БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, условное название совокупности этнич. перемещений.
ОРГАНИЗАТОР (эмбриологич.), область зародыша хордовых животных.
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, древнейшие письм. памятники тюрко-язычпых народов.
ВЕРЁВОЧНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК, графич. метод отыскания.
АГРОФИТОЦЕНОЗЫ (от агро..., греч. phyton - растение и koinos - общий).
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов.
ГАСТРОЦЕЛЬ (от гастро... и греч. koilia - пустота, полость).
ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, отрасль экономической географии.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА, изделия керамических предприятий.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

озможность получить в семье лучшую подготовку, попадают в привилегированные ср. школы, открывающие доступ к высшему образованию, детям из менее обеспеченных семей доступ к высшему образованию затруднён. К. Маркс и Ф. Энгельс, подвергнув острой критике бурж. В., выдвинули принципы нового, пролетарского В., к-рые в дальнейшем стали программными требованиями социалистов и коммунистов в области нар. образования.

В первые годы строительства социализма в СССР В. И. Ленин говорил: "Только преобразуя коренным образом дело учения, организацию и воспитание молодежи, мы сможем достигнуть того, чтобы результатом усилий молодого поколения было бы создание общества, не похожего на старое, т. е. коммунистического общества" (там же, с. 301). В своей речи на 3-м съезде РКСМ (1920) В. И. Ленин выдвинул осн. задачи В. человека нового, социалистич. общества: формирование науч. мировоззрения на основе овладения и критического освоения всего богатства знаний, накопленного человечеством; В. молодёжи в труде, ибо "только в труде вместе с рабочими и крестьянами можно стать настоящими коммунистами" (там же, с. 317); В. коммунистич. нравственности, в основе к-рой лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма.

Осн. принципы В. детей и юношества в социалистич. обществе: связь В. с жизнью, с практикой коммунистич. строительства, В. в труде и в коллективе, развитие инициативы и самодеятельности в сочетании с тактичным пед. руководством, последовательность, преемственность и систематичность процесса В., учёт возрастных особенностей воспитанников и индивидуальный подход к ним. В соответствии с этими принципами применяются и разные методы В. Особенно большое место занимают методы убеждения и упражнения в процессе организации разнообразной деятельности воспитанников. К методам пед. воздействия относятся также поощрение и наказание.

Вопросы теории и методики коммунистич. В. наиболее полно и последовательно раскрыты в трудах Н. К. Крупской, М. И. Калинина, А. В. Луначарского, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко и др. сов. педагогов и парт, деятелей.

В социалистич. странах создана широкая сеть гос. воспитат. учреждений, в к-рых В. осуществляется планомерно и систематически, по определённым программам, людьми, получившими спец. пед. подготовку (см. Воспитатель). В дошкольном воспитании детей значит.роль принадлежит дошкольным учреждениям. Среди учебно-воспитательных учреждений важнейшее место занимает школа. Научность и коммунистическая идейность преподавания основ наук, эффективность различных приёмов и методов обучения, развивающих самостоятельность, инициативу и познават. способности уч-ся, правильная организация уроков, взаимопомощь в учении, рациональный режим уч. работы и, наконец, влияние личности учителя - всё это способствует решению воспитат. задач. Вместе со школой В. детей и подростков ведут внешкольные учреждения. Большая воспитат. работа проводится в школах-интернатах, детских домах, проф.-технич. уч-щах, ср. спец. уч. заведениях и т. д. Активное участие в В. детей и молодёжи принимают пионерская и комсомольская организации. Значит, роль в формировании мировоззрения и морального облика молодых людей играют высшие уч. заведения.

Воспитат. воздействие на человека оказывается и в зрелые годы. В. взрослых осуществляется в процессе их производств, и обществ, жизни, а также в результате воспитат. работы, проводимой парт., гос. и обществ, организациями культ.-просвет, учреждениями (библиотеками, клубами, дворцами и домами культуры, музеями, лекториями и т. д.).

На совр. этапе строительства коммунизма в СССР главным в идеология, работе является "... воспитание всех трудящихся в духе высокой идейности и преданности коммунизму, коммунистического отношения к труду и общественному хозяйству, полное преодоление пережитков буржуазных взглядов и нравов, всесторонее, гармоническое развитие личности, создание подлинного богатства духовной культуры" (Программа КПСС, 1969, с. 117).

Формирование нового человека - строителя коммунистич. общества - главная цель коммунистического воспитания, к-рое предполагает выработку науч.-материалистич. мировоззрения, превращение норм коммунистич. морали в личные убеждения и правила повседневного поведения, интернациональное В. в духе дружбы народов, всестороннее развитие духовных и физич. способностей людей, В. у них высоких эстетич. вкусов. Всестороннее развитие личности, сочетающей духовное богатство, моральную чистоту и физич. совершенство, становится реальным благодаря равным возможностям, к-рые представляются каждому члену социалистич. общества для творч. труда и образования, для развития индивидуальных способностей и дарований во всех областях произ-ва, науки и культуры.

Лит.: Маркс К. иЭнгельс Ф.. О воспитании и образовании. [Сб.], М., 1957; Л е нин В. И., О воспитании и образовании. [Сб.], М., 1968; Ленин и проблемы народного образования, М., 1961; Программа КПСС, М., 1961, ч. 2, разд. 5, пункт 1, 2; Крупская Н. К., Избр. педагогические произведения, М., 1957; Калинин М. И., О воспитании и обучении. Избр. статьи и речи, М., 1957; Макаренко А. С., Соч. в 7 томах, т. 5, М., 1958; Шацкий С. Т., Избр. педагогические сочинения, М., 1958; Основы коммунистического воспитания, 2 изд., М., 1962. Н. И. Болдырев.

"ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ", научно-методический журнал, орган Мин-ва просвещения СССР. Издаётся в Москве. Осн. в 1966 на базе жури. "Школа-интернат", издававшегося в 1961-66. Выходит 6 раз в год. Предназначен для классных руководителей, учителей-воспитателей и др. работников нар. образования. В журнале освещаются вопросы теории и практики коммунистич. воспитания; пед. мастерства; внеклассной и внешкольной воспитат. работы. Имеются также разделы: "За рубежом" и "Критика и библиография". Тираж (1971) св. 260 тыс. ЭКЗ. Л. В. Кузнецова.

ВОСПИТАТЕЛЬ, в широком смысле - человек, осуществляющий воспитание; в более узком значении - должностное лицо, выполняющее воспитат. функции в уч.-воспитат. учреждении.

В уч. заведениях дореволюц. России воспитат. функции наряду с учителями выполняли классные наставники (в муж. гимназиях) и классные дамы (в жен. гимназиях), офицеры-В. (в кадетских корпусах), классные надзиратели. В семьях привилегированных сословий воспитанием детей занимались домашние В.-гувернёры, гувернантки, бонны.

В СССР в дошкольных учреждениях, детских домах, школах-интернатах, школах и группах с продлённым днём, уч. заведениях Гос. комитета по проф.-технич. образованию Сов. Мин. СССР, суворовских и нахимовских уч-щах, трудовых колониях для несовершеннолетних правонарушителей учреждены штатные должности В., права и обязанности к-рых определяются спец. положениями. В. отвечает за воспитание и обучение, за здоровье и физич. развитие своих воспитанников, организует их быт и досуг, проводит с ними разнообразную политикой культурно-массовую работу, организует помощь отстающим в учёбе и т. д. В своей работе В. опирается на пионерскую и комсомольскую орг-ции, на детский коллектив и органы детского самоуправления.

В общеобразоват. школе и ср. спец. уч. заведениях воспитат. функции выполняют все педагоги. Для организации и координации воспитат. работы в 4-10-х классах школы, а также в ср. спец. уч. заведениях назначаются классные руководители.

В. для дошкольных учреждений готовят дошкольные пед. училища, а для уч,-воспитат. учреждений - пед. вузы.

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ, первое в России женское ср. уч. заведение. См. Смольный институт.

ВОСПИТАТЕЛЬНО-ТРУДОВАЯ КОЛОНИЯ, в СССР исправительно-трудовое учреждение, в к-ром отбывают наказание несовершеннолетние преступники, осуждённые к лишению свободы. В соответствии с Основами исправительно-трудового законодательства СССР и союзных республик 1969 В.-т. к. создаются отдельно для юношей и девушек; кроме того, они разделяются на колонии общего режима и усиленного режима. В В.-т. к. усиленного режима направляются только юноши, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы, либо осуждённые за тяжкие преступления, либо переведённые по определению суда из колонии общего режима за злостные нарушения режима. По достижении совершеннолетия воспитанники переводятся в исправительно-трудовые колонии, однако в целях закрепления результатов перевоспитания или завершения обучения они могут быть оставлены в В.-т. к. до окончания срока наказания, но не более чем до достижения 20 лет.

Режим, жилищно-бытовые условия, нормы питания воспитанников В.-т. к. определяются с учётом возрастных особенностей несовершеннолетних и обеспечивают их нормальное развитие. Все воспитанники подлежат обязательному школьному обучению, а не имеющие трудовой специальности - также проф.-технич. обучению. Закончившим в В.-т. к. 8 и 10 классов, курс проф. обучения или повышения квалификации выдаются аттестаты и удостоверения общего образца. Воспитанники работают в учебнопроизводств. мастерских и привлекаются к труду по самообслуживанию с соблюдением норм трудового законодательства о продолжительности рабочего дня, отдыхе, охране труда и технике безопасности несовершеннолетних. Из заработка воспитанников производятся удержания в частичное возмещение расходов по их содержанию, а также в погашение причинённого их преступлениями материального ущерба. При всех условиях, однако, на лицевой счёт воспитанника, не допускающего нарушений режима, зачисляется не менее 45% его месячного заработка.

Для наблюдения за деятельностью В.-т. к. со стороны общественности создаются попечительские советы из представителей коллективов предприятий, учреждений, воинских частей, обществ, орг-ций.

Освобождённые из колоний воспитанники, как правило, направляются к родителям или лицам, их заменяющим, а при невозможности или нецелесообразности этого с точки зрения предупреждения возможности рецидива трудоустраиваются с помощью комиссии по делам несовершеннолетних по месту нахождения колонии. Общее руководство деятельностью В.-т. к., как и всех др. исправительно-трудовых учреждений, осуществляет МВД СССР, надзор за соблюдением законности в В.-т. к.- прокурор соответствующего р-на или области.

Г. М. Минъковский.

ВОСПЛАМЕНЕНИЕ, процесс возникновения горения. Может происходить путём зажигания или самовоспламенения.

ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЫ, смеси для воспламенения порохов, твёрдых ракетных топлив, пиротехнич. (зажигат., осветит, и др.) составов. Действие В. с. состоит в прогревании участка поджигаемого материала до темп-ры воспламенения. Темп-pa горения В. с. должна быть выше темп-ры воспламенения поджигаемого материала не менее чем на ~ 200°С. Зажигат. действие В. с. тем сильнее, чем выше темп-pa их горения и чем больше останется шлаков после их сгорания на поверхности поджигаемого материала. B.C. содержат горючее (уголь, сера, магний, цирконий), окислители (калиевая селитра, перекись бария) и часто цементаторы (смолы, клеи). Примером часто употребляемых В. с. может служить смесь, содержащая 48% азотнокислого бария, 30% перекиси бария, 13% магния и 9% идитола (смола); другим примером является смесь с таким содержанием компонентов: 75% азотнокислого калия, 15% магния и 10% идитола. См. также Пиротехника.

Лит.: Шидловский А. А., Основы пиротехники, М., 1964; Е 1 1 е г n H., Military and civilian pyrotechnics, N. Y., 1968; Вспомогательные системы ракетно-космической техники, пер. с англ., М., 1970.

А. А. Шидловский.

ВОСПОМИНАНИЕ, см. в ст. Память.

ВОСПОМИНАНИЯ, вид автобиографич. литературы; то же, что мемуары.

ВОСПРИИМЧИВОСТЬ, способность организма человека, животных, растений к заболеванию при контакте с болезнетворными агентами биол. природы (вирусами, микробами, простейшими и др.). В. зависит от видовых и индивидуальных особенностей организма, его состояния, а также от болезнетворности (вирулентности, патогенности) микроорганизма. Ср. невосприимчивость - иммунитет.

ВОСПРИИМЧИВОСТЬ МАГНИТНАЯ, см. Магнитная восприимчивость.

ВОСПРИЯТИЕ, сложная система процессов приёма и преобразования информации, обеспечивающая организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. В. вместе с ощущением выступает как отправной пункт процесса познания, доставляющий ему исходный чувственный материал. Будучи необходимым условием процесса познания, В. в этом процессе всегда так или иначе опосредуется деятельностью мышления и проверяется практикой. Вне такого опосредования и проверки В. может выступать источником как истинного знания, так и заблуждения, иллюзии (подробнее см. Теория познания).

К числу процессов В. относятся: обнаружение объекта в воспринимаемом поле; различение отд. признаков в объекте: выделение в объекте информативного содержания, адекватного цели действия; ознакомление с выделенным содержанием и формирование образа (или "оперативной единицы" В.).

Большой вклад в развитие науки о В. внесли философы, астрономы, физики, художники - Аристотель, Демокрит, И. Кеплер, Леонардо да Винчи, М. В. Ломоносов, Г. Гельмгольц и мн. др. Внимание психологов и физиологов долгое время было сосредоточено на изучении сенсорных (чувственных) эффектов, возникающих под влиянием тех или иных объективных воздействий, в то время как самый процесс В. оставался за пределами исследования. Методология такого подхода опиралась на сенсуализм в теории познания, особенно развитый Дж. Локком и франц. материалистами (П. Кабанис и Э. Кондильяк). В психологии этот подход получил наиболее ясное выражение в концепции В., согласно к-рой сенсорный образ возникает в результате воздействия внешних агентов на воспринимающие органы чувств пассивно созерцающего субъекта. Ограниченность такого подхода - игнорирование деятельности субъекта, исследование лишь результатов процесса В., представление о корковом звене анализаторов как о субстрате сенсорных процессов, месте, где якобы происходит преобразование нервных процессов в идеальные психич. образы,- практически затрудняла разработку способов управления процессами В. в целях его совершенствования и развития, а теоретически вела либо к различным субъективно-идеалистич. теориям, либо к отказу от естеств.-науч. объяснения В.

Решающий шаг в преодолении пассивной "рецепторной" концепции был сделан советскими психологами, которые, исходя из методологии диалектич. материализма и сеченовского понимания рефлекторной природы сенсорных процессов, рассматривают В. как своеобразное действие, направленное на обследование воспринимаемого объекта и на создание его копии, его подобия. В 60-х гг. 20 в. исследования В. ведутся представителями различных специальностей на различных уровнях процессов приёма и переработки информации. На уровне входа воспринимающих систем (сетчатка глаза, кортиев орган уха и т. д.) исследуются анатомо-морфологич., биофиз., электрофизиол. особенности деятельности рецепторов. В. изучается также на нейронном, психофизиол., психологич., социально-психологич. уровнях. В кибернетике и бионике ведутся многочисл. исследования по созданию технич. устройств, имитирующих работу органов чувств. Результаты разнообразных исследований В. публикуются в десятках журналов, посвящённых преимущественно проблемам В. Следует, однако, подчеркнуть, что до наст, времени не удалось построить единую теорию В.,