклору и нар. образам (Хиеронимус Босх, Питер Брейгель). Эволюция нидерл. реализма 16 в., его путь к социальной конкретности образов, к отражению реальных противоречий жизни (особенно в творчестве Брейгеля) облегчили непосредств. переход от собственно В. к принципам иск-ва 17 в. Архитектура в Нидерландах, как и в др. зап.-европ. странах за пределами Италии, в 15 в. сохраняла традиц. готич. облик, хотя структура зданий видоизменялась соответственно их связи с новым строем гор. жизни. В 16 в. заимствование из Италии ордерных принципов привело к выработке местного стиля, где ордер играл преим. декоративную роль (Кристиан Сиксденирс, Корнелис Флорис). В этом духе строились ратуши, здания цехов и гильдий, гор. дома с узкими фасадами и высокими фронтонами.

Микеланджело. Площадь Капитолия в Риме. Начата в 1546. План.

Лука Лейденский. "Игра в шахматы". Около 1508-10. Картинная галерея. Берлин-Далем.

Наиболее драматичным и кратковременным был расцвет иск-ва В. в Германии. В 15 в. лишь медленно и спорадически здесь появлялись светские жиз