БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

неутверждающие черты в живописи (Лукас Мозер, Ханс Мульчер, Мартин Шонгауэр, работавший в Швейцарии Конрад Виц), впитавшей влияния как Нидерландов, так и Италии (последнее сильнее ощущается в Юж. Германии и особенно в Австрии у Михаэля Пахера). Собственно нем. В.- необычайно яркая вспышка творч. энергии в конце 15-1-й четв. 16 вв.- отличается сложным переплетением старого и нового, национального и итальянского, светского и религиозного, идей Реформации и гуманизма и влияния нар. движений. Универсальность и сложность иск-ва Альбрехта Дюрера (искавшего синтеза страстной эмоциональной экспрессии и рацноналистич. правильности монументализиров. идеальных образов), экстатическое горение красок, интенсивность радостных и трагич. эмоций в творчестве Матиса Нитхардта, декоративность и фантастика, сочетающиеся с яркими чертами реальной жизни у Лукаса Кранахаив пейзажах Альбрехта Альтдорфера, гуманистич. строй, обдуманная ясность и завершённость портретов Ханса Хольбейна, острая публицистичность станковой и книжной графики образуют грани нем. В. Оно ярко проявило себя и в скульптуре, опиравшейся на реалистич. нар. черты нем. готики (Тильман Рименшнейдер, фейт Штос, Адам Крафт, Петер Фишер). Волна ярких исканий прошла и в нем. архитектуре, распространяясь с Ю. (Аугсбург, Нюрнберг) на С. и захватывая церковное, обществ., дворцовое строительство, частные дома и градостроительство. Импозантность и богатый, подчас крайне прихотливый, декор характерны для каменных, кирпичных, фахверковых построек. Феод, реакция быстро и трагически оборвала развитие нем. В., дав дорогу упадочному маньеристич. иск-ву.

Во Франции развитию иск-ва В. благоприятствовали богатейшие традиции местной готики, знакомство с антич. традицией (особенно на Ю. страны), систематич. связи с Италией и Нидерландами, а со 2-й пол. 15 в. (после завершения Столетней войны) мощным фактором культурного объединения стала централизация нац. гос-ва. С сер. 14 в. работавшие во Франции нидерл. миниатюристы (особенно братья Лимбург) тонким поэтич. восприятием действительности, стремлением к правильной передаче пространства и объёма подготовили успехи франц. иск-ва 15 в. с его изяществом, лиризмом и редкой остротой наблюдения жизни (скульптура Мишеля Коломба, миниатюры Жана Фуке и Симона Мармиона, картины Иудейского мастера и Жана Фуке). В 16 в. в условиях складывающегося абсолютизма франц. В. достигает расцвета в проникнутом гуманистич. духом светском реалистич. иск-ве скульпторов Жана Гужона, Жермена Пилона, Пьера Бонтана, мастеров живописного и карандашного портрета Жана и Франсуа Клуэ, Корнеля де Лиона, Этьенна Дюмустье. Придворная культура стимулировала, однако, и развитие маньеризма (т. н. школа Фонтенбло). Для франц. В. характерно блестящее развитие светской архитектуры: в 15 в. складывается тип особняка-"отеля", а в 16 в. расцветает дворцовое зодчество (Пьер Леско. Филибер Делорм, Жак Дюсерсо, Жан Бюллан), подкреплённое теоретическими исследованиями и технич. новшествами, творческим претворением итал. ордерной системы. Самобытный сплав готич. и ренессансных форм сменяется во 2-й пол. 16 в. последовательным применением регулярной планировки и классич. ордеров.

Нуну Гонсалвиш (?). "Алтарь св. Винцента". (Фрагмент.) 2-я половина 15 в. Национальный музей старинного искусства. Лисабон.

В Англии яркие и самобытные реалистич. искания, проявившиеся уже в кон. 14 и 15 вв. в религ. и портретной живописи, были прерваны внутр. войнами и реформами Генриха VIII. В 16 в. элементы стиля В. (в большой мере под влиянием работавшего в Англии X. Хольбейна) нашли выражение в миниатюрном портрете (Николас Хиллиард, Айзек Оливер); в 16 в. они сказались также в усадебном строительстве (рациональные по планировке кирпичные дома с холлом и галереей) и в более эклектичном дворцовом зодчестве. В Дании и Швеции черты В. проявились в осн. в архитектуре замков, усадеб и обществ, зданий.

Чрезвычайно своеобразно развивалась культура В. на Пиренейском п-ове, где в условиях освободит, войны против арабов, завершённой лишь к кон. 15 в., соединились героич. идеалы и религ. аскетизм, яркая нац. самобытность и сильные воздействия арабской культуры. Первые ростки реалистич. мировосприятия в иск-ве Испании проявляются в 14 в. в живописи Каталонии (Феррер Басса) под влиянием Джотто и сиенской живописи 14 в., а в 15 в. (Луис Дальмау, Хайме Уге, Педро Берругете) воздействие Италии и Нидерландов способствовало формированию нац. школы с её суровой аскетич. выразительностью фигур и лиц и торжеств. декоративностью целого. В 16 в. в объединённой стране, ставшей могучей мировой державой, унаследованная от арабов любовь к обильному декору получила новое выражение в стиле платереско, богатейшем синтезе архитектуры и ювелирно тонкого пластич. убранства (Аннекин и Энрике де Эгас, Хиль и Диего де Силоэ, Алонсо де Коваррубиас), покрывающего вначале позднеготич., а позже итал. классич. формы. Усилившиеся итал. влияния были творчески перетолкованы в драматичной скульптуре Алонсо Берругете и Хуана де Хуни, в живописи Алехо Фернандеса, портретах Алонсо Санчеса Коэльо. Но во 2-й пол. 16 в. в условиях феодально-церк. реакции эти влияния порождали уже холодный аскетизм построек X. Б. де Эрреры и, с др. стороны, волну маньеристич. субъективизма и спиритуализма (Эль Греко). В иск-ве Португалии, развивавшемся сходными путями, ярко самобытными были поражающие своим строгим реализмом портретные образы "Алтаря св. Винцента" (15 в.), а в нач. 16 в.- архит. стиль "мануэлино" (арх. Боитак и др.),отличающийся от платереско мужественным лаконизмом декора, проникнутого романтикой геогр. открытий. Черты В. Испании и Португалии были перенесены в иск-во колоний этих стран в Америке и стали первыми вехами развития яатиноамер. художеств, культуры.

Страны Центр, и Вост. Европы также испытали мощное обновляющее воздействие идей В. и сами участвовали в развитии ренессансной культуры. В 14 в. в Чехии в скульптуре Петра Парлержа и живописи мастера Теодорика (ещё во мн. готических)появились реалистич. портретные черты; в 15 в. здесь стало интенсивно развиваться светское зодчество (г. Табор), а в 16 в. оно получило классич. ордерный характер (Летний дворец в Праге). В Словакии, входившей в состав Венгрии, на рубеже 15-16 вв. работали живописец мастер "М. S." и скульптор Павел Левочский, воспринявшие черты реалистич. иск-ва В., а в 16 в. мотивы зодчества В. определили облик ряда городов (Левоча, Прешов и др.). В Венгрии наивысшее воздействие идей В. падает на кон. 15 - нач. 16 вв. (дворцы в Буде и Вишеграде, капелла Бакоца в Эстергоме, миниатюрная живопись). На рубеже 15-16 вв. идея В. проникают в Словению; в Хорватии в это время развилась культура В. в связанных с Венецией городах Адриатич. побережья (Дубровник, Шибеник, Риека, Сплит); здесь работали крупные мастера (арх. и скульптор Юрай Далматинец и др.), расцветали архитектура, скульптура и живопись, шёл интенсивный культурный обмен с Италией. Широкие междунар. связи Польши стимулировали в позднеготич. иск-ве 15 в. рост реалистич. устремлений, наиболее полно и ярко выраженных Витом Стошем (Ф. Штос) в алтаре Мариацкого костёла в Кракове, к-рый ознаменовал переход к собств. В.; принципы воспринятого из Италии классич. стиля проявились в регулярном градостроительстве (г. Замосць), дворцах с аркадными дворами, центрич. мавзолеях, жилых домах (с аттиками, ренессансными орнаментами и ордерными элементами), а отчасти и в изобразительном искусстве (надгробия, миниатюра). В 16 в. влияния иск-ва В. проникли далеко на В. Европы, отразившись в архитектуре Румынии (Брашов, Хунедоара), Зап. Украины (дома на пл. Рынок во Львове и др.) и Литвы (Вильнюс, Каунас и др.), отчасти также в портретной и религ. живописи; на рубеже 15-16 вв. влияние В. проникло и в Россию благодаря работе итал. архитекторов в Моск. Кремле.

Павел Левочский. "Тайная вечеря". Фрагмент алтаря церкви св. Якова в Левоче (Словакия). Дерево. 1508-15.

Портрет Роксоланы. Рубеж 16 - 17 вв. Исторический музей. Львов.

Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20 (особенно с. 345 - 47, 508 - 509); его ж е, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии (гл. 4), там же, т. 21; Грамши А., Избр. произведения, т. 2 - 3, М., 1957-59; Сказкин С. Д., К вопросу о методологии истории Возрождения и гуманизма, в сб.: Средние века, в. 11, 1958; Гуковский М. А., Итальянское Возрождение, т. 1 - 2, Л., 1947 - 62; Лазарев В. Н., Происхождение итальянского Возрождения, т. 1 - 2, М., 1956-59; Ренессанс. Барокко. Классицизм, [Сб. ст.], М., 1966; Конрад Н. И., Запад и Восток, М., 1966; Б а т к и н Л. М., Тип культуры как историческая цельность. Методологические заметки в связи с итальянским Возрождением, "Вопросы философии", 1969, № 9; Рутенбург В. И., Итальянское Возрождение и "Возрождение мировое", "Вопросы истории", 1969, № 11; Б у р к х а р д т Я., Культура Италии в эпоху Возрождения, т. 1 - 2, рус. пер., СПБ, 1904-06; Фойгт Г., Возрождение классической древности, рус. пер., т. 1 - 2, М., 1884-85; Кор един М. С., Очерки итальянского Возрождения, М., 1896; его же, Ранний итальянский гуманизм и его историография, т. 1 - 3, 2 изд., СПБ, 1914; Ferguson W. К., The Renaissance in historical thought, Boston, 1948; его же, Renaissance studies, London (Ontario), 1963; Baron H., The crisis of the early Italian Renaissance, v. 1 - 2, Princeton (New Jersey), 1955; Kristeller P., The Classics and Renaissance thought, Camb. (Mass.), 1955; его же, Studies in Renaissance thought and letters, Roma, 1956; S а р о г i A., L'eta della Rinascita, secoli XIII-XVI, Mil., 1958; G a r i n E., L'Umanesimo italiano, 2 ed., Bari, 1965; его же, Medioevo e Rinascimen to, 2 ed., Bari, 1961; его ж е, La cultura del Rinascimento. Profile storico, [Bari], 1967; Odrodzenie w Polsce.t. 1 - 5, Warsz., 1955 - 62; Renaissance und Humanismus in Mittelund Osteuropa, [Bd] 1 - 2, В., 1962; Heller A., A reneszansz ember, Bdpst, 1967; Atti del 3 Convegno Internazionale sul Rinascimento, Florence, [1953]; Actes du Collogue sur la Renaissance, organise par la Societe d'Histoire moderne, P., 1958; Bibliographie Internationale de I'Humanisme et de la Renaissance, t. 1-, 1966 - История философии, т. 2, М., 1941; Соколов В. В., Очерки философии эпохи Возрождения, М., 1962; Ваинштейн О. Л., Западноевропейская средневековая историография, М.- Л., 1964 (ч. 2 - Эпоха Возрождения, реформации и контрреформации); С а 1 I о t E., La renaissance des sciences de la vie au XVIe siecle, P., 1951; S ai t t a G., II pensiero italiano nell'umanesimo e nel Rinascimento, v. 1 - 3, Firenze, 1961; Rice Eugene F., The Renaissance idea of wisdom, Camb. (Mass.), 1958; Сhabod F., Machiavelli and the Renaissance, L., 1958; G a r i n E., La cultura filosofica del Rinascimento italiano, Firenze, 1961; его ж e, L'Education de 1'homme moderne. La pedagogic de la Renaissance (1400 - 1600), P., 1968; Woodward W. H., Studies in education during the Age of the Renaissance. 1400 - 1600, Camb., 1906. История английской литературы, т. 1, в. 1-2, М.-Л., 1943-45; История французской литературы, т. 1, М.- Л., 1946; Пуриптев Б. И., Очерки немецкой литературы. XV-XVII вв., М., 1955; История западно-европейского театра, т. 1, под общей ред. С. С. Мокульского, М., 1956; Пинский Л. Е., Реализм эпохи Возрождения, М., 1961; Голенищев-Кутузов И. Н., Итальянское Возрождение и славянские литературы XV-XVI веков, М., 1963; Бахтин М., Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса, М., 1965; Литература эпохи Возрождения и проблемы всемирной литературы, М., 1967. Вельфлин Г., Классическое искусство, пер. с нем., СПБ, 1912; его же, Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса, пер. с нем., Л., 1934; Бунин А. В., Круглова М. Г., Архитектура городских ансамблей. Ренессанс, М., 1935; Бартенев И. А., Зодчие итальянского Ренессанса, Л., 1936; Алпатов М. В., Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто, М.- Л., 1939; Фехнер Е. Ю., Нидерландская живопись XVI в., Л., 1949; Виппер Б. Р., Борьба течений в итальянском искусстве XVI века (1520 - 1590), М., 1956; Всеобщая история искусств, т. 3, М., 1962; Смирнова И. А., Тициан и венецианский портрет XVI века. К вопросу о Высоком и Позднем Возрождении, М., 1964; Бернсон Б., Живописцы итальянского Возрождения, пер. с англ., М.,1965; Всеобщая история архитектуры, т. 5, М., 1967; Р отенберг Е., Искусство Италии. Средняя Италия в период Высокого Возрождения, М., 1966; его же, Искусство Италии XVI века, М., 1967 [серия "Памятники мирового искусства"); Н а и р t A., Geschichte der Renaissance in Spvanien und Portugal, Stuttg., 1927; Dvorak M., Geschichte der italienischen Kunst im Zeitalter der Renaissance, Bd 1 - 2, Munch., 1927 - 29; Courthion P., La peinture dans les anciens Pays-Bas, P., 1954; Panofsky E., Renaissance and renaissances in western art, v. 1, Stockh., 1960; Wittkower R., Architectural principles in the age of humanism, 3 ed., L., 1962; H ughesj. Q., L у n t о n N., Renaissance architecture, L., 1962; Miiller Th., Sculpture in the Netherlands, Germany, France and Spain. 1400 to 1500, [Harmonds worth], 1966; Benesch O., La peinture allemande de Durer a Holbein, Gen., 1967.

В. В. Соколов, А, И. Пискунов, Л. Е. Пинский, А. М. Кантор.

ВОЗРОЖДЕНИЕ, посёлок гор. типа на С. Саратовской обл. РСФСР, на правобережье Волги. Ж.-д. станция на линии Сызрань - Саратов. 3,1 тыс. жит. (1968). 3-д " Электрофидер".



ВОЗРОЖДЕНИЯ ОСТРОВ, остров в центр, части Аральского м. Пл. 216 км2. Остров низменный, в отд. местах участки бугристых песков. Поверхность покрыта полупустынной растительностью. Открыт русским гидрографом А. И. Бутакрвым в 1848.

ВОЗРОЖДЁННЫЕ ГОРЫ, эпиплатформенные горы, активизированные платформы, горные сооружения, возникшие на месте древних, пенепленизированных (выровненных и сниженных) горных областей в результате новейших движений земной коры. От эпохи, предшествовавшей новейшему горообразованию, в В. г. сохраняются высоко поднятые участки пенепленов (поверхностей выравнивания). Примеры В. г. в СССР - Тянь-Шань, Алтай, в Сев. Америке-Скалистые горы, в Африке - Вост.-Африканское плоскогорье.

ВОИНОВ Александр Петрович [р. 20.11 (3.12).1902, Колпино, ныне Ленингр.обл.], советский архитектор, чл.-корр. АН БССР (1953), засл. деят. иск-в БССР (1948). Чл. КПСС с 1927. Учился в моек. Вхутемасе-Вхутеине (1924-29) у А. В. Щусева, И. А. Голосова, Д. ф. Фридмана. С 1930 работает в Белоруссии. В 1941-49 пред. Правления Союза архитекторов БССР. Преподаёт в Белорус, политехнич. ин-те в Минске (с 1947; проф. с 1951). Работы: Респ. парт, школа (1937-38), гостиница "Беларусь" (1938), здание ЦК КПБ (1940-47, соавтор В. Н. Вараксин) - в Минске; гостиница "Днепр" в Могилёве (1938-40, соавтор А. П. Брегман), адм. здание в Молодечно (1956-59, соавтор Я. А. Печкин). Гос. пр. БССР (1968). Награждён 3 орденами и медалью.

ВОИНОВ Иван Авксентьевич [1884, дер. Басово Пошехонского у. Ярославской губ.,-6(19).7.1917, Петроград], участник революц. движения в России. Чл. РСДРП с 1909, большевик. Род. в семье крестьянина. Работал на заводах Петербурга и стрелочником на Николаевской (ныне Окт.) ж. д. С 1910 корреспондент газ. "Звезда", а с 1912 - газ. "Правда". В апр. 1912 был арестован и выслан в Ярославль; сотрудничал в большевистской газ. "Борьба". В дек. 1914 выслан на 3 года