| 44% всех занятых в нар. хозяйстве. 57,5% населения - рабочие и служащие, 42,4% - колх. крестьянство. В 1967 среднегодовая численность рабочих и служащих в нар. х-ве составила 1139 тыс. чел., в т. ч. в пром-сти 292 тыс., стр-ве 90 тыс., с. х-ве 156 тыс., на транспорте и в связи 128 тыс. Городское население в 1968 по сравнению с 1913 увеличилось в 4,6 раза (сельское - в 1,4 раза).
Табл. 1. - Численность населения
Численность населения (тыс. чел.)
В том числе
В % ко всему населению
городское
сельское
городское
сельское
2339
556
1783
24
76
1926 (по переписи на 17 дек.)
2314
650
1664
28
72
1939 (по переписи на 17 янв.)
3205
1157
2048
36
64
1959 (по переписи на 15 янв.)
3698
1767
1931
48
52
1969 (оценка на 1 янв.)
5042
2546
2496
50
50
Крупные города (св. 100 тыс. жит.; 1969) - Баку (1236 тыс. жит., включая тор. поселения, подчинённые горсовету) и Кировабад (180 тыс. жит.). За годы Сов. власти возникли новые города, в т. ч. Сумгаит (117 тыс.), Мингечаур {39 тыс.), Степанакерт (28 тыс.), Али-Байрамлы (27 тыс.), Дашкесан (11 тыс.).
См. также статьи Азербайджанцы, Азербайджанский язык.
А. М. Гаджизаде.
V. Исторический очерк
Первобытнообщинный строй и рабовладельческие отношения на территории А. Территория совр. А. была заселена и освоена человеком ещё в эпоху палеолита. На Авейдаге в Казахском р-не и в пещере Азых в Гадрутском р-не Азерб. ССР обнаружены палеолитич. каменные рубила. Во время археологич. раскопок 1968 в пещере Азых была найдена ниж. челюсть одной из древнейших форм неандертальца (шелльская эпоха). В эпоху неолита люди научились делать из камня более совершенные и удобные орудия. В эпоху энеолита население А. впервые стало употреблять металлич. орудия труда и оружие из меди. Интересные памятники энеолита открыты на холме Кюльтепе (Нахич. АССР). Основой хозяйства родовых общин становились земледелие и скотоводство, возникшие в неолитич. период. Земледелие было очень примитивным: землю обрабатывали в основном дерев., кам. и костяными орудиями. Часть населения занималась ремеслом. На грани 3-го и 2-го тыс. до н. э. получают распространение металлич. орудия и оружие из бронзы - ножи, топоры, секиры, кинжалы, мечи и др. Памятники бронз, века обнаружены в р-нах Ходжалы, Кедабека, Дашкесана, в Кировабаде, Мингечауре, Шамхоре, в Нахич. АССР. Примерно в нач. 1-го тыс. до н. э. постепенно стали применяться жел. орудия труда. О прогрессе в технике произ-ва в эпоху железа указывают найденные на Мугани, в местности Узунтепе (совр. Джалилабадский р-н), искусно сделанные мечи с жел. клинками и бронз, рукоятками. Культура обитателей страны развивалась в тесном взаимодействии с культурами сопредельных стран и народов. Переход от кам. орудий к металлическим, в особенности к железным, вызвал переворот в обществ, произ-ве. В 1-й пол. 1-го тыс. до н. э. начался распад первобытной общины, создавший условия для развития частной собственности и обмена, что, в свою очередь, обусловило появление классов, возникновение государства.
Зародышем первых гос. образований на терр. А. явились племенные союзы .живших на Ю. страны маннеев, а затем мидян, частью расселившихся и на юге А. В 1-м тыс. до н. э. на терр. А. обитали также кадусии, каспии, албаны и др. В 9 в. до н. э. в Мане возникло гос-во со столицей в г. Изирту (в областях к Ю. и В. от оз. Урмия). В нём значит, уровня развития достигли х-во и культура. Мана длит, время успешно противостояла наступлениям Ассирии и Урарту, но к 50-м гг. 7 в. до н. э. постепенно теряет свой политич. вес.
Примерно к 70-м гг. 7 в. до н. э. на юге А. и терр. соседних стран возникает новое гос. образование - Мидия, распространившая в дальнейшем свою власть на огромную территорию. При мидийском царе Киаксаре (625-584 до н. э.) Мидия, превратившаяся в крупнейшую империю Др. Востока, овладела Маной, к-рая стала осн. культурно-экономич. ядром и ведущим р-ном Ми-дийского гос-ва. К сер. 6 в. до н. э. власть в Мидии перешла в руки др.-перс, династии Ахеменидов. Тяжёлый гнёт перс, завоевателей вызывал народные волнения; одно из них в 20-х гг. 6 в. до н. э. возглавил жрец Гаумата. После разгрома гос-ва Ахеменидов войсками Александра Македонского в кон. 4 в. до н. э. была восстановлена государственность и на терр. А. Это гос. образование было известно под назв. Атропатена со столицей в г. Газака, однако имеется свидетельство др.-греч. автора Полибия о том, что это "царство сохранилось ещё от времён персов". Атропатена - одно из древних, известных науке названий А., дошедшее до нас в греч. источниках (букв, "страна хранителей огня"). В Атропатене интенсивно развивались земледелие, скотоводство и ремёсла. Большой известностью пользовалась, в частности, выделка шерстяных тканей; расширилось ден. обращение. Распространённой религией был зороастризм; гл. храм огнепоклонников находился в г. Газака.
На терр. совр. Азерб. ССР и Юж. Дагестана на рубеже нашей эры возникло гос-во (точное время возникновения неизвестно), называвшееся Албанией (см. Албания Кавказская), с гл. городом Кабала. В 1 в. до н. э. Албанию, как и Армению и Иберию (Вост. Грузия), пытался захватить рабовладельч. Рим.
Социальный строй большинства древних гос-в на терр. А. характеризовался переплетением разлагавшихся первобытнообщинных и складывавшихся рабовладельч. отношений. Последние наиболее сильны были в Атропатене, хотя и здесь осн. производителями являлись общинники. Эти гос-ва сыграли важную роль в объединении живших на терр. А. племён. Языком её, по-видимому, был тот, к-рый впоследствии стал известен как азерийский. В дальнейшем в состав формировавшейся народности в А. вошли алб. племена и др. этнич. группы.
Зарождение и развитие феодального строя в А. (3-19 вв.). В первых веках н. э. в А. шёл процесс интенсивного развития земледелия, скотоводства, разведения винограда, плодовых и бахчевых культур. Одновременно значит, успехов достигло ремесло: обработка металлов, произ-во тканей, гончарной посуды, ювелирное дело, художеств.
Ремёсла (в т. ч. ковроткачество). В 3 - вв. в А. в основном сложились феод, отношения; сформировались основные классы феод, общества - феодалы и зависимые крестьяне. Большинство феодалов не имело собственного х-ва, требовавшего значит, затрат в связи с искусств, орошением. Поэтому они были заинтересованы не столько непосредственно в земле, на к-рой сидели зависимые крестьяне, сколько в получении ренты с крестьян, обрабатывавших землю, что обусловливало преобладание продуктовой ренты. В нач. 4 в. в Албании в качестве гос. религии было принято христианство, к-рое феодалы использовали для укрепления своего господства.
А. не раз подвергался нашествию иноземных завоевателей. К сер. 3 в. частью его овладели Сасаниды, основавшие сильное гос-во в Иране. В 4 в. терр. А. (так же, как Армения и Грузия) стала ареной разорит, войн между Римской империей и Ираном. Через Дербентский проход усилились набеги кочевых тюр-коязычных племён с С.- гуннов, хазар и др. Гнёт иноземцев вызывал сопротивление нар. масс. Во 2-й пол. 5-6 вв. по Закавказью прокатилась волна антисасанид-ских восстаний. Борьба против иноземного гнёта нередко переплеталась с антифеод, выступлениями народа. Крестьяне отказывались платить подати и выполнять повинности, громили имения феодалов, уходили в горы и леса. В кон. 5 - нач. 6 вв. в А., как и в соседнем Иране, получило распространение движение маздакитов, представлявшее в определённой степени протест против феод, зависимости (см. Маздакитское движение).
В 5-7 вв. в А. происходит дальнейшее развитие производит, сил, вызвавшее важные перемены в х-ве и культуре местного населения: шире стали использоваться плодородные земли и естеств. богатства, внедряться искусств, орошение; улучшилась выплавка металлов, началась добыча нефти на Апшеронском п-ове. Растут крупные города - Шабран, Шемаха, Кабала, Щеки, Шамхор, Ганджа (Гянджа), Тебриз, Барда (крупнейший торг.-ремесл. центр) и др. Ремесленники и торговцы в городах становились уже основной социальной силой.
Наблюдались сдвиги и в развитии духовной культуры. В Атропатене распространялась пехлевийская письменность. В нач. 5 в. в Албании появился уже собственный алфавит из 52 букв. Развивались лит-pa и наука, с 7 в. началось составление истории Кавказской Албании Мовсесом Каганкатваци.
В сер. 7 в. А. подвергся нашествию армии Араб, халифата. В ходе сопротивления прославился видный алб. военачальник Джеваншир - глава феод, владения Гирдыман, ставший правителем Албании. Лишь в нач. 8 в., сломив сопротивление нар. масс, Араб, халифат покорил А., как и остальное Закавказье, установив здесь тяжёлое иго. Завоеватели насильственно насаждали ислам. Налоговая политика завоевателей и произвол чиновников вызывали в народе ненависть к чужеземцам и крупным местным феодалам, выступавшим в союзе с ними. Наиболее значит, выступлением нар. масс А. против двойного гнёта явилась крест, война под руководством Бабека (см. Бабека восстание, Хуррамиты).
Во 2-й пол. 9-1-й пол. 10 вв., когда широкие нар. движения расшатали власть Араб, халифата, в А. образовался и усилился ряд феод, гос-в, среди к-рых особенно выделялось владение Шир-ваншахов с центром в Шемахе. Ещё более усилилась феод, зависимость крестьян; значит, количество лучших зем. угодий оказалось в руках крупных феодалов и их вассалов.
В сер. 11 в. А. подвергся нашествию тюркоязычных племён (огузов и др.), возглавляемых династией Сельджуков, что привело к упадку х-ва оседлого населения. И лишь после ослабления власти Сельджуков и возвышения в 12 в. в А. гос-в Ширваншахов, Кесранидов и Иль-дегизидов наблюдались новый подъём с. х-ва, ремесла, торговли, оживление городской жизни. В ряде городов стало в значит, размерах развиваться произ-во шёлковых, шерстяных и льняных тканей, металлич. изделий, фаянсовой и стеклянной посуды. Расширился вывоз в соседние и зарубежные страны шёлка, шерсти, нефти, шафрана, медной и глиняной посуды, сухих фруктов, рыбы и др. Происходили изменения и в социальных институтах, с течением времени видоизменялись формы феод, земельной собственности. Наиболее устойчивыми из них были наследств, земельная собственность - мульк, земли религ. учреждений - вакфы, возникшие ещё во времена араб, владычества. При арабах, а затем и в правление Сельджуков получила распространение форма условного земельного пожалования - икта. Земли, принадлежавшие казне, назывались дивани. Большие угодья - хассэ (удельные), принадлежали членам правящих династий. В А. существовали 3 формы феод, ренты-продуктовая, денежная и отработочная, но преобладала продуктовая.
Приход и оседание в А. на протяжении длит. ист. периода (7-11 вв.) компактных масс тюркоязычных племён привели к вытеснению древних местных языков тюркским яз., уже к 11-13 вв. ставшим разговорным языком коренного населения А. Вновь образовавшийся азерб. яз., относящийся к тюркской языковой семье, сохранил элементы коренных языков и не сразу стал лит. языком. В делопроизводстве, науке и лит-ре долго ещё сохранялись языки арабский и фарси. К этому же времени сформировалась азерб. народность.
В течение столетий творческим гением народа создавались материальные и духовные ценности. В И-12 вв. видные учёные Макки ибн Ахмед, Бахманяр, поэты-мыслители Хатиб Тебризи, Хага-ни, Низами Ганджеви, поэтесса Мехсети Гянджеви и др. внесли крупный вклад в развитие азерб. и мировой культуры. В А. сохранились шедевры зодчества этой эпохи: мавзолеи Юсуфа, сына Кусейира и Момине-хатун в Нахичевани, башня Кыз-каласы (Девичья башня) в Баку и др.
В 30-х гг. 13 в. А. был завоёван монг.-тат. ордами. Они превратили в развалины цветущие торг.-ремесл. центры (Байлакан, Ганджа, Шемаха, Ардебиль, Барда и др.). На завоёванных землях А. и в сопредельных странах возникло гос-во Хулагуидов. При их владычестве, про должавшемся до 60-70-х гг. 14 в., были уничтожены оросит, каналы, а плодородные пашни превращены в пастбища. С. х-во пришло в упадок. К монг.-тат. военно-кочевой знати перешло много земель, принадлежавших местным феодалам. Часть земель по-прежнему оставалась в пользовании крест, общин - джамаатов. В 13-14 вв. происходили антимонг. и антифеод, выступления в Карабахе, Аране, Ширване и Тебризе. Тяжёлый чужеземный и феод, гнёт затормозил, но не остановил развития культуры А. В 13-14 вв. в А. жили и творили выдающиеся поэты Зульфигар Шир-вани, Авхеди Марагаи, Иззеддин Гасан-оглы, учёные Насирэддин Туей- основатель Марагинской обсерватории, философ Махмуд Шабустари, историки Фазлул-лах Рашидаддин, Мухаммед Нахичевани и др.
В кон. 14 в. А. подвергался нашествию войск Тимура. В кон. 14-15 вв. значит, мощь приобрело гос-во Ширваншахов, в 15 в. возникли новые гос. образования - Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу; последние занимали значит, часть юж. земель А. Осн. центр по произ-ву шёлка-сырца - Ширван - играл в это время важную роль в торговле А. с др. странами. Усилились торг.-экономич. и дипломатич. связи А. с Русью. В Москву посылались посольства Ширваншахов, Щирван посещали посольства Моск. гос-ва.
Осн. центры азерб. культуры в кон. 14-15 вв.- Тебриз и Шемаха. В 15 в. были воздвигнуты: дворец Ширваншахов в Баку - шедевр ср.-век. азерб. зодчества, Голубая мечеть в Тебризе и др.
Важную роль в истории А. сыграло образование в нач. 16 в. на азерб. землях гос-ва Сефевидов, ставшего вскоре могуществ. державой, расположенной на обширной терр. от Сырдарьи до Евфрата. Основателем её был шах Исмаил I (правил 1502-24). К сер. 16 в. почти весь А. входил в Сефевидское гос-во. Объединение страны способствовало подъёму хоз. и культурной жизни, облегчило борьбу народа против иноземных, в первую очередь тур., завоевателей. Первоначально в жизни Сефевидского гос-ва гл. роль играла азерб. знать. Управление областями и почти все придворные должности находились в её руках. Армия набиралась гл. обр. из азербайджанцев. При шахском дворе, в войске, порой и в дипломатич. переписке употреблялся азерб. яз. В 16 в. вновь стали обрабатываться пахотные земли, обращённые при монголо-татарах в пастбища, восстанавливается разрушенная ими оросит, сеть; упраздняется тяжёлая подать - тамга, взимавшаяся в пользу монг.-тат. военно-кочевой знати. Значительно возросла роль Тебриза, Шемахи, Баку, Ардебиля, Джульфы и др. городов А., в к-рых было высоко развито ремесл. произ-во. Расширились торг, связи городов А. с соседними закавк. странами, с Россией, Ираном, Турцией, Индией. Завязалась торговля с Англией, Францией, Италией. В кон. 16 в. из Щирвана ежегодно вывозились за границу десятки тысяч пудов шёлка-сырца. Города А. превратились в крупные торг, центры. Наряду с азерб. купцами в них вели торговлю арм., груз., иран., ин |