БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

онцентрат на Череповецкий металлургич. комбинат; хибинский апатит, апатитовый концентрат, карельские гранит и диабаз в разные р-ны страны; лес и пиломатериалы из Архангельской и Вологодской обл. на Юг, в Прибалтику, Ленинград и на экспорт; чёрный металл из Череповца, донецкий и кузнецкий уголь, уральский серный колчедан, соликамские калийные соли - для Северо-Запада, Прибалтики и на экспорт; баскунчакская соль (особенно для Мурманска); зерно. В танкерах с Волги идут нефтегрузы для Северо-Запада, Прибалтики и на экспорт. Через Ленинград на В.-Б. в. п. поступают импортные грузы для разных р-нов страны. В пасс, движении значительно число туристских теплоходов (маршруты из Ленинграда в Москву, Астрахань, Ростов-на-Дону, Пермь и др.).

Лит.: Гинзбург Н. С., Реконструкция Волго-Балтийского водного пути, "Изв. Всесоюзного географического общества", 1962, в. 3; Малков В. М., По Волго-Балту, Вологда, 1966. М. Б. Вольф.

ВОЛГО-ВЯТСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН СССР, один из крупных экономич. р-нов СССР. Включает Горьковскую и Кировскую обл., Марийскую, Мордовскую и Чувашскую АССР. Пл. 263,3 тыс. км2. Нас. (1970) 8348 тыс. чел. В.-В. э. р. один из многонациональных в РСФСР. 3/4 его населения составляют русские, живут также чуваши (в Чуваш. АССР), марийцы (в Map. АССР и пограничных р-нах Кировской и Горьковской обл.), мордва (в Морд. АССР и Горьковской обл.), татары. Ср. плотность нас. 31,7 чел. на 1 км2. Наиболее плотно заселены правобережные низовья Оки и Чуваш. АССР. Городское нас. 53%. Район обладает значит, трудовыми ресурсами, часть к-рых он отдаёт др. р-нам страны.

Расположен в вост. половине Восточно-Европейской равнины, на стыке лесной и лесостепной зон. Имеются небольшие возвышенности: на С.- отроги Сев. Увалов, на С.-В. - Верхнекамская и на Ю.-В. - Приволжская (высшая точка 338 м). Почти весь район принадлежит басс. Волги. Волга делит терр. на две неравные части: большую левобережную - Заволжье и меньшую - Правобережье. Осн. природные богатства - лес (1,8% общесоюзных запасов) и фосфориты (Вятско-Камское месторождение - 18,8% общесоюзных запасов по категориям А + В + Ci и 28% общесоюзных балансовых запасов). Топливно-энергетич. ресурсы представлены торфом (1,0% общесоюзных разведанных запасов) и гидроэнергией (0,4% общесоюзных потенциальных ресурсов). Имеются крупные залежи гипса (9,2% общесоюзных запасов).

Волго-Балтийский водный путь. Новинковский гидроузел.

Геогр. положение района благоприятствует развитию его связей с осн. сырьевыми и топливными базами страны и районами потребления. В.-В. э. р., занимая 1,2% терр., сосредоточивает 3,5% населения и 4,4% пром.-производств, персонала СССР. Это часть старопром. Центра страны, одна из осн. баз обрабат. пром-сти, в особенности машиностроения и металлообработки (их удельный вес в пром-сти 37%). В р-не сложился крупнейший в стране комплекс автомоб. пром-сти, на долю к-рого приходится 45% общесоюзного выпуска грузовых автомобилей, 1/5 легковых, ок. 1/4 автобусов, св. 85% автонормалей. Головное предприятие автостроения - Горьковский автозавод. Кроме того, район выделяется в нар. х-ве страны др. видами машиностроения (произ-во судов, моторов, дизелей, газомотокомпрессоров, металлорежущих станков, электротехнич. оборудования и приборов, кабеля, электроламп и светотехнич. средств, радиоприборов и аппаратуры и др.), хим. пром-стью (автомоб. шины, фосфоритная мука, осн. химия, синтетич. материалы), а также вывозкой древесины, произ-вом бумаги, картона, пиломатериалов. В 1969 вывозка древесины составила 30,2 млн. плотных м3, произ-во пиломатериалов 8,5 млн. м3, бумаги 519,9 тыс. т, картона 147,3 тыс. т. На долю района приходится св. 8% общесоюзной добычи топливного торфа. Произ-во электроэнергии составило 14456 млн. квт-ч (1969). На металлоломе и привозной мартеновской шихте работают металлургич. заводы (Горький, Выкса, Кулебаки, Омутнинск). В.-В. э. р.- район старинных промыслов, возникших на базе переработки металла и древесины. Особенно развиты художеств, и декоративные промыслы (хохломская роспись, дымковская игрушка, павловские металлоизделия и др.).

Крупнейший пром. узел р-на - Горьковский: г. Горький с городами-спутниками Дзержинск, Бор. Кстово, Балахна, Городец, Заволжье, Богородск и др.; здесь расположены Горьковскнй автозавод, з-ды "Красное Сормово", фрезерных станков, Горьковский телевизионный им. В. И. Ленина, "Красная Этна", Новогорьковский нефтеперерабат., Чернореченский химкомбинат, Балахнинский целлюлозно-бум. комбинат, Заволжский моторный з-д, Горьковская ГЭС, Балахнинская ГРЭС и др. Другой крупный пром. узел - Кировский: г. Киров с городами-спутниками Нововятск, Кирово-Чепецк, Слободской (металлообрабат., хим., кож.-обув., деревообрабат. пром-сть). В послевоенные годы сформировались новые крупные пром. узлы: Чебоксарский (электротехника, текстиль), Саранско-Рузаевский (произ-во светотехнич. изделий, экскаваторов, самосвалов, резинотехнических изделий), Йошкар-Олинский (радиодеталей, приборов и др.). В Саранске вошли в строй крупный резиновый комбинат, литейный з-д, в Новочебоксарске мощный химкомбинат. На Волге строится Чебоксарская ГЭС. Развивается пром-сть в небольших и ср. городах, расположенных вне крупных пром. узлов,- Арзамасе, Павлове, Выксе, Кулебаках, Омутнинске, Вятских Полянах, Котельниче, Волжске, Алатыре, Канаше, Шумерле. Валовая продукция пром-сти р-на за 1960-69 выросла более чем в 2 раза.

С. х-во специализируется на произ-ве прод. и фуражного зерна, картофеля, технич. культур - льна-долгунца (в Заволжье), конопли (на Правобережье), хмеля (в Чувашии), молочно-мясном животноводстве; развивается пригородное х-во вблизи крупных пром. центров. С.-х. угодья составляют 10,8 млн. га (41% терр. района), в т. ч. пашня 7,8 млн. га, сенокосы и пастбища 2,8 млн. га. Площадь земель с осушит, сетью 118,3 тыс. га (1969). Посевные площади занимают (1969) 6,5 млн. га, из них 59% под зерновыми, 30,3%-кормовыми культурами. Сеют рожь (один из самых высоких удельных весов в посевах по сравнению с др. р-нами РСФСР), пшеницу, гречиху, зернобобовые, из технических-лён, коноплю, сах. свёклу, хмель, махорку. По берегам Волги и Оки развито товарное садоводство. На нач. 1970вр-не было 2,9 млн. голов кр. рог. скота (в т. ч. 1,4 млн. коров), 1,5 млн. свиней и 2,4 млн. овец и коз. Удельный вес района в РСФСР составляет (1969, в %): по произ-ву зерна - 3,2, картофеля - 12, овощей - 5,8, молока - 7,1, мяса - 6,0.

Ж.-д. и речной транспорт благодаря положению района на важнейших транзитных путях страны является одной из отраслей общесоюзной специализации. Трансп. сеть района радиальная с центром в г. Горьком. Судоходство по Волге, Оке, Вятке, Ветлуге. Развивается трубопроводный транспорт (нефте- и газопроводы из Поволжья).

В В.-В. э. р. ввозится большое кол-во топлива и пром. сырья, в особенности угля (из Кузбасса, Донбасса, а также месторождений Урала), нефти и газа (из Волго-Уральской нефтегазоносной области), чёрных металлов (с Урала и Юга). Вывозятся машины и металлоизделия, пром. товары широкого потребления, хим. продукты, картофель, хмель. В Центр, Поволжье, на Украину и Северный Кавказ отправляются лесоматериалы.

Лит.: Матвеев Г. П., Приваловская Г. А., X о р е в Б. С., Волго-Вятский район. Экономико-географическая характеристика, М., 1961; Волго-Вятский район. Экономико-географический обзор, [Горький], 1964; Хо р е в Б. С., Волго-Вятский район. Экономико-географический очерк, М., 1964; X о р е в Б. С., Узловые вопросы развития и размещения производительных сил Волго-Вятского экономического района, в сб.: Развитие и размещение производительных сил экономических районов СССР, М., 1967; Средняя полоса Европейской части СССР, М., 1967. Б. С. Хорее.

ВОЛГОГРАД (до 1925 - Царицын, до 1961 - Сталингра д), город, центр Волгоградской обл. РСФСР. Расположен на изгибе ниж. течения Волги, тянется более чем на 70 км по её прав, берегу. В городе начинается Волго-Донской судоходный канал им. В. И. Ленина. Крупный речной порт (см. Волжского бассейна речные порты), важный ж.-д. узел [линии на Москву, Казань, Тихорецкую (Кавказ), Лихую (Донбасс), Астрахань]. Нас. 818 тыс. чел. в 1970 (55 тыс. в 1897, 148 тыс. в 1926, 445 тыс. в 1939, 591 тыс. в 1959). В адм. отношении город делится на 7 районов.

Город основан в 16 в. на острове, против впадения р. Царицы в Волгу, для обороны волжского пути на стыке ("переволоке") Волги и Дона. В начале 17 в. Царицын сгорел; вновь построен в 1615 на правом берегу Волги. В нар. восстаниях 17-18 вв. Царицын являлся крупным центром борьбы народа против феод, эксплуатации: в мае 1670 город был захвачен отрядами С. Т. Разина, в авг. 1774 войска Е. И. Пугачёва разбили под Царицыном крупный отряд царских войск. С 1782 уездный город Саратовской губ. С развитием капитализма в России быстро развивалась лесообрабат. пром-сть (к 1915 было 45 лесопильных з-дов с 20 тыс. рабочих); были построены крупнейшая на Волге нефтебаза товарищества Нобель, котельные мастерские француза Барро, Урало-Волжский металлургич. з-д (1898) и др. Во 2-й пол. 19 в. через Царицын прошёл ряд ж. д. и он превратился в крупный ж.-д. узел, связанный с центром России, Донбассом, Кавказом. В 1905 в городе оформилась с.-д. орг-ция. Рабочие активно участвовали в Революции 1905-07 и Великой Окт. социалистич. революции. Сов. власть установлена 4(17) нояб. 1917. Героическая Царицынская оборона 1918- 1919 разрушила планы по соединению юж. интервенции с вост. фронтом. Город награждён боевым революц. знаменем ВЦИК (14 мая 1919) и орденом Красного Знамени (14 апр. 1924). За годы Сов. власти В. превратился в один из крупнейших индустриальных и культурных центров страны. Были реконструированы старые и построено 50 новых з-дов (в т. ч. первый в СССР тракторный з-д). С июля 1942 по февр. 1943 на подступах и в самом городе происходила героическая битва Сов. Армии с нем.-фаш. захватчиками (см. Сталинградская битва 1942-43). В честь доблестной защиты города 22 дек. 1942 учреждена медаль "За оборону Сталинграда". Сталинград стал городом-героем. 8 мая 1965 Указом Президиума Верх. Совета СССР за мужество и героизм, проявленные трудящимися В. в борьбе с нем.-фаш. захватчиками, город награждён орденом Ленина и медалью Золотая Звезда. Ю. А. Бондарева.

В.- один из крупнейших пром. центров Поволжья. Главные отрасли: машиностроение и металлообработка, металлургич., хим., стройматериалов, пищевая, деревообрабатывающая. Важнейшие пром. предприятия: з-ды тракторный, металлургич. "Красный Октябрь", алюминиевый, судостроит., нефтеперерабат., нефт. машиностроения им. Г. К. Петрова, газовой аппаратуры, тракторных деталей и нормалей, мед. оборудования, моторный, сталепроволочноканатный, трубный; предприятия стройматериалов - з-ды железобетонных изделий, кирпичные, гипсовый, керамический; деревообрабатывающие - з-ды мебельно-деревообрабат. им. Я. 3. Ермана, деревообделочный им. В. В. Куйбышева, мачтопропиточный, шпалопропиточный, домостроит., гидролизный; пищевые - мясокомбинат, з-ды консервный, маргариновый, молочный, кондитерская ф-ка; лёгкой пром-сти- обувные ф-ки, кожев. з-д и др. В. мощный энергетич. узел, состоящий из Волжской ГЭС им. 22-го съезда КПСС, ВолгоГРЭС (работает на газе, поступающем по газопроводу из сев. и зап. части области), ТЭЦ-2 (работает на отходах нефтеперерабат. з-да). В 1969 выпуск пром. продукции увеличился в 9,5 раза по сравнению с 1940. На долю В. в 1969 приходилось 57% выпуска пром. продукции Волгоградской обл. И. И. Панин.

Волгоград. Готовая продукция Волгоградского тракторного завода.

В 1942-43 В. был почти полностью разрушен, в послевоенные годы восстановлен по генеральному плану (1945, арх. К. С. Алабян, Н. X. Поляков и др.), сохранявшему сложившуюся линейную систему планировки, но предусматривавшему устранение прежних недостатков (освобождение прибрежной части от пром. сооружений, складов и т. п., отрезавших жилые р-ны от реки). Центр совр. города образован системой площадей и бульваров, размещённых на одной оси перпендикулярно Волге,- Вокзальная шт., пл. Демонстраций, пл. Павших борцов, аллея Героев, завершённая пропилеями и парадной гранитной лестницей, спускающейся на набережную (1952-53). Остальная терр. разделена на районы, связанные продольными транспортными магистралями. С 1958 ведётся комплексная застройка города микрорайонами. Среди крупных обществ, сооружений - Центр, стадион (1962), Дом Сов. Армии (1967). В ознаменование победы сов. народа в битве на Волге в В. в 1963-67 создан памятник-ансамбль на Мамаевом кургане (авторы Е. В. Вучетич, Я. Б. Белопольский, В. А. Дёмин, В. Е. Матросов, А.С.Новиков, А. А. Тюренков; Ленинская пр., 1970).

В 1969 в 363 дошкольных учреждениях воспитывалось св. 49 тыс. детей. В 1968/69 уч. г. работало 146 школ (125456 уч-ся; до 1917 было 26 школ с 3955 уч-ся), 17 проф.-технич. школ и училищ (8972 уч-ся), 18 ср. спец. уч. заведений (23 309 уч-ся), 6 вузов (33 821 студент) - политехнич., инженеров гор. х-ва, с. х-ва, пед., мед., ин-т физкультуры. В В. (на 1 янв. 1970) имелось 105 массовых библиотек (ок. 4 млн. экз. книг и журналов), 58 клубных учреждений, 3 музея (Гос. музей обороны, обл. краеведческий и изобразит, иск-в), 4 театра (драматич. им. М. Горького, муз. комедии, кукольный, юного зрителя), филармония, 76 стационарных киноустановок, 3 дворца пионеров, 2 дома пионеров, 3 станции юных техников, 7 спортшкол, детская ж. д. и др.

Выходят обл. газеты "Волгоградская правда" (с 1917), комсомольская газета "Молодой ленинец" (с 1928). В В. находятся областное радио и телевидение, телецентр.

В 1940 в В. было 3286 больничных коек (73,8 койки на 10 тыс. жит.), работали 850 врачей (1 врач на 555 жит.). После Сталинградской битвы (1942-43) в городе осталось 2 больницы на 215 коек. На 1 янв. 1970 в В. работали 4,2 тыс. врачей (1 врач на 200 жит.) и 9,8 тыс. чел. среднего мед. персонала. Общее число больничных коек составляло 9,9 тыс. (120 коек на 10 тыс. жит.); имелось 11 диспансеров, 10 сан.-эпидемиоло-гич. станций, 4 детских (из них 2 противотуберкулёзных) санатория и 1 противотуберкулёзный санаторий для взрослых, 6 санаториев-профилакториев на 705 мест при пром. предприятиях. В В. функционируют Физиотерапевтич. ин-т им. Н. А. Семашко (осн. в 1927), Сан.-бактериологич. ин-т (осн. в 1930).

Волгоградская область. Город Волжский. Проспект имени В.И.Ленина.

В. П. Бородин.

Лит.: Савченко И. П., Липявк и н А. Ф., Калпниченко П. П., Царицын - Сталинград - Волгоград, Волгоград, 1967; Самсонов А. М., Сталинградская битва, 2 изд., М., 1968; Водолагин М. А., Очерки истории Волгограда, М., 1968; Мамаев курган. Памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы. [Альбом], Л., 1967; Путеводитель по Волгограду, Волгоград, 1966; Пожарский А. Е., Сталинград, М., 1948; Сталинград, в кн.: Строительство и реконструкция городов. 1945 - 1957, т. 2, М, 1958.

ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ (до 1961 - Сталинградская область), в составе РСФСР. Образована 5 дек. 1936. Пл. 114,1 тыс. км2. Нас. 2324 тыс. чел. (1970). Делится на 32 р-на, имеет 18 городов и 24 посёлка гор. типа. Центр - Волгоград. (Карту см. на вклейке к стр. 320.)

Природа. В. о. расположена на Ю.-В. Вост.-Европейской равнины. Делится р. Волгой на 2 части: западную - правобережную и восточную - Заволжье. Правобережье более возвышенн