БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

(до 50% ) и Re (до 30% ). При добавлении Мо повышается жаропрочность и электросопротивление сплава; кроме того, у сплавов W - Мо термин, коэфф. расширения примерно такой же, как у различных сортов тугоплавкого стекла. Эти сплавы легче обрабатываются по сравнению с чистым W. В. с. с 20-50% Мо применяют в электровакуумных приборах для изготовления нагревателей, экранов и др. Рений в твёрдом растворе на основе W существенно повышает низкотемпературную пластичность ц соответственно обрабатываемость. Макс, пластичностью обладают В. с. с 20 - 28% Re. При дальнейшем увеличении содержания Re пластичность вновь начинает падать из-за выделения избыточной а-фазы. Кроме повышенной пластичности, сплавы W-Re отличаются высокой жаропрочностью и большой термо-эдс в паре с W и между собой. Несмотря на дефицитность и дороговизну Re, эти сплавы в 50-х гг. начали использоваться в электровакуумных приборах (сплавы с 5-30% Re) и в качестве термопарных материалов, предназначенных для работы вплоть до 2500 °С.

Искусств, дисперсные системы на основе W с 0,5-2% ThO2 и 0,3-0,5% ТаС отличаются рекордно высокими темп-рами рекристаллизации (до 2000 °С) и показателями жаропрочности (при 2200°С - в 2-3 раза большими, чем у нелегированного W). Кроме того, ThO2 улучшает эмиссионные характеристики сплава. Эти сплавы применяют в электровакуумных приборах, а также для изготовления нек-рых деталей двигателей ракет и самолётов.

Псевдосплавы W с нерастворяющимися в нём Си и Ag (вводимыми раздельно или вместе в количестве от 5 до 40% ) имеют гетерогенную структуру, состоящую из зёрен W, окружённых прослойками Си и Ag или их сплава. Эти материалы сочетают высокую твёрдость, жаропрочность, износостойкость, сопротивление электроэрозии, свойственные W, с хорошей электро- и теплопроводностью Си и Ag. Из этих В. с. изготовляют электроконтакты. Вольфрам, пропитанный Ag и Си, применяется и в др. областях (напр., как материал для сопел неохлаждаемых ракетных двигателей). Близкую к псевдосплавам W с Си и Ag структуру имеют т. н. "тяжёлые сплавы" W с 3-10% Ni и 2-5% Си. Их плотность после спекания спрессованных заготовок достигает 18 г /см3. "Тяжёлые сплавы" используют в качестве материалов защиты от y-излучения в радиотерапии и при изготовлении контейнеров для хранения радиоактивных препаратов. Большая плотность "тяжёлых сплавов" позволяет применять их и в др. областях - для изготовления роторов гироскопов, противовесов для самолётов и т. д.

Плавленые В. с., предназначаемые для произ-ва крупногабаритных полуфабрикатов и изделий, работающих при темп-pax св. 1500°С, пока не выпускаются в пром. масштабах из-за технологич. трудностей.

Разрабатываемые и осваиваемые плавленые В. с. представляют собой твёрдые растворы, дополнительно упрочнённые небольшим количеством дисперсных частиц карбидов (реже окислов и боридов). В качестве металлич. добавок применяют Мо, Та, Re, Zr, Nb, Ti. Первые три вводятся в количестве неск. % и даже десятков %, а последние - в десятых долях %. Предельное количество легирующих элементов подбирают, исходя из минимально необходимой низкотемпературной пластичности. Перспективными В. с., сочетающими высокую жаропрочность с удовлетворительной низкотемпературной пластичностью, являются сплав:, (содержащие добавки в %): W + (l + 10)Re + + (1 + 10)Та, W + 25Mo + 0,l-0,15Zr + +0,05С, W + 0,05-2Nb + 0,001-0,02 С. Двойной сплав We 15% Мо предназначен для изготовления лопаток реактивных двигателей.

Лит.: Справочник по машиностроительным материалам, т. 2, М., 1959; Савицкий Е. М., Бурханов Г. С., Металловедение тугоплавких металлов и сплавов, М., 1967. B.C. Золоторевский.

ВОЛЬФСБУРГ (Wolfsburg), город в ФРГ, в земле Ниж. Саксония. 84,6 тыс. жит. (1968). Центр автомобилестроения (ок. 45% всего произ-ва автомобилей ФРГ). Автозавод фирмы "Фольксваген".

ВОЛЬФСОН Семён Яковлевич (1894, Бобруйск,-1941), советский философ, акад. АН БССР (1928). Проф. Белорусского гос. ун-та (с 1921), с 1931 директор Ин-та философии и права АН БССР. Автор первого в СССР вузовского учебника "Диалектический материализм" (ч. 1-2, 1922, ч. 1-3, 6 изд., 1926). Работал также в области социологии.

Соч.: Плеханов, Минск, 1924; Интеллигенция как социально-экономическая категория, М.- Л., 1926; Социология брака и семьи, Минск, 1929; Сучасная рэлтйнасьць, Менск, 1930; Супроць расавых тэорый, Менск, 1935; Семья и брак в их историческом развитии, М., 1937. В. А. Сербенгпа.

ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. voluntas - воля; термин введён Ф. Теннисом в 1883), идеалистическое направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Выдвигая в духовном бытии на первый план волю, В. противостоит интеллектуализму (или рационализму) - идеалистич. филос. системам, к-р.ые считают основой сущего интеллект, разум.

Элементы В. имелись уже в философии Августина, видевшего в воле основу всех др. духовных процессов, и Дунса Скота с его подчёркиванием примата воли перед интеллектом (voluntas est superior intellectu-"воля выше мышления"). Предпосылкой новейшего В. явилось учение И. Канта о примате практич. разума: хотя существование свободной воли нельзя, по Канту, теоретически ни доказать, ни опровергнуть, поактич. разум требует постулировать свободу воли, ибо иначе нравств. закон потерял бы всякий смысл. Исходя из этого, И. Г. Фихте видел в воле основу личности, а в волевой деятельности Я - абс. творч. принцип бытия, источник духовного самопорождения мира. При этом воля у Фихте (как и у Канта, а также последующих представителей нем. классич. философии - ф. В. Шеллинга и Г. Гегеля) является разумной по своей природе, источником осуществления нравств. начала. В противоположность этому А. Шопенгауэр, в философии к-рого В. впервые оформляется как самостоят, направление, даёт иррационалистич. трактовку воли (см. Иррационализм) как слепого, неразумного, бесцельно действующего первоначала мира. Кантовскую "вещь в себе" Шопенгауэр истолковывает как волю, проявляющуюся па различных ступенях объективации; сознанию и интеллекту Шопенгауэр отводит роль одного из вторичных проявлений воли. У Шопенгауэра, как и у Э. Гартмана, В. тесно связан с пессимизмом, представлением о бессмысленности мирового процесса, имеющего своим источником бессознат. и слепую волю. Во-люнтаристич. идеи Шопенгауэра явились одним из источников философии Ф. Ницше. См. также Воля.

Термин "В." употребляется также для характеристики социально-политич. практики, не считающейся с объективными законами ист. процесса и руководствующейся субъективными желаниями и произвольными решениями осуществляющих её лиц. См. Субъективизм.

Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1969, с. 111 - 12; К n a u e r R., Der Voluntarismus, В., 1907; Marcus J., Intellektualismus und Voluntarlsmus in der modernen Philosophic, Dusseldorf, 1918.

ВОЛЮТА (итал. voluta - завиток, спираль), архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком ("глазком") в центре, составная часть ионич. капители, входит также в композицию коринфской и композитной капителей (см. Ордер архитектурный). Форму В. иногда имеют архит. детали, служащие для связи частей здания, а также консоли карнизов, обрамления порталов, дверей, окон (гл. обр. в архитектуре позднего ренессанса и барокко).

1. Волюты ионической кашпели. 2. Волюты коринфской капители. 3. Волюта портала церкви Архангела Гавриила ("Меншиковой башни") в Москве. 1704- 1707. Архитектор И. П. Зарудный.

ВОЛЮТИН, внутриклеточные включения у микроорганизмов; врем, резерв запасных питат. веществ, аналогичный жировым включениям и гранулам гликогена у животных. В. локализован в цитоплазме (у бактерий и актиномицетов) или в вакуолях (у грибов и водорослей). Окрашивается основными красителями. В состав В. обычно входят высокомолекулярные полифосфаты, реже поли|3-оксимасляная кислота и др.

ВОЛЯ, способность к выбору цели деятельности и внутр. усилиям, необходимым для её осуществления. В.- специфич. акт, не сводимый к сознанию и деятельности как таковой. Не всякое сознательное действие, даже связанное с преодолением препятствий на пути к цели, является волевым: главное в волевом акте заключается в осознании ценностной характеристики цели действия, её соответствия принципам и нормам личности.

Для субъекта В. характерно не переживание "я хочу", а переживание "надо", "я должен". Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти актуальных потребностей, импульсивных желаний.

По своей структуре волевое поведение распадается на принятие решения и его реализацию. При несовпадении цели волевого действия и актуальной потребности принятие решения часто сопровождается тем, что в психология, лит-ре называют борьбой мотивов (акт выбора). Принятое решение реализуется в разных психологич. условиях, начиная от таких, в к-рых достаточно принять решение, а действие после этого осуществляется как бы само собой (напр., действия человека, увидевшего тонущего ребёнка), и кончая такими, в к-рых реализации волевого поведения противостоит к.-л. сильная потребность, что порождает необходимость в спец. усилиях для её преодоления и осуществления намеченной цели (проявление "силы" В.).

Различные истолкования В. в истории философии и психологии связаны прежде всего с противоположностью детерминизма и индетерминизма; первый рассматривает В. как обусловленную извне (физич., психологич., социальными причинами или же божеств, предопределением - в супранатуралистич. детерминизме), второй - как автономную и самополагающую силу (см. Свобода воли). В учениях волюнтаризма В. предстаёт как изначальное и первичное основание мирового процесса и, в частности, человеч, деятельности. Различие философских подходов к проблеме В. нашло своё отражение в психологич. теориях В., к-рые могут быть разделены на две группы: "автогенетические" теории В., рассматривающие её как нечто специфическое, не сводимое к к.-л. др. процессам (В. Вундт, Н. Ах, И. Линдворский - Германия и др.), и "гетерогенетические" теории, определяющие В. как нечто вторичное, продукт к.-л. др. психич. факторов и явлений - функцию мышления или представления (интеллектуалистич. теории В.- мн. представители школы И. Ф. Гербарта, К. Эренфельс-Австрия, Э. Мёйман - Германия и др.), чувств (Г. Эббингауз - Германия, Э. Блейлер - Швейцария), комплекс ощущений (ассоцианизм) и т. п.

Сов. психология, опираясь на диалектич. и историч. материализм, рассматривает В. в аспекте её обществ.-историч. обусловленности. Осн. направлением изучения В. в сов. психологии является изучение фило- и онтогенеза произвольных (происходящих из В.) действий и высших психич. функций (произвольного восприятия, запоминания и т. д.). Произвольный характер действия, как это было показано сов. учёным Л. С. Выготским, есть результат опосредования взаимоотношений человека и среды орудиями и знаковыми системами. В процессе развития психики ребёнка первонач. непроизвольные процессы восприятия, памяти и т. д. приобретают произвольный характер, становятся саморегулируемыми. Параллельно развивается и способность к удержанию цели действия. Важную роль в изучении В. сыграли работы сов. психолога Д. Н. Узнадзе и его школы по теории установки.

Проблема воспитания В. имеет большое значение для педагогики, в связи с чем разрабатываются различные методики, ставящие целью тренировку способности к поддержанию усилий, необходимых для достижения цели. В. тесно связана с характером человека и играет значит, роль в процессе его формирования и перестройки. Согласно распространённой точке зрения, характер является такой же основой волевых процессов, как интеллект - основой мыслительных процессов, а темперамент - эмоциональных процессов.

Н. Г. Алексеев, Ш. Н. Чхартишвили.

В. и эмоции. Подобно др. видам психич. деятельности, В.- процесс рефлекторный по физиологич. основе и типу совершения. Эволюционную предпосылку волевого поведения представляет т. н. рефлекс свободы у животных - врождённая реакция, для к-рой адекватным стимулом служит насильственное ограничение движений. "Не будь его (рефлекса свободы.- Ред.),- писал И. П. Павлов,- всякое малейшее препятствие, которое встречало бы животное на своем пути, совершенно прерывало бы течение его жизни" (Поли. собр. соч., т. 3, кн. 1, 1951, с. 343). По данным сов. учёного В. П. Протопопова и др. исследователей, именно характер преграды определяет у высших животных перебор действий, из к-рых формируется приспоссбительный навык. Т. о., В. как активность, обусловленная потребностью в преодолении встретившейся преграды, обладает известной самостоятельностью по отношению к мотиву, первично инициировавшему поведение. Избирательное торможение реакции преодоления ("гипноз животных"), а также специфич. действие на эту реакцию нек-рых лекарственных веществ позволяют говорить о наличии спец. мозгового аппарата, реализующего рефлекс свободы в павловском его понимании. В механизмах волевого усилия человека большую роль играет система речевых сигналов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия). Для целенаправленного поведения человека преградой нередко становится и конкурирующая потребность. Тогда доминирование одного из мотивов будет определяться не только его соотносительной силой, но и возникновением активности, по отношению к к-рой субдоминантный мотив есть препятствие, "внутренняя помеха". Подобная ситуация встречается в тех случаях, когда принято говорить о волевом подавлении эмоций, точнее - обусловивших эти эмоции потребностей. Будучи тесно связана с действиями, сознанием и эмоциями человека, В. представляет собой самостоятельную форму его психич. жизни. В то время как эмоции обеспечивают мобилизацию энергетических ресурсов и переход к тем формам реагирования, к-рые ориентируются на широкий круг предположительно значимых сигналов (эмоциональные доминанты), В. препятствует чрезмерной генерализации эмоционального возбуждения и способствует удержанию первоначально избранного направления. В свою очередь, волевое поведение может явиться источником положит, эмоций до того, как будет достигнута конечная цель, за счёт удовлетворения самой потребности в преодолении препятствий. Вот почему наиболее продуктивным для деятельности человека оказывается сочетание сильной В. с оптимальным уровнем эмоционального напряжения. п. В. Симонов. Лит.: Басов М. Я., Воля как предмет функциональной психологии, П., 1922; Рубинштейя С. Л., Основы общей психологии, 2 изд., М., 1946, гл. 14; В е к к е р Л. М., К постановке проблемы воли, "Вопросы психологии", 1957, № 2; Корнилов К. Н., Воля и ее воспитание, М., 1957; Запорожец А. В., Развитие произвольных движений, М., 1960; Селиванов В. И., Проблема воли в советской психологии, "Вопросы психологии", 1964, № 1; Л е о н т ь е в А. Н., Проблемы развития психики, 2 изд., М., 1965; Чхартишвили Ш. Н., Проблема воли в психологии, "Вопросы психологии", 1967, №4;Lindworsky J., Der Wille, seine Erscheimmg und seine Beherrschung, 3 Aufl., Lpz., 1923; В Ion del С h., Les volutions, в кн.: Traite de psychologie, par G. Dumas, v. 2, P., 1924; Lewin K., Vorsatz, Wille und Bedurfnis, В., 1926. См. также лит. при ст. Свобода воли.

ВОЛЯ в праве, 1) элемент, определяющий сущность данного типа права, поскольку право есть всегда В. политически и экономически господствующего в обществе класса, выраженная в зак