БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

я Куйбышевское водохранилище. На В. в районе г. Балаково возведена плотина Саратовской ГЭС. Нижняя В. принимает сравнительно небольшие притоки - Самару, Большой Иргиз, Еруслан. В 21 км выше Волгограда от В. отделяется лев. рукав - Ахтуба (дл. 537 км), которая течёт параллельно осн.

руслу. Обширное пространство между . и Ахтубой, пересечённое многочисл. протоками и староречьями, наз. Волго-Ахтубинской поймой; ширина разливов в пределах этой поймы достигала прежде 20-30 км. На В. между началом Ахтубы и Волгоградом построена Волгоградская ГЭС им. 22-го съезда КПСС.

Дельта В. начинается в месте отделения от её русла рукава Бузан (в 46 км севернее Астрахани) и является одной из самых крупных в СССР. В дельте насчитывается до 500 рукавов, протоков и мелких речек. Гл. рукава - Бахтемир, Камызяк, Старая Волга, Болда, Бузан, Ахтуба (из них су доходен Бахтемир).

Основное питание В. осуществляется снеговыми (60% годового стока), грунтовыми (30% ) и дождевыми (10% ) водами. Естеств. режим характеризуется весенним половодьем (апр. - июнь), малой водностью в период летней и зимней межени и осенними дождевыми паводками (окт.). Годовые колебания уровня В. до регулирования достигали у г. Калинина 11 м, ниже Камского устья - 15-17 миу Астрахани - 3 м. С постройкой водохранилищ сток В. зарегулирован, колебания уровня резко уменьшились.

Среднегодовой расход воды у Верхневолжского бейшлота 29 м3/сек, у г. Калинина - 182, у г. Ярославля - 1110, у г. Горького - 2970, у г. Куйбышева - 7720, у г. Волгограда-8060 м3/сек. Ниже Волгограда река теряет ок. 2% своего расхода на испарение. Макс, расходы воды в период половодья в прошлом ниже впадения Камы достигали 67 000 М3/сек, а у Волгограда в результате разлива по пойме не превышали 52 000 м3/сек. В связи с регулированием стока макс, расходы половодья резко снизились, а летние и зимние меженные расходы сильно повысились. Водный баланс басс. В. до Волгограда в среднем за многолетний период составляет: осадки 662 мм, или 900 км3 в год, речной сток 187 мм, или 254 км3 в год, испарение 475 мм, или 646 км3в год.

До создания водохранилищ в течение года В. выносила к устью ок. 25 млн. т наносов и 40-50 млн. т растворённых минеральных веществ. Темп-pa воды В. в середине лета (июль) достигает 20- 25°С. Вскрывается В. у Астрахани в сер. марта, в 1-й пол. апреля вскрытие происходит на верхней В. и ниже Камышина, на всём остальном протяжении - в сер. апреля. Замерзает в верх, и ср. течении в кон. ноября, в нижнем - в нач. декабря; свободной от льда остаётся ок. 200 дней, а близ Астрахани ок. 260 дней. С созданием водохранилищ тепловой режим В. изменился: на верх, бьефах продолжительность ледовых явлений увеличилась, а на нижних стала короче.

Историко- и экономико-географический очерк. Географич. положение В. и её крупных притоков обусловило уже к 8 в. её важное значение как торг, пути между Востоком и Западом. Из Ср. Азии вывозились ткани, металлы, из славянских земель - меха, воск, мёд. В 9-10 вв. в торговле значит, роль играли такие центры, как Итиль, Болгар, Новгород, Ростов, Суздаль, Муром. С 11 в. торговля ослабевает, а в 13 в. монголо-тат. нашествие нарушило хоз. связи, кроме басс, верх. В., где актив, роль играли Новгород, Тверь и города Владимиро-Суздальской Руси. С 14 в. значение торг, пути восстанавливается, растёт роль таких центров, как Казань, Ниж. Новгород, Астрахань. Покорение Иваном IV Грозным в сер. 16 в. Казанского и Астраханского ханств привело к объединению всей Волжской речной системы в руках России, что способствовало расцвету волжской торговли в 17 в. Возникают новые крупные города - Самара, Саратов, Царицын; большую роль играют Ярославль, Кострома, Ниж. Новгород. По В. плавают большие караваны судов (до 500). В 18 в. осн. торг, пути перемещаются на 3., а экономич. развитие ниж. В. сдерживается слабой заселённостью и набегами кочевников. басс. В. в 17- 18 вв. явился осн. р-ном действий восставших крестьян и казаков во время крестьянских войн под руководством С. Т. Разина и Е. И. Пугачёва.

В 19 в. происходит значит, развитие Волжского торг, пути после соединения Мариинской речной системой басс. В. и Невы (1808); возникает крупный речной флот (в 1820 - первый пароход), на В. работает огромная армия бурлаков (до 300 тыс. чел.). По В. совершаются крупные перевозки хлеба, соли, рыбы, а позже нефти и хлопка. Крупное экономич. значение приобретает Нижегородская ярмарка.

Во время Гражданской войны 1918- 1920 на В. происходили крупные воен. действия (борьба с белочехами и войсками учредиловских пр-в в 1918, с колчаковцами и деникинцами в 1919) и она приобрела важное военно-стратегич. значение. В годы социалистич. строительства в связи с индустриализацией всей страны значение Волжского пути возросло. С конца 30-х гг. 20 в. В. начинает использоваться также и как источник гидроэнергии. В период Великой Отечеств, войны 1941-45 на В. произошла крупнейшая Сталинградская битва 1942-43. В послевоен. период экономич. роль В. значительно усилилась, особенно после создания ряда крупных водохранилищ и гидроэлектростанций (см. Волжский каскад). После окончания постройки Волжско-Камского каскада ГЭС общая выработка электроэнергии достигнет 40- 45 млрд. квт*ч в год. Площадь зеркала водохранилищ составит ок. 38 тыс. км2, полный объём - 288 км3, а полезный - 90 км3. Заволжье, где находится 4 млн. га земель, пригодных для орошения, обеспечивается водой из Куйбышевского и Волгоградского водохранилищ. Будут произведены работы по обводнению 9 млн. га и орошению 1 млн. га земель Волго-Уральского междуречья. Сооружается (1971) Волго-Уральский канал протяжённостью 425 км и расходом воды ок. 400 м3/сек. Речная система включает более 41 000 км сплавных и ок. 14 тыс. км судоходных путей.

В. соединена с Балтийским м. Волго-Балтийским водным путём им. В. И. Ленина, Вышневолоцкой и Тихвинской системами; с Белым м.- через Северо-Двинскую систему и через Беломорско-Балтийский канал; с Азовским и Чёрным морями - через Волго-Донской канал им. В. И. Ленина. В басе, верхней В. расположены крупные лесные массивы, в Среднем и частично в Нижнем Поволжье большие площади заняты посевами зерновых и технических культур. Развиты бахчеводство и садоводство. В Волго-Уральском районе - богатые месторождения нефти и газа (см. Волга-Уральская нефтегазоносная область). Близ Соликамска-крупные залежи калийных солей. В Нижнем Поволжье (оз. Баскунчак, Эльтон) - поваренная соль. В В. обитает ок. 70 видов рыб, из них 40 промысловых (важнейшие: вобла, сельдь, лещ, судак, сазан, сом, щука, осётр, стерлядь). О хоз. значении В. см. также в ст. Волжского бассейна речные порты.

Лит.: Соколов А. А., Гидрография СССР (воды суши). Л., 1964; Г и н к о С. С., Покорение рек, Л., 1965: Стражевский А., Шмелев А., Ленинград-Астрахань - Ростов-на-Дону. (Путеводитель), М., 1968; Российская Федерация. Европейский Юго-Восток, М., 1968 (Серия "Советский Союз"); Чернецов Г. Г., Чернецов Н. Г., Путешествие по Волге, М., 1970.

П. С. Кузин.

ВОЛГА, посёлок гор. типа в Некоузском р-не Ярославской обл. РСФСР, на левобережье Волги. Ж.-д. станция в 25 км к Ю.-З. от Рыбинска. 5,6 тыс. жит. (1968). Шерстопрядильная ф-ка. Текст, техникум.

"ВОЛГА", название легкового автомобиля с двигателем среднего литража, выпускаемого Горьковским автомобильным з-дом. Произ-во (модель ГАЗ-21) начато в 1956. В последующем завод систематически модернизировал эту модель, а с 1969 приступил к выпуску новой модели ГАЗ-24 (рис.). Вместимость автомобиля "Волга" ГАЗ-24 - 5 человек. Кузов закрытый цельнометаллич. несущей конструкции, типа седан. Двигатель 4-тактный 4-цилиндровый мощностью 72 квт (98 л. с.). Ведущие колёса - задние. Макс, скорость 145 км/ч, расход топлива - 11-13 л/100 км.

"Волга" ГАЗ-24.

По сравнению с моделью ГАЗ-21 конструктивные решения в новом автомобиле позволили исключить отд. операции обслуживания и снизить трудоёмкость смазочных и регулировочных работ, а также повысить долговечность деталей. Уменьшено количество подвижных соединений, требующих регулировки и смазки. Значительно улучшена внутренняя отделка автомобиля, повышена его комфортабельность. Для улучшения воздухообмена применена вытяжная вентиляция. Подвеска, обеспечивающая высокую плавность хода, дополняет комфортабельность автомобиля.

В конструкцию автомобиля заложены элементы активной и пассивной безопасности. К элементам активной безопасности относятся облегчённое управление, повышенная манёвренность и устойчивость, а также тормоза высокой эффективности с гидровакуумным усилителем и раздельным приводом на передние и задние колёса; к элементам пассивной безопасности - повышенная жёсткость пассажирской части кузова, полужёсткие подлокотники, мягкая прокладка на крыше кузова, безопасные петли и замки дверей, "утопленные" внутренние ручки замков дверей, рулевое колесо с "утопленной" ступицей и др.

И. П. Плеханов, И. И. Киселёв.

ВОЛГИН Вячеслав Петрович [2(14).6. 1879, дер. Борщевка, ныне Хомутовский р-н Курской обл.,- 3.7.1962, Москва], советский историк и обществ, деятель, акад. АН СССР (1930). Чл. КПСС с 1920. С кон. 90-х гг. принимал участие в студенческом революц. движении. В 1897 -1908 (с перерывами, вызванными неоднократными арестами и ссылками) учился в Моск. ун-те (сначала на физ.-математич., затем на ист.-филологич. ф-тах). В 1906 опубликована первая науч. работа В. (по герм, рабочему движению). В 1908 написал исследование "Революционный коммунист XVIII в. (Жан Мелье и его „Завещание")" (1919). В годы 1-й мировой войны 1914-18 активно сотрудничал в издававшейся М. Горьким "Летописи". В 1918 участвовал в организации Социалистич. (впоследствии Коммунистич.) академии в Москве. В 1919-30 проф. МГУ, в 1921- 1925 ректор МГУ. В 1919-29 чл. Гос. учёного совета, в 1921-22 зам. пред. Гл. комитета проф.-технич. образования Наркомпроса РСФСР. Один из организаторов Ин-та истории Росс, ассоциации н.-и. ин-тов обществ, наук (РАНИОН), Ин-та истории Комакадемии, Об-ва историков-марксистов. В 1930-35 непременный секретарь, в 1942-53 вице-президент АН СССР. В.- создатель новой отрасли ист. науки - истории социалистич. и коммунистич. идей домарксова периода. Он впервые дал глубокий марксистский анализ идейного наследия крупнейших представителей обществ, мысли прошлого (Ж. Мелье, Морелли, Г. Мабли, Г. Бабёф, А. Сен-Симон, Б. П. Анфантен и др.). Большое значение для науч. истории социалистич. мысли имели введённое В. понятие эгалитаризма и применение его в конкретно-ист, анализе (Ж. Ж. Руссо, якобинцы и др.) и научно обоснованная классификация теорий - чёткое деление их на социалистич. и коммунистические. Многолетние исследования В. истории развития обществ, мысли во Франции 18 в. позволили ему дать оригинальную, новую по трактовке картину развития идейной борьбы во Франции перед Вел. франц. революцией. В. был редактором ряда науч. периодич. изданий и коллективных ист. трудов, инициатором и редактором многотомной серии "Предшественники научного социализма" (с 1947; издание продолжается), пред. Группы по изучению истории франции при Ин-те истории АН СССР. Деп. Верх. Совета РСФСР 2-го и 3-гр созывов. Ленинская пр. (1961). Награждён 3 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалью.

В. П. Волгин.

Соч.: Сен-Симон и сен-симонизм, 2 изд., М., 1925; Очерки по истории социализма, 4 изд., М.- Л., 1935; История социалистических идей, ч. 1 - 2, М.- Л., 1928-31; Социальные и политические идеи во Франции перед революцией (1748 - 1789), М.- Л., 1940; Пеккёр, в сб.: Исторические записки, т. 25, М., 1948; Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке, М., 1958; Французский утопический коммунизм, М., 1960.

Лиm.: Из истории социально-политических идей. Сб. статей. К 75-летию акад. В. П. Волгина, М., 1955; Манфред А. 3., К восьмидесятилетию В. П. Волгина, "Новая и новейшая история", 1959, № 4. А. 3. Манфред.

ВОЛГО, озеро в Калининской обл. РСФСР, последнее из группы озёр, через к-рое проходит верх, течение Волги. См. Верхневолжские озёра.

ВОЛГО-БАЛТЙЙСКИЙ ВОДНЫЙ ПУТЬ им. В. И. Ленина (б. Мариинская водная система), искусственный водный путь, соединяющий Волгу с Балтийским м., а через Беломорско-Баптийский канал и с Белым м. Выход России к Балтийскому м. в нач. 18 в., возрастание роли Петербурга требовали удобных водных сообщений с внутр. р-нами страны. Было создано 3 водных пути-Вышневолоцкая водная система (движение открыто в 1709), Тихвинская (1811) и Мариинская (1810). Мариинская водная система начиналась у Рыбинска, трасса шла по Шексне, Белому оз., Ковже, искусств. Мариинскому (позднее Новомариинскому) каналу, проложенному через водораздел между басс. Волги и Онежского оз., затем по Вытегре, Онежскому оз., Свири, Ладожскому оз. и Неве (всего ок. 1100 км). Собственно Мариинской системой являлась часть пути от Волги до Онежского оз. Отходящий от Шексны Севере-Двинский канал (открыт в 1829) дал выход

через Сухону и Сев. Двину к Белому м. Трудности плавания небольших плоскодонных судов по озёрам заставили впоследствии проложить обходные каналы - Белозерский, Онежский и Новоладожский. Для своего времени Мариинская система была выдающимся гидротехнич. сооружением и имела большое экономич. значение, но к нач. 20 в. она уже не удовлетворяла транспортные потребности страны, несмотря на проведённую в кон. 19 в. реконструкцию.

Создание нового водного пути между Онежским оз. и Волгой началось после Великой Отечеств, войны 1941-45, развернулось в 1960; 5 июня 1964 В.-Б. в. п. был открыт. Этот путь - звено единой глубоководной транспортной системы Европ. части СССР, обеспечившее соединение водных путей, выходящих к Балтийскому, Белому, Каспийскому, Чёрному и Азовскому морям.

Общая протяжённость пути между Онежским оз. и г. Череповцом - 368 км. Путь проходит местами по трассе прежней Мариинской системы, местами же несколько отклоняясь от неё. На В.-Б. в. п. 5 мощных гидроузлов с 7 однокамерными однониточными шлюзами. На сев. склоне 4 гидроузла - Вытегорский, Белоусовский, Новинковский и Пахомовский - расположены на подъёме от Онежского оз. до водораздела (80 м). Пятый гидроузел (Череповецкий) - на юж. склоне на Шексне, в 50 км выше Череповца.

На сев. склоне трасса пути совпадает с руслом р. Вытегра и проходит по водохранилищам, образованным гидроузлами. Водораздельный бьеф тянется от Пахомовского гидроузла на Вытегре до Череповецкого гидроузла на Шексне. Судоходная трасса здесь проходит по водораздельному каналу дл. 40 км (от Пахомовского гидроузла до пос. Анненский Мост), далее по р. Ковже, Белому оз. и Шексне. Трасса юж. склона проходит по Шексне, находящейся в подпоре Рыбинского водохранилища.

В.-Б. в. п. доступен для судов грузоподъёмностью ок. 5000 то, грузы перевозятся без перевалки. Суда идут прямо по озёрам (вместо движения по обходным каналам). Преобладают перевозки в самоходных грузовых судах; ведётся сквозная буксировка плотов. Резко возросла скорость перевозок (Череповец - Ленинград 2,5 - 3 сут против 10-15 до реконструкции). Значительно вырос грузооборот В.-Б. в. п. по сравнению со старой Мариинской системой; увеличился удельный вес смешанных железнодорожно-водных перевозок. Важнейшие грузы: с Кольского полуострова (через Кандалакшу) железорудный к