| я ГЭС им. В. И. Ленина, расположенная выше г. Куйбышева, мощностью 2,3 Гвт. Мощность Саратовской ГЭС (у г. Балакова) 1,29 Гвт. В нижнем течении Волги, сев. г. Волгограда - Волжская ГЭС им. 22-го съезда КПСС мощностью 2,54 Гвт. В результате создания В. к. образована система водохранилищ, позволяющая перераспределять сток Волги по временам года в соответствии с требованиями пар. х-ва. Волжские ГЭС обеспечивают электроснабжение центр, районов страны дешёвой гидроэлектроэнергией. Они являются опорными узлами Единой энергосистемы Европ. части СССР. Коренное улучшение судоходных условий позволило значительно увеличить грузооборот водного транспорта по Волге и снизить себестоимость перевозок. Ёмкие водохранилища и мощные ГЭС создали надёжную базу для орошения и обводнения массивов плодородных земель и почти ликвидировали затопления поймы в низовьях Волги. В. Ю. Стеклов.
ВОЛЖСКИЙ ЯРУС (назв. по р. Волге), верхний ярус Юрской системы [см. Юрская система (период)]. Выделен С. Н. Никитиным в 1881. В типовых разрезах Поволжья сложен серыми глинами и мергелями, горючими сланцами, глауконитовыми песчаниками и песчаниками с фосфоритами. Охарактеризован комплексом аммонитов (Craspedites, Zaraiskites, Virgatites). Подразделяется на два подъяруса и 7 зон. В геосинклинальной области Тетиса соответствующие отложения нередко выделяют под назв. т ито некого яруса.
ВОЛЖСКОГО БАССЕЙНА РЕЧНЫЕ ПОРТЫ, основные воднотранспортные центры, организующие перевозки грузов и пассажиров по р. Волге и её притокам, связывающие пром. р-ны Поволжья, Центра, Прикамья и Урала с приречными пунктами бассейна. С созданием единой глубоководной транспортной системы и завершением строительства Беломорско-Балтийского и Волго-Донского судоходного канала им. В. И. Ленина, Волго-Балтийского водного пути им. В. И. Ленина В. б. р. п. связаны со всеми морями Европ. части страны: Белым, Балтийским, Азовским, Чёрным и Каспийским.
В. б. р. п. возникали и развивались с ростом экономики и населённых пунктов Поволжья, Прикамья, Центра, а также флота Волжского бассейна. В дореволюционный период подавляющее большинство грузовых работ выполнялось вручную. Все средства механизации погрузочно-разгрузочных работ состояли из бремсберга в г. Камышине и зернового элеватора в г. Самаре (ныне Куйбышев).
Строительство причалов и др. портовых сооружений, оснащение портов средствами механизации ведётся с 1931. Грандиозное строительство гидроузлов Волжского и Камского каскадов вызвало сооружение новых и реконструкцию действующих портов.
В бассейне расположено св. 900 портов, пристаней и остановочных пунктов Мин-ва речного флота (МРФ) и ок. 550 причалов пром. предприятий. В 1968 в портах и пристанях Волжского бассейна выполнено ок. 50% общего объёма погрузки-выгрузки на причалах системы МРФ; 99,7% работ выполнено механизмами. На погрузочно-разгрузочных работах в портах-пристанях МРФ в 1969 использовалось 294 портальных крана, 221 плавучий кран, св. 1200 др. погрузочных машин, что составляло ок. 40% парка перегрузочных машин портов МРФ.
Осн. порты (от верховья Волги к устью): Калинин, Череповец, Рыбинск, Ярославль, Кинешма, Горький, Чебоксары, Казань, Ульяновск, Тольятти, Куйбышев, Саратов, Волгоград, Астрахань. В пределах бассейна важное значение принадлежит портам Москвы. От верховья Камы порты и пристани: Березники, Левшино, Пермь, Чайковский, Камбарка, Набережные Челны, Чистополь.
Все порты бассейна, кроме Астраханского и московского Северного, связаны ж.-д. ветками с сетью жел. дорог.
В портах-пристанях Камского пароходства выполнялось 17% объёма погрузочно-разгрузочных работ Волжского бассейна. Другие порты и пристани бассейна: Рязань (р. Ока), Уфа (р. Белая), Киров (р. Вятка). Продолжительность эксплуатац. периода в портах бассейна от 180 сут (Пермь) до 240 сут (Астрахань).
Вверх по Волге поставляют нефть, нефтепродукты, соль, гравий, уголь, хлеб, цемент, металл, овощи, рыбу и др. Вниз- лес (на судах и в плотах), пиломатериалы, минерально-строит. грузы, пром. материалы. Вниз по Каме-уголь, лес, пиломатериалы, серный колчедан, металлы, химич. грузы, минерально-строит. материалы, нефть, нефтепродукты. Вверх - соль, овощи, пром. и прод. товары.
Погрузка и выгрузка нефти и нефтепродуктов производится на причалах пром. предприятий (нефтебаз, нефтеперераб. заводов), а хлебных грузов - на причалах элеваторов и хлебоприёмных пунктов. С вводом в эксплуатацию судоходного канала им. Москвы в Москве были созданы три порта (Северный, Западный и Южный), к-рые принимают лес, уголь, соль, хлеб, бумагу, руду и отправляют изделия пром-сти и строит, индустрии, химич. грузы, кварцевые пески и др. Московские порты, расположенные в черте города, осуществляют св. 20% погрузки-выгрузки В. б. р. п. В Москве два пассажирских вокзала - Сев. (в Химках) и Южный.
Калининский речной порт (учреждён в 1961, ранее - пристань). Грузовые причалы расположены на правом берегу р. Волги, пассажирский р-н с вокзалом расположен на стрелке pp. Волги и Тверцы. Границы деятельности порта распространяются вверх по Волге на 182 км и вниз на 87 км.
Череповецкий речной порт (1960) расположен в черте г. Череповца на стрелке pp. Якорба и Шексна. Приобрёл большое значение с вводом Волго-Балтийского пути им. В. И. Ленина. Перегружает уголь, металл, кокс, лес, руду, соль, минерально-строит. материалы. Порт металлургич. з-да принимает железорудный концентрат с Кольского п-ова, отправляет шихту в порты Доно-Кубанского бассейна и на экспорт.
Рыбинский речной порт (1942) расположен на правом берегу р. Волги в черте г. Рыбинска на 0,5 км ниже устья р. Черёмуха. Деятельность порта распространяется вверх по Волге на 26 км и вниз на 51 км; по Рыбинскому водохранилищу на 161 км по вост. берегу и на 127 км по зап. берегу, а также по рекам Молога, Сить и Ссгожа. Перевалка с воды на ж. д. каменного угля, соли, руды и с ж. д. на воду тарно-штучных грузов.
Ярославский речной порт (1948) расположен в черте г. Ярославля. Деятельность порта распространяется вверх по Волге на 53 км и вниз на 54 км. Приём донецкого угля, минерально-строит. и тарно-штучных грузов. Отправление леса, оборудования, автопокрышек и др.
Горьковский речной порт (1932), один из крупнейших в бассейне водно-транспортных узлов при впадении Оки в Волгу. Находится в черте г. Горького. Деятельность порта распространяется вверх по р. Волге на 95 км, вниз на 170 км и по р. Оке вверх от устья на 45 км. Принимает донецкий уголь (для ТЭЦ г. Дзержинска), цемент, соль, минерально-строит. материалы, пром.-прод. товары. Отправляет лес, рудничную стойку, автомобили, оборудование и др. тарно-штучные грузы. Порт состоит из Центрального, Окского и Волжского грузовых р-нов, крупного пассажирского вокзала.
Казанский речной порт (1948), крупнейший в Волжском бассейне. Осуществляет перегрузку грузов, следующих как в прямом водном, так и в смешанном железнодорожно-водном сообщении. Порт расположен на лев. берегу р. Волги в черте г. Казани. Деятельность порта распространяется вверх по Волге на 57 км, вниз на 123 кми по р. Каме вверх на 340 км. Порт принимает кузнецкий уголь (для ТЭЦ города), минерально-строит. материалы, пром. и прод. товары. Отправляет сибирский лес, продукцию предприятий г. Казани. В работе порта значительный удельный вес занимает добыча гравийно-песчаной смеси и гравия из русловых карьеров р. Камы, к-рая осуществляется плавучими кранами и землесосами. Порт имеет Центральный, Волжский и Камский грузовые р-ны, пассажирское агентство, ряд приписных пристаней, из к-рых наиболее крупные Чистополь, Набережные Челны. Акватория Центр, грузового и пассажирского р-нов защищена волноломом.
Ульяновский речной порт (1947) расположен на прав, берегу Куйбышевского водохранилища в черте г. Ульяновска. Деятельность порта распространяется вверх по Волге на 100 км и вниз на 91 км. Принимает минерально-строит, грузы, пром.-прод. товары для городов Ульяновска и Саранска. Отправляет кузнецкий уголь (на Ленинград), автомобили, прод. товары. Порт имеет грузовые р-ны, пассажирский (реконструированный в 1969) р-н и приписные пристани, наиболее крупные из к-рых - Сенгилей и Мелекесс. Акватория порта защищена волноломом.
Речной порт Тольятти ( 1957,, строительство порта завершено одновременно с Волжской гидроэлектростанцией), расположен в верхнем бьефе Волжской ГЭС им. В. И. Ленина, на лев. берегу водохранилища. Деятельность порта распространяется вверх по р. Волге на 59 км и вниз на 15 км. Осн. грузы, перерабатываемые в порту: уголь, руда, минерально-строит. материалы, лес, пром.-прод. товары, а также автомобили, запчасти к ним и комплектующие детали.
Куйбышевский речной порт (1948) расположен на лев. берегу р. Волги при впадении в неё р. Самары, в черте г. Куйбышева. Деятельность порта распространяется вверх по р. Волге на 50 км и вниз на 55 км. Перегрузка леса, угля, минерально-строит. и тарно-штучных грузов. Порт имеет механизированные районы: Верхний Мол и Городской р-н. Из приписанных к порту пристаней наиболее крупная - Сызрань.
Саратовский речной порт (1948) расположен на прав, берегу р. Волги, в черте г. Саратова. Деятельность порта распространяется вверх по течению р. Волги на 277 км и вниз на 160 км. Осн. грузы, перегружаемые в порту: уголь, руда, соль, минерально-строит., прод. и пром. товары, лес.
В состав порта входят, помимо грузовых р-нов, пассажирское агентство, а также приписные пристани, из к-рых наиболее крупные: Вольск, Хвалынск, Ахмат, Маркс, Ровное.
В связи со строительством Саратовской ГЭС и развитием пром-сти в этом районе ведётся стр-во Балаковского порта, куда поступят соль, уголь, серный колчедан, лес, химич. грузы и откуда будут отправляться хлеб, металл и др. грузы.
Волгоградский речной порт (1938), крупнейший воднотранспортный узел, связывающий Донбасс с Уралом и Верхним Поволжьем. Порт отправляет вверх уголь, зерно, пром.-прод. товары, овощи. Принимает лес, минерально-строит. грузы. Деятельность порта распространяется вверх по Волге на 230 км и вниз на 180 км. Районы порта расположены в черте городов Волгограда (Центральный) и Волжска. Из приписных пристаней наиболее крупная - Камышин.
Астраханский речной порт (1934) расположен на лев. берегу р. Волги в районе г. Астрахани. Деятельность порта распространяется вверх по Волге на 313 км и вниз на 100 км. Перегружает лес, уголь, соль, пром.-прод. товары, минерально-строит. материалы, овощи. С ж.-д. сетью не связан. Перевалка грузов из речных судов в морские при помощи плавучих кранов.
Пермский речной порт (1943), крупный перевалочный узел на верхней Каме для грузов, идущих в смешанном железнодорожно-водном сообщении из глубин Сибири в центр, области Европ. части СССР. Расположен на лев. берегу р. Камы, в черте г. Пермь. Отправляет уголь, лес, руду, минерально-строит. и тарно-штучные грузы. Принимает соль, минерально-строительные, тарно-штучные грузы. Порт включает Городской и Заостровский грузовые р-ны, Пассажирский р-н и приписные пристани.
Лит.: Речной транспорт за 50 лет, М.. 1967. В. Ф. Березин.
ВОЛЖСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ, Иваньковское водохранилище, "Московское море", водохранилище в юго-вост. части Калининской обл. РСФСР. Создано в 1937 в результате стр-ва Иваньковского гидроузла на р. Волге. Пл. 327 км2, объём 1,12 км3, ср. глуб. 3,4 м, наибольшая - 19 м. По природным условиям и режиму делится на 3 части, наз. Иваньковским, Волжским и Шошинским плёсами. Уровень воды колеблется в пределах 4,5 м. Служит для водоснабжения г. Москвы, обеспечения водой судоходного канала им. Москвы и обводнения р. Москвы. На В. в. ведётся промысловый лов рыбы (лещ, щука, судак), охота на водоплавающих птиц. В. в. часто посещают рыболовы-любители и туристы. На В. в.- гг. Конаково, Калинин.
Лит.: Гавеман А. В., Московское море, Калинин, 1955.
ВОЛЖСКО-КАМСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ, см. Волжская военная флотилия.
ВОЛЖСКО-КАМЕНСКИЙ ЗАПОВЕДНИК, находится в Тат. АССР. Создан в 1960 для охраны ценных природных комплексов. Состоит из двух участков.
Раифский участок расположен в 25 км на запад от Казани. Пл. 3846 га (1969). На небольшой территории совместно произрастают южно-таёжные, смешанные ц широколиственные леса с присущими им представителями растит, и животного мира. Под пологом леса и на болотах встречаются: сальвиния, грушанка одноцветная, линнея сибирская, орхидиые и редкие виды осок. В 1921 заложен дендрология, сад (пл. 23,2 га), в к-ром представлено более 300 древесных и кустарниковых пород Европы, Азии и Америки.
С а р а л о в с к и и участок расположен в устье Камы, на побережье Куйбышевского водохранилища. Пл. 3692 га (1969) с прилежащей 500-метровой полосой акватории. Преобладают сосновые боры по дюнам, липняки, дубняки, березняки. По волжским склонам встречаются заросли степной вишни и ковыля.
Из животных в обоих участках заповедника обычны: лось, зайцы (русак и беляк), лисица, барсук, норка и др. В Раифском участке обитают также глухарь, рябчик, белка обыкновенная: в Сараловском -белка-телеутка, привезённая с Алтая в 1951-52, речной бобр, выпущенный в 1962, тетерев.
Лит.: Волжско-Камский государственный заповедник. Путеводитель, Казань, 1964; Заповедники Советского Союза, М., 1969.
Л. К. Шапошников.
ВОЛЖСКО-КАСПИЙСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ, создана в период Гражд. войны и военной интервенции 21 июля 1919 путём слияния Волжской военной флотилии и Астрахано-Каспийской военной флотилии.Командовали Ф. Ф. Раскольников (до июня 1920), А. К. Векман (до июля 1920). В авг. 1919 в состав флотилии входило св. 200 кораблей, в т. ч. 3 вспомогат. крейсера, 6 эсминцев, 3 миноносца, 4 подводные лодки, 38 канонерских лодок, 24 сторожевых корабля, 6 плавучих батарей и др. Силы В.-К. в. ф. были разделены на 3 отряда: Северный, к-рый действовал совместно с войсками 10-й армии в районе Царицына; Верхнеастраханский, прикрывавший ж. д. на участке Чёрный Яр - В.тадимировка и отражавший совместно с войсками 11-й армии попытки белогвардейцев блокировать Астрахань; Отряд обороны дельты Волги, действовавший в сев. части Каспийского м. В.-К. в. ф. активно участвовала в Астраханской обороне 1919 (высадка десантов, поддержка огнём, установка минных заграждений и т. д.). Позже были созданы Среднеастраханский (объединённый затем с Верхнеастраханским) и Морской (с 24 сент.) отряды. В конце 1919 в В.-К. в. ф. были включены ещё 7 эсминцев и 6 сторожевых кораблей, переброшенных с Балтики. В нояб. 1919 при поддержке флотилии были взяты опорные пункты уральских белоказаков и ликвидирована угроза Астрахани с В. В марте 1920 В.-К. в. ф. успешно действовала в районе Петровска (ныне Махачкала), а 5 апр. заняла Форт-Александровский. В апр. 1920 флотилия участвовала в освобождении Закавказья и Каспийского м. от белогвардейцев и интервентов. 1 мая была перебазирована в Баку, в нач. мая освободила Ленкорань, а 17-18 мая провела Энзелийскую операцию 1920, завершив освобождение Каспийского м. от белогвардейцев и интервентов. В нач. июля переименована в Каспийский флот, к-рый был в сер. июля объединён с Красным флотом Сов. Азербайджана в Мор. силы Каспийского моря.
Лит.: Маковский А. А., Радченко Б. М., Каспийская Красноз |