БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

кссудативное, альтеративное и пролифератизное. В. всегда сопровождается гибелью тканей. Исход Е. зависит от состояния организма, формы В. и размеров его очага. В зависимости от реактивности организма может наблюдаться нормэргическое В., свойственное здоровому организму; гиперэргическое В., развивающееся в сенсибилизированном организме (см. Аллергия); эта форма характеризуется интенсивной альтерацией (напр., Пирке реакция). Гипоэргическое В. наблюдается при иммунитете к фактору, вызвавшему В., и при истощении организма. Развитие воспалит, процесса в значит, степени зависит также от возраста, питания, обмена веществ. В развитии В. большое значение имеют нервная и эндокринная системы. Возбуждение симпатич. нервной системы уменьшает воспалит, явления, возбуждение парасимпатич. нервной системы усиливает их. Гормоны также по-разному влияют на течение В. Так, адренокортикотропный гормон (АКТГ) гипофиза и глюкокортикоиды надпочечников тормозят развитие В., минералокортикоиды надпочечников активизируют его. Нарушение функции поджелудочной железы (сахарный диабет) обусловливает склонность к возникновению и упорному течению гнойных заболеваний кожи. При повышенной функции щитовидной железы (гипертиреозе) В. протекают очень интенсивно. В конечной стадии В. происходит рассасывание мелких тромбов и погибших тканей (ферментативное расщепление, фагоцитоз). Большие дефекты тканей, образующиеся в результате фибринозно-некротич. В., замещаются рубцовой тканью (см. Рубец), в результате чего нарушается функция органов (напр., цирроз печени после гепатита), происходит их обезображивание (напр., деформация клапанов сердца после эндокардита). Исходом В. трубчатых органов (пищевод, маточные трубы, кишечник) может быть их сужение (стриктура) и полное закрытие просвета (облитерация). При рассасывании экссудата из полостей тела (брюшной, плевральной и др.) остающийся на поверхности серозных оболочек фибрин образует сращения (спайки).

В зависимости от места возникновения и величины очага В. оно вызывает реакцию всего организма в той или иной степени. Мобилизуются его защитные силы- происходит выработка антител. Наряду с этим при всасывании продуктов жизнедеятельности возбудителей и продуктов распада тканей отмечаются явления интоксикации (отравления), что преимущественно выражается в лихорадке, увеличении числа лейкоцитов в периферич. крови (лейкоцитоз), ускорении реакции оседания эритроцитов (РОЭ) и др. При заносе из очага В. бактерий в отдалённых от очага В. областях организма могут развиваться метастатич. воспалит, очаги.

Лит.: Альперн Д. Е., Воспаление (Вопросы патологии), М., 1959; Мечников И. И., Лекции о сравнительной патологии воспаления, М., 1947; М е n k i n V., Dynamics of inflammation, N. Y., 1940.

В. А. Фролов.

ВОСПАЛЕНИЕ ЛЁГКИХ, пневмония, группа заболеваний лёгких, характеризующаяся воспалит, процессом в альвеолярной, межуточной, соединит, тканях лёгких и в бронхиолах; нередко воспалит, процесс распространяется и на сосудистую систему лёгких. В. л. может вызываться вирусами, бактериями, а также развиваться вследствие физико-хим. повреждений (ожог, хим. вещества, боевые отравляющие вещества и т. п.). Из вирусных В. л. чаще встречаются гриппозные, аденовирусные, орнитозпые; из бактериальных - пневмококковые, стрептококковые, стафилококковые и др., но обычно смешанной бактериальной флоры. По течению различают острые и хронические В. л. Острое В. л.- одно из наиболее часто встречающихся заболеваний системы дыхания.

Наиболее частый путь проникновения бактерий и вирусов - через дыхат. пути, значительно реже - по лимфатич. и кровеносным сосудам. Развитие В. л. обусловливается и т. н. реактивностью, сопротивляемостью организма. Снижение сопротивляемости может быть результатом переутомления, предшествующих заболеваний, охлаждения, вредных привычек (алкоголь и др.) и т. п. По характеру изменений в лёгочной ткани различают крупозное, очаговое и интерстициальное. В. л.

Крупозное В. л. характеризуется поражением доли лёгкого или значит, её части, циклич. течением, структурными изменениями в лёгких. В возникновении воспалит, процесса в лёгких часто играет роль пневмококк, хотя не исключено и значение другой микрофлоры. В типичных случаях заболевание начинается внезапно, часто появляется озноб, быстро поднимается вьюткая темп-pa тела до 39°С и выше, развиваются общая слабость, головная боль, появляется кашель, сначала сухой, а затем с мокротой ржавого цвета. При исследовании определяются изменения в лёгких и часто в плевре. Отчётливо выявляются интоксикация, а также нарушения функции сердечно-сосудистой системы, нервной системы, крови (лейкоцитоз), обменных процессов и функции почек. Длительность заболевания 2-3 недели. При раннем начале лечения антибиотиками интоксикация снимается, темп-pa падает и самочувствие улучшается с 3-5-го дня, а иногда и раньше. Полное выздоровление наступает примерно в те же сроки.

Очаговые В. л. могут вызываться различными возбудителями, они весьма разнообразны по механизму развития и течению. В отличие от крупозного В. л., воспалит, изменения при очаговых В. л. захватывают не долю, а отд. участки - дольки или группы долек лёгкого, и представляют собой небольшие очаги, обычно множественные. Часто заболевание начинается с поражения бронхов, а потому эти формы называют также бронхопневмонией. Проявления очаговых В. л. характеризуются большим разнообразием, что в значит, мере обусловливается возбудителем заболевания и состоянием организма в целом. Так, В. л., вызванное стафилококком, имеет затяжное течение, часто без выраженных симптомов, слабо поддаётся лечению антибиотиками и т. п. Общими для всех очаговых В. л. симптомами являются общее недомогание, менее острое, чем при крупозном В. л., начало; иногда- головные боли, кашель со слизисто-гнойной мокротой, повышение темп-ры тела до 37-39°С; при врачебном исследовании выявляются изменения в лёгочной ткани, притупление перкуторного звука, влажные звучные хрипы над отд. участками лёгких. В мокроте обнаруживают возбудителя В. л. Длительность заболевания 2-3 недели.

Интерстициальное В. л. характеризуется воспалит, изменениями в межуточной соединит, ткани лёгкого. Проявления его сходны с проявлениями очагового В. л. Однако при врачебном исследовании чётких данных получить не удаётся, поэтому большое диагностич. значение приобретают наблюдение за течением заболевания и рентгенологич. исследован ия.

При лечении антибиотиками исходы острых В. л. в большинстве случаев благоприятные; острые В. л. могут принимать затяжное течение, переходить в хронич., а иногда осложняться нагноениями.

Хроническое В. л.- длительно (месяцы, годы) текущий воспалит, процесс в лёгких, при к-ром, кроме лёгочной (альвеолярной, межуточной) ткани, поражаются бронхиолы и бронхи, сосудистая и лимфатич. системы, т. е. все структурные элементы лёгкого. Хронич. В. л. характеризуется периодич. обострениями (вспышками), к-рые сменяются временными ослаблениями болезни (ремиссиями); частота и выраженность обострений растут по мере прогрессирования процесса. Развитие хронич. В. л. наиболее часто связано с перенесёнными острыми В. л. при их позднем или неправильном лечении, с затяжным течением при ослаблении сопротивляемости организма, с наличием хронич. воспалит, процессов в верхних дыхат. путях и бронхах. Развитию хронич. В. л. способствуют запылённость возд. бассейна, курение и пр. Проявления хронич. В. л. весьма разнообразны, что зависит от вовлечения в процесс различных структур лёгких и бронхов.

Профилактика: соблюдение санит.-гигиенич. режима на работе и в быту; борьба с загрязнением воздуха, с вредными привычками (курение, употребление алкоголя), лечение заболеваний верхних дыхат. путей и т. п. С целью предупреждения хронич. В. л., кроме того,- тщательное лечение острых В. л. Лечеиие острых В. л. и обострений хронических проводят по возможности в больничных условиях. Обязателен постельный режим, высококалорийное с богатым содержанием витаминов питание; применяют антибиотики или сульфаниламидные препараты, отхаркивающие средства, ингаляции кислорода, банки, горчичники и т. п. В период ремиссии хронич. В. л.- мероприятия, направленные на повышение сопротивляемости организма: леч.-охранит, режим, леч. физкультура, физиотерапевтич. процедуры; лекарств, лечение - снимающие спазмы бронхов препараты; санаторно-курортное лечение на Юж. берегу Крыма, на горных курортах или в хвойно-лесистой местности. В нек-рых случаях (при сегментарных повреждениях) хирургич. лечение.

Лит.: Молчанов Н. С., Острые пневмонии, Л.. 1965; Медведев В. В., Хронические неспецифические пневмонии, в кн.: Многотомное руководство по внутренним болезням, т. 3, М., 1964, с. 226 - 46; Сильвестров В. П., Затянувшиеся пневмонии и их лечение, Л., 1968. Н. С. Молчанов.

В. л. у животных встречается (чаще у молодняка) в форме бронхопневмонии или крупозной пневмонии. Возникает при переохлаждении, вдыхании раздражающих веществ, при инфекц. и инвазионных болезнях (контагиозная плевропневмония лошадей, пастереллёз, диктиокаулёз и др.). Проявляется кашлем, одышкой, лихорадкой и др. признаками. Осложняется гнойным воспалением или гангреной лёгких. Лечение и профилактика направлены на устранение причин: применение антибиотиков, сульфаниламидных препаратов и др. средств.

Лит.: Внутренние незаразные болезни сельскохозяйственных животных, 3 изд., М, 1967. Н. М. Преображенский.

ВОСПИТАНИЕ, процесс целенаправленною, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле В. осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи и школы, дошкольных и внешкольных учреждений, детских и молодёжных организаций, общественности.

В. тесно связано с обучением; многие его задачи достигаются гл. обр. в процессе обучения, как важнейшего воспитат. средства. Вместе с тем воспитат. воздействие на человека оказывают весь уклад жизни общества, развитие науки и техники, лит-pa, иск-во, средства массовой информации и пропаганды - печать, радио, телевидение (см. также Социализация). На определённом уровне духовного развития личности возникает потребность человека в самоусовершенствовании, к-рое во многом зависит от самовоспитания.

Осн. виды В.- семейное, или домашнее (см. Семейное воспитание), и общественное (обществ.-организованное). Последнее в ходе ист. развития общества приобретает всё большее значение в формировании личности.

В.- всеобщая и необходимая категория обществ, жизни. Чтобы сохраняться и развиваться, общество должно производить и воспроизводить материальные и духовные ценности, а для этого необходимо, чтобы новые поколения, приходящие на смену, усваивая и используя опыт предшествующих, обогащали и совершенствовали его, вносили свой вклад в развитие материальной н духовной культуры. Связь и преемственность между старшими и младшими поколениями обеспечиваются В. Ему принадлежит ведущая роль и в индивидуальном нравств., умств. и физич. развитии человека.

Как явление, присущее всем обществ.-экономич. формациям, В. имеет нек-рые общие признаки (передача накопленного опыта, овладение знаниями, забота о здоровье и развитии физич. сил, формирование мировоззрения и т. д.), но по своим целям, содержанию, организации и методам В. существенно изменяется в зависимости от ист. развития обществ. отношений. Разоблачая идеологов буржуазии, отрицавших эту зависимость, К. Маркс и Ф. Энгельс писали в "Манифесте Коммунистической партии": "А разве ваше воспитание не определяется обществом? Разве оно не определяется общественными отношениями, в которых вы воспитываете, не определяется прямым или косвенным вмешательством общества через школу и т. д.? Коммунисты не выдумывают влияния общества на воспитание; они лишь изменяют характер воспитания, вырывают его из-под влияния господствующего класса" (Соч., 2 изд., т. 4, с. 443).

В первобытном обществе В. ещё не носило характера специфич. деятельности, оно ограничивалось простым усвоением жизненно-практич. опыта старших поколений младшими. В. осуществлялось гл. обр. в процессе трудовой деятельности, а также при проведении различных обрядов и игр. Оно было направлено прежде всего на физическое развитие подрастающих поколений, на вооружение их трудовыми умениями и навыками. Опыт В. обобщался тогда в виде житейских правил, к-рые устно передавались из поколения в поколение. Поскольку в первобытном обществе не существовало классов, все дети получали примерно одинаковое В. Разделение труда между мужчинами и женщинами обусловило нек-рые различия в В. мальчиков и девочек.

С возникновением классов В. становится классовым; класс эксплуататоров использует его для укрепления своего господства. Знатные и богатые "свободные" люди Др. Греции и Рима получали разностороннее по тому времени В. и образование в различных уч.-воспитат. учреждениях. В. рабов и их детей ограничивалось подготовкой к тяжёлому физич. труду. Таким образом В. усиливало и закрепляло исторически возникшее в классовом обществе разделение физич. и умственного труда.

При феодализме В. носило ярко выраженный сословный характер. В. детей каждого сословия имело свои задачи, содержание и формы. Так, дети светских феодалов получали преим. рыцарское В. Дети крестьян воспитывались в семьях в условиях повседневной трудовой жизни. Дети ремесленников в ранний период средневековья также получали подготовку к жизни в своих семьях; позднее, в связи с развитием ремесла и торговли, появились цеховые школы для детей ремесленников и гильдейские школы для детей торговцев. Во всех школах большое место занимало религиозное воспитание. Ф. Энгельс указывал, что в период средневековья "... монополия на интеллектуальное образование досталась попам, и само образование приняло тем самым преимущественно богословский характер" (там же, т. 7, с. 360). Религия была объявлена единств, источником истины, наука рассматривалась как "служанка религии". Средствами воспитат. воздействия церкви являлись богослужение, проповеди, поучения, исповедь.

В бурж. обществе на смену сословной школе приходит школа классовая. Бурж. В., проникнутое частнособственнической, стяжательской психологией и моралью, усугубляло классовые противоречия. Дети имущих классов, к-рых готовили к тому, чтобы занимать командные посты в области экономики, политики, науки и культуры, получали соответствующее В. в привилегированных уч. заведениях. В школах для народа, по выражению В. И. Ленина, детей рабочих и крестьян "...не столько воспитывали, сколько натаскивали в интересах той же буржуазии. Воспитывали их так, чтобы создавать для нее пригодных слуг, которые были бы способны давать ей прибыль и вместе с тем не тревожили бы ее покоя и безделья" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 41, с. 303).

В совр. условиях в капиталистич. странах углубляется дифференциация В. различных социальных групп населения. Господствующая система как в гос., так и в частно-предпринимат. уч. заведениях носит классовый характер и приводит, как правило, к раздельному обучению и В. детей имущих и неимущих слоев населения в разных типах школ. На основе отбора ("измерения интеллекта" путём т. н. тестовых испытаний) дети состоятельных кругов общества, имеющие в